Файл: Рекомендации по методике проведения занятий на огневой полосе психологической подготовки пожарных и ее оборудование (1983г.) Введени е.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 234

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Восьмое и девятое занятия являются контрольными в реше­нии вопроса об уровне адаптации к факторам, моделируемым на снарядах № 1, № 2, № 3 и №6. Контроль за уровнем адап­тации осуществляется с помощью методики пульсометрии (прил. 3).



Второе, четвертое и шестое занятия проводятся без воз­действия дымового, огневого эффектов и прокладки рукавных ли­ний. Третье, пятое, седьмое, восьмое и девятое занятия проводятся при воздействии опасных факторов пожара и с прокладкой рукавных линий.
Это позволит руководителю занятий по объективным данным судить о степени готовности отдельных пожарных и корректиро­вать число занятий для наиболее подготовленных из них.

6.3. В период службы от шести месяцев до двух лет на за­нятиях рекомендуется выполнять упражнения на перечисленных в п. 6.1 снарядах с дополнительным включением в состав полосы снарядов № 5, № 7 и теплодымокамеры (при ее наличии на огне­вой полосе).

Интервалы между тренировочными занятиями в первые шесть месяцев не должны превышать одного месяца, затем тренировки проводятся один раз в три месяца.

В состав огневой полосы для первого занятия включаются снаряды № 1, № 2, № 3, № 5 и № 6. Цель первого занятия - адаптация к факторам, моделируемым указанными снарядами.

Второе занятие проводится аналогично первому с дополнительным включением в состав огневой полосы снаряда № 7. Цель занятия - дальнейшая адаптация и тренировка пожарных к осуще­ствлению функций распределения внимания, а также правильности принятия решений при воздействии факторов, моделируемых на сна­ряде № 7.

Третье, четвертое, пятое, шестое и восьмое занятия прово­дятся аналогично второму с дополнительным усложнением задачи на отдельных снарядах по усмотрению руководителя занятий. Цель занятий - дальнейшая адаптация к моделируемым опасным факто­рам и совершенствование функций распределения внимания. Особое внимание в этот период подготовки рекомендуется обращать на выработку пожарными способности к осуществлению зритель­ного и слухового восприятия и интеллектуального контроля (прие­ма правильных решений) одновременно за несколькими факторами моделируемой на снарядах ситуации.

Седьмое и девятое занятия проводятся в теплодымокамере с личным составом пожарной охраны, имеющим изолирующие про­тивогазы. При отсутствии изолирующих противогазов занятия про­водятся на огневой полосе аналогично шестому и восьмому. Цель занятий — дальнейшая тренировка пожарных по совершенствованию функций распределения внимания, умения ориентироваться в сложной незнакомой обстановке и принимать правильные решения.


6.4. Контроль за достигнутым уровнем адаптации должен проводиться (по возможности) на каждом занятии. При отсутст­вии такой возможности целесообразно выбрать восьмое и девятое тренировочные занятия.

6.5. Для, пожарных со сроком службы свыше двух лет заня­тия проводятся на всех снарядах огневой полосы с прокладкой ру­кавных линий и воздействием опасных факторов пожара.

Основной целью тренировок в этот период времени является предотвращение детренированности и снижения уровня адаптации к факторам ситуаций, моделируемых на снарядах огневой полосы. Занятия должны проводиться один раз в 4 месяца.

Первое занятие должно быть теоретическим. Руководитель информирует слушателей об итогах занятий на огневой полосе в течение предшествующих двух лет, приводит конкретные данные о достигнутых результатах в повышении уровня адаптации, быстроте и правильности принятия решений на тренировках и в рез­альных условиях тушения пожаров.

Руководителю занятий рекомендуется включать лиц из данного состава пожарных в звенья с меньшим сроком службы в ка­честве замыкающих. В этом случае для них ставится дополнительная цель - контроль за действиями остальных членов звена.

6.6. Для личного состава городских пожарных частей со сроком службы свыше шести месяцев допускается сокращать ко­личество занятий на 30 % по отношению к указанным в п.п.6.3 и 6.5.




Первое, второе и третье занятия проводятся без воз -действия дымового, огневого эффектов и прокладки рукавных ли­ний. Четвертое, пятое, шестое и восьмое занятия проводятся при воздействии опасных факторов ^пожара и с прокладкой рукавных линий.

Приложение 1 Снаряды огневой полосы психологической подготовки пожарных



Рис. 1. Снаряды огневой полосы психологической подготовки пожарных:

1 - металлический фрагмент трехэтажного дома; 2 - лабиринт; 3 - подземная открытая ем­кость с горящей жидкостью; 4 - фрагмент эстакады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны; Г) - трет над приямком с горящей жидкостью; 6 - кабельный коллектор; 7 - метал­лическая площадка эстакады с поврежденным технологическим' оборудованием; 8 - мишень

Приложение 2



Примерный перечень групп снарядов огневой полосы, родственных по функциональному назначению



















Рис. 2. Снаряды группы I:

1 - металлический фрагмент трехэтажного дома; 2 - эстакад, с оконным проемом; 3 - высотный комплекс ( h = 7 м);

4 — высотный комплекс (h = 8 м)

С помощью снарядов группы I отрабатываются приемы и способы подъема личного состава на высоту, приобретаются на­выки действий пожарных в сложных условиях спусков и работы на высоте, а также пользования приемами спасания и самоспаса­ния.












Рис. 3. Снаряды группы II:

1 - фрагмент эстакады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны; 2 - нефтеналивная цистерна; 3 - эстакада с резервуаром ГЖ

С помощью снарядов группы II моделируются пожары емко­стей с заливными горловинами, нефтяных цистерн, а также формируются психологическая устойчивость и навыки работы в усло­виях воздействия опасных факторов пожара (дым, повышенная тем­пература, открытый огонь).












Рис. 4. Снаряды группы III:

1 - кабельный коллектор; 2 - коллектор; 3 - подвал

С помощью снарядов группы III у личного состава формиру­ется готовность к преодолению трудностей и опасностей, а так­же воспитывается смелость, решительность и самообладание при нахождении в необычных стесненных условиях окружающей обста­новки.

Приложение 3 Методика пульсометрии

Данной методикой предусматривается замер частоты пуль­са у личного состава пожарной охраны как в период подготовки к выполнению, так и непосредственно на огневой полосе при про­хождении пожарными контрольных снарядов. При выполнении упра­жнений на снарядах огневой полосы в составе звена замер часто­ты пульса рекомендуется производить не менее, чем трем помощ­никам руководителя занятий, так как величина этого показателя быстро восстанавливается после прекращения воздействия факто­ров пожароопасной ситуации.


Определение частоты пульса производится за 15 с. Количе­ство пульсовых ударов в минуту определяется путем умножения ре­зультатов измерения пульса на четыре.

В период подготовки к выполнению упражнений удовлетвори­тельный уровень адаптации характеризуется увеличением частоты пульса не более чем на 25 % по отношению к физиологической норме (частота пульса в состоянии покоя).

В период непосредственного выполнения упражнений на огне­вой полосе частота пульса резко меняется в зависимости от слож­ности снаряда, поэтому в таблице приводятся выборочные данные по изменению этого показателя после прохождения снарядов, кото­рые выбраны в качестве контрольных на определенном маршруте.

У личного состава пожарной охраны, участвовавшего более чем в четырех тренировках, достаточно производить замер часто­ты пульса перед выходом на огневую полосу. В случае превыше­ния частоты пульса, равной 88 уд.- мин следует считать, что удовлетворительный уровень адаптации не достигнут.

Оценка удовлетворительного уровня подготовленности пожарных на маршрутах огневой полосы

Состав снарядов предлагаемого маршрута


Контрольный снаряд


Частота пульса, уд. мин


Металлический фрагмент трех­


Подземная откры-­


100-112


этажного дома, лабиринт, под­


тая емкость с го-



земная открытая емкость с


рящей жидкостью




горящей жидкостью, кабельный






коллектор






Металлический фрагмент трех­


Фрагмент эстака­-


90-100


этажного дома, лабиринт, под­


ды с горловиной




земная открытая емкость с


от емкости желез-­




горящей жидкостью, фрагмент


нодорожной ци -




эстакады с горловиной от ем­


с терны




кости железнодорожной цистер­-






ны, трап над приямком с горя-­






щей жидкостью, кабельный кол-








Окончание таблицы

Состав снарядов предлагаемого маршрута


Контрольный снаряд


Частота пульса,

уд, мин-1


лектор, металлическая площад-­






ка эстакады с поврежденным технологическим оборудованием






То же



Металлическая площадка эста-­


100-112




кады с повреж-­






денным техно-






логическим оообо­






оборудованием





Примечание. Замер частоты пульса непосредствен ­но на маршруте огневой полосы целесообразно проводить на пер­вых четырех занятиях.

Приложение 4

Количество тренировок, обеспечивающее удовлетвори­тельный уровень адаптации к факторам, моделируемым на снарядах огневой полосы

Наименование снаряда



Количество тренировок


Металлический фрагмент трехэтажного дома

Лабиринт

Подземная открытая емкость с горящей

Фрагмент эстокады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны

Трап над приямком с горящий жидкостью

Кабельный коллектор

Металлическая площадка эстокады с повреждённым

технологическим оборудованием

жидкостью ости же—

) реждемным


3-4

2-3

3
5

3-5

3

7



Приложение 5

Тезисы теоретического занятия с личные составом пожарной охраны

Теоретическое занятие, которым открывается курс психоло­гической подготовки личного состава пожарной охраны на огне -вой полосе, следует посвятить вопросам первоначальной теорети­ческой подготовки пожарных в области психологии и разъяснения значения психологической подготовки в деле совершенствования их боевого мастерства.

В первой части занятия необходимо акцентировать внимание слушателей на характере условий труда пожарных, связанных с постоянным воздействием опасных факторов пожара (температуры, дыма, токсичных газов и т.д.), наличием неожиданных ситуаций, взрывов, обрушений, факторов темноты и неясности обстановки, которые требуют постоянного психического напряжения. Необхо­димо привести примеры из практической деятельности подразде­ления или части, подчеркнув при этом тот факт, что успешное выполнение боевого задания зависит не только от уровня професси­ональной подготовки, но и от степени эмоциональной устойчивости субъекта по отношению к факторам пожароопасной ситуации.