Файл: Книга практикующего педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1790

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Интересные возможности для реализации функции организации и управления познавательной деятельностью обучаемых дает сочетание технических средств информации с техническими средствами, работающими на принципе обратной связи.

Это сочетание в настоящее время недостаточно широко используется, и, видимо, требуется проведение специальных исследований, которые бы выявили оптимальные варианты применения обеих групп ТСО в комплексе для реализации второй функции.

Третья основная функция ТСО – воспитательная. Не рассматривая всего вопроса о реализации этой функции ТСО в педагогическом процессе, остановимся лишь на отдельных его сторонах. Аудиовизуальные пособия, содержащие учебный материал, могут оказывать на обучаемых такое эмоциональное воздействие, как никакое другое средство.

В отдельных случаях они могут передать информацию лучше, чем это может сделать преподаватель.

Широкое применение ТСО оказывает влияние также и на формирование отдельных качеств личности. В частности, они способствуют развитию мышления, формированию самоконтроля, организованности, дисциплинированности.

Краткое рассмотрение основных функций ТСО позволяет сделать вывод: широкое их применение дает возможность полнее реализовать основные функции преподавателя, а также осуществить рациональное перераспределение функций в каждом конкретном случае, используя для этого все средства обучения.

Внедрение ТСО в учебный процесс оказывает большее влияние на деятельность преподавателя, чем все другие новые средства, вместе взятые.

При этом творческая деятельность преподавателя осуществляется в следующих направлениях:

а) применение имеющихся ТСО в сложившейся системе обучения, органическое включение их в известные формы и методы обучения с учетом оптимального сочетания с другими средствами обучения;

б) применение разработанных ТСО для создания новых учебных ситуаций;

в) разработка новых ТСО с целью создания новых форм, методов и приемов обучения.

Основными компонентами деятельности преподавателя являются следующие: конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический.

Конструктивная деятельность связана с отбором, композицией, проектированием учебно-воспитательного материала. Опираясь на учебные планы, программы, учебники, методические пособия и руководства, определяющие какие-то общие рамки, границы, преподаватель в то же время преобразует, творчески строит, конструирует программу процесса обучения с учетом стоящих перед ним задач, конкретных условий, учащихся, своих личных возможностей.


Использование ТСО требует более тщательного подхода к проектированию системы и последовательности как собственных действий, так и действий учащихся. Системность использования ТСО должна быть разработана каждым преподавателем и заложена в проект учебного процесса, а не являться случайным, эпизодическим явлением, органически не включенным в обучение.

Организаторская деятельность преподавателя, осуществляемая в ходе обучения, связана с ТСО в двух аспектах:

во-первых, организация своей деятельности по передаче содержания образования и, во-вторых, организация деятельности обучаемых. Применение ТСО позволяет преподавателю творчески подойти к организации и своей деятельности, и деятельности обучаемых.

Здесь могут быть применены как информационные, так и контролирующие и информационно-контролирующие ТСО. Они существенно влияют на организацию деятельности преподавателя в очень широком диапазоне: от простого, элементарного включения их в объяснение (при ведущей роли преподавателя) до передачи всей организационной функции обучающему комплексу, работающему на базе ЭВМ.

Естественно, что во втором случае основной будет конструктивная деятельность преподавателя, в результате которой должна быть создана модель учебного процесса. Эта модель, предусматривающая варианты деятельности обучаемых, и лежит в основе обучающего комплекса, работающего на базе ЭВМ.

Применение ТСО оказывает значительное влияние и на организацию деятельности обучаемых. Использование их в виде обучающего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить обучение в соответствии с возможностями каждого обучаемого.

ТСО можно применять для организации и коллективной, и групповой, и индивидуальной деятельности обучаемых. Они вносят фактор обязательности действий, что важно в организационном плане. Обеспечивая как внешнюю, так и внутреннюю оперативную обратную связь, ТСО позволяют осуществлять контроль, самоконтроль, корректирование организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Разработка системы применения ТСО, включающая дидактические цели обучения, методы использования ТСО и виды познавательной деятельности, осуществлена впервые. Именно в этих условиях важен научный подход к применению ТСО, без которого невозможен поиск оптимального варианта организации учебного процесса.



Коммуникативная деятельность, охватывающая область взаимоотношений преподавателя и обучающегося, в условиях ТСО также претерпевает определенные изменения.

Вместо диалога «преподаватель – обучаемый», чаще всего словесного характера, появляется возможность организовать разноплановую коммуникацию педагогического характера более полных и сложных взаимоотношений педагога с обучаемыми. Педагоги получают возможность для творчества, а обучаемые могут убедиться в мастерстве, подагогическом таланте и педагогической эрудиции своего педагога.

Гностическая деятельность, затрагивающая в данном случае изучение возможностей, форм и методов включения ТСО в учебный процесс, т. е. самих ТСО и методики их применения, должна быть той первоначальной деятельностью преподавателя, которая определит и все последующие компоненты.

Чтобы творчески подходить к использованию ТСО в учебном процессе, каждый преподаватель должен знать заранее экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия по своему предмету; аппаратуру, необходимую для их демонстрации; технические средства контроля и управления учебным процессом; методику применения ТСО.

В своем творческом подходе к применению ТСО необходимо опираться на общие принципы, о которых рассказывается ниже.

Основные принципы применения ТСО. Несмотря на широкую область применения и разнообразные функции, которые выполняют ТСО, они не могут заменить преподавателя. Он всегда будет центральной фигурой этого сложного процесса. ТСО не подменяют, а расширяют его возможности. Они – одно из средств обучения, педагогический инструмент в руках преподавателя, которым он должен уметь пользоваться, опираясь на исходные положения, лежащие в основе их применения.

Применение ТСО должно быть методически обосновано. Целесообразным, достаточно мотивированным использованием ТСО можно считать тогда, когда не может быть достигнута равная педагогическая эффективность с помощью других, более доступных средств обучения.

При использовании ТСО преподаватель должен принимать во внимание целый ряд факторов, в том числе возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки, специфику предмета (излагаемого вопроса), закономерности учебного процесса. Важный критерий мотивированности использования ТСО – их влияние на усвоение материала в конкретных условиях.

Целенаправленность и функциональная определенность применения ТСО. В каждом конкретном случае должна быть определена цель применения ТСО, которая может быть как общего характера (информационно-познавательная или психолого-педагогическая), так и дидактическая (ближайшие дидактические цели обучения). Функциональная определенность требует четкого выявления назначения ТСО в том или другом случае.


Использование ТСО – органическая составная часть урока. ТСО должны органически вписываться в систему построения занятия. Поэтому необходимо учесть их влияние на структуру занятия, методику изложения учебного материала и т. д. Следует четко определить их место на занятии, продумать возможность органического включения в деятельность и преподавателя, и обучаемых.

Для правильного использования ТСО важно установить взаимосвязь их с другими средствами обучения, используемыми на занятии. Эффективность учебного процесса во многом зависит от того, насколько удачной будет взаимосвязь всех применяемых средств.

Найти возможность осуществить логический переход от одного средства обучения к другому, ввести в занятие именно те средства, которые вместе с ТСО могут дать наибольший эффект, определить оптимальный вариант сочетания различных средств – одно из важнейших положений применения ТСО, требующих опыта и мастерства.

Один из источников учебной информации – экранные пособия. Учебный материал, содержащийся в них, должен подвергаться активной переработке учащимися после просмотра. Способы переработки материала могут быть разнообразными, должны находиться в соответствии с содержанием, формой преподнесения материала, ближайшей дидактической целью.

Эпизодическое использование ТСО, как правило, не дает нужного результата. Поэтому должна быть разработана система их применения. Эта система имеет два аспекта: организационно-педагогический и методический.

Организационно-педагогический предполагает проведение анализа всех тем по определенному предмету и распределение ТСО по темам, т. е. создание системы включения ТСО как составного элемента при изучении материала.

Методический заключается в разработке и создании определенной методической системы применения ТСО, которая может быть индивидуальной, но обязательно должна базироваться на общих принципах применения ТСО на занятии.

Информационная функция технических средств может реализоваться двумя способами:

а) материал ТСО служит наглядной иллюстрацией к изложению материала преподавателем, учебнику и т. д.;

б) ТСО выполняют роль самостоятельного источника учебной информации. Поэтому различны методы применения ТСО в учебном процессе.

Методы применения ТСО – это такие организационно-педагогические способы их использования, когда в процессе взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, базирующейся на использовании ТСО,
достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются познавательные возможности обучаемых, формируется их мировоззрение.

В этой взаимосвязанной деятельности можно выделить два компонента: деятельность преподавателя и деятельность обучаемого. Деятельность преподавателя направлена на передачу учебного материала и организацию их деятельности; деятельность обучаемого – на познание учебного материала. Связующим элементом деятельности преподавателя и обучаемого является учебный материал, содержащийся в ТСО.

Совместная деятельность преподавателя и обучаемых при передаче и усвоении знаний с помощью ТСО в основном выступает в виде следующих дидактических форм:

1) использование ТСО в качестве иллюстраций к излагаемому преподавателем (или каким-либо пособием) учебному материалу;

2) использование ТСО в качестве источника учебного материала для самостоятельной работы обучаемых (преподаватель в этом случае организует познавательную деятельность обучаемых).

При различных дидактических формах совместной деятельности преподавателя и обучаемых будет различной познавательная самостоятельность обучаемых. Учет степени познавательной самостоятельности – это отражение особенностей познавательной деятельности обучаемых, а значит, и внутренней сущности метода.

При рассмотрении вопроса о методах применения ТСО в учебном процессе необходимо учитывать как его внешнюю сторону, т. е. форму совместной деятельности преподавателя и обучаемых, так и его внутреннюю сущность, т. е. степень познавательной самостоятельности, как одну из наиболее существенных особенностей деятельности обучаемых в процессе обучения. С учетом этого основными методами применения ТСО в учебном процессе надо считать наглядно-иллюстративный и познавательно-активный.

При наглядно-иллюстративном методе применения ТСО главными являются рассказ преподавателя, беседа, работа с учебником и т. д. При этом материал экранных пособий будет играть вспомогательную роль, выполняя роль наглядной иллюстрации. Разъяснения преподавателя непосредственно по этому материалу и степень познавательной самостоятельности обучаемых незначительны.

При познавательно-активном методе использования ТСО главную роль в передаче какой-то части знаний играют аудиовизуальные пособия и работа обучаемых по усвоению материала. Они в таких случаях будут основным источником учебной информации, подлежащей усвоению.