Файл: Рекомендации по методике проведения занятий на огневой полосе психологической подготовки пожарных и ее оборудование (1983г.) Введени е.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 234
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Восьмое и девятое занятия являются контрольными в решении вопроса об уровне адаптации к факторам, моделируемым на снарядах № 1, № 2, № 3 и №6. Контроль за уровнем адаптации осуществляется с помощью методики пульсометрии (прил. 3).
Второе, четвертое и шестое занятия проводятся без воздействия дымового, огневого эффектов и прокладки рукавных линий. Третье, пятое, седьмое, восьмое и девятое занятия проводятся при воздействии опасных факторов пожара и с прокладкой рукавных линий.
Это позволит руководителю занятий по объективным данным судить о степени готовности отдельных пожарных и корректировать число занятий для наиболее подготовленных из них.
6.3. В период службы от шести месяцев до двух лет на занятиях рекомендуется выполнять упражнения на перечисленных в п. 6.1 снарядах с дополнительным включением в состав полосы снарядов № 5, № 7 и теплодымокамеры (при ее наличии на огневой полосе).
Интервалы между тренировочными занятиями в первые шесть месяцев не должны превышать одного месяца, затем тренировки проводятся один раз в три месяца.
В состав огневой полосы для первого занятия включаются снаряды № 1, № 2, № 3, № 5 и № 6. Цель первого занятия - адаптация к факторам, моделируемым указанными снарядами.
Второе занятие проводится аналогично первому с дополнительным включением в состав огневой полосы снаряда № 7. Цель занятия - дальнейшая адаптация и тренировка пожарных к осуществлению функций распределения внимания, а также правильности принятия решений при воздействии факторов, моделируемых на снаряде № 7.
Третье, четвертое, пятое, шестое и восьмое занятия проводятся аналогично второму с дополнительным усложнением задачи на отдельных снарядах по усмотрению руководителя занятий. Цель занятий - дальнейшая адаптация к моделируемым опасным факторам и совершенствование функций распределения внимания. Особое внимание в этот период подготовки рекомендуется обращать на выработку пожарными способности к осуществлению зрительного и слухового восприятия и интеллектуального контроля (приема правильных решений) одновременно за несколькими факторами моделируемой на снарядах ситуации.
Седьмое и девятое занятия проводятся в теплодымокамере с личным составом пожарной охраны, имеющим изолирующие противогазы. При отсутствии изолирующих противогазов занятия проводятся на огневой полосе аналогично шестому и восьмому. Цель занятий — дальнейшая тренировка пожарных по совершенствованию функций распределения внимания, умения ориентироваться в сложной незнакомой обстановке и принимать правильные решения.
6.4. Контроль за достигнутым уровнем адаптации должен проводиться (по возможности) на каждом занятии. При отсутствии такой возможности целесообразно выбрать восьмое и девятое тренировочные занятия.
6.5. Для, пожарных со сроком службы свыше двух лет занятия проводятся на всех снарядах огневой полосы с прокладкой рукавных линий и воздействием опасных факторов пожара.
Основной целью тренировок в этот период времени является предотвращение детренированности и снижения уровня адаптации к факторам ситуаций, моделируемых на снарядах огневой полосы. Занятия должны проводиться один раз в 4 месяца.
Первое занятие должно быть теоретическим. Руководитель информирует слушателей об итогах занятий на огневой полосе в течение предшествующих двух лет, приводит конкретные данные о достигнутых результатах в повышении уровня адаптации, быстроте и правильности принятия решений на тренировках и в резальных условиях тушения пожаров.
Руководителю занятий рекомендуется включать лиц из данного состава пожарных в звенья с меньшим сроком службы в качестве замыкающих. В этом случае для них ставится дополнительная цель - контроль за действиями остальных членов звена.
6.6. Для личного состава городских пожарных частей со сроком службы свыше шести месяцев допускается сокращать количество занятий на 30 % по отношению к указанным в п.п.6.3 и 6.5.
Первое, второе и третье занятия проводятся без воз -действия дымового, огневого эффектов и прокладки рукавных линий. Четвертое, пятое, шестое и восьмое занятия проводятся при воздействии опасных факторов ^пожара и с прокладкой рукавных линий.
Приложение 1 Снаряды огневой полосы психологической подготовки пожарных
Рис. 1. Снаряды огневой полосы психологической подготовки пожарных:
1 - металлический фрагмент трехэтажного дома; 2 - лабиринт; 3 - подземная открытая емкость с горящей жидкостью; 4 - фрагмент эстакады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны; Г) - трет над приямком с горящей жидкостью; 6 - кабельный коллектор; 7 - металлическая площадка эстакады с поврежденным технологическим' оборудованием; 8 - мишень
Приложение 2
Примерный перечень групп снарядов огневой полосы, родственных по функциональному назначению
Рис. 2. Снаряды группы I:
1 - металлический фрагмент трехэтажного дома; 2 - эстакад, с оконным проемом; 3 - высотный комплекс ( h = 7 м);
4 — высотный комплекс (h = 8 м)
С помощью снарядов группы I отрабатываются приемы и способы подъема личного состава на высоту, приобретаются навыки действий пожарных в сложных условиях спусков и работы на высоте, а также пользования приемами спасания и самоспасания.
Рис. 3. Снаряды группы II:
1 - фрагмент эстакады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны; 2 - нефтеналивная цистерна; 3 - эстакада с резервуаром ГЖ
С помощью снарядов группы II моделируются пожары емкостей с заливными горловинами, нефтяных цистерн, а также формируются психологическая устойчивость и навыки работы в условиях воздействия опасных факторов пожара (дым, повышенная температура, открытый огонь).
Рис. 4. Снаряды группы III:
1 - кабельный коллектор; 2 - коллектор; 3 - подвал
С помощью снарядов группы III у личного состава формируется готовность к преодолению трудностей и опасностей, а также воспитывается смелость, решительность и самообладание при нахождении в необычных стесненных условиях окружающей обстановки.
Приложение 3 Методика пульсометрии
Данной методикой предусматривается замер частоты пульса у личного состава пожарной охраны как в период подготовки к выполнению, так и непосредственно на огневой полосе при прохождении пожарными контрольных снарядов. При выполнении упражнений на снарядах огневой полосы в составе звена замер частоты пульса рекомендуется производить не менее, чем трем помощникам руководителя занятий, так как величина этого показателя быстро восстанавливается после прекращения воздействия факторов пожароопасной ситуации.
Определение частоты пульса производится за 15 с. Количество пульсовых ударов в минуту определяется путем умножения результатов измерения пульса на четыре.
В период подготовки к выполнению упражнений удовлетворительный уровень адаптации характеризуется увеличением частоты пульса не более чем на 25 % по отношению к физиологической норме (частота пульса в состоянии покоя).
В период непосредственного выполнения упражнений на огневой полосе частота пульса резко меняется в зависимости от сложности снаряда, поэтому в таблице приводятся выборочные данные по изменению этого показателя после прохождения снарядов, которые выбраны в качестве контрольных на определенном маршруте.
У личного состава пожарной охраны, участвовавшего более чем в четырех тренировках, достаточно производить замер частоты пульса перед выходом на огневую полосу. В случае превышения частоты пульса, равной 88 уд.- мин следует считать, что удовлетворительный уровень адаптации не достигнут.
Оценка удовлетворительного уровня подготовленности пожарных на маршрутах огневой полосы
Состав снарядов предлагаемого маршрута | Контрольный снаряд | Частота пульса, уд. мин |
Металлический фрагмент трех | Подземная откры- | 100-112 |
этажного дома, лабиринт, под | тая емкость с го- | |
земная открытая емкость с | рящей жидкостью | |
горящей жидкостью, кабельный | | |
коллектор | | |
Металлический фрагмент трех | Фрагмент эстака- | 90-100 |
этажного дома, лабиринт, под | ды с горловиной | |
земная открытая емкость с | от емкости желез- | |
горящей жидкостью, фрагмент | нодорожной ци - | |
эстакады с горловиной от ем | с терны | |
кости железнодорожной цистер- | | |
ны, трап над приямком с горя- | | |
щей жидкостью, кабельный кол- | | |
Окончание таблицы
Состав снарядов предлагаемого маршрута | Контрольный снаряд | Частота пульса, уд, мин-1 |
лектор, металлическая площад- | | |
ка эстакады с поврежденным технологическим оборудованием | | |
То же | Металлическая площадка эста- | 100-112 |
| кады с повреж- | |
| денным техно- | |
| логическим оообо | |
| оборудованием | |
Примечание. Замер частоты пульса непосредствен но на маршруте огневой полосы целесообразно проводить на первых четырех занятиях.
Приложение 4
Количество тренировок, обеспечивающее удовлетворительный уровень адаптации к факторам, моделируемым на снарядах огневой полосы
Наименование снаряда | Количество тренировок |
Металлический фрагмент трехэтажного дома Лабиринт Подземная открытая емкость с горящей Фрагмент эстокады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны Трап над приямком с горящий жидкостью Кабельный коллектор Металлическая площадка эстокады с повреждённым технологическим оборудованием жидкостью ости же— ) реждемным | 3-4 2-3 3 5 3-5 3 7 |
Приложение 5
Тезисы теоретического занятия с личные составом пожарной охраны
Теоретическое занятие, которым открывается курс психологической подготовки личного состава пожарной охраны на огне -вой полосе, следует посвятить вопросам первоначальной теоретической подготовки пожарных в области психологии и разъяснения значения психологической подготовки в деле совершенствования их боевого мастерства.
В первой части занятия необходимо акцентировать внимание слушателей на характере условий труда пожарных, связанных с постоянным воздействием опасных факторов пожара (температуры, дыма, токсичных газов и т.д.), наличием неожиданных ситуаций, взрывов, обрушений, факторов темноты и неясности обстановки, которые требуют постоянного психического напряжения. Необходимо привести примеры из практической деятельности подразделения или части, подчеркнув при этом тот факт, что успешное выполнение боевого задания зависит не только от уровня профессиональной подготовки, но и от степени эмоциональной устойчивости субъекта по отношению к факторам пожароопасной ситуации.