Файл: Новая тема структуры управления проектами в органах государственной и муниципальной власти в рф.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К главной функции региональных проектных офисов субъектов Российской Федерации можно отнести ответственность за реализацию единых целей, закрепленных в Указе Президента № 204 от 7 мая 2018 г., соответственно в национальных проектах по 12 направлениям стратегического развития Российской Федерации и их реализация на региональном уровне в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Рисунок 4 - Организационная структура регионального проектного офиса НСО
Система управления проектами организации представляет собой совокупность взаимосвязанных методических, организационных и информационных решений, позволяющую при грамотном формировании эффективно управлять проектами, программами и портфелем проектов. Исследователи придерживаются разных мнений по поводу состава компонентов КСУП. Так, А. В. Полковников и М. Ф. Дубовик определяют три основных компонента:
-
нормативно-регламентное и методологическое обеспечение; -
техническое и информационное обеспечение; -
организационное и кадровое обеспечение.
В. В. Богданов выделяет пять основных компонентов:
-
понятия «проект» и «управление проектами»; -
методологию управления проектами и портфелем проектов; -
офис управления проектами; -
автоматизированную систему управления проектами и систему мотивации команды проекта.
Так, в Методических рекомендациях по оценке уровня зрелости организации проектной деятельности выделено пять основных элементов системы управления проектной деятельностью в исполнительных органах государственной власти.
Элемент СУПД «Стратегическое планирование и управление портфелем проектов» связан с реализацией процессов идентификации, экспертизы, ранжирования, балансировки, авторизации портфеля проектов, а также мониторинга портфеля и его показателей. Органы государственной власти должны осуществлять стратегическое развитие региона в соответствии с приоритетными направлениями, сформированными Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам с использованием методологии управления портфелем проектов.
Элемент «Управление проектами (программами)» определяет правила реализации процессов запуска, планирования, оперативного управления, мониторинга, управления изменениями, оценки и завершения проектов. Он связан с формированием методологии управления проектами (программами), в частности описанием состава документов проекта (программы), и содержит шаблоны документов.
Элемент «Принятие решений и организационная поддержка» в традиционной корпоративной системе управления называется «Проектный офис» и подразумевает формирование координационных органов. Однако в органах государственной власти применение проектного управления требует особой организации, которая может включать достаточное большое количество структур, задействованных в проектной деятельности.
Так, в функциональную структуру органов проектного управления в регионе могут входить постоянные органы:
-
региональный проектный комитет, региональный проектный офис, ведомственные координационные органы, ведомственные проектные офисы; -
временные органы (в рамках реализуемых программ): кураторы, проектные комитеты, рабочие органы проектов и пр., а также обеспечивающие и вспомогательные органы: экспертные группы, общественно-деловые советы и прочие. В данном элементе формируется также нормативная база организации проектного управления.
Элемент «Управление стимулированием участников проектов» предполагает ведение реестра участников проектной деятельности, планирование и оценку фактических ключевых показателей эффективности сотрудников, задействованных в проектном управлении. Элемент «Развитие компетенций и культуры эффективности» предполагает, что в СУПД отлажены процессы учебно-методического обеспечения развития компетенций и проектной культуры, организации и проведения обучения, оценки уровня квалификации участников проектной деятельности, а также формирования и развития кадрового резерва.
2.2 Структура проектного управления, применяемая в регионах Российской Федерации
Организация проектной деятельности в исполнительных органах муниципальной власти осуществляется с целью совершенствования их работы по реализации приоритетных проектов или программ по основным направлениям стратегического развития. Функциональная структура ПУ большинства регионов выглядит следующим образом:
-
Постоянные органы управления проектной деятельностью в исполнительных органах государственной власти:
-
региональный проектный комитет, -
региональный проектный офис, -
проектные комитеты по основным направлениям стратегического развития, -
ведомственный проектный офис,
Временные органы управления проектной деятельностью:
-
куратор, -
функциональный заказчик, -
руководитель, -
администратор, -
координатор, -
команды проектов или программ обеспечивают реализацию проекта или программы, -
проектная группа,
Обеспечивающие и вспомогательные органы управления проектной деятельностью:
-
общественно-деловой совет, -
экспертная группа по основному направлению стратегического развития.
Функции регионального проектного офиса зачастую осуществляет департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства. Формирование, утверждение и представление паспортов региональных проектов, обеспечивающих достижение показателей и результатов федеральных проектов, в том числе входящих в состав национальных проектов, а также иных документов и информации, разрабатываемых при осуществлении проектной деятельности, осуществляются в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - информационная система проектной деятельности) в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288.
Таким образом, различные уровни проектов (национальные, федеральные, региональные) неразрывно взаимосвязаны и важны для любого субъекта, а инструментарий и методология ПУ наилучшим образом помогает нивелировать проблематику, возникающую на этапе разработки проектов, а также ускорить и оптимизировать процесс их реализации.
Разработка и реализация приоритетных национальных проектов России, о начале деятельности которых на встрече с Правительством РФ, президиумом Государственного совета и представителями Федерального собрания в 2005 году объявил Президент В. В. Путин, стала первым опытом применения проектного управления, как инструмента реализации государственной социально-экономической политики. В число приоритетных нацпроектов вошли проекты: «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». Работа по реализации данных проектов велась в течение двух лет.
Причиной, по которой проектную методологию выбрали в качестве одного из инструментов осуществления стратегии развития страны, стали её свойства, а именно — способность решать конкретные задачи в сжатые сроки. Приоритетные национальные проекты являлись первым опытом для государственных исполнительных органов страны. И хотя внедрение нового формата управления не было адаптировано к сложившейся культуре госуправления, опыт проектной работы стал катализатором системных преобразований и освоения проектного менеджмента. Формирование проектного подхода в госуправлении, как инструмента реализации стратегических целей развития государства совпадает с периодом президентства Д. А. Медведева.
Обязанности по работе в направлении достижения целей проектного управления распределены между федеральными и региональными органами власти. Проект представляет собой многосоставное уникальное мероприятие, подразумевающее внедрение нового, имеющее временные и ресурсные ограничения, установленный порядок реализации, который формируется по указанию заказчика проекта. Проектное управление представляет собой способ работы с целями и задачами путем ведения отдельных проектов, объединенных общей корпоративной стратегией. Концепция проектного управления появилась больше шестидесяти лет назад. Его принципы до сих пор продолжают совершенствоваться во многих странах. За время существования и разработки разных аспектов данного понятия появились экспертные организации, деятельность которых направлена как на совершенствование проектного менеджмента, так и на введение в использование наиболее оптимальных методов [4, с. 115].
Органы государственного управления осуществляют проектное управление не так, как это делают хозяйствующие субъекты. Во-первых, отличаются цели проектов. Государство стремится к социальным результатам, хозяйствующие субъекты — к получению прибыли. Во-вторых, проекты имеют ограниченный бюджет и поле деятельности, что, по большей части, относится к конкурсам проектов.
Помимо этого, государственные проекты контролируются различными ведомствами и исполнительными органами государственной власти высших ступеней. Данные меры нужны для прозрачности: за ходом проекта может следить общество, промежуточные и итоговые результаты проектной деятельности подлежат публикации.
Структура руководства проектами в РФ распространяется для того, чтобы повысить эффективность руководства проектной деятельностью с помощью применения ряд принципов:
— установление общих национальных целей;
— ориентация на современные технические средства и лидирующие позиции в мировом пространстве;
— переход через межведомственные препятствия и облегчение процесса согласования и оформления документации;
— применение автоматизированных систем руководства проектной деятельностью в области контроля реализации проекта или программы на разных уровнях управления;
— контроль уровня ресурсов и рисков в ходе работы над проектами или программами;
— стратегическое планирование социально-экономического развития для разных уровней [3, с. 41].
Национальные проекты особой важности реализуются с помощью государственных программ, состоящих как из федеральных программ, так и из региональных, рассчитанных на долгий срок. Общепринятое мнение говорит о том, что целевые программы исполняли в России и в сфере финансового планирования, и в сфере управления бюджетным законодательством.
Паспорт проекта — это главный его документ, в котором есть информация о предполагаемых результатах проекта, о членах проектной команды и руководителях проекта, временных рамках и о взаимодействии с иными проектами. План-график проекта представляет собой документ, который входит в Паспорт проекта, работу над которым проводят государственные органы. План должен состоять из полного списка запланированных проектных мероприятий, временных рамок, установленных для выполнения проекта, списка лиц, ответственных за реализацию. Также с помощью плана можно обозначить контрольные точки. При реализации проектов в государственных органах, как правило, иерархия, распределение ответственности и риски реализации проекта остаются без внимания. Президент РФ поручает Правительству РФ создавать паспорта национальных проектов.
Правительство, в свою очередь, представило отчет, который говорит о том, что оно справилось с задачей: разработало необходимые документы, содержащие в себе подробный список мероприятий, направленных на достижение результатов национальных проектов, установленных соответствующим Указом Президента РФ. Национальные проекты ориентированы на усиленное развитие России в научно-технической и социально-экономической сферах.
Разрабатываемые мероприятия предназначены для изменения демографической ситуации, в том числе, роста численности населения РФ, а также на рост качества жизни и формирование комфортной городской среды.
Таким образом, у национальных проектов есть несколько показателей, которые необходимо исполнять:
— введение в использование инновационных технологий в экономической и социальной сферах;
— увеличение уровня комфорта городской среды, повышение ее качества и уменьшение количества населенных пунктов с некомфортной городской средой;
— увеличение качества условий для предпринимательства;
— выведение системы российского образования на конкурентный уровень в мировых рамках, обеспечение для России места в числе 10 первых стран по уровню общего образования;