ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа внеурочного курса «Смысловое чтение» для 10-11 классов
1.Пояснительная записка
1.1 Основные характеристики программы
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – сформировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Программа по формированию навыков смыслового чтения разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования к структуре основной образовательной программы (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373). Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей учащихся.
1.2 Направленность программы
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Смысловое чтение» разработана в соответствии
- с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ,
- письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,
- приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Программа «Смысловое чтение» составлена на основе междисциплинарной программы «Смысловое чтение» ГБОУ гимназия 155 Центрального района г. Санкт-Петербурга.
Изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах, происходящие в последние десятилетия, предъявляют все более высокие требования к выпускнику школы, его общему культурному уровню, готовности к профессиональной деятельности, к непрерывному образованию в течение всей жизни.
Реализация идеи непрерывного образования направлена прежде всего на преодоление основного противоречия, связанного с увеличивающим потоком информации и способностью человека ее воспринимать. Сегодня потребление информации должно быть активным, избирательным, оценочным, обеспечивающим интеллектуальное развитие личности. Большинство специалистов, занимающихся проблемами чтения, отмечает, что информационные условия обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним, поэтому для адаптации людей, находящихся в столь динамичных условиях информационного развития, необходимо уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных и личностных проблем. Констатируя современное положение с чтением не только у нас в стране, но и во всем мире, можно говорить о его кризисе.
Анализируя причины сложившегося кризиса чтения, социологи отмечают широкое распространение видео- и компьютерной продукции, сопровождающееся оттеснением чтения и письменных текстов на периферию современной культуры. Все это негативно влияет на качество обучения, на профессиональный уровень специалистов разных областей, на объем используемой лексики родного языка и, следовательно, на интеллектуальный потенциал государства.
В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие: снижение интереса к чтению; ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы; низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме. Кризис чтения, наблюдаемый во всем мире, безусловно, сказывается на результатах школьного обучения.
Программа ориентируется прежде всего на стратегические цели развития образования в РФ и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в которой одним из требований является формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом.
1.3 Актуальность программы
Важность данной программы обусловлена тем, что по результатам проведенных исследований, выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Также навык смыслового чтения очень важен для формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся, особенно на предметах гуманитарной направленности. Так, некоторые задания ЕГЭ, ГИА (помимо русского языка и литературы) по истории, обществознанию и биологии предполагает работу с текстом: его анализ, сравнение, обобщение и вычленение главной мысли. Именно эта часть задания является самой сложной и самой невыполняемой учащимися.
Содержание и методы обучения “Смысловое чтение” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
1.4 Адресат, объём и срок реализации программы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение» предназначена для учащихся 10-11 классов и учитывает возрастные особенности школьников. Она может быть использована как в работе с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов.
Срок реализации программы – 2 года (68 часов). Продолжительность занятия 40 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в 10 классе и 1 раз в неделю в 11 классе во второй половине дня.
Итоговой работой по окончании курса является промежуточная аттестация, которая оценивается как «зачет» или «незачет».
Программа реализуется через план внеурочной деятельности. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, мультимедийный класс, музей.
1.5 Цель образовательной программы
Цель: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей; воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
При изучении программы «Смысловое чтение» будет использован авторский тематический модуль учителя информатики ГБОУ гимназии №171 Викуловой Л.В. «Инфографика»для 10 класса, целью которого является формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
При изучении программы «Смысловое чтение» будет использован авторский тематический модуль учителя русского языка и литературы ГБОУ гимназии №171 Лебедевой С.С. «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»для 9 класса (при условии изучения этого произведения в 10 классе или с целью повторения,обобщения или углубления уже изученного произведения в 9 классе). Целью модуля «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» является формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанные на понимании образной природы искусства слова, опирающиеся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.Для изучения данного модуля используется методическая разработка «Навигатор чтения». Работа с ним происходит аудиторно и внеаудиторно: первый блок заполняется всеми обучающимися на первом уроке, дорабатывается дома и сдаётся на оценку на втором уроке модуля. Дальнейшая работа с «Навигатором» строится как вариативная – каждый обучающийся самостоятельно выбирает направление изучения романа, на котором сосредоточится. Стратегии и приёмы смыслового чтения, используемые на уроках, играют ведущую роль, «Навигатор» выступает дополнительным организующим инструментом, позволяющим ввести в изучение модуля элемент исследовательской деятельности. На финальном уроке модуля обучающиеся объединяются в группы в соответствии с выбранным направлением изучения романа, обсуждают результаты работы и представляют в классе общий обзор своего направления.
При освоении программы «Смысловое чтение» будет использован авторский тематический модуль №1 (5 часов,11 класс) программы учителя английского языка ГБОУ гимназии №171 Нахтарминой И.Г. ««Аналитическое чтение современных текстов различной направленности»для 10-11 классов, целью которого является развитие у обучающихся умений чтения англоязычных текстов разной направленности, начиная от коротких рекламных текстов и небольших публицистических, заканчивая отрывками из литературных текстов, требующих комплексной интеграции всех видов речевой деятельности, посредством использования приёмов смыслового чтения и функциональной грамотности.Эта цель предполагает социолингвистическое развитие обучающихся средствами иностранного языка в процессе их подготовки к межкультурному общению. Тем самым обеспечивается развитие общей и коммуникативной компетенций применительно ко всем видам деятельности в различных сферах коммуникации.
Внимание обучающихся также обращается на композиционное оформление текста, на его речевые формы (диалог, монолог, авторское отступление, описание, повествование, дискурс) и их лингвостилистические особенности. Обучающиеся учатся распознавать авторские характеристики героев, анализировать настроение текста, объяснять индивидуальные авторские средства и приѐмы его создания. В целом, курс «Аналитическое чтение» помогает научиться читать с глубоким проникновением в текст произведения, формировать критическое мышление и способствует умению постигать красоту мира через литературный текст.
1.6 Задачи образовательной программы
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
обучающие:
-
совершенствовать умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой; -
обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания. -
способствовать приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; -
обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности; -
развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения); -
овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию); -
определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения); -
пробудить у обучающихся потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка; -
овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов; -
совершенствовать общее языковое развитие учащихся; -
расширить знания и представления о литературном языке; -
восприятие и характеристика текста как произведения искусства; -
приобретение, систематизация и использование сведений по теории и истории текста; -