Файл: Рекомендации по методике проведения занятий на огневой полосе психологической подготовки пожарных и ее оборудование (1983г.) Введени е.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 232

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В задачу отделения на данном этапе входит преодоление ка­бельного коллектора в стесненных и задымленных условиях. За­дымление в коллекторе создается путем сжигания горючей жид -кости (промасленной ветоши) в противнях, установленных в раз­рывах между блоками коллектора. Снаряд позволяет формировать у личного состава готовность к преодолению трудностей и опасностей, воспитывать у них смелость, решительность и самооблада­ние при попадании в необычные стесненные условия окружающей обстановки.

Снаряд № 7. Металлическая площадка эстакады с поврежденным технологическим оборудованием состоит из площадки размером в плане 2х10 м, укрепленной на железобетонных опо­рах и расположенной на высоте 4 м. На площадку ведет наклон­ная металлическая лестница шириной 0,8 м. С левой стороны пло­щадки смонтирован "поврежденный" технологический трубопровод диаметром 100 мм с задвижками. Правая сторона площадки оборудована наклонной поверхностью под углом 45 , имитирующей скат крыши. В конце площадки стационарно установлен лафетный ствол ПЛС-П20 и на расстоянии 0,5 м от края площадки столб (труба) диаметром 15—20 см или вертикальная металлическая лестница для спуска пожарных на землю. Площадка по периметру оборудована ограждающими поручнями высотой 1 м.

При подходе личного состава к этому снаряду включается насос по перекачке ЛВЖ в трубопровод, имеющий повреждение во фланцевом соединении. В результате горючая жидкость под дав­лением 2—3 кг*см истекает из фланцевого соединения и, вспых­нув, создает зону пламени у входа на эстакаду. Поднявшись на площадку, один из пожарных перекрывает задвижку поврежденно­го трубопровода. Другие пожарные отделения прокладывают по площадке эстакады рукавные линии к лафетному стволу. Стволь­щик струёй воды из лафетного ствола поражает мишень, располо­женную на расстоянии 15-20 м от эстакады. Поразив мишень, пожарные по столбу (трубе) или лестнице производят спуск с площадки эстакады, завершив тем самым полностью преодоление огневой полосы. Выполнение упражнений на седьмом этапе позво­ляет отработать действия личного состава по ликвидации аварий­ных ситуаций в технологических установках, приемы и способы работы па наклонных плоскостях в условиях высоты и подачу огнетушащих средств в имитируемый очаг пожара (мишень).

Снаряд № 8. Мишень состоит из емкости для заполнения се водой от лафетного ствола, установленного на снаряде № 7. Мишень расположена на расстоянии 15-20 м от снаряда № 7 на высоте 5 м от нулевой отметки.


III. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ НА ОГНЕВОЙ ПОЛОСЕ

' 3.1^ Основным методом обучения на огневой полосе считать практический показ с краткими объяснениями руководителя за­нятий.

3.2. Все занятия, как правило, следует начинать с провер­ки знаний материала, правильности выполнения упражнений, изу­ченных на предыдущем занятии. Во время занятий необходимо тщательно наблюдать за самочувствием обучаемых.

3.3. При появлении у обучаемых или у одного из них во время занятий на огневой полосе признаков переутомления руко­водитель занятой должен снизить темп движений, освободить уто­мившихся (утомившегося), от выполнения упражнений и при не­обходимости направить к врачу.

5.4. Отработку упражнений по преодолению препятствий на­до производить в строгой последовательности, переходя от легких простых к трудным и сложным, с постепенным увеличением нагрузки на организм.

3.5. Продолжительность каждого тренировочного занятия на огневой полосе должна быть не более двух часов. Время, отве­денное на занятие, рекомендуется распределять следующим обра­зом:

подготовительная часть - 10-15 мин. Построение, провер­ка внешнего вида, постановка задачи, инструктаж по технике бе­зопасности, разминка;

основная часть - 60-70 мин. Это время отводится для пра­вильного выполнения упражнений на этапах, совершенствования приемов работы с пожарным оборудованием в условиях, прибли­женных к боевой обстановке, отработки взаимодействия между номерами боевого расчета. Физическая нагрузка в период основ­ной части занятия дается с учетом подготовленности занимающих­ся. Она регулируется количеством повторений упражнений на том или ином снаряде, интенсивностью упражнений и условиями ' их выполнения;

заключительная часть - 10-15 мин. Это время отводится на подведение итогов занятия. Она включает в себя объявления результатов тренировки, оценок каждому пожарному и выдачу за­даний для .самостоятельной подготовки.

IV. ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЯ К ЗАНЯТИЯМ.

Для обеспечения высокого уровня подготовки обучаемых ру­ководитель занятий должен постоянно совершенствовать свои зна­ния и методическое мастерство, тщательно готовиться и качест­венно проводить занятия, воспитывать у обучаемых чувство от­ветственности за успешное овладение изучаемыми вопросами. В ходе обучения следует вырабатывать у личного состава высокие



морально-политические и боевые качества, психологическую устой­чивость, необходимые при работе на пожарах. На каждом занятии должна создаваться обстановка, которая вызывала бы напряжение умственных и физических способностей обучаемых и приучала их к, проявлению стойкости, выносливости и находчивости.

Подготовка руководителя к занятиям должна состоять из следующих основных элементов:

4.1. Определение учебной цели занятия, его содержания, по­следовательности и методики проведения.

4.2. Изучение учебной и специальной литературы, а также документов по вопросам, относящимся к содержанию занятия и методике его проведения.

4.3. Подбор и подготовка наглядных пособий (схем, плана огневой полосы, слайдов, фотографий, средств имитации), необхо­димых для проведения занятий в классе и на огневой полосе.

4.4. Составление плана-конспекта. План-конспект должен быть содержательным, конкретным и аккуратно оформленным. Во всех случаях он должен состоять из общей части и разработки. В общей части указывается: наименование темы занятия, учебная цель, время, дата проведения, метод проведения, порядок прове­дения занятия, перечень литературы, используемой -для подготов­ки к занятию.

Разработку целесообразно составлять по следующей форме;

В опросы, подлежащие изучению Краткие методические ука-

и отработке зания
План-конспект подписывается руководителем занятия и пред­ставляется на просмотр и утверждение старшему начальнику.

V. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ НА ОГНЕВОЙ ПОЛОСЕ

Многие приемы и способы, используемые в процессе прове­дения занятий на огневой полосе с личным составом, небезопас­ны. Однако речь идет не о полном ограждении пожарных от трудностей и опасностей, а о необходимости научить их умело

преодолевать эти трудности в боевой обстановке, исключив при этом возможность несчастных случаев. Необходимые меры по тех­нике безопасности не должны превращаться в перестраховку, ме­шать постоянному совершенствованию боевого мастерства лично­го состава, формированию готовности правильно и смело действо­вать в сложной ситуации.

5.1. Ответственность за обеспечение техники безопасности личного состава в период занятий на огневой полосе возлагается на руководителя занятий.


5.2. К занятиям по отработке упражнений на полосе при огневом воздействии допускаются лица, прошедшие курс обучения в объеме первоначальной подготовки и сдавшие зачеты.

5.3. Во всех случаях при проведении занятий на огневой по­лосе руководитель занятий назначает ответственного за технику безопасности из лиц начальствующего состава.

5.4. Все виды тренировок личным составом выполняются в боевой одежде и снаряжении, а в отдельных случаях и в теплоотражательных костюмах.

5.5. Для имитации пожара в емкостях огневой полосы необ­ходимо применять нетоксичные горючие жидкости и вещества.

5.6. Запрещается наполнение неохлажденных емкостей и лот­ков снарядов нефтепродуктами:

5.7. Для быстрого оповещения людей об опасности руководи­телем занятий устанавливается единый сигнал.

5.8. Территория огневой полосы должна быть ограждена. Запрещается допуск посторонних лиц на территорию без сопровож­дения работников пожарной охраны.

5.9. Аппараты, насосы, емкости, трубопроводы и другое обо­рудование огневой полосы после занятий необходимо очищать от остатков ЛВЖ, ГЖ и промасленной ветоши.

5.10. Для розжига горючей жидкости на снарядах изготав­ливаются специальные факелы длиной не менее/I м.

5.11. Для контроля за обстановкой на этапах следует вы­ставлять посты безопасности (пожарный со стволом), рукавная линия должна быть заполнена водой под рабочим давлением.

'5.12. При преодолении препятствий огневой полосы каждый пожарный должен следить за впереди идущим товарищем и не те­рять его из вида.

5.13. Перед началом занятий руководитель обязан проверить исправность каждого снаряда огневой полосы.

5.14. Следует ограничивать применение ЛВЖ и ГЖ с откры­тым зеркалом жидкости. Целесообразно применять в качестве средств горения и задымления тряпки, ветошь и т.п. отходы, про­питанные отработанными маслами.

5.15. Проведение занятий на огневой полосе в ночное вре­мя запрещается.

5.16. Для оказания первой доврачебной помощи в случае по­лучения пожарными травм или стрессового перенапряжения необ­ходимо иметь аптечки со следующими медикаментами:

настойка йодная (5 %), фуропласт, марганцовокислый калий в кристаллах, бинты стерильные и нестерильные, вата гигроско­пическая, бытовая и гигиеническая, липкий пластырь, борная кис­лота, трубка резиновая (жгут) длиной 100 см (для оказания по­мощи при травмах);


настойка валерианы, раствор аммиака (10 %), валидол и стаканчик для приема лекарств(для оказания помощи при обмороч­ном состоянии).
VI. ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ НА ОГНЕВОЙ ПОЛОСЕ

Необходимым условием успеха подготовки пожарных на огне­вой полосе является строгое соблюдение последовательности про­хождения снарядов, включаемых в маршрут тренировочного заня­тия. Соблюдение периодичности тренировок позволит в оптималь­но короткий срок освоить программу психологической подготовки, предупредить детренированность пожарных с большим сроком слу­жбы, а также поддержать их заинтересованность в проведении занятий на огневой полосе.

6.1. Для пожарных со сроком службы до шести месяцев тре­нировки рекомендуется проводить на следующих снарядах огневой полосы:

металлический фрагмент трехэтажного дома;

лабиринт;

подземная открытая емкость с горящей жидкостью;

кабельный коллектор.

6.2. Интервал между двумя первыми занятиями (теоретиче­ским и первым практическим) не должен превышать двух недель, между остальными - одного месяца. Количество тренировок, обеспечивающее удовлетворительный уровень адаптации к тем или иным факторам, моделируемым на отдельных снарядах огневой по­лосы, приведено в прил. 4.

Первое занятие (теоретическое) должно быть посвящено воп­росам первоначальной подготовки пожарных в области психологии, разъяснению значимости психологической подготовки в деле со­вершенствования их боевого мастерства и выработке положитель­ного настроения у обучающихся к проведению практических заня­тий на снарядах огневой полосы.

Тезисы теоретического занятия приведены в прил. 5. Второе и третье занятия проводятся на снарядах № 1 и № 2. Цель занятий - первоначальная адаптация к факторам, моделируемым данными снарядами.

Четвертое и пятое занятие включают в себя выполнение упражнений на снарядах № 1, № 2, № 3 и № 6.

Цель занятий - дальнейшая адаптация к факторам, моделируемым снарядами № 1 и № 2, а также первоначальная отработ­ка навыков работы на снарядах № 3 и № 6.

Шестое и седьмое занятия аналогичны четвертому и пятому. Отличие состоит в изменении маршрута прохождения на снаряде № 2. При выполнении упражнений на снарядах без учета времени прохождения этапов допускается изменение схемы маршрута на снаряде № 2 без предварительного ознакомления с ней личного состава пожарной охраны. Цель занятий - дальнейшая адаптация к факторам, моделируемым указанными снарядами.