Файл: Учебнометодическое пособие Ярославль Яргу 2018 2 удк 378. 147(075) ббк ю949я73 Д79 Рекомендовано.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10 коуч работает с реальными ценностями клиента. И глубинная дина- мика общения лежит в основе выделения уровней межличностного взаимодействия, от поверхностного до интимно-личного.
Нейролингвистическое программирование
Такая область практической психологии, как нейролингвистиче- ское программирование, дала коучингу очень много инструментов и практик. Начать необходимо с базовых пресубпозиций нейролинг- вистического программирования (НЛП). Под ними подразумеваются положения, которые лежат в основе НЛП-практик. Это недоказуемые и неопровержимые аксиомы, которые принимаются коучами. Пре- субпозиций в НЛП достаточно много, и сейчас не стоит задача разо- брать их все, остановимся лишь на нескольких.
Обратимся, например, к пресубпозиции «Вселенная, в которой мы живем, дружелюбна и изобильна». Это положение помогает коучу раскрыть все ресурсы и возможности клиента. Дело в том, что чело- век привыкает решать свои задачи однообразно, обычным, стандарт- ным для него способом. А придя за помощью к коучу, он может по- лучить другую точку зрения, новую сторону задачи, новые варианты ее решения, увидеть новые перспективы. Задача коуча как раз вдох- новить клиента на поиск и использование всех безграничных воз- можностей «Вселенной».
Еще одна пресубпозиция НЛП звучит следующим образом: «Лю- бое поведение представляет собой наилучший выбор, доступный на данный момент». Коуч и клиент начинают свою работу от сего дня и данного момента. И все, что сделано клиентом к настоящему мо- менту, — это наилучшие решения, которые он смог принять и осуще- ствить. Нет смысла пересматривать прошлое, искать в нем причины неудач. Нужно принимать новые решения.
Пресубпозиция «Намерение любого поведения позитивно» озна- чает, что все, что совершает человек, он делает с наилучшими наме- рениями. И это инструмент для оценки его запроса на позитивность и экологичность. Коучу необходимо помочь клиенту проверить свое намерение, обсудить, кого и каким образом коснется решение, приня- тое клиентом.
Ресурсы и возможности есть не только во Вселенной, но и внутри каждого человека. Об этом говорит пресубпозиция «У каждого есть все необходимое для осуществления перемен и достижения успеха». Кли-
11 енты могут плохо знать себя и свои способности либо не задействовать все свои способности. Коуч же может предложить пересмотреть навы- ки, способности, умения, опыт клиента — поискать среди всего этого ресурсы и возможности для решения текущей задачи.
В работе коуча помогает также пресубпозиция «У любой про- блемы есть свое решение». А значит, решение есть у задачи, с кото- рой работают коуч и клиент. Если проблему клиента переформулиро- вать в задачу, то появляются и новое видение ситуации, и варианты решения.
Еще одним инструментом НЛП, которым активно пользуются коучи, являются сенсорные репрезентативные системы. Не останав- ливаясь подробно на анализе этих систем, скажем лишь, что умение коуча считывать ведущую систему клиента, умение изменять формат своей речи под репрезентативную систему клиента и гибкость соб- ственных репрезентативных систем коуча позволяют ему устанавли- вать и поддерживать продуктивную коммуникацию с каждым клиен- том. Это помогает отслеживать изменения, происходящие у клиента, еще раньше, чем он сам их осознает, помогает усиливать эффекты от внесенных изменений.
Без навыка работы с сенсорными репрезентативными системами коучу сложно будет вообще установить раппорт с клиентом. Раппорт означает определенное состояние во время коммуникации двух лю- дей, при котором взаимодействие согласованно, взаимосвязь прочная и гибкая, высок уровень доверия между говорящими. Это состояние испытано многими в обыденной жизни, во время коуч-сессии же оно достигается благодаря мастерству и профессионализму коуча.
При раппорте клиент чувствует себя естественно и комфортно и все силы его направлены на решение собственной задачи, а не на под- держание контакта.
Эриксоновский гипноз
Коучинг перенял основные принципы, заложенные в основу эриксоновского гипноза, как философские, так и методические.
В первую очередь, важно отметить фундаментальное отношение
М. Эриксона ко всем своим клиентам как к людям, у которых все в порядке и у которых есть все ресурсы для улучшения собственного состояния. Еще одним базовым постулатом М. Эриксона является убеждение в том, что любой поступок человека продиктован его бла-
12 гими намерениями и в каждый момент времени человек делает наилучший из своих выборов. Также необходима вера в неизбеж- ность перемен.
Основываясь именно на таком восприятии клиента, М. Эриксон и осуществлял свою практику создания трансового состояния. Его специфическая техника гипноза позволяет человеку актуализировать свои внутренние ресурсы. Под гипнозом он понимал мягкое воздей- ствие, при котором осознание приходит не в прямой форме, а косвен- но, символически. Подход Эриксона призван создавать трансовую атмосферу взаимодействия между консультантом и клиентом.
И в этом состоянии бессознательные силы клиента актуализируются, побуждают его к дальнейшему развитию.
М. Эриксон предложил гипнотическую технику диссоциации, в ходе применения которой происходит отделение субъективного от объективного. Эта техника снижает сопротивление клиента и ни- велирует реакции, препятствующие высвобождению внутренних ре- сурсов и энергии клиента.
В процессе коучинга гипнотическое воздействие достигается бла- годаря определенному тембру голоса и смене его в нужный момент.
Благодаря ритму речи и дыхания коуча и подстройке под ритм клиен- та. Благодаря употреблению слов и выражений максимально обоб- щенного и абстрактного порядка.
Позитивная психология
На базе гуманистической психологии сформировалось еще одно направление, которое является основанием коучинга. Это позитивная психология. Представители этого направления исследуют способы, средства и процесс достижения людьми счастья. Повышение благо- получия людей посредством раскрытия их способностей является ос- новной задачей позитивной психологии. Среди ресурсов, которые мо- гут привести людей к более счастливому образу жизни, психологи называют способность к творчеству, надежду, упорство в достижении своих целей, оптимизм, доверие, прощение, солидарность и другие.
Основоположником психологии счастья является американский психолог Мартин Селигман. Его концепция позитивного мышления способствует становлению, развитию и самосовершенствованию личности. М. Селигман исследовал чувства и состояния, помогающие человеку развить в себе способность радоваться жизни. Также он
13 изучал состояние, при котором человек пасует при наступлении ма- лейших проблем, не предпринимает попыток изменить ситуацию к лучшему. Люди с этим синдромом «выученной беспомощности» не верят в перспективность будущего, не строят планы. Также М. Се- лигманом был описан противоположный феномен — сознательный оптимизм. Это способность людей сохранять позитивный настрой, несмотря на не всегда благоприятные обстоятельства. Благодаря во- левому усилию человек способен сосредоточится на хорошем, ожи- дать и планировать перемены к лучшему в будущем. Именно разви- тие этого навыка позитивного мышления, активация сознательного оптимизма является одной из задач коучинга.
Коучи также ставят перед собой задачу раскрытия сильных свойств человека и научение его пользоваться ими. Закладывая осно- вы позитивного мышления, коуч мотивирует клиента к действию, со- вершая так называемую интервенцию. Передача клиенту веры в его силы, в его способность быть счастливым, совершить позитивные из- менения в своей жизни помогает сформировать у клиента привычку позитивного мышления.
Еще одним приемом, взятым коучами из позитивной психологии, является фокус на будущее, т. е. побуждение клиента развивать и усиливать свои положительные качества, качества, помогающие по- высить благополучие. Планирование, формирование намерения, под- держание мотивации к действию создают у клиента ощущение реаль- ности и осуществимости счастливого будущего. Способствуют этому и положительные эмоции, и субъективное переживание счастья.
С субъективным переживанием счастья тесно связано еще одно положение позитивной психологии. Это опора на экспертность кли- ента. Только представление этого конкретного человека о счастье и благополучии может стать ориентиром в движении к цели. Клиент лучше кого бы то ни было знает — сначала, может быть, подсозна- тельно или на уровне ощущений, — что именно необходимо сделать, изменить, чтобы наступило желаемое состояние, нужный исход. Ко- учу в своей работе необходимо слушать и слышать те маркеры, кото- рые обозначает клиент как показатели своего благополучия. То, что является счастьем для одного человека, не всегда может порадовать другого. И еще одно положительное последствие экспертности кли- ента заключается в том, что, только опираясь на собственные пред- ставления о счастье, человек сможет взять на себя ответственность
14 за его достижение. Если образ благополучия и счастья клиенту не близок или навязан, то им не будет взята на себя ответственность по реализации необходимых шагов.
Таким образом позитивная психология (М. Селиган, Э. Динер,
М. Чиксентмихайи) имеет важное значение для коучинга. Эти иссле- дования дают коучингу знания о раскрытии природных способностей человека и повышении его благополучия и удовлетворенности. Здесь уделяется внимание не человеку страдающему и имеющему разного рода ограничения (физические, психические, социально-экономиче- ские), а положительным аспектам психического бытия. Суть коучин- га не избавление от страданий, а фокусирование внимания на том, что создает счастливого человека (базовые понятия — благополучие, ра- дость, оптимизм, доверие, любовь, эмпатия, честность, творчество и пр). Положительные эмоции делают восприятие мира более откры- тым и позволяют находить новые решения проблем.
Экзистенциальное направление
Экзистенциальное направление в психологии и психотерапии со- средоточено на осмыслении человеком своего жизненного опыта и на осознании целей и ценностей жизни. Философские идеи экзистен- циализма лежат в основе экзистенциального консультирования. Его представителями являются Дж. Бьюдженталь, И. Ялом, Р. Мэй. В своей психотерапевтической практике консультанты этого направления опи- рались на уникальность бытия и личности каждого клиента. Акцент де- лается на том, что существование — это динамический процесс, а сущ- ность — его функция. При таком понимании в консультировании до- стигается осознание клиентом себя здесь и сейчас и актуализация ре- сурсов жизнедеятельности. Экзистенциальная психология говорит об отношении человека к таким категориям, как жизнь, смерть, время, свобода, одиночество и другие. Так как столкновение человека с ними болезненно, то задача консультантов этого направления — помочь че- ловеку в осознании своего отношения к ним и в поиске смыслов, ради которых он согласен прожить эти состояния.
В отечественной психологии мотивационная составляющая дея- тельности подробно изучена А. Н. Леонтьевым. Мотивационный ас- пект деятельности в его теории — это некая иерархия побудителей, вызывающих данную активность. Так как деятельность может вос- производиться вновь и вновь, в разных условиях, то единственным ее
15 идентификатором и показателем является мотив — предмет, на кото- рый она направлена. Выделение цели деятельности — это осознание ближайшего результата данной деятельности, выделение предмета, выраженного в мотиве деятельности.
Вопросы ценности и смысла жизни освещены, в частности, в ра- ботах В. Франкла. Основная мотивация человека — найти смысл жизни, те ценности, ради которых человек готов жить и даже уме- реть. Абстрактного смысла жизни не существует, он вариативен от человека к человеку, поэтому уникальны и ценности каждого че- ловека, и способы их реализации. Одним из результатов коучинга может стать открытие человеком собственных смыслов и ценностей.
Коучинг в данном случае выступает как инструмент поиска, как ва- риант работы над формированием своей системы приоритетов и цен- ностей. Поиск ценности и оценка важности задуманного являются ба- зой и мотивом для начала деятельности. Без осознания цели, ради ко- торой человек хочет внести изменения в свою жизнь, он не будет иметь достаточно сил и энергии для решения этой задачи.
Актуализация осознанности в процессе коучинга происходит благодаря различным техникам, в частности открытым коучинговым вопросам. Вопросы, не подразумевающие правильного или непра- вильного ответа, не содержащие в себе мнения коуча, заставляют клиента осознавать собственное отношение к происходящему, к сво- ей задаче, к возможным последствиям. Осознанность клиента на эта- пе формулирования задачи помогает учитывать больше аспектов в процессе решения задачи и позволяет предвидеть больше эффектов от решения этой задачи. В процессе коучинга происходит осознание клиентом своей ответственности за те изменения, которые он плани- рует реализовать в своей жизни. В случае грамотной работы коуча достигается готовность клиента к дальнейшей работе над своей жиз- ненной задачей.
С принципом осознанности связан еще один принцип экзистен- циализма — принцип ответственности за свою жизнь. В коучинге происходит принятие клиентом ответственности на себя за свои по- ступки, решения, выборы. Созданные коучем условия снимают напряжение момента выбора. Клиент чувствует, что у него есть силы и возможности для изменения ситуации, осознает эффект от них, приобретает опыт принятия ответственности. Этот опыт является по- зитивным, т. к. клиент получает поддержку коуча, имеет возможность
16 изменить решение в случае предполагаемых негативных последствий, получает позитивный эмоциональный заряд.
Вопрос ответственности в консультировании вообще и в коучин- ге в частности актуален и обсуждаем. Цель коуча — осознание кли- ентом ответственности за свою жизнь и за перемены, которые про- изойдут в результате работы. И важно это сделать не для того, чтобы снять с себя ответственность за процесс коучинга. Осознание клиен- том ответственности — это наиважнейший методологический прием, благодаря которому возникают эффекты от коучинга. Только взяв от- ветственность на себя, клиент сможет что-то начать делать, а получая результат, сможет его оценить и воспользоваться им.
Работа с будущим, что так важно для коучинга, основывается на мнении экзистенциальных психологов и психотерапевтов
(М. Хайдеггер, Р. Мэй), что глубокие психологические переживания
«расшатывают» позиции человека по отношению ко времени (тревога и депрессия уничтожают время, делая невозможным будущее).
Во время коуч-сессий клиент способен осознать, что его жизнь может быть им детерминирована, и тем самым изменить к ней свое отноше- ние. Положения экзистенциальной психологии о мире человека (ма- териальный, мир близких, мир самости) дают основания клиенту ко- учинга реализовать себя в современном мире, сделать наилучшие вы- боры в данной ситуации.
Концепция эмоционального интеллекта
В концепции эмоционального интеллекта, предложенной соци- альными психологами, также содержится ряд оснований коучинга.
Под эмоциональным интеллектом в широком смысле понимается способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: считывать и трактовать эмоции других людей, осознавать связь двух или более эмоций, использовать эмоции для мышления и выбора, способность адекватно выражать эмоции.
В коучинге работа с этой способностью идет в двух направлени- ях. С одной стороны, сам коуч должен обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта, чтобы безошибочно воспринимать и оценивать эмоции клиента. Также это может быть необходимо, чтобы вызвать эмоции, повысить эмоциональный фон сессии или ак- тивизировать за счет эмоций мышление клиента.
17
Другим вариантом применения концепции эмоционального ин- теллекта в ходе коуч-сессии может быть научение клиента, развитие в нем эмоционального интеллекта. Не все люди от рождения одина- ково способны понимать эмоции, свои и чужие. Также бывает по- требность в научении управлению эмоциями. Способность управлять своими эмоциями, направлять их в продуктивное русло — это тоже проявление эмоционального интеллекта.
Партнерство, которое необходимо для работы коуча и клиента, строится на базе как общего, так и эмоционального интеллекта. Об- щий интеллект, как способность решать задачи, безусловно необхо- дим. Но выборы и принятие решений строится на эмоциях. Клиента воодушевляет на изменения равновесие между эмоциональным и интеллектуальным умом. Человек с высоким уровнем эмоциональ- ного интеллекта адекватно воспринимает реальность и эффективно реагирует на нее, взаимодействует с ней. Таким образом, высокий эмоциональный интеллект клиента — это мощный инструмент ко- учинговых трансформаций.
С другой стороны, коучи, как люди с высоким эмоциональным интеллектом, умеют слушать и чувствовать клиентов, хорошо распо- знавать их эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания.
Именно с таким коучем высоки шансы построить глубокие и эффек- тивные партнерские отношения.
Когнитивная психология
Коучинг базируется и на постулатах когнитивной психологии, а именно: нарушения эмоциональной и поведенческой сфер человека зависят от дисфункций когнитивного процесса — неверных устано- вок, убеждений, оценке и прогнозе событий. Иначе говоря, способ восприятия ситуации определяет поведение и эмоции. Создание в коучинговом процессе нового опыта, рассмотрение с иных сторон своих установок влияют на познавательную систему, в результате ра- боты которой происходит интерпретация или объяснение данных со- бытий, далее следует соответствующее поведение или чувства.
Задача когнитивно-поведенческой психотерапии — сформиро- вать новый, более адекватный способ взаимодействия с окружающим миром, приобрести адаптивные навыки, справиться с симптомами психологических проблем, развивать способности эффективного со- циального функционирования.