Файл: Книга практикующего педагога.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1738

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В обоих случаях преподавателем должна быть организована познавательная деятельность обучаемых по усвоению материала. Но во втором случае познавательная самостоятельность обучаемых должна быть более высокой, так как ТСО выступают в роли основного источника учебной информации. Следует отметить, что здесь подчеркнута доминирующая, определяющая деятельность: в первом методе – обучающая деятельность преподавателя, во втором методе – познавательная деятельность обучаемых.

Таким образом, при определении методов применения ТСО на учебных занятиях приняты во внимание два признака:

а) дидактическая форма совместной деятельности преподавателя и обучаемых, подчеркивающая доминирующую деятельность (внешняя сторона метода);

б) степень познавательной самостоятельности обучаемых как одна из особенностей деятельности обучаемых (внутренняя сторона метода).

С методами использования ТСО на учебных занятиях всегда тесно связаны приемы. Как и в общем понимании, прием использования ТСО на занятии – это часть метода, его структурный элемент. Причем одни и те же приемы могут применяться при различных методах.

Так, фрагментарное использование видеофильмов, органически включаясь в рассказ преподавателя, является методическим приемом, который может быть использован как при наглядно-иллюстративном, так и при познавательно-активном методе.

Подобным образом может быть использован и прием комментирования учебного видеофильма обучаемым во время его демонстрации. Комментирование кинофильма обучаемыми можно применять как способ проверки понимания и усвоения материала, как средство развития речи, как способ обучения приемам работы с учебным видеофильмом и т. д. Многообразие приемов позволяет сделать использование ТСО на учебных занятиях разноплановым, интересным и более эффективным.

Совершенствование методов обучения в условиях применения ТСО


Между методами и средствами обучения существует взаимосвязь, которая оказывает влияние на ход познавательного процесса. Среди средств обучения есть такие, которые можно назвать традиционными, применяющимися уже длительное время и поэтому вписавшимися в методы настолько, что их применение не вызывает существенного изменения метода. Применение же новых ТСО, способных выполнять разнообразные функции, влияет на методы обучения, существенно их преобразуя.

Остановимся на двух наиболее распространенных в настоящее время классификациях методов обучения. Одной из классификаций методов обучения является классификация, предложенная И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. В ней за основу взят характер познавательной деятельности.


И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделяют следующие методы обучения:

1) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный;

2) репродуктивный;

3) проблемное изложение;

4) частично-поисковый, или эвристический;

5) исследовательский.

Основное назначение объяснительно-иллюстративного метода – передача и организация усвоения информации обучаемыми. Готовая информация сообщается разными способами преподавателем, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти (это первый уровень усвоения материала).

ТСО в этом случае увеличивают количество источников информации. Так, с помощью группы технических средств информации осуществляется разнообразное ее кодирование, концентрация передачи информации, расширяются границы чувственно воспринимаемого, усиливается эмоциональность, убедительность передаваемой информации.

Группа технических средств контроля и управления учебным процессом помогает организовать передачу и усвоение информации. Организация усвоения информации распространяется и на усвоение структуры знаний, методов получения этих знаний, изложение их.

Выполняя информационную функцию при объяснительно-иллюстративном методе обучения, ТСО могут использоваться как наглядно-иллюстративный материал при другом основном источнике информации или как основной источник информации. Естественно, что во втором случае влияние на метод обучения будет более существенным.

Для формирования навыков и умений пользоваться знаниями, т. е. для применения знаний о мире в знакомой ситуации и для осуществления способов деятельности по образцу, организуется деятельность по воспроизведению этих знаний и показанных ее способов. Это репродуктивный метод обучения. Для того чтобы организовать указанную деятельность, используются различные задания, упражнения и т. д.

В этом случае, помимо устных объяснений, инструктажа, непосредственного показа, широко применяют различные ТСО. Это может быть и демонстрация кинофрагмента в качестве инструктажа, и использование тренажеров для обработки практических действий, и применение технических средств автоматизированного контроля в сочетании с программированными пособиями, позволяющих осуществлять контроль и самоконтроль (внешнюю и внутреннюю связь). Последнее представляет также интересные возможности для сочетания объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов.



Применение ТСО при репродуктивном методе наиболее целесообразно тогда, когда их использование позволяет создать новые варианты организации деятельности обучаемых, направленной на достижение второго уровня усвоения материала (применение знаний на практике по образцу, показанному преподавателем), или значительно сократить время, необходимое для достижения этого уровня в известных вариантах, или при этих вариантах и обычных затратах времени значительно увеличить эффективность, качество обучения.

Проблемное изложение позволяет не только осуществлять передачу учебного материала, но и показывать возможный путь познания, ход мыслительного процесса при решении проблемы. Такое изложение может быть построено или на основе материала из истории науки, или с помощью какого-либо современного (и возможного в учебных условиях) способа раскрытия конкретной проблемы.

Рассмотрим далее, как ТСО могут быть использованы при проблемном изложении знаний. Прежде всего ТСО могут быть применены при постановке проблемы, для создания проблемной ситуации. Обучаемому они могут помочь осознать эту проблему, заинтересовать и настроить его на активную познавательную деятельность.

Следующее за этим изложение материала может быть осуществлено разными способами, в том числе и с помощью ТСО. Возможность использования ТСО в этом случае зависит от того, каким образом в том или ином его виде излагается учебный материал.

В настоящее время появились экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, которые построены так, что их можно органически вводить в проблемное изложение. Кроме того, уже есть среди них и пособия с проблемным изложением, которые могут быть применены в качестве основного источника информации.

Можно предположить, что тенденция создания подобных аудиовизуальных средств обучения является устойчивой и в будущем их количество значительно увеличится. Переход к исследовательскому методу осуществляется постепенно, через частично-поисковый (эвристический) метод.

Этот метод позволяет приблизить обучаемых к самостоятельному решению проблем путем обучения отдельным этапам исследовательской деятельности. Применяемые здесь ТСО должны помочь учащимся увидеть проблему, сформулировать ее, найти доказательство, сделать выводы из фактов, осуществить самоконтроль и т. д., т. е. выполнить те самостоятельные шаги, которые и определяют поисковый характер их деятельности.

Преподавателю ТСО помогают создать условия для эвристической деятельности обучаемых. С их помощью может быть осуществлено программирование обучения, которое в данном случае является особенно важным. Проблемная задача разделяется на подпроблемы, для решения которых нужно сделать определенные шаги. Эти шаги поиска должны быть запланированы, вариативно предусмотрены.


В соответствии с планом-программой организации познавательной деятельности определенные шаги будут выполняться полностью самостоятельно обучаемыми, но в конечном итоге в логике учебного материала не должно быть разрывов, все связи должны быть установлены самостоятельно или с помощью преподавателя.

Исследовательский метод обеспечивает усвоение знаний на самом высоком, третьем, уровне (применение знаний в новой ситуации) и одновременно является опытом творческой деятельности.

Основная его функция – учить самостоятельному выполнению процесса познавания. Не будем забывать, что это исследование носит учебный характер, в котором организуется поисковая творческая деятельность обучаемых, связанная с решением новых проблем для них.

При использовании этого метода преподаватель может применять различные средства обучения, в том числе и ТСО.

ТСО помогают преподавателю построить такие задания, которые обеспечивают использование обучаемыми своих знаний для решения новых проблем, позволяют организовать дифференцированный подход при решении этих проблем обучаемыми, контролировать и направлять ход работы, проверять итоги исследовательской деятельности.



ГЛАВА 10.

Персональный компьютер. Интернет



10.1. Использование компьютера


Архитектурой ПК называется совокупность всех технических устройств, которые относятся к компьютеру. Пользователь непрофессионал, к которому можно отнести и педагогов, обязан знать, понимать назначение каждого из этих устройств.

К важнейшим составным частям технических средств ПК относятся :

– системный блок с винчестером (жесткий диск) и дисководами;

– дисплей (монитор), на котором отображается результат происходящих в компьютере процессов обработки информации;

– клавиатура, как у обычной пишущей машинки, с помощью которой вводится информация в ПК.

Дополнительно к вашему компьютеру могут быть подключены : принтер, мышь, сканер, модем, стриммер, а также другие устройства.

Рассмотрим более подробно отдельные составные части ПК и остановимся на тех моментах, которые должен знать педагог при работе на ПК.

Системный блок


Системный блок представляет собой «мозг» машины. Здесь те данные, которые вводятся через клавиатуру или с помощью мыши, обрабатываются и передаются на различные, подключающиеся к компьютеру устройства. Хотя в ПК винчестер и дисководы размещены в системном блоке, строго говоря, они не относятся к нему, а представляют собой устройства ввода/вывода и хранения информации.

Рассмотрим отдельные функции системного блока, обращая внимание только на те признаки, которые важны для пользователя, т.к. для него в конечном счете не важно, сколько «шин» и «каналов ввода/вывода» имеет его ПК. Главным элементом системного блока является процессор (по-английски CPU-Central Processing Unit – центральный обрабатывающий блок).

Технические характеристики процессоров отличаются друг от друга. Чем выше номер процессора, тем выше его технические возможности.

Cистемный блок работает со следующими видами памяти:

– постоянной памятью, в которой хранится программа, которая запускается ПК сразу после включения машины и обеспечивает тестирования компьютера на его работоспособность;