Файл: Диссертация удк 622. 692 053048. 34 Студент Группа фио подпись.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 470

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
риски, заусеницы, канавки на наружной поверхности, царапины. При строительстве и ремонте часто образуются дефекты механического повреждения, а при эксплуатации - дефекты коррозионного типа (коррозионные язвы, сплошная коррозия, межкристаллитная и питтинговая коррозия). Механические повреждения стенки труб - это риски, гофры, вмятины, царапины и др. [3].

Факторы второй группы проявляются при эксплуатации действующего нефтепровода. В процессе эксплуатации на нефтепровод действует целый ряд силовых факторов. К их числу относятся внутреннее давление, напряжения от воздействий окружающего трубу грунта и температур перекачиваемой нефти, различные подвижные и статические нагрузки, давление слоя грунта над трубой, сейсмические воздействия и деформация земной поверхности. Эти
















Обзор литературы

Лист
















21

Изм.

Лист

докум.

Подпись

Дата

факторы образуют в трубах продольные и кольцевые напряжения, которые способствуют отклонениям трубопровода от проектного положения.

Любое отклонение контролируемого параметра качества изделий и материалов, которые регламентируются нормами можно принимать как дефект. Необходимость обеспечения безопасности и надежности нефтепроводов требует преждевременного
устранения дефектов [3].

Подземные стальные трубопроводы всегда подвержены коррозии. Они могут подвергаться коррозии под воздействием блуждающих токов, почвы и переменного тока электрифицированного транспорта. Коррозия на трубопроводном транспорте создает сложную проблему обеспечения безопасности и надежности.

Итоги анализа отказов говорит о том, что одной из ключевых причин повреждений подземных трубопроводов является воздействие внешних сил, которое приводит к образованию поверхностных трещин, вмятин, трещин во вмятинах, разрывов по телу трубы и в сварных швах. К внешним воздействиям на подземные трубопроводы относят возможные нагрузки при производстве различных работ около нефтепровода, землетрясения, наезды тяжелого транспорта, взрывы, оползни и др. Наиболее распространены повреждения, которые возникают в результате проведения строительных или ремонтных работ в непосредственной близости от действующего трубопровода; их относят к числу потенциально наиболее опасных [3]. Вследствие внешних воздействий на отечественных нефтепроводах происходит более 5 % аварий от общего их числа, а по наносимому ущербу они занимают одно из первых мест.

















Обзор литературы

Лист
















22

Изм.

Лист

докум.

Подпись

Дата



Анализ причин отказов нефтепроводов показывает, что на долю отказов, которые происходят из-за нарушения правил технической эксплуатации нефтепроводов, приходится от 2 до 7 %. Сюда входят отказы по вине эксплуатационного персонала в связи с нарушением сроков технического обслуживания и ремонта, несоблюдением правил обслуживания и ремонта нефтепроводов и т.д. К дополнительным внешним нагрузкам относятся гидравлические удары. Гидравлические удары обычно происходят из-за



нарушения правил эксплуатации и являются большой опасностью для нефтепроводов.

Ущерб от отказов по эксплуатационным причинам варьируется в широких диапазонах. Урон больших размеров связан с разрывами нефтепровода из-за неправильного переключения задвижек и повышения давления сверх, который указан в технологической карте, а также наездов тяжелого транспорта на нефтепровод, происходящие в основном из-за отсутствия предупредительных знаков [3].

Основными эксплуатационными воздействиями и нагрузками являются внутреннее давление продукта в трубопроводе и температурный перепад (разность между температурами металла труб при укладке и в процессе эксплуатации). Внутреннее давление, при нормальной эксплуатации нефтепроводов происходящее в соответствии с правилами технической эксплуатации существенно не меняется. Достаточно полно отработаны методы выбора оборудования, материалов и конструкций нефтепроводов, учитывая внутреннее давление. Труднее учесть температурный перепад. Влияние этого параметра на напряженно-деформированное состояние (НДС) трубопровода зависит от различных факторов.

Изменение температуры перекачиваемой нефти или нефтепродукта оказывает значительное влияние на прочность трубопровода. К примеру при понижении температуры металла трубы на 1 °С, растягивающие продольные напряжения в металле труб увеличиваются на 2,5 МПа. При возникновении в трубопроводе (из-за положительного температурного перепада) больших продольных сжимающих усилий изменяются условия деформирования
материала труб, усиливаются продольно-поперечные изгибы трубопровода в грунте, а иногда разрушается засыпка и происходит полная потеря продольной устойчивости трубопровода, которая сопровождается резким нарастанием прогибов и смятием труб.

















Обзор литературы

Лист
















23

Изм.

Лист

докум.

Подпись

Дата



Продольные усилия меняют условия работы материала трубы, которые находятся в сложном напряженном состоянии, вызывают образование новых и

рост старых трещин, поэтому ожидаемо, что несущая способность трубопровода снизится. Исследования прочности трубопроводов в условиях сжимающих усилий показывают, что продольные усилия влияют на несущую способность трубопровода на всех стадиях разрушения: образования и увеличения трещин, распространения трещин (при хрупком разрушении) и развития пластических деформаций (при вязком разрушении).

От характера и уровня изменений напряженно-деформированного состояния в большой степени зависит безопасная и надежная эксплуатация нефтепроводов. Чрезмерно высокие напряжения в трубопроводе, как и снижение несущей способности конструкции, доводят до повреждений и аварий. От напряженного состояния металла труб зависят (при наличии дефектов на
стенке труб) параметры трещиностойкости сталей труб. С увеличением напряжений на стенках труб уменьшается сопротивляемость металла труб разрушению[3]. Рост напряжения в металле труб приводит к деформационному упрочнению трубных сталей. Увеличение напряжений до предела текучести и сверх приводит к существенным деформациям металла, особенно в области концентраторов напряжений. Эти области образуют собой потенциальные зоны образования трещин, приводящего к снижению надежности трубопровода.

















Обзор литературы

Лист
















24

Изм.

Лист

докум.

Подпись

Дата



Ряд авторов провели исследования, которые показывают, что в процессе длительной (20 лет и более) эксплуатации нефтепроводов появляются изменения (в сторону ухудшения) характеристик металла труб. Механическими испытаниями образцов, которые вырезаны из демонтированных труб, было установлено, что в процессе длительной эксплуатации сталей 17ГС, 14ХГС, 19Г будет иметь место значительное снижение пластических свойств стали [3]. Металл в процессе длительной эксплуатации охрупчивается, также существенно снижается ударная вязкость (у стали 19Г параметр уменьшается в два раза). По мере роста рабочего давления, увеличения диаметра труб, возрастания службы нефтепровода повышается склонность металла к хрупким разрушениям. Такие разрушения могут происходить даже при нормальных