Файл: Учебнометодическое пособие Ярославль Яргу 2018 2 удк 378. 147(075) ббк ю949я73 Д79 Рекомендовано.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Функции коуча.
В чем заключается роль коуча?
Роль коуча важна в связи с реализацией во встрече коучингового принципа ответственности. С одной стороны, ответственность коуча заключается в том, чтобы позволить развиться идеям, эмоциям, изме- нениям, которые свойственны и необходимы лично каждому челове- ку. Достичь этого можно следующими способами:
• коуч занимает особую позицию, а она подразумевает, что коуч верит в то, что каждый имеет уже все ресурсы для реализации заду- манного;
• коуч не высказывает и никаким иным способом не транслирует свои ценности, свои варианты разрешения ситуации клиента;
• коуч не дает оценок происходящему с клиентом, не оценивает ни его выборы, ни его вопросы, ни его ответы;
• по мере необходимости коуч задает коучинговые вопросы. Это вопросы в особой формулировке, которые позволяют человеку искать ответы в своем жизненном опыте, в своей личности, в своей жизнен- ной ситуации;
• при обращении клиента за помощью коуч также может задать вопрос, который поможет найти ответ самому клиенту;
• дополнительным средством развития клиента является сама ат- мосфера и роль ведущего-фасилитатора.
Вторая форма реализации принципа ответственности в коучинге — это принятие клиентом ответственности за свои поступки, решения, выборы. Так как ситуация коуч-сессии дает возможность прожить раз- личные варианты жизненного затруднения, проверить эффективность и эффекты различных решений актуальной для человека задачи, то снимается напряжение выбора. Человек чувствует, что у него есть силы и возможности для изменения ситуации, и, когда он осуществляет эти изменения в практике и видит эффект от них, он приобретает опыт принятия ответственности. Этот опыт является позитивным, т. к. кли- ент получает поддержку коуча в любом случае, имеет возможность из- менить решение в случае предполагаемых негативных последствий и получает эмоциональный позитивный заряд в случае благополучного разрешения затруднений.
Коучинг открывает клиенту новые стороны его жизненной ситу- ации. Но главное достижение коучинга должно заключаться в осо-
В чем заключается роль коуча?
Роль коуча важна в связи с реализацией во встрече коучингового принципа ответственности. С одной стороны, ответственность коуча заключается в том, чтобы позволить развиться идеям, эмоциям, изме- нениям, которые свойственны и необходимы лично каждому челове- ку. Достичь этого можно следующими способами:
• коуч занимает особую позицию, а она подразумевает, что коуч верит в то, что каждый имеет уже все ресурсы для реализации заду- манного;
• коуч не высказывает и никаким иным способом не транслирует свои ценности, свои варианты разрешения ситуации клиента;
• коуч не дает оценок происходящему с клиентом, не оценивает ни его выборы, ни его вопросы, ни его ответы;
• по мере необходимости коуч задает коучинговые вопросы. Это вопросы в особой формулировке, которые позволяют человеку искать ответы в своем жизненном опыте, в своей личности, в своей жизнен- ной ситуации;
• при обращении клиента за помощью коуч также может задать вопрос, который поможет найти ответ самому клиенту;
• дополнительным средством развития клиента является сама ат- мосфера и роль ведущего-фасилитатора.
Вторая форма реализации принципа ответственности в коучинге — это принятие клиентом ответственности за свои поступки, решения, выборы. Так как ситуация коуч-сессии дает возможность прожить раз- личные варианты жизненного затруднения, проверить эффективность и эффекты различных решений актуальной для человека задачи, то снимается напряжение выбора. Человек чувствует, что у него есть силы и возможности для изменения ситуации, и, когда он осуществляет эти изменения в практике и видит эффект от них, он приобретает опыт принятия ответственности. Этот опыт является позитивным, т. к. кли- ент получает поддержку коуча в любом случае, имеет возможность из- менить решение в случае предполагаемых негативных последствий и получает эмоциональный позитивный заряд в случае благополучного разрешения затруднений.
Коучинг открывает клиенту новые стороны его жизненной ситу- ации. Но главное достижение коучинга должно заключаться в осо-
33 знании клиентом своей ответственности за те изменения, которые он планирует реализовать в своей жизни. Помогает ему в этом процессе осознания коуч. В случае грамотной работы достигается готовность клиента к дальнейшей работе над своей жизненной задачей.
Миссия коучинга.
В каких ситуациях работает коучинг?
Когда конкретно и кому нужен коучинг? Коучинг порождает со- здание новых привычек; усиливает осознанность жизни, позволяет по- нимать свою жизнь и управлять ею. Вносить изменения в свою жизнь трудно. Стать участником внешних изменений — органично и просто, но самому сделать нечто, чего не делали ни родственники, ни друзья,
— это почти невозможно. Речь идет о добром и важном, и все равно это трудно. Трудно решиться на смену работы, трудно создать отношения с чужим человеком, трудно сменить привычные устои и правила жизни.
Р. Киган говорит о теории «иммунитета к изменениям»: обычный нор- мальный человек стремится сохранить стабильность и неизменность своей жизни. Иногда «пусть будет также плохо, лишь бы ничего не ме- нять». Привычное не требует усилий и ресурсов, под старые задачи че- ловек адаптирован и знает, чего он лишается и не получает, в ситуации новизны могут быть неожиданности, для которых нужно нечто в пове- дении, чего, скорее всего, нет. Поэтому люди в окружении находят зна- комое, привычное. Люди ходят одной и той же дорогой, едят одну и ту же еду, смотрят одни и те же телепередачи, общаются со старыми зна- комыми, избегая новых знакомств, в магазине выбирают новое платье
— такое же, как старое.
К коучу приходят те, кто не хочет останавливаться на достигну- том, кто двигается вперед и стремится к новым высотам, кто готов приложить максимум усилий для достижения успеха. Коучинг дает возможность еще раз убедиться, что успех приходит к тем, кто к нему готов. Цель коучинга — раскрыть потенциал клиента, показать ему новые горизонты в личностном развитии, вселить уверенность. Ко- учинг в большей степени для энергичных и оптимистично настроен- ных людей, для тех, кто знает, что «стакан наполовину полон», и бо- лее того, они хотят его наполнить совершенно. «Успех приходит к тем, кто готов двигаться от неудачи к неудаче с оптимизмом».
34
Коучинг нужен активным, жадным до жизни и впечатлений людям, главный запрос в таком случае — «баланс сфер жизни». Если человек осознает свою жизнь как многоплановую, когда есть необходимость делать много самых разных дел, тогда важным становится создание ба- ланса. Современный человек хочет интересно и бурно жить, чтобы всему находилось место — личной жизни, семье, работе, профессио- нальному развитию и хобби. Тогда в коучинге клиент выстраивает ба- ланс ресурсов для разных дел. Особенно часто встречается такой запрос у женщин, которые находятся не только под гнетом многослойности жизни, но и под гнетом стереотипов успешности. Она должна делать все «на сто процентов» — «отличница», «ударница», умница и краса- вица, она должна многое успевать и делать все на высшем уровне.
Успеть все и на должном уровне невозможно. А как выстроить жизнь, чтобы быть в ладу с собой, как распределить приоритеты, сохранив уважение и самоуважение?
Другой типичный запрос, реалия нашего времени — найти новую
работу или получить новую профессию. Сокращение штатов компа- ний, ликвидация организаций, снижение заказов у производств — все это «выбрасывает» на рынок труда специалистов. Человеку, поте- рявшему работу и привычный распорядок дня, важно найти новое место и начать жизнь по-новому в новых социально-экономических условиях. Клиент меняет фокусировку относительно своих навыков, выделяя системные, которые могут пригодиться в новых условиях и новых профессиональных средах. Клиент на коуч-сессиях планиру- ет обучение и получает мотивацию и вдохновение для этого.
Если человек активен, результативен на работе, иногда он сталки- вается с «потолком» на работе, ограничениями в карьере. Выясняется, что клиент компетентный, способный, обладает необходимыми навы- ками, а продвижения по службе нет. Что тут делать? Правильных сове- тов не бывает. Иногда это переход на другую работу, иногда подготов- ка предложения своему руководителю, иногда пересмотр своих навы- ков под новые организационные условия. Особого внимание требует ситуация, когда женщина имеет запрос на наличие «стеклянного потол- ка». В жизни бывает, когда компетентность женщины, ее работоспо- собность вполне конкурентны с мужскими, но социальные стереотипы и установки ограничивают результативность женской карьеры. В этом случае коучинг позволяет женщине продвинуться в карьере, подгото- вив ее к активной презентации преимуществ на кадровом рынке.
35
Наибольшая ценность — отношения, глубинные отношения жен- щины и мужчины, желание найти друга (подругу), создать отношения, базу будущей семьи. Вот массовый запрос в условиях современной за- груженности жизни, ограниченности в непосредственных контактах, слома условий для знакомств, которые были возможны до IT-техно- логий. Каковы личностные качества и привычки для создания отноше- ний и семьи? Каковы границы приемлемого в отношениях? Что важно в отношениях с людьми, какие ценности в них? Какими привычками и особенностями поведения вы готовы поступиться, чтобы создать, со- хранить и развить отношения?
Следующий запрос типичен для родителей. Современные дети отличаются от своих родителей, они не так решают учебные и жиз- ненные задачи, по-другому общаются со сверстниками, не так ищут информацию, не читают или читают не те книги, у них другой юмор.
Как найти контакт с ребенком? Что может коучинг в этих массовых ситуациях? Увидеть родительское поведение со стороны, понять по- требности и особенности своего ребенка, поверить в добрые намере- ния и способности своего сына или дочери.
Сидячий образ жизни, низкая физическая активность, стиль жизни
«дом — работа — дом» формируют системную привычку не тратить энергию. В результате современный человек начинает лениться, стано- вится пассивным, меняется фигура и физический облик. Однажды та- кой образ жизни сказывается на здоровье, снижая качество жизни. Че- ловек хочет вернуть прежний уровень качества жизни (все успевать, быстро двигаться, посещать мероприятия), понимает, что надо поху- деть, перестать много есть неправильной пищи. Результатом иногда становится заболевание, для которого требуется лечение. В итоге воз- никает задача изменить образ жизни. Ценность здоровья и доброго настроения приводит к потребности заниматься физкультурой. А вот это уже сложно, т. к. привычки пищевого поведения и стиль жизни ста- ли натурой человека и внести изменения оказывается довольно сложно.
В таких случаях, ставших типичными, человеку нужна работа с коучем, чтобы не просто сменить рацион питания и заставлять себя делать фи- зические упражнения, а сменить образ мысли и жизни, совершать несвойственные ему поступки. Для этого клиент пересматривает цен- ности, меняет режим жизни, корректирует отношения с внешним ми- ром. Такие необходимые изменения часто влекут за собой смену заня- тий, иногда клиент меняет работу или место жительства.
36
Поводов для работы с коучем много, и повод может быть вполне прозаическим, земным: выбор и строительство дома, принятие решения по поводу переезда за границу, подбор хобби. Эти эпизодические, вро- де бы ситуативные запросы на самом деле решают другие, находящи- еся рядом вопросы. В ряде случаев, как это бывает и в других помога- ющих профессиях, рядом с клиентом могут быть иные специалисты — юристы, врачи, психологи. У каждого из специалистов свои задачи, ме- тоды и результаты.
Сильным, значимым запросом к работе с коучем является поиск
себя, своего места в жизни, обретение смыслов. Часто это не связано с серьезными жизненными драмами и трагедиями. Достигая опреде- ленного возраста и уровня личностного развития, получив от жизни блага, сделав карьеру, порой человек задумывается о ценностях, о том, во имя чего он живет, что имеет смысл и как он готов жить дальше. Тут рядом может быть коуч, владеющий техниками и сопровождающий эти значимые искания, бережно поддерживающий в изменениях.
Эффективен коучинг в бизнесе, в целом можно говорит о форми- ровании коучинговой культуры. В таком случае в стратегию компа- нии входит ценность персонала и его развитие, создание ценного продукта для потребителя, есть уважение к клиенту.
Чаще всего бизнес-коуч работает с руководителем (executive
coaching), поскольку лидер компании является моделью поведения, задает стандарты отношения к коллегам, клиентам и прочим агентам, к работе, делу в целом. Коуч осуществляет поддержку HR-специа- листу, который, консультирует руководителя по основным тенденци- ям кадрового рынка, участвует в создании технологий управления и развития персонала как ресурса компании. Бизнес-коуч создает условия для своих клиентов, которые находят лучшие возможности для повышения эффективности работы.
На практике запрос звучит как цель достижения конкретных профессиональных целей — готовность развить коммуникативные или иные навыки, управление эффективностью работы, усиление ли- дерства и стратегического мышления, увеличение эффективности разрешения конфликтов, создание продуктивной команды.
37
Литература
1. Аткинсон, М. Достижение целей : Пошаговая система
/ М. Аткинсон, Р. Т. Чойс. — М. : Альпина Паблишер, 2014.
2. Бочавер, А. А. Метафора как способ внутренней репрезентации жизненного пути личности : дис. … канд. психол. наук / А. А. Бочавер.
— М., 2010 3. Бьюдженталь, Д. Наука быть живым : Диалоги между терапев- том и пациентом в гуманистической терапии / Д. Бьюдженталь ; пер. с англ. А. Б. Фенько. — М. : Класс, 1998.
4. Вильямс, П. Лайф-коучинг — новая профессия для психотера- певтов : Как перейти от психотерапии к коучингу / П. Вильямс,
Д. Дейвис. — М. : Международная академия коучинга, 2007.
5. Дубиненкова, Е. Н. Кучи, играйте с коучи : Методология ко- учинговой игры / Е. Н. Дубиненкова, П. А. Борисенкова. — М. : Про- спект, 2018.
6. Илиф-Вуд, М. Коучинг : как превратить сознательное в бессо- знательное в работе коуча / М. Илиф-Вуд. — М. : Протекст, 2016.
7. Максимов, В. Е. Коучинг от А до Я : Возможно все / В. Е. Мак- симов. — СПб. : Речь, 2009.
8. Огнев, А. Организационное консультирование в стиле коучинг
/ А. Огнев. — СПб. : Речь, 2008.
9. Психология выбора /
Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Овчинникова,
Е. И. Рассказова, А. Х. Фам. — М. : Смысл, 2015.
10. Савкин, А. Коучинг по-русски : смелость желать / А. Савкин,
М. Данилова. — СПб. : Речь, 2007.
11. Хейзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий / Й. Хейзинга.
— СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2011.
12. Эриксон, М. Стратегия психотерапии. Избранные работы
/ М. Эриксон ; пер. с англ. и ред. Л. М. Шлионский. — СПб. : Речь,
2002.
13. Abravanel, M. Exploring the evolution of coaching through the lens of innovation / M. Abravanel, J. Gavin // International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring. — 2017. — Vol. 15, № 1.
February. — URL : http://ijebcm.brookes.ac.uk.
14. Grant, A. M. Evidence-based coaching: Flourishing or languish- ing? / A. M. Grant, M. J. Cavanagh // Australian Psychologist. — 2007.
— December 42 (4). — P. 239–254.
38 15. Ladyshewsky, R. K. Peer coaching as a strategy to increase learning and development in organisational life — a perspective / R. K. Ladyshewsky
// International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring.
— 2017. — Vol. 15, № 1. February. — URL : http://ijebcm.brookes.ac.uk
16.
The power of coaching
: a meta-analytic Investigation
/ S. C. Sonesh, C. W. Coultas, C. N. Lacerenza, S. L. Marlow, L. E. Be- nishek, E. Salas // Coaching : An International Journal of Theory, Re- search and Practice. — 2015. — Vol. 8, № 2. — P. 73–95. — URL : http://dx.doi.org/10.1080/17521882.2015.1071418.
17. Will, T. You think you are an empathic coach? May be you should think again. The difference between perceptions of empathy vs. empathic behavior after a person-centred coaching training / T. Will, S. Gessnitzer,
S. Kauffeld // Coaching : An International Journal of Theory, Research and Practice. — 2016. — Vol. 9, № 1. — P. 53–68. — URL : http://dx.doi.org/10.1080/17521882.2016.1143023
39
Оглавление
Введение ............................................................................................. 3
Место коучинга среди помогающих технологий.
Что окружает коучинг? ................................................................... 5
Коучинг как сфера деятельности.
Как работают коучинг и коуч? ...................................................... 18
Механизмы коучинга. Как помогает коучинг? ............................ 23
Задачи коучинга. Ради чего работает коучинг? .......................... 29
Функции коуча. В чем заключается роль коуча? ......................... 32
Миссия коучинга. В каких ситуациях работает коучинг? ......... 33
Литература ........................................................................................ 37
40
Учебное издание
Дубиненкова Елена Николаевна
Коучинг
Учебно-методическое пособие
Редактор, корректор М. Э. Левакова
Верстка М. Э. Леваковой
Подписано в печать 25.10.2018. Формат 60×84 1/16.
Усл. печ. л. 2,32. Уч.-изд. л. 2,0.
Тираж 3 экз. Заказ
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе ЯрГУ.
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.
150003, Ярославль, ул. Советская, 14.