Файл: Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению п 86 редакционноиздательского совета.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 573
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса обусловливается: 1) качеством педагогической деятельности и 2) качеством учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса обусловлены: 1) потребностями общества и личности; 2) возможностями (материально-техническими, экономическими и другими) общества; 3) условиями протекания процесса (морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими).
Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, то есть в принципах. Назовем основные принципы педагогического процесса.
1. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса; в нем выражается необходимость сочетания целей общества и личности.
2. Обеспечение связи педагогического процесса с жизнью и производственной практикой. Этот принцип предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами.
3. Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств.
4. Принцип научности – ведущий принцип при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией.
5. Принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Суть этого принципа состоит в требовании организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.
6. Принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.
7. Принцип требования преемственности, последовательности и систематичности, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений и навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.
8. Принцип наглядности – важнейшее организующее положение не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического процесса. Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления от конкретного к абстрактному.
9. Принцип эстетизации всей жизни, прежде всего, обучения и воспитания. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.
10. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания учащихся, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество.
11. Принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе.
12. Принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью к ней – это важнейший принцип организации педагогической деятельности.
13. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности связан с практической реализацией принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью к ней.
14. Принцип доступности и посильности в обучении и воспитании означает, что деятельность учащихся должна строиться на основе учета их реальных возможностей.
15. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников предполагает, что содержание, формы и методы организации их деятельности не остаются неизменными на разных возрастных этапах.
16. Принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития; реализация этого принципа связывается, прежде всего, с деятельностью памяти, но не механической, а смысловой. Прочными, как правило, становятся те знания, которые добываются самостоятельно.
Лекция 15.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
В самом общем понимании «общечеловеческими» принято называть сегодня те ценности, которые сближают духовные устремления представителей различных культур и образовательных систем разных стран. Забота о самосохранении заставляет сближать позиции и взаимно учитывать интересы отдельных групп, сословий, наций, принимать документы, в которых предпринимаются попытки правового закрепления ценностей, признаваемых большинством, в том числе и в области образования.
Мир ценностей – это не мир «вещей», он не поддается рационально-логическому объяснению, и многочисленные попытки создания «научной теории ценностей» пока не увенчались успехом. Ценности вычерпываются и впитываются человечеством из всего контекста культуры. Ценностные подходы к осмыслению образования только начинают предприниматься в современной философии образования, где различаются ценности образования (его значимые приоритеты) и образование как ценность (отношение к образованию и оценка его значимости).
Ценностное отношение к образованию постепенно вырабатывалось в культурно-историческом развитии народов, и каждое поколение осмысливает и оценивает значимость образования заново. В культурно-историческом развитии ценностные ориентации образования изменялись с преобладания отдельных функциональных характеристик образования (ценность грамотности, просвещенности, естественнонаучного знания, способов действия и тому подобное) и до признания самоценности образования, его роли в целостном развитии личности. При этом ценностное отношение человека к миру, мир человеческих ценностей ускользал от внимания педагогов, став основой лишь гуманистических моделей образования.
Уважение к образованию, стремление к достижению высокого его уровня признается важнейшей ценностью современного общества, наряду с открытостью новому опыту, пониманием разнообразия мнений и воззрений окружающих, некоторыми другими приоритетами. Это подтверждается конституционно закрепленным правом человека на образование во многих странах мира, Всеобщей Декларацией прав человека ООН, в Конвенции о правах ребенка (1989). (Декларация имеет рекомендательный характер, а конвенция – соглашение, имеющее обязательную силу для всех присоединившихся к ней государств). Признание образования в качестве общечеловеческой ценности подчеркивает общие ценностные приоритеты образования для различных национальных образовательных систем. В соответствии с Законом об Образовании (1992) основные идеи вышеназванных документов положены в основу государственной политики в области образования в нашей стране. Главными среди таких идей в области образования являются:
- приоритет интересов растущего человека перед интересами общества;
- право каждого человека на образование, причем, на обязательное и бесплатное начальное образование;
- обеспечение учебных дисциплин с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства учащегося;
- право на получение образования, содержание которого утверждает достоинство человека.
Основная идея – наилучшее обеспечение интересов растущего человека – выражается в четырех основных требованиях к обеспечению его прав: выживание, развитие, защита и активное участие в жизни общества. Признание человека высшей ценностью, а его блага – высшей целью образования отражено в принципах его гуманизации, демократизации. Таким образом, гуманистическая ориентация образования признается основой и точкой отсчета в его организации и построении.
Гуманистическая ориентация образования – система приоритетов в деятельности его субъектов, направленных на развитие личности, ее способности к осознанному и ответственному выбору в различных ситуациях жизнедеятельности на основе ценностей гуманистической культуры. Гуманистические ценности образования – его человеческие смыслы, общественно одобряемые, реализуемые в образовательной сфере.
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека. Человек как критерий оценки социального прогресса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения системы образования.
Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полусубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу – способствовать всеми возможными способами развитию личности учащегося. Гуманизация требует изменения отношений в системе установления связей сотрудничества учитель-ученик, преподаватель-студент. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы педагога.
Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный социально-педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.
Образование – это процесс искусственный, сознательно организуемый, целенаправленный. Категория цели является для педагогики центральной и реализуемой на самых разных уровнях: от стратегических целей образования – до конкретного целевого действия педагога. От того, как будет сформулирована цель, зависит фактически и вся образовательная теория и технология ее реализации.
XXI век называют веком образования. Ныне образование рассматривается как реализация неотъемлемого права человека. Человек не бывает от природы тем, кем он должен быть, поэтому он нуждается в образовании. Человек воспитывает, как часто выражаются, свою вторую натуру, вторую природу. Вопрос в том, какой он ее сделает? Поднимется ли он всего лишь чуть-чуть выше своих природных оснований? Или же овладеет специализированным знанием, усвоит ценности и науки, и культуры, и практики? В наши дни мало кто сомневается в том, что действительное образование делает человека соучастником в знании целого. Образование включает человека в деяния человечества, а потому цель образования – человечность.
В 1997 году в Сингапуре состоялась Всемирная конференция по проблемам мышления. Сингапур – страна маленькая, да к тому же почти напрочь лишенная природных ресурсов. Однако страна процветает, а объясняют это тем, что Сингапур по уровню общей образованности занимает первое место в мире. Тем не менее, власти Сингапура обеспокоены будущим, стремятся определить новые горизонты образования. Видят же они их во всемерном внедрении в образование творческих методов.
Характерная черта современной мировой ситуации – неопределенность, многообразие связей. Чтобы успешно ориентироваться в этих условиях, требуется нестандартность мышления, способность к дискуссиям, отказ от бездумной зубрежки и заучивания. А это означает, что человеку приходится много самому работать, не удовлетворяться готовыми ответами, почерпнутыми из книг.
Образование все в большей степени становится непрерывным, оно берет свое начало в детстве и устремляется вслед за человеком в его старость. Теперь уже всем ясно, что невозможно раз и навсегда закончить свое образование: «Век живи – век учись», – гласит старинная пословица. В наши дни она приобретает, однако, новое звучание. Дело не просто в постоянной учебе, а в ее умелом налаживании. На каком-то этапе, чаще всего после окончания учебного заведения, человек становится учителем самого себя, он вынужден заниматься самообразованием.