Файл: Учебнометодическое пособие Ярославль Яргу 2018 2 удк 378. 147(075) ббк ю949я73 Д79 Рекомендовано.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

25 отклика рождает новое видение ситуации. Часто метафора может со- здаваться по инициативе коуча, когда клиенту предлагается какая-либо фотография, карточка с нарисованным изображением. Анализ неопре- деленного изображения позволит выявить либо неосознаваемые, либо невербализуемые состояния человека, его стиль поведения в ситуации, которую символизирует метафора. В более широком контексте мета- форы могут дать информацию об индивидуальных особенностях, скры- тых возможностях, мотивах личности, о его внутреннем мире в целом.
В психологии применение метафор обусловлено необходимостью обогащения языка коммуникации. Психологическая действитель- ность настолько сложна и специфична, что логические схемы описа- ния часто недостаточны и несостоятельны. Феноменологию жизнен- ного мира конкретного человека часто можно уловить лишь в мета- форической форме.
Значение и функции метафоры в процессе психологического кон- сультирования очень разнообразны:
• она используется в качестве инструмента психотерапии, по- скольку конструирует мышление и поведение человека (Дж. Лакофф,
М. Джонсон);
• терапевтическая метафора недирективна (Дж. Миллс, Р. Кроули);
• она способна вызвать резонанс у клиента (М. Уайт);
• метафора синтезирует целостность, устанавливая связи между структурными компонентами (П. Пэпп, П. Вацлавик, Дж. Зинкер);
• модификация метафор ведет к расширению видения человеком своей жизни, выработке специального языка самоизменения (К. Бого- словская);
• метафора отражает ресурсы личности и служит маркером акту- ального состояния личности и его тенденций;
• при деконструкции конкретной метафоры открывает простор диагностическим и коррекционным действиям психолога;
• у метафор есть две модальности — позитивная и негативная; актуализация любой зависит от того, на чем сфокусирован клиент, на что нацелен;
• с помощью метафор легче проектировать будущее
(А. А. Бочавер).
Применение метафоры в коучинге актуализирует несколько пси- хологических механизмов, благодаря которым у игроков происходят

26 осознание и изменения. Среди основных назовем сравнение и иден- тификацию, имитацию, актуализацию эмоций.
Основной принцип создания метафор — это сравнение.
Но сравнение не прямое, а по аналогии, когда два разноплановых объекта выступают синонимами друг друга. Сопоставляя разные ве- щи, человек раскрывает те внутренние смыслы, которые он им при- дает. Выражаясь метафорично, он не напрямую указывает на свои це- ли и мотивы, а лишь дает образ желаемого или оценку происходяще- го или выражает эмоцию по поводу чего-то.
Метафора — это встреча человека с самим собой, он не описыва- ет то, что объективно есть на картинке или в образе, а выделяет то, что значимо для него сейчас. Идентификация с нереальной ситуацией изображения на карточке дает материал для дальнейшей консультаци- онной работы. Благодаря тому, что метафоричность позволяет клиенту увеличить образность своей речи, появляется возможность подключить к анализу несколько контекстов (социальный, культурный, личност- ный, межличностный). Человек, говоря о том, что волнует его лично, может показать свое отношение к происходящему в более широком контексте. Те источники, из которых клиент выбирает свои метафоры, могут указать на уровень культуры, образованности, широту его миро- воззрения. Использование определенных героев и ситуаций из произве- дений говорит о том, что чувствует клиент в межличностном общении.
Работа механизма имитации заключается в том, что человек про- живает знакомый опыт, осуществляет понятную деятельность, наде- ляя предлагаемые стимулы своими значениями, понятными ему смыслами.
Метафора также дает подключение эмоций человека, что позво- ляет интерпретировать и эмоциональную, и оценочную составляю- щую переживаемого состояния или процесса. Современный человек в обыденной жизни чаще всего апеллирует к логике. Занимаясь ка- кой-либо деятельностью, он осуществляет рациональные выборы, т. к. социальный опыт в значительной степени блокирует способность мыслить образно. Применение метафоры активизирует эмоциональ- но-образные процессы человека, апеллируют к его эмоциональному интеллекту. Она усиливает процесс принятия решения, включая в него эмоциональную составляющую. В ходе коуч-сессии обогаща- ется предыдущий опыт человека, потому что в ней могут осуществ- ляться практики, которых не было в реальной жизни игрока.


27
Коуч-сессия осуществляется посредством вопросов и ответов. Во- просы, предъявляемые клиенту непосредственно от коуча, являются особыми, коучинговыми. Эта техника задавания вопросов позволяет достигать результатов за счет следующих механизмов: обращение кли- ента к экзистенциальным вопросам, инсайт, поощрение надежды. Во- просы коуча направлены в будущее; содержат позитивные понятия; строятся на личной ответственности; обращены непосредственно кли- енту; предполагают сравнения, основанные на личном опыте.
Технология коучинговых вопросов основывается на том, что че- ловек способен осуществлять в своей жизни выборы, менять их и нести за них ответственность. Мастерство формулирования вопро- сов заключается в том, чтобы, отвечая на игровые вопросы, игроки поднялись на уровень таких экзистенциальных вопросов, как ответ- ственность, выбор, смысл. Обращение клиентов к этим категориям позволяет актуализировать их деятельность в реальной жизни в ре- шении существующих задач. Когда клиент коучинга в ситуации, со- зданной на коуч-сессии, оценивает необходимость и качество этих изменений, видит возможность переделать не понравившийся резуль- тат и осознает, для чего он затеял это, он повышает собственную осо- знанность, осваивает опыт изменений и ответственности за них.
Позиция коуча в работе с клиентом подразумевает, что каждый человек уже обладает необходимым запасом ресурсов — знаний, спо- собностей, опыта, энергии — для решения своей задачи. Часто в обы- денной жизни человек не способен всесторонне оценить свои внут- ренние ресурсы и внешние возможности среды. И одна из задач коуча
— расширить представление клиента о нем самом и об окружающей действительности. Часто это случается в форме инсайта. Для клиента какой-то факт — о себе, о решаемой задаче, об окружающей действи- тельности — может стать открытием.
Исходя из коучинговой техники задавания вопросов, коуч фор- мулирует их так, что у клиента актуализируется вера в собственные силы и способности менять что-то в своей жизни. Таким образом, у клиента кучинга возникает и поддерживается надежда на возмож- ность реализации задуманного, на возможность желаемых изменений.
Существуют различные психотерапевтические и консультацион- ные техники, позволяющие человеку актуализировать свои внутрен- ние ресурсы. Одной из таких специфических техник является эриксо- новский гипноз.


28
Техника диссоциации, предложенная М. Эринксоном, может за- пустить такие психологические механизмы, как катарсис и инсайт.
В ходе коуч-сессии под действием приемов эриксоновского гипноза у клиента ослабевает доминирующая роль сознания и контроля. А бес- сознательное может актуализироваться и инициировать идеи и по- ступки, которые в ходе решения проблемы другими методами не приходили клиенту. Ему открываются новые пути решения задачи, появляется новый взгляд на ситуацию, расширяется ряд вариантов выхода из ситуации, осознается значимость предстоящих изменений.
С другой стороны, ослабление контролирующей роли сознания может привести к высвобождению эмоций, подавляемых или неосо- знаваемых. Этап решения какой-то жизненной задачи связан с боль- шими эмоциональными затратами, но сознание в первую очередь ищет рациональные решения. В ходе коучинговой беседы, благодаря технике эриксоновского гипноза, эмоциональное отношение к про- блеме актуализируется, человек позволяет себе отреагировать в бла- гоприятной игровой обстановке на сложную жизненную задачу.
Техника медитации, также включенная в структуру беседы, по- зволяет решить несколько задач благодаря механизму обращения внутрь себя и балансу своих состояний. Все медитативные практики направлены на гармонизацию взаимодействия разрозненных частей че- ловеческой личности: души и тела, физического и духовного, разума и сердца, рационального и эмоционального, бытийного и трансцен- дентного, сознательного и бессознательного. Возможны медитативная музыка и плавная речь коуча, они призваны замедлить привычный ритм жизни игроков и приглушить шумы активной социальной жизни.
Расслабление тела, выравнивание дыхания, настрой на новый вид дея- тельности (изучение самого себя, встреча с собой истинным) актуали- зируют в клиенте способность прислушиваться к своим физическим проявлениям, отмечать малейшие изменения эмоционального настроя, слышать свое подсознание. Эти техники усиливают осознанность.
Необходимо обратить особое внимание на феномен фасилитации, проявляющийся в ходе коучинговой сессии. Значение этого явления в психологии исследуется с середины XX в. в рамках анализа социаль- но-психологических процессов, стилей руководства, групповой дина- мики. В коучинговой беседе возникают отношения, взаимодействие ко- уча и клиента, и фасилитация может выступить в качестве психологи- ческой технологии, когда психолог, коуч в роли партнера или оппонен-


29 та оказывает поддержку игроку. Основываясь на экзистенциаль- но-гуманистической традиции, коуч использует эмпатию, понимание, внимание, безусловное принятие и толерантность. В результате такого взаимодействия у клиента формируется доверие к коучу и процессу встречи-беседы, открываются неосознаваемые способности и ресурсы.
Так как в коучинге необходимо достичь собственной активности кли- ента, создать условия для принятия ответственности за свою жизнь и свой выбор, то коуч берет на себя функцию фасилитатора, часто про- воцируя и создавая вызовы. Фасилитация не является непосредственно помощью в решении профессиональной или личной задачи, это меха- низм поддержки, облегчения, создания определенной продуктивной атмосферы, поддержания надежды.
В ходе коуч-сессии порой возникают эффекты, редкие для других помогающих технологий, — азарт, воодушевление, волнение в про- цессе решения жизненной задачи, а затем и в реальной жизни. По- явившееся эмоциональное возбуждение также актуализирует ресурсы для решения собственных задач.
Задачи коучинга.
Ради чего работает коучинг?
В помогающих технологиях инструменты создаются под задачи.
В коучинге существует много эффективно работающих технологий.
Рассмотрим задачи, которые можно решать с помощью коучинга:
• повышение осознанности у клиента: осознание намерения, осо- знание своих ценностей, осознание своих возможностей. Это реали- зуется за счет обогащения субъективного опыта;
• создание условий, при которых клиент готов взять ответствен- ность за свой выбор;
• внесение в жизнь клиента вдохновения и воодушевления, чтобы он почувствовал мотивацию что-то планировать и действовать;
• фокусировка клиента на будущем, актуализация готовности действовать, предпринимать что-либо.
Рассмотрим, за счет каких механизмов решаются эти задачи в ко- учинге.
Задача повышения осознанности. Осознание структуры и содер- жания собственной ценностно-смысловой сферы достигается клиен-

30 том благодаря в том числе атмосфере профессиональной беседы. До- верительная ситуация снижает уровень значимости происходящего, снижает уровень самоцензуры, что дает возможности для проявления истинных мотивов и глубинных ценностей. Накопленный ко взрос- лому возрасту опыт расширил, дополнил, изменил структуру самости и ценностей человека, и это влечет за собой изменение поведения.
Также факт осознания человеком своих ценностей в коуч-сессии бу- дет говорить об изменении структуры самости, а следовательно, о необходимости принятия решений в реальности.
Например, решая задачу смены профессиональной деятельности, в метафоре участник сравнивает различные варианты деятельности.
Как по содержанию, так и по форме. Участник имеет право «приме- рить» на себя профессиональную деятельность и оценить значимость ее для себя. Тем самым он анализирует, сравнивает, отбирает или отсеива- ет ценные для него виды деятельности. Самоопределение, профессио- нальное в том числе, — это процесс, который осуществляет клиент, а неотъемлемой частью его личности является ценностно-смысловая сфера. Именно ее сформированность и осознаваемость помогают чело- веку в самоопределении и именно она воплощается и реализовывается затем в профессиональной деятельности.
Задача принятия ответственности. Выявить значение, которое люди вкладывают в свой проект или задачу, осознать, что является ведущим мотивом их выбора, помогают метафоры и коучинговые во- просы. Анализируя метафорические образы и отвечая на вопросы, клиенты видят содержание и осознают ценности, которые хотят во- плотить. В этой работе активно задействована саморефлексия по по- воду экзистенциальных вопросов. Человек прислушивается к тому, за что, за какие результаты и последствия он готов отвечать.
Клиенту также предоставляется возможность проанализировать свой предыдущий опыт принятия решений, опыт активности, навыки и способности, наработанные за предыдущую жизнь. В коучинге ак- туализируются такие психологические механизмы, как коррекция опыта первичной семьи, совершенствование социальных навыков, межличностное общение.
Задача вдохновения. Вера коуча в возможности человека помога- ет взглянуть на задачи нестандартным образом — в метафорах, обра- зах, афоризмах, рассказах о себе от лица другого человека (ассоциа- ции и диссоциации). Коуч-взаимодействие помогает несколько рас-


31 качать шаблоны клиента, открывает ему самому новые стороны его жизненной ситуации. Это происходит благодаря нескольким психо- логическим механизмам консультирования: информированию, инсай- ту, поощрению надежды.
Ситуация сессии максимально легкая и дружелюбная. Необходимо создать условия для того, чтобы клиенты чувствовали себя комфортно, уверенно. В сессии нет сравнения с другими, соперничества и конку- ренции, каждый думает о себе и своей жизни. И любой достигнутый результат — это изменения, это один или несколько шагов в новом направлении. Это воодушевляет их на работу над собственной задачей.
Например, с задачей вдохновения коучинг справляется следую- щим образом. Клиент имеет желания и мечты, возможно даже хоро- шо осознает их, но дальше страдания от их нереализованности дело не идет. Таким образом, имея в виду свой запрос, клиент получает веру в разрешение проблемной ситуации, в реализацию задуманного.
В данном случае хорошо срабатывает механизм визуализации. В ходе сессии человек получает вопросы из будущего, создает метафоры или мысленно конструирует модель той жизненной ситуации, которую хочет иметь. Он волен подбирать такие образы ситуации, которые помогут ему в решении задачи в реальной жизни.
Задача фокусировки на будущем. У клиентов появляется возмож- ность актуализировать в себе готовность к действию, сфокусировать- ся на будущем. Часто, продумав какую-то стратегию поведения, че- ловек боится попробовать применить ее в реальной жизни. Есть сте- реотипный набор поступков и фраз, и даже если они не всегда эффек- тивны, человек по привычке поступает подобным образом. Просто потому, что знает результат. В коуч-беседе нет реальной угрозы по- терь, ошибок, можно не бояться быть обманутым или обиженным.
Следовательно, можно смело пробовать нестандартные шаги, выби- рать необычное окружение, пытаться поиграть в других ролях. Пред- ставления о будущем становятся более конкретными, яснее ощуща- ются на чувственном уровне, когда человек интерпретирует для себя ситуацию. Ощущение себя в новом качестве приобретает какую-то эмоциональную окраску.

32
1   2   3   4