Файл: Учебнометодическое пособие Ярославль Яргу 2018 2 удк 378. 147(075) ббк ю949я73 Д79 Рекомендовано.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
18
Коучинг как сфера деятельности.
Как работают коучинг и коуч?
В современной России понятие «коучинг» связывается с публи- кацией в 1992 г. книги Дж. Уитмора «Коучинг высокой эффективно- сти». Как пишет автор, «коучинг — это не просто техники… это путь управления, путь общения людей, путь размышления, путь существо- вания». Дж. Уитмор выделяет два аспекта коучинга:
1) коучинг как культура управления компанией (этот аспект рас- сматривается в технологиях менеджмента, в развитии HR-службы);
2) коучинг как метод разрешения личностных кризисов успеш- ных людей (в современной терминологии — лайф-коучинг, или ко- учинг личной эффективности).
Коучинг — относительно новая теория и технология помощи че- ловеку в достижении значимых для него целей. Коучинг стал разви- ваться как профессиональная деятельность, откликаясь на вызовы нашего времени, когда нам важно многое успеть и быть при этом счастливыми. Коучинг — методика раскрытия потенциала человека и повышения его способности жить активно в современном мире.
Как инструмент работы с клиентами коучинг (coaching), появился в 1980-е гг. и значил мотивирующее наставничество. Он и появился как ответ на потребности человека делать невозможное, как техноло- гия создания чемпионов. Наибольший вклад в становление коучинга вложили Т. Голви, Дж. Уитмор, Т. Леонард: наблюдения Т. Леонарда, что успешные бизнесмены обычно успешны и в личной жизни; идеи
Т. Гэллуэя о важности доверия оценке тренера и ответственности спортсмена за свое обучение; модель Дж. Уитмора (GROW) раскры- тия способностей человека, свободного от страха и имеющего свобо- ду действовать; идеи М. Дауни о том, что вопросы коуча приводят к правильному решению; понимание ценности команд как источника позитивных изменений и самообучения. М. Аткинсон отмечает, что у человека есть ресурсы для изменений, фокусировка на возможно- стях и будущем; М. Рейнольдс выделяет связь мышления, эмоций и действий; Г. Беллин утверждает, что изменившийся человек не мо- жет вернуться в прежнее состояние; М. Лаксберг подчеркивает важ- ность повышения собственной эффективности и обратной связи. Эти знаковые положения вливаются в понимание возможностей коучинга как помогающей технологии для людей, имеющих или желающих
19 иметь цели и готовых внести изменения в свою жизнь и нести ответ- ственность за решения.
Наряду с коучингом есть давно разработанные теории и подходы
— психотерапия, психиатрия, психологическое консультирование.
В нашем мире есть люди, с которыми произошли ужасные вещи, они стали участниками травмирующих ситуаций, их жизнь полна лишений и ограничений. С ними готовы работать психологи и психотерапевты, они владеют технологиями помощи и поддержки людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, работают, давая поддержку в горе и потерях, корректируя состояния в стрессе и тревожности. И рядом с ними люди, у которых вроде бы есть многое, что естественно для со- временного человека. Они работают, воспитывают детей, внешне спо- койны, имеют свое мнение, посещают публичные места. И говорят о желании большей наполненности жизни. Что с ними не так? Чего же им не хватает? Они хотят не просто работы, а интересной работы, не просто иметь семью, а иметь содержательные глубинные отноше- ния, не просто вечерами отдыхать, не работая, а найти увлекательное для себя занятие, они хотят выполнять осмысленную общественно значимую деятельность, полезную другим людям.
Для части людей стало важным и ценным качество жизни, по- явилась ценность продуктивности и активности. Образование, успех на работе привели к тому, что даже здоровье, качественное долголетие стали не целью, а инструментальной ценностью. Здоро- вье нужно для чего-то большего, чего сейчас не видно, но что ка- жется привлекательным, — путешествий, получения впечатлений, заведения новых знакомств, созидания. Для этого вида активности надо быть здоровым. Материальная обеспеченность становится ин- дивидуальной. При этом человек желает не просто располагать са- мым необходимым, но и «соответствовать времени» — смотреть новые фильмы и спектакли, осваивать новые виды спорта. Садовый участок становится не местом выращивания продуктов для выжи- вания, а самореализацией для ухода за коллекцией роз или новых сортов картофеля. Можно говорить о новом уровне жизни. Этому способствуют многие факторы внешней среды:
• уровень современной медицины, повышающей характеристики здоровья;
• ожидаемая продолжительность жизни, готовность общества да- вать рабочие места не только молодым, но и старшим профессионалам;
20
• IT-технологии и возможность работать вне офиса;
• возможность выбора диет, философия здорового питания;
• бытовой комфорт, освобождение человека от забот по созданию чистоты и ухода за жильем;
• возможность (социальные сети) создавать для себя приятное социальное окружение, находить людей, чьи интересы и ценности совпадают с нашими;
• доступность удовлетворения культурных и духовных потребно- стей, не выходя из дома;
• свобода выбора способов путешествий.
Возникают вопросы, которые приводят в коучинг. Почему люди упускают важное в своей жизни? Почему не используют возможно- сти, которые дает современная жизнь и технологии? Почему люди не становятся счастливыми, а живут не свою жизнь и терпят ее? Они говорят — не хватает вдохновения начать новую жизнь. Они боятся перемен, даже хороших, потому что никто не может гарантировать стопроцентный результат. Они боятся своего успеха, т. к. может, правда, что-то получиться и надо будет и другое менять в своей жиз- ни. Они пассивны и не имеют энергии для внесения огня в свою жизнь. Они хотят добрых изменений и боятся их.
Вместе с тем качество жизни начинается с качества мыслей, их позитивности и желания жить собственную жизнь на основе своих возможностей.
Коучинг как помогающая технология работает именно для таких обычных современных людей, которым важно повысить качество жизни или внести новое в свою жизнь.
Коучинг — технология взаимоотношений коуча и клиента. С по- мощью вопросов коуча клиент погружается внутрь себя и находит новые решения для старых, привычных задач. Клиент получает вдох- новение и готовность делать шаги в новом направлении, брать ответ- ственность за них и свою жизнь в целом.
Коучинг — новая помогающая технология, отличающаяся от психотерапии и психологического консультирования, которые нацелены на помощь в решении проблем человека. Коучинг отлича- ется от дружеской поддержки, т. к. проводится профессионалами.
Коучинг отличается от тренинга, в котором формируются новые навыки и умения. Предназначение коучинга — «создание будущего», достижение поставленных целей, получение результатов, коучинг со-
21 здает вдохновение и мотивацию изменений, приводящую к конкрет- ным шагам и поступкам.
Благодаря коучинговым технологиям человек погружается в себя, видит свои возможности, гораздо большие, чем он сам думает, что дает возможность человеку самому найти лучшие способы управле- ния своей жизнью (или бизнесом) и решения сложных задач. Коуч работает как фасилитатор, направляя человека, не позволяя ему поте- рять задачу, помогая делать собственные открытия. Важно, что ко- учинг работает с будущим человека, не ищет причины неудач и про- блем, а создает предпосылки для достижений и успеха. В коучинге запускаются изменения в личной жизни и работе, мягкие управляе- мые изменения.
Как обычно люди решают свои проблемы и что делают люди, чтобы создать изменения? Пассивные ждут, когда проблемы сами пройдут (так тоже бывает, т. к. некоторые проблемы решают другие, активные люди и у нас с ними общие проблемы). Некоторые просят советов, слушают их и не применяют, т. к. советы строятся на опыте тех людей, которые дают советы, в других условиях. Другие огорча- ются, снижают качество жизни, снижают требования к своему буду- щему и мирятся. Кто-то находит виноватых, обвиняя мир и обстоя- тельства, несправедливость, им так приятнее и милее принять старую жизнь в трудных условиях. Есть некоторые, кто с упорством раз от разу повторяет старые действия, старается делать старое лучше, чем вчера, но без результата, т. к. условия поменялись и привычные схемы и методики не работают. Наиболее просвещенные работают с психологом, психотерапевтом, погружаясь в причины своих неудач и проблем. Это действительно помогает снять стресс и напряжен- ность, отреагировать в ситуации горя, позволяет понять, как отрегу- лировать нарушенные отношения с родными и близкими. И наконец, есть люди, которые начинают работать с коучем в форме очных сес- сий (в том числе on-line), трансформационных игр. Если внутри чело- века сидит «чемпион», есть желание внести изменения и достижения в жизнь, ему нужен коучинг и коуч.
Само слово, понятие «коучинг» пришло из спорта, когда стало понятным, что тренер может не только научить оптимальным движе- ниям, но и дать вдохновение, веру в силы и возможность победы, найти собственный стиль на основе индивидуальности, а не общих правил и регламентов.
22
Коуч и клиент заключают контракт, в котором оговаривают, что будет наилучшим результатом их встреч и всего коучингового проек- та в целом. Коуч задает вопросы, поиск ответов на которые позволяет посмотреть на привычные вещи с необычной стороны, что сдвигает ситуацию с мертвой точки.
С одной стороны, у коучинга нет принципиально своих методов.
Все специалисты помогающих профессий применяют беседу (вопро- сы), работают с метафорами, применяют медитации. С другой сторо- ны, есть нечто, что делает коучинг особенным. Так как коучинг наце- лен на получение результата, то применяются такие методики, как шкалирование (применение шкал как измерительных инструментов для определения тех изменений, для которых нет объективных шкал), планирование (и во время коуч-сессии, и после нее, в первые 72 часа и далее). Для коучинга очень важна постановка цели. Во время ко- уч-сессии клиент с помощью вопросов коуча «создает» разницу меж- ду тем, как он видел ситуацию ранее, и тем, какой ситуация может быть, определяя ресурсы для реализации цели и усиливая мотивацию.
Часто говорят, что одним из ресурсов изменений клиента являет- ся личность коуча. Коуч — принимающий человек, верящий в спо- собности клиента, его возможные изменения, поддерживающий начинания. Коуч — это не эксперт, знающий все обо всем, но опыт- ный, вдумчивый партнер. Своя экспертность у коуча есть, она прежде всего в том, как создать мотивацию.
Коуч создает атмосферу безопасности, принятия и доверия, в ко- торой рождаются вдохновение и планы. Коуч не даст совета, это не просто правило, а часть философии. Любой совет строится на ос- нове опыта и действии реальных факторов, которые уникальны и не подходят под жизнь другого человека. На встречах, посвящен- ных изменениям клиентов, коуч будет задавать вопросы, мотивиро- вать клиента к поиску ответов. Сосредоточиваясь на клиенте, его внутреннем содержании, коуч использует свой профессионализм, чтобы помочь клиенту наиболее четко сформулировать свой запрос, протестировать его на подлинность, получить вдохновение для во- площения в жизнь, принося пользу себе, близким и обществу. Допол- нительным фактором, усиливающим эффект коучинга, являются установки коуча, его фокусировка на клиенте. Коуч относится к кли- енту как к взрослому, состоявшемуся, цельному человеку, эмоцио- нально и психически здоровой личности, имеющей необходимый по-
23 тенциал, ресурсы, способности для решения всех своих задач. В ко- уч-задаче у клиента есть значимые ожидания, и то, что у клиента есть мечты и намерения, говорит о его возможности достичь своих ре- зультатов, если они уж пришли ему в голову, назрели в его жизни.
Коуч оказывает профессиональную поддержку, полностью полагаясь на то, что клиент является самым лучшим экспертом своей жизни.
1 2 3 4
Механизмы коучинга.
Как помогает коучинг?
Благодаря коучингу в коуч-сессии клиент фокусируется на самом значимом и точнее работает с входящей информацией, фильтруя ее поток под задачу. Коучинг, обогащая качество жизни, усиливает ин- тересы, претворяя в жизнь увлечения, так еще больше усиливается качество жизни, появляется радость. Коучинг связан с позитивной стороной жизни. Благодаря активной работе над понимаем своих возможностей, готовности делать конкретные шаги клиент берет от- ветственность за шаги и за свою жизнь, делает личный выбор среди множества возможных (привычных, переставших действовать или чужих, неподходящих). Принятие своего выбора приводит к то- му, что клиент вне коуч-сессии контролирует свои действия, выпол- няет свои решения, внедряет новые привычки в жизнь. Он становится реальным автором своей уникальной жизни. Этот успешный человек, он имеет собственную внутреннюю мотивацию, не навязанную ему обществом и окружением. Вне коуч-сессии клиент становится актив- нее, уже самостоятельно внедряя изменения в другие сферы жизни, смелее совершая непривычные ранее действия и поступки. Такие из- менения делают человека еще более сильным и успешным. Окружа- ющие начинают удивляться и восхищаться нашим клиентом. Как же, не меняя ничего кардинально в себе, человек становится способным к управлению своей жизнью, становится более целенаправленным, открытым к позитивным изменениям, принимающим и отдающим.
Коучинг становится реальным инструментом изменений, позво- ляет жить, осознавая свою ответственность за выбор вариантов своей жизни, планировать и достигать результатов. Коучинг помогает наполнить жизнь смыслами, когда каждый день расписан значимыми событиями, а может быть, и жизнь далеко вперед. Благодаря коучин-
24 гу есть возможность точно знать, зачем и для кого жить; иметь ресур- сы для достижения целей или понимание, откуда их взять. Благодаря коучингу становится возможным понимать, на что можно влиять и что вне контроля.
Так как коучинг — это недирективное консультирование, то про- цесс работы можно считать сотрудничеством, партнерством. Такое распределение ролей активизирует позицию клиента. Ощущая себя субъектом изменений, он обретает желание и готовность к активным действиям. Это побуждает его ставить перед собой все новые и новые задачи и с помощью коуча достигать их.
Помощь коуча заключается в создании условий для такой активи- зации клиента. Определенная коуч-позиция, формат беседы, атмо- сфера диалога — это лишь немногие из инструментов для обеспече- ния решения задачи, выбора, творческого мышления.
Коучинг как технология позволяет достигать реальных измене- ний в своей жизни и может стать толчком в обучении, которое при- водит к повышению ожиданий от самого себя и продвижением в ка- рьере и профессионально-личных статусах.
Следует обратить внимание на то, что деятельность и личность связаны друг с другом, так как личность выступает субъектом дея- тельности.
Для того чтобы разобраться в механизмах, которые запускают изменения в коучинге, необходимо рассмотреть техники, заложенные в процессе коучинговой сессии. Психологические механизмы, за счет которых конкретная техника приводит к изменениям и позволяет до- стигать результата, являются методологическим обоснованием при- менения коучинга в качестве метода консультирования. Перечислим и рассмотрим базовые техники, используемые в коучинге:
• образ;
• коучинговые техники задавания вопросов;
• техники эриксоновского гипноза;
• медитация;
• фасилитация.
Коучинг часто использует метафору — образ, который создает сам клиент, когда описывает свою ситуацию и дает комментарии. Важно понять, с помощью каких механизмов и какими способами работают эти образы. Если под метафорой понимать любое образное выражение, то анализ содержания метафоры и связанного с ней эмоционального