Файл: Учебнометодическое пособие Ярославль Яргу 2018 2 удк 378. 147(075) ббк ю949я73 Д79 Рекомендовано.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Кафедра консультационной психологии
Е. Н. Дубиненкова
КОУЧИНГ
Учебно-методическое пособие
Ярославль
ЯрГУ
2018

2
УДК 378.147(075)
ББК Ю949я73
Д79
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2018 года
Рецензент кафедра консультационной психологии
ЯрГУ им. П. Г. Демидова
Д79
Дубиненкова, Елена Николаевна.
Коучинг : учебно-методическое пособие / Е. Н. Дубинен- кова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Яро- славль : ЯрГУ, 2018. — 40 с.
Учебно-методическое пособие показывает место коучин- га среди помогающих технологий и практик; раскрывает вклад психологических теорий в становление коучинга; опи- сывает ситуации, когда уместно применение коучинга в кон- сультировании клиентов.
Предназначено для студентов магистратуры, изучающих дисциплину «Коучинг».
УДК 378.147(075)
ББК Ю949я73
© ЯрГУ, 2018

3
Введение
Американцы называют наш мир VUCA (аббревиатура от volatility, uncertainty, complexity и ambiguity) — нестабильный, не- определенный, сложный, неоднозначный. Это время наступило в си- лу агрессии современных технологий, скорости смены событий и ин- формированности о них, влиянию множественности факторов, на ко- торые невозможно воздействовать. Именно в таком мире живет чело- век. Едва ли в будущем что-либо изменится — человеку придется найти свое место именно в таком мире и стать в нем счастливым.
Несмотря на существующие различия в образе и уровне жизни людей наше время так или иначе предлагает возможность делать вы- бор в отношении места жительства, работы, стиля коммуникации, форм отдыха и многого другого.
В некотором смысле наше время — это время людей, которым интересно жить, когда есть возможность повысить качество своей жизни, есть ожидания от событий, которые произойдут в будущем.
Характеристики внешнего мира и потребности современного челове- ка изменяются в одном направлении. Однако часто человек не успе- вает за изменениями во внешнем мире и использует старые способы решения жизненных задач и применяет методы достижения целей, сформированные в прежних условиях. Можно говорить о том, что даже для успешного человека старые рабочие модели не работают.
В то же время нет универсальных способов принятия решений и до- стижения целей, каждый ищет их и находит с учетом собственных особенностей и жизненной ситуации.
Понятие «коучинг» наряду с психотерапией, психологическим консультированием и тренингами входит в нашу жизнь. Применение методов коучинга позволяет добиваться реальных изменений в жизни и может стать толчком к повышению уровня ожиданий от собствен- ной личности и продвижению в карьере, в профессиональных и лич- ных качествах.
Коучинг позволяет немедленно реализовывать идеи и применять полученные изменения — знания, умения, навыки непосредственно в практической деятельности, что согласуется с идеями андрагогики
(С. И. Змеев). Коучинг как помогающая технология предполагает воз- можность обучения и извлечения уроков из собственного опыта. Зна-


4 чимые идеи в отношении развития, обучения, содержательного измене- ния взрослых есть в концепциях личностно-ориентированного
(Е. В. Бондаревская, Н. Ю. Синягина, И. С. Якиманская и др.) и лич- ностно-деятельностного подхода (И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев и др.).
Необходимо обратить внимание на приоритетность индивидуальности, самоценности каждого человека, который является индивидом с соб- ственным субъективным опытом. Развитие гибкости и нестандартности мышления, возможность посмотреть на себя и профессиональную или житейскую ситуацию со стороны, получив новый взгляд, составля- ет содержание личностно-ориентированного подхода к обучению взрослых. Раскрывая особенности личностно-деятельностного подхода, необходимо обратить внимание на единство личностного и деятель- ностного компонентов. Личностный подход в широком понимании предполагает, что все психические свойства, процессы следует рас- сматривать как свойственные конкретному человеку, зависящие от ин- дивидуальности и полученного жизненного опыта.
Деятельность и личность связаны друг с другом, т. к. личность выступает субъектом деятельности. И здесь целенаправленность вы- ступает на первое место, определяя деятельность человека. Цель, за- дача, значимый запрос клиента коучинга определяют деятельность человека, мотивированного изменить свою жизнь и получить плани- руемые результаты.
Таким образом, бурная современная эпоха ставит перед людьми новые сложные задачи по достижению собственного благополучия.
Помочь им в этом процессе может такая технология, как коучинг.

5
Место коучинга среди помогающих технологий
Что окружает коучинг?
Коучинг как современная помогающая, развивающая техноло- гия имеет множественные корни. Коучинг впитал и отформатировал значимые конструкты из современных, но уже с историей подходов в психологии и психотерапии. При этом коучинг не компилятивная технология, т. к. в ней есть уникальные философские основания, ко- торые ставят коучинг в ряд с другими технологиями работы с про- блемами и задачами людей и компаний (клиентов). И то, что внутри коучинга появились собственные школы и направления, говорит о коучинге как системном инструменте, имеющем своего клиента.
Психоанализ
Психоаналитическая концепция дала основания для многих научных направлений в психологии и лежит в основе многих кон- сультационных подходов и техник. Психоаналитики работают и с травмой, и с супружескими и детско-родительскими отношения- ми, со страхами и фобиями и многим другим. Коучинг как техника консультирования также использует много методических приемов психоанализа, по отдельности и в сочетании.
З. Фрейд уделял массу внимания энергетике психики, утверждал ее существование и декларировал разнонаправленность: есть энергия сек- суальности (любви, созидания) и смерти (разрушения). Другой пред- ставитель психоанализа — К. Г. Юнг — говорил о существовании еди- ной общепсихической энергии. Несмотря на эти расхождения, оба уче- ных писали о свойствах энергии течь, накапливаться и разряжаться.
Эти свойства энергии человека активно используются в коучинге.
Под ними подразумевается потенциал человека к действию, к активно- сти. Задача коуча при таком понимании энергии сводится к вдохнове- нию клиента, к пробуждению его и к побуждению к изменениям.
Другой широко известный прием психоаналитиков — это интер- претация. Под ней психоаналитики понимают разъяснение клиенту значения его поступков, страхов, снов, употребляемых слов. Благодаря этой разъяснительной работе психоаналитика клиент получает связь со своим бессознательным и может понять и проанализировать свои неосознаваемые действия или реакции. В коучинге интерпретация тоже имеет место, но позиция коуча принципиально иная, чем позиция пси-


6 хоаналитика. Открытые вопросы коуча позволяют и помогают клиенту самому интерпретировать свою жизнь, конкретные поступки и отноше- ния, свои желание и отдельные слова. Примеры таких вопросов: Как это для Вас? Что это для Вас значит? Как Вы это поймете /определите?
Что помогает Вам? Пытаясь ответить на подобные вопросы, клиент ищет в себе то значение, которое он реально придает событию или по- ступку, он подбирает именно те слова и выражения, которые для него характеризуют это событие или поступок. Тем самым именно он ин- терпретирует свою жизнь, и это позволяет ему лучше ориентироваться в своей реальности, управлять ею, изменять ее.
Еще одной категорией, подаренной коучингу психоаналитиком
Э. Берном, является жизненный сценарий. Этот подсознательный план жизни, сложившийся под влиянием родителей, есть у каждого челове- ка, он может проявляться по-разному у разных людей, он оказывает различное влияние на судьбы разных людей. Э. Берн подробно разби- рает механизмы формирования жизненных сценариев, их типы и вари- анты работы с ними. Коучи тоже могут работать с жизненными сцена- риями. При такой работе целью является осознание клиентом того, ка- кой именно сценарий передали ему родители. А следующим шагом будет использование элементов этого сценария в качестве ресурсов для изменения своей жизни. Что в жизни родителей, в их карьере, от- ношениях, взглядах может быть важно и полезно для жизни клиента.
Что-то можно модифицировать и все-таки воспользоваться этим.
Гештальт-терапия
В гештальт-терапии консультант занимает активную позицию, он вступает в контакт с клиентом как личность, чем помогает самораскры- тию личности клиента. Для гештальт-терапии характерны акценты на осознанности клиента, его саморазвитии и актуализации потенциала.
Способствует всему этому консультационный контакт. Это понятие гештальт-терапевтов активно используется и в коучинге. Установление и поддержание консультационного контакта необходимо на всех этапах как одной коуч-сессии, так и на протяжении всего процесса коучинга с данным клиентом. Благодаря консультационному контакту возможны доверительные и продуктивные взаимоотношения между коучем и кли- ентом, возможно раскрытие потенциала клиента и благодаря ему вне- сти изменения в жизнь клиента.

7
Другим важным методологическим приемом гештальт-тера- певтов является работа с понятием «здесь и теперь». Этот прием не- обходим для обращения клиента к его актуальному состоянию, для работы только с нынешней проблемой, с текущим состоянием дел. Это позволяет клиенту не разбираться в причинах произошедше- го, а продвигаться в решении задачи, включаться в деятельность. Об- ращение к ощущениям, которые человек испытывает прямо здесь и прямо сейчас, помогает клиенту осознать реальность происходяще- го и поверить в возможность изменений.
Одним из важнейших вкладов гештальт-терапии в методологию коучинга можно считать понятие «фигура — фон». С точки зрения психологии в целом под этим подразумевается определенная органи- зация частей, которая дает особое восприятие целого. И особенности восприятия каждого конкретного человека позволяют ему видеть что-то в качестве фигуры, целого, а остальное отодвигать на задний план, делать фоном. Этот феномен позволяет коучам работать с цен- ностями клиента. Серией вопросов можно помочь клиенту что-то увидеть целостной фигурой. Остальное — не столь важное, незначи- тельное — отойдет на задний план. То, что проступит, проявится для клиента в его собственных рассуждениях, будет воспринято и осознано им как ценное и значимое.
Основной целью такого направления, как гештальт-терапия, яв- ляется наиболее полное осознание человеком самого себя. Для этого он вместе с консультантом познает свои мысли и чувства, узнает язык своего тела, учится выстраивать взаимоотношения с окружающим миром, осознавать свои желания и потребности. В этом процессе клиенту бывает нужна поддержка гештальт-терапевта, помощь, со- провождение. И это тоже очень сближает гештальт-терапию и ко- учинг. В процессе коучинга изменения клиента могут быть неожи- данными, сильными, резкими либо не только там, где хотел клиент.
Поддержка коуча, мягкое, но уверенное сопровождение помогают поддаться намерению, осознать и принять эти перемены, пережить сопротивление, собственное или окружения, продолжить двигаться, актуализировать изменения.
Гуманистическая психология
Гуманистическое направление в психологии исследует такие принципы личности, как целостность и активность, развитие и само-


8 актуализация личности, ее свобода и творчество, ответственность.
Работа с этими принципами является основой коучинга. Сознанию человека свойственно сомнение, сознание сильно регламентировано социальными нормами, сознание ждет логических обоснований, для того чтобы начать действовать. Все это мешает человеку осознать свой опыт и потенциал и начать движение к изменениям. Полагаться в работе на то, что клиенты уже несут в себе потенциал изменений, коучам позволяет принцип субъектности — вера в то, что человек яв- ляется создателем своей судьбы.
К. Роджерс утверждал, что по мере взаимодействия со средой у ребенка формируется структура так называемой самости. Частью этой структуры являются ценности, таким образом, ценностная сфера присуща человеку по природе, является неотъемлемой частью его личности, и поведение человека соотносится с представлением о са- мом себе, а следовательно, и о своих ценностях. При возникновении каких-либо внешних препятствий, затруднений, новых задач, струк- тура самости может перестраиваться с целью ассимиляции к новым условиям, в этом случае и ценностная сфера может вобрать в себя но- вые переживания и скорректироваться. И чем больше человек вклю- чает в структуру своей самости новых переживаний, тем больше из- менения ценностей, а затем глубже их переоценка. Это и есть реали- зация принципа трансформации в коучинге.
Для того чтобы осуществить изменения в своей жизни, человеку необходимо осознание наличного положения дел и осознание желае- мого результата. По мнению Д. Бьюдженталя, полноценная жизнь людей нарушена множеством факторов: болезнями и смертью, соци- ально-экономическими и политическими силами, случаем и т. д.
Вследствие этого человек утрачивает свою жизненность, интуицию,
«внутреннее осознание». А так как мы не используем это свое «внут- реннее осознание», мы не можем познать и реализовать свой потен- циал полностью. Задача коуча — актуализировать в клиенте эту осо- знанность, помочь клиенту осознать свой внутренний мир, осознать свои цели и возможности их достижения.
Это осознание клиентом себя происходит в общении с коучем. Со- гласно идее Д. Бьюдженталя взаимодействие с клиентом имеет не- сколько уровней глубины. Он выделял формальный уровень общения
(коммуникации, основанные на имидже), уровень поддержания контак- та (сосредоточение на деле), уровень стандартной беседы (заявление


9 своих позиций), затем возникают критические ситуации (актуальное и полное проживание, осознание и разрешение своих проблем) и насту- пает уровень интимности (углубление и субъективация взаимодей- ствия). Трансформации в коучинге происходят благодаря прохождению этих уровней взаимодействия. На каждом из них проявляется своя сте- пень погруженности человека в собственную субъективность, степень сопротивления и готовности открываться коучу, а также готовности проживать реальность «здесь и теперь». Серьезные открытия, измене- ния и глубинное осознание наступают при целостности клиента и ко- уча, когда в беседе наступает спонтанность, интуитивность, сосредото- ченность не только на тексте, содержании речи, но и на изменениях то- нальности, ритма, изменении эмоций.
Также, анализируя вклад гуманистической психологии в методо- логию коучинга, необходимо сказать несколько слов об особенностях взаимоотношений коуча и клиента, об их рабочем альянсе. Описывая свою работу с клиентом, Д. Бьюдженталь называл ее процессом, в ко- торый двое людей вовлечены искренне и эмоционально. И именно при таком контакте возможно раскрытие клиентом своих подлинных мотивов, целей и ценностей. В то время, когда консультант слушает, клиенты исследуют глубины своей души, чтобы найти то, к чему они сильнее всего стремятся. Еще один представитель гуманистической психологии — Г. Олпорт, — описывая личность человека, говорил, что это реально существующий человек с реально существующей и присущей только ему нервно-психической организацией. И раскры- вается эта нервно-психическая организация в ситуации контакта кли- ента и консультанта. Только при таком отношении происходит осо- знание клиентом тех рамок, в которых он принимал решения до рабо- ты с коучем, принятие им ответственности за свои выборы, поиск но- вых точек зрения и научение новым способам реагирования на собы- тия жизни. Это ведет к личной трансформации клиента, а уже эти внутренние личностные трансформации позволяют клиенту привно- сить изменения в свою жизнь.
Таким образом, гуманистическая психология исходит из того, что человек способен к развитию, у него есть ресурсы для реализации по- требностей, в том числе высших, человек способен к самореализации и может стать тем, кем он может стать (К. Роджерс, А. Маслоу,
В. Франкл, Д. Бюдженталь). Метод, предлагаемый представителями гуманистической психологии, — глубинное слушание, при котором