Файл: Рекомендации по методике проведения занятий на огневой полосе психологической подготовки пожарных и ее оборудование (1983г.) Введени е.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 232
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В задачу отделения на данном этапе входит преодоление кабельного коллектора в стесненных и задымленных условиях. Задымление в коллекторе создается путем сжигания горючей жид -кости (промасленной ветоши) в противнях, установленных в разрывах между блоками коллектора. Снаряд позволяет формировать у личного состава готовность к преодолению трудностей и опасностей, воспитывать у них смелость, решительность и самообладание при попадании в необычные стесненные условия окружающей обстановки.
Снаряд № 7. Металлическая площадка эстакады с поврежденным технологическим оборудованием состоит из площадки размером в плане 2х10 м, укрепленной на железобетонных опорах и расположенной на высоте 4 м. На площадку ведет наклонная металлическая лестница шириной 0,8 м. С левой стороны площадки смонтирован "поврежденный" технологический трубопровод диаметром 100 мм с задвижками. Правая сторона площадки оборудована наклонной поверхностью под углом 45 , имитирующей скат крыши. В конце площадки стационарно установлен лафетный ствол ПЛС-П20 и на расстоянии 0,5 м от края площадки столб (труба) диаметром 15—20 см или вертикальная металлическая лестница для спуска пожарных на землю. Площадка по периметру оборудована ограждающими поручнями высотой 1 м.
При подходе личного состава к этому снаряду включается насос по перекачке ЛВЖ в трубопровод, имеющий повреждение во фланцевом соединении. В результате горючая жидкость под давлением 2—3 кг*см истекает из фланцевого соединения и, вспыхнув, создает зону пламени у входа на эстакаду. Поднявшись на площадку, один из пожарных перекрывает задвижку поврежденного трубопровода. Другие пожарные отделения прокладывают по площадке эстакады рукавные линии к лафетному стволу. Ствольщик струёй воды из лафетного ствола поражает мишень, расположенную на расстоянии 15-20 м от эстакады. Поразив мишень, пожарные по столбу (трубе) или лестнице производят спуск с площадки эстакады, завершив тем самым полностью преодоление огневой полосы. Выполнение упражнений на седьмом этапе позволяет отработать действия личного состава по ликвидации аварийных ситуаций в технологических установках, приемы и способы работы па наклонных плоскостях в условиях высоты и подачу огнетушащих средств в имитируемый очаг пожара (мишень).
Снаряд № 8. Мишень состоит из емкости для заполнения се водой от лафетного ствола, установленного на снаряде № 7. Мишень расположена на расстоянии 15-20 м от снаряда № 7 на высоте 5 м от нулевой отметки.
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ НА ОГНЕВОЙ ПОЛОСЕ
' 3.1^ Основным методом обучения на огневой полосе считать практический показ с краткими объяснениями руководителя занятий.
3.2. Все занятия, как правило, следует начинать с проверки знаний материала, правильности выполнения упражнений, изученных на предыдущем занятии. Во время занятий необходимо тщательно наблюдать за самочувствием обучаемых.
3.3. При появлении у обучаемых или у одного из них во время занятий на огневой полосе признаков переутомления руководитель занятой должен снизить темп движений, освободить утомившихся (утомившегося), от выполнения упражнений и при необходимости направить к врачу.
5.4. Отработку упражнений по преодолению препятствий надо производить в строгой последовательности, переходя от легких простых к трудным и сложным, с постепенным увеличением нагрузки на организм.
3.5. Продолжительность каждого тренировочного занятия на огневой полосе должна быть не более двух часов. Время, отведенное на занятие, рекомендуется распределять следующим образом:
подготовительная часть - 10-15 мин. Построение, проверка внешнего вида, постановка задачи, инструктаж по технике безопасности, разминка;
основная часть - 60-70 мин. Это время отводится для правильного выполнения упражнений на этапах, совершенствования приемов работы с пожарным оборудованием в условиях, приближенных к боевой обстановке, отработки взаимодействия между номерами боевого расчета. Физическая нагрузка в период основной части занятия дается с учетом подготовленности занимающихся. Она регулируется количеством повторений упражнений на том или ином снаряде, интенсивностью упражнений и условиями ' их выполнения;
заключительная часть - 10-15 мин. Это время отводится на подведение итогов занятия. Она включает в себя объявления результатов тренировки, оценок каждому пожарному и выдачу заданий для .самостоятельной подготовки.
IV. ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЯ К ЗАНЯТИЯМ.
Для обеспечения высокого уровня подготовки обучаемых руководитель занятий должен постоянно совершенствовать свои знания и методическое мастерство, тщательно готовиться и качественно проводить занятия, воспитывать у обучаемых чувство ответственности за успешное овладение изучаемыми вопросами. В ходе обучения следует вырабатывать у личного состава высокие
морально-политические и боевые качества, психологическую устойчивость, необходимые при работе на пожарах. На каждом занятии должна создаваться обстановка, которая вызывала бы напряжение умственных и физических способностей обучаемых и приучала их к, проявлению стойкости, выносливости и находчивости.
Подготовка руководителя к занятиям должна состоять из следующих основных элементов:
4.1. Определение учебной цели занятия, его содержания, последовательности и методики проведения.
4.2. Изучение учебной и специальной литературы, а также документов по вопросам, относящимся к содержанию занятия и методике его проведения.
4.3. Подбор и подготовка наглядных пособий (схем, плана огневой полосы, слайдов, фотографий, средств имитации), необходимых для проведения занятий в классе и на огневой полосе.
4.4. Составление плана-конспекта. План-конспект должен быть содержательным, конкретным и аккуратно оформленным. Во всех случаях он должен состоять из общей части и разработки. В общей части указывается: наименование темы занятия, учебная цель, время, дата проведения, метод проведения, порядок проведения занятия, перечень литературы, используемой -для подготовки к занятию.
Разработку целесообразно составлять по следующей форме;
В опросы, подлежащие изучению Краткие методические ука-
и отработке зания
План-конспект подписывается руководителем занятия и представляется на просмотр и утверждение старшему начальнику.
V. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ НА ОГНЕВОЙ ПОЛОСЕ
Многие приемы и способы, используемые в процессе проведения занятий на огневой полосе с личным составом, небезопасны. Однако речь идет не о полном ограждении пожарных от трудностей и опасностей, а о необходимости научить их умело
преодолевать эти трудности в боевой обстановке, исключив при этом возможность несчастных случаев. Необходимые меры по технике безопасности не должны превращаться в перестраховку, мешать постоянному совершенствованию боевого мастерства личного состава, формированию готовности правильно и смело действовать в сложной ситуации.
5.1. Ответственность за обеспечение техники безопасности личного состава в период занятий на огневой полосе возлагается на руководителя занятий.
5.2. К занятиям по отработке упражнений на полосе при огневом воздействии допускаются лица, прошедшие курс обучения в объеме первоначальной подготовки и сдавшие зачеты.
5.3. Во всех случаях при проведении занятий на огневой полосе руководитель занятий назначает ответственного за технику безопасности из лиц начальствующего состава.
5.4. Все виды тренировок личным составом выполняются в боевой одежде и снаряжении, а в отдельных случаях и в теплоотражательных костюмах.
5.5. Для имитации пожара в емкостях огневой полосы необходимо применять нетоксичные горючие жидкости и вещества.
5.6. Запрещается наполнение неохлажденных емкостей и лотков снарядов нефтепродуктами:
5.7. Для быстрого оповещения людей об опасности руководителем занятий устанавливается единый сигнал.
5.8. Территория огневой полосы должна быть ограждена. Запрещается допуск посторонних лиц на территорию без сопровождения работников пожарной охраны.
5.9. Аппараты, насосы, емкости, трубопроводы и другое оборудование огневой полосы после занятий необходимо очищать от остатков ЛВЖ, ГЖ и промасленной ветоши.
5.10. Для розжига горючей жидкости на снарядах изготавливаются специальные факелы длиной не менее/I м.
5.11. Для контроля за обстановкой на этапах следует выставлять посты безопасности (пожарный со стволом), рукавная линия должна быть заполнена водой под рабочим давлением.
'5.12. При преодолении препятствий огневой полосы каждый пожарный должен следить за впереди идущим товарищем и не терять его из вида.
5.13. Перед началом занятий руководитель обязан проверить исправность каждого снаряда огневой полосы.
5.14. Следует ограничивать применение ЛВЖ и ГЖ с открытым зеркалом жидкости. Целесообразно применять в качестве средств горения и задымления тряпки, ветошь и т.п. отходы, пропитанные отработанными маслами.
5.15. Проведение занятий на огневой полосе в ночное время запрещается.
5.16. Для оказания первой доврачебной помощи в случае получения пожарными травм или стрессового перенапряжения необходимо иметь аптечки со следующими медикаментами:
настойка йодная (5 %), фуропласт, марганцовокислый калий в кристаллах, бинты стерильные и нестерильные, вата гигроскопическая, бытовая и гигиеническая, липкий пластырь, борная кислота, трубка резиновая (жгут) длиной 100 см (для оказания помощи при травмах);
настойка валерианы, раствор аммиака (10 %), валидол и стаканчик для приема лекарств(для оказания помощи при обморочном состоянии).
VI. ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ НА ОГНЕВОЙ ПОЛОСЕ
Необходимым условием успеха подготовки пожарных на огневой полосе является строгое соблюдение последовательности прохождения снарядов, включаемых в маршрут тренировочного занятия. Соблюдение периодичности тренировок позволит в оптимально короткий срок освоить программу психологической подготовки, предупредить детренированность пожарных с большим сроком службы, а также поддержать их заинтересованность в проведении занятий на огневой полосе.
6.1. Для пожарных со сроком службы до шести месяцев тренировки рекомендуется проводить на следующих снарядах огневой полосы:
металлический фрагмент трехэтажного дома;
лабиринт;
подземная открытая емкость с горящей жидкостью;
кабельный коллектор.
6.2. Интервал между двумя первыми занятиями (теоретическим и первым практическим) не должен превышать двух недель, между остальными - одного месяца. Количество тренировок, обеспечивающее удовлетворительный уровень адаптации к тем или иным факторам, моделируемым на отдельных снарядах огневой полосы, приведено в прил. 4.
Первое занятие (теоретическое) должно быть посвящено вопросам первоначальной подготовки пожарных в области психологии, разъяснению значимости психологической подготовки в деле совершенствования их боевого мастерства и выработке положительного настроения у обучающихся к проведению практических занятий на снарядах огневой полосы.
Тезисы теоретического занятия приведены в прил. 5. Второе и третье занятия проводятся на снарядах № 1 и № 2. Цель занятий - первоначальная адаптация к факторам, моделируемым данными снарядами.
Четвертое и пятое занятие включают в себя выполнение упражнений на снарядах № 1, № 2, № 3 и № 6.
Цель занятий - дальнейшая адаптация к факторам, моделируемым снарядами № 1 и № 2, а также первоначальная отработка навыков работы на снарядах № 3 и № 6.
Шестое и седьмое занятия аналогичны четвертому и пятому. Отличие состоит в изменении маршрута прохождения на снаряде № 2. При выполнении упражнений на снарядах без учета времени прохождения этапов допускается изменение схемы маршрута на снаряде № 2 без предварительного ознакомления с ней личного состава пожарной охраны. Цель занятий - дальнейшая адаптация к факторам, моделируемым указанными снарядами.