Файл: Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению п 86 редакционноиздательского совета.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 590
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наблюдаются диспропорции в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, а рост сосудов отстает, что ведет к недостатку притока крови к отдельным органам, к повышению давления, головным болям. Все это специфически сказывается на поведении подростков. Они отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности, поднятию тяжестей и так далее. Но поскольку мышцы и кровеносная система окрепли еще недостаточно, поэтому подростки быстро устают, а чрезмерные физические нагрузки нередко приводят к травмам.
Все эти физические изменения осложняются половым созреванием. Половое созревание является центральным фактором физического развития подростка. Оно оказывает существенное влияние на работу внутренних органов и ведет к появлению новых ощущений, чувств, переживаний, мыслей, влечений. Перестройка в эндокринной системе часто является причиной общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, двигательной активности, периодической вялости и апатии.
Развитие мозга, дальнейшее структурное формирование нервных клеток создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. В отличие от младших школьников они не ограничиваются внешним восприятием предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, причинно-следственные связи, задают много вопросов, требуют от учителя аргументации вопросов и убедительного доказательства ответов. У них развивается абстрактное мышление и логическая память. В процессе осмысления и запоминания материала подростки трансформируют текст и воспроизводят основной смысл, происходит постепенный отказ от дословного заучивания с помощью повторений, замедляется развитие механической памяти. Вербальный материал воспринимается и запоминается уже на уровне формирования понятий. Восприятие становится плановым, последовательным, преднамеренным, но внимание отличается противоречивостью: с одной стороны, вербально-логическая память способствует устойчивости произвольного внимания, с другой – обилие впечатлений, переживаний, активность, импульсивность подростка проводит к неустойчивости внимания.
Развиваются также навыки научного
мышления, благодаря которым подростки рассуждают о прошлом, настоящем, будущем, выдвигают гипотезы, строят прогнозы. Речь подростка становится более сложной, отличается самостоятельностью и последовательностью, происходит увеличение словарного запаса, в основном, за счет специальных научных терминов, усваиваемых в процессе изучения различных учебных предметов. Развитие интеллектуальной сферы оказывает влияние на развитие других сторон психики подростка. В психическом облике подростка чаще всего сочетаются, по словам Н.С. Лейтеса, активность анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность и впечатлительность.
Центральным новообразованием личности в подростковом возрасте является «чувство взрослости» и на этой основе происходит возникновение нового уровня самосознания. Если дошкольник играет во взрослого, младший школьник подражает ему, то подросток ставит себя в ситуацию взрослого, стремится к самостоятельности.
В 12-14 лет в психологическом развитии подростка наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Он заключается в том, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено. Стремление к самоутверждению и самовыражению внешне может проявляться в грубости и нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию взрослых. Особо важным случаем проявления недостатков социализации подростков является девиантное поведение, проявляющееся в поступках, отражающих нравственные пороки, отступления от принципов и норм морали и права.
Однако бывают случаи бескризисного развития. Чаще это происходит тогда, когда взрослые в воспитании подростка учитывают основные новообразования личности. Подростки охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Подростков отличает высокий коллективизм, их привлекают общие интересы, совместная деятельность. Они высоко дорожат мнением сверстников и остро реагируют на свое положение в коллективе. Существенной возрастной чертой является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Если надо сделать выбор между мнением учителя и мнением коллектива, подросток чаще всего придерживается мнения своих товарищей. Однако недочеты других подростки судят строго, а о своих забывают, поэтому требуется развивать у них самокритичность и побуждение к самовоспитанию.
Старший школьный возраст – это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости.
У учащихся этого возраста сглаживаются те противоречия и диспропорции, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, ликвидируется отставание в развитии кровеносно-сосудистой системы. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность. В основном заканчивается половое созревание. На более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности и чувственной сферы.
Преобладающее значение в познавательной деятельности занимает абстрактное мышление, аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнению; а присущая подросткам категоричность суждения уступает место гипотетическому мышлению, стремлению понять связь между количественными и качественными изменениями. Склонность к абстрактному мышлению типична, главным образом, для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по прилежанию и успеваемости, их познавательные интересы менее определены. Для юношей наиболее распространен интерес к изучению предметов естественного цикла, у девочек художественно-гуманитарные интересы превалируют на естественнонаучными.
Развитие мыслительных способностей порождает у старшеклассников стремление облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать афоризмы, высказывания выдающихся деятелей. Это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, разъяснять научные термины, иностранные слова.
Происходит дифференциация умственных способностей. Развитие интеллекта способствует развитию творческих способностей. Однако оригинальность мышления юноши легко спутать с оригинальничанием как средством самоутверждения, а тягу к самостоятельности – с возрастной самоуверенностью и негативизмом. Это налагает на педагогов большую ответственность. Обучение должно стимулировать самостоятельность и творчество старшеклассников.
Старшеклассник вступает в новую социальную ситуацию развития: в завершающий этап первичной социализации. Главная задача этого возраста – выбор профессии. Переход в старшие классы или новые учебные заведения подразумевает не только новые коллективы, но и, главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Расширяется диапазон социальных ролей, старшеклассник становится активным субъектом саморазвития и самоопределения. Ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассника формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы. Обостренность сознания и чувств старшеклассников в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором профессии следует иметь в виду при проведении профориентационной работы с ними.
Еще одно важнейшее приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса личной идентификации, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов. Соответственно, различаются критерии юношеских и девичьих самооценок. Если юноша оценивает себя, главным образом, по своим предметным достижениям, ядро его личности и самосознания больше зависит от его профессионального самоопределения и достижений в избранной деятельности, то для девочки важнее межличностные отношения, в женском самосознании семье придается большее значение, чем профессии. Одно из важнейших новообразований данного возраста – чувство любви.
Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и характеру, но и по направленности личности (потребностям, мотивам учения и выбора профессии, самосознанию и т.п.). Индивидуальные особенности личности проявляются и в выборе жизненного пути.
Юношеский возраст – общепризнанно, переходный период к самостоятельной взрослой жизни, время становления социальной зрелости человека, интенсивного развития интеллектуальных и творческих сил (при благоприятных условиях), формирования мировоззрения, убеждений, нравственных принципов и критериев. Но именно вследствие этого молодежь подвержена целому вихрю противоречий и претерпевает значительные изменения, которые можно охарактеризовать с трех сторон:
– с биологической, которая включает особенности высшей нервной деятельности, чувствительность анализаторов, уровень и качество мнемонической деятельности и т.д.; в целом, завершается процесс физиологического созревания человека;
– с социальной, поскольку происходит смена социальной ситуации развития – в той или иной степени освобождение от родительской опеки, профессиональное самоопределение, обогащение общения, гражданское и моральное созревание и т.д., то есть происходит становление общественных отношений и качеств в соответствии с принадлежностью к определенной социальной группе;
– с психологической, которая обусловлена новообразованиями в психике, например, проявлением способности к абстрактному мышлению, скачками в интеллектуальном развитии, качественным изменением самосознания и характера, всей системы ценностных ориентаций и т.п.
Психологи утверждают, что для юношеского возраста характерно достижение оптимума в развитии большинства психических, социальных и физических возможностей, например, максимальная пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков, наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач, усиление сознательных мотивов поведения и т.д.
По мнению многих ученых, юношеский возраст является сензитивным периодом саморазвития личности. Однако степень и глубина проявления саморазвития зависит не только от возраста, но и от личностных качеств и способностей человека, от социальных условий.
Юность – пора самоанализа и самооценок, развитие самосознания является центральным психологическим процессом, но встает вопрос об адекватности самовосприятия: реальное «Я» еще не полностью понято и оценено личностью, а идеальное «Я» не всегда выработано самостоятельно и соответствует целям личности. Возрастающие интеллектуальные и физические силы, сопровождаемые вниманием к собственной внешности, нередко создают иллюзию «всемогущества», формируют завышенную самооценку, что приводит к несоответствию имеющихся способностей и возможностей их реализации.
Возможен и обратный эффект – формирование неуверенности в себе, неустойчивость образов «Я», пониженное самоуважение, болезненная реакция на критику, смех, плохое мнение окружающих. Неадекватная идентичность может привести к избеганию близких межличностных отношений, застенчивости, уходу от действительности в мир мечты или, что нередко происходит сейчас, в виртуальный компьютерный мир; страху взросления и перемен, неспособности строить жизненные планы; неумению мобилизовать свои внутренние ресурсы, неспособности к концентрации на главной деятельности; отказу от самоопределения и выбору отрицательных образов для подражания.