ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сообщения – это пересказ основной идеи сообщения другими словами, чтобы проверить, насколько правильно оно понято.
Электронная почта - способ быстрой передачи деловой информации, требующий краткого изложения информации ключевыми словами.
Практическая часть: конспектирование, работа с текстом, написание аннотаций; знакомство со структурой реферата, выбор тем рефератов, работа с рефератами; работа на компьютерах.
Тема 7. Мыслительные приёмы, ведущие к глубокому пониманию текста. (8 ч.)Из них - 5 ч темы модуля учителя гимназии №171 Лебедевой С.С. «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Методические приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
1. Составление списка «известной информации».
2. Рассказ-предположение по ключевым словам.
3. Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.
4. Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.
5. Методы активного чтения:
1. маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «7» (по мере чтения их ставят
на полях справа);
2. ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
3. поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы;
6. заполнение кластеров, таблиц;
7. установление причинно-следственных связей между блоками информации;
8. возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
9. ответы на поставленные вопросы;
10. организация устных и письменных круглых столов;
11. организация различных видов дискуссий;
12. написание творческих работ;
13. исследования по отдельным вопросам.
Мыслительные приемы, ведущие к глубокому пониманию текста.
1.Мысленное составление плана текста.
Этот прием складывается из нескольких операций — звеньев:
- читая, человек делит текст на части по смыслу (каждая часть — группа тесно связанных мыслей, имеющих общую микротему);
- выделяет в каждой части смысловой опорный пункт (самое существенное, характерное в ней);
- выявляет среди частей главные и второстепенные, устанавливая их соподчиненность, их связь, соотношение.
Первое звено составления плана текста — разбивку его на части — называется «смысловой группировкой материала».
Смысловой опорный пункт — это тезис, формулировка темы, имя, термин, яркая цифра и т.д., которыми читающий как бы замещает содержание выделенной смысловой группы. Опираясь на такой пункт, читатель обычно легко воспроизводит содержание всей смысловой группы. Благодаря смысловым опорным пунктам читателю нетрудно удержать в голове план всего текста (например, параграфа). Текст как бы свертывается читателем,
переводится с помощью смысловых опорных пунктов во внутреннюю речь.
2.Выявление соподчиненности, связи смысловых групп.
Текст — обычно сложная система. Читая и логически анализируя его, мы как бы проникаем во все более мелкие единицы этой системы и в то же время мысленно объединяем их в группы, группы — в разделы и т. д.
3.Соотнесение содержания текста с собственными знаниями.
Такое соотнесение имеет глубокое психологическое основание, блестяще сформулированное И. М. Сеченовым, который писал, что усваивать — это значит «сливать продукты чужого опыта с показаниями собственного». Без такого соотнесения понимание текста вовсе невозможно. Чем богаче знания, с которыми мы соотносим читаемое, чем существеннее связи между читаемым материалом и накопленными ранее знаниями, чем более отчетливо осознаются эти связи, тем понимание текста глубже. Богатство и разнообразие связей помогают читающему более полно и разносторонне осознать специфические особенности материала, глубже вникнуть в его смысл. Здесь для нас важен не продукт соотнесения сам по себе, а процесс соотнесения. Именно в процессе соотнесения мы лучше знакомимся с новым в тексте, глубже вникаем в его суть, яснее и чётче воспринимаем его особенности, острее видим ошибки. Мы лучше понимаем, когда содержание можно выразить иначе, другими словами. Сами попытки «выразить содержание иначе» являются одним из средств понимания. В ходе этого приёма (цепи рассуждений, переформулирований мысли автора) нередко удается развить и более содержательно определить мысль автора.
4.Соотнесение по содержанию разных частей текста.
Без такого соотнесения мы не смогли бы понять текст как целое. Ранее прочитанное и понятое служит фундаментом для понимания того, что читается сейчас, поскольку содержание разных частей произведения всегда так или иначе взаимосвязано. Но одно дело, когда части текста соотносят неосознанно, ненамеренно, и совсем другое, когда их соотносят сознательно и целенаправленно. В первом случае связи частей текста по содержанию читателем не обдумываются, глубокому осмыслению не подвергаются, во втором — он специально их анализирует, достигая благодаря этому большей глубины и отчетливости понимания. Ведь понимание с точки зрения психологии и есть, собственно, осознание существенных связей в тексте.
Обычно при анализе текста приходится сочетать два приема: соотносить содержание читаемой части текста с содержанием предшествующей его части и с собственными знаниями.
5.Наглядные представления.
Образы того, что описывается в тексте, нередко непроизвольно возникают у читателя. Однако если читающий не ставит перед собой задачи закрепить эти образы в памяти, они быстро стираются и углубленному пониманию текста не служат. Другое дело, когда читающий ставит перед собой задачу вызвать и закрепить в памяти наглядные представления описываемого в тексте. В этом случае читающий их ищет, а сами эти образы, не будучи побочными, как при обычном чтении, иллюстрируют содержание текста и в наибольшей степени отвечают ему. Видя в своем зрительном воображении описываемое в тексте, читающий глубже и яснее понимает существо текста, лучше закрепляет в памяти прочитанное, облегчая себе
всякого рода сопоставления. Наглядные представления — превосходное средство проверки того, насколько точен
автор в описании. Общий вывод ясен: всегда, когда это возможно, надо сознательно вызывать при чтении наглядный образ описываемого в тексте.
6.Антиципация: предвосхищение последующего содержания или плана текста и предваряющие чтение вопросы.
С помощью антиципации — догадки, мысленного предвосхищения содержания и плана последующего изложения — читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается — по логике развития мысли автора — о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение. Такая позиция
вызывает высокую интеллектуальную активность, не позволяет терять нить изложения, ход мысли автора, помогает замечать все отклонения, все неожиданные ходы и оттенки, невольно настраивает на критический лад во всех случаях расхождений между догадкой и действительным ходом мысли автора. Строя гипотезу, читатель привлекает запас своих знаний по данному вопросу. Благодаря
этому он заранее входит в круг обсуждаемых проблем, а затем активно сравнивает то, что высказано в тексте, с тем, что он знает из прошлого своего опыта. Различают несколько видов антиципации:
- предвосхищение плана последующего изложения; оно помогает контролировать композицию произведения, осмысливать его логическую структуру;
- предвосхищение содержания последующего изложения; оно помогает соотносить части текста по содержанию, контролировать содержательные связи в тексте.
Если автор описывает конкретные факты, значит, он ведет читателя к их обобщению, к выводу из них, и читатель предвосхищает этот вывод, догадывается о нем (предвосхищение вывода). Если же автор сформулировал общее положение, сказал о каком-либо предмете в общей форме, значит, вслед за этим он, вероятно, будет разъяснять его, обосновывать, конкретизировать. Читатель ожидает разъяснения и, забегая вперед, строит догадки о нем (предвосхищение обоснования). Антиципация принуждает соотносить части текста по содержанию, привлекать
собственные знания для правильного понимания связей и отношений в тексте. Итог — высокая интеллектуальная активность; текст осмысливается глубоко и критически, что, собственно, и требовалось.
7.Предваряющие чтение вопросы.
Предваряющие изложение вопросы побуждают читающего искать в тексте ответ, сопоставлять его с вопросом и с собственными знаниями о предмете, т.е. активизируют мыслительную деятельность. Вопросы возникают обычно тогда, когда в тексте встречаются трудные для понимания,
проблемные места. Вызываются вопросы и общими особенностями текста, в частности логическими и иными погрешностями в нем (нарушения доказательности или последовательности, усложненная доступность изложения). Причиной вопросов бывает также естественная ограниченность текста:
- мысль в тексте раскрывается не сразу, а постепенно и, будучи незаконченной, побуждает ставить вопрос;
- мысль в тексте раскрывается не полностью, так как опущено то, что, по мнению автора, хорошо известно читателю.
Многое дадут читателю и вопросы, связанные со смыслом и ролью отдельных слов: например, действительно ли существует то отношение между частями текста, которое устанавливает слово, служащее связующим звеном между ними. Особенно важна способность замечать, выделять характерные смысловые детали текста, т.е. способность к его смысловому микроанализу. Ее можно справедливо расценивать ее
как одно из проявлений столь ценимой критичности ума.
Электронная почта - способ быстрой передачи деловой информации, требующий краткого изложения информации ключевыми словами.
Практическая часть: конспектирование, работа с текстом, написание аннотаций; знакомство со структурой реферата, выбор тем рефератов, работа с рефератами; работа на компьютерах.
Тема 7. Мыслительные приёмы, ведущие к глубокому пониманию текста. (8 ч.)Из них - 5 ч темы модуля учителя гимназии №171 Лебедевой С.С. «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Методические приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
1. Составление списка «известной информации».
2. Рассказ-предположение по ключевым словам.
3. Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.
4. Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.
5. Методы активного чтения:
1. маркировка с использованием значков «V», «+», «-», «7» (по мере чтения их ставят
на полях справа);
2. ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
3. поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы;
6. заполнение кластеров, таблиц;
7. установление причинно-следственных связей между блоками информации;
8. возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
9. ответы на поставленные вопросы;
10. организация устных и письменных круглых столов;
11. организация различных видов дискуссий;
12. написание творческих работ;
13. исследования по отдельным вопросам.
Мыслительные приемы, ведущие к глубокому пониманию текста.
1.Мысленное составление плана текста.
Этот прием складывается из нескольких операций — звеньев:
- читая, человек делит текст на части по смыслу (каждая часть — группа тесно связанных мыслей, имеющих общую микротему);
- выделяет в каждой части смысловой опорный пункт (самое существенное, характерное в ней);
- выявляет среди частей главные и второстепенные, устанавливая их соподчиненность, их связь, соотношение.
Первое звено составления плана текста — разбивку его на части — называется «смысловой группировкой материала».
Смысловой опорный пункт — это тезис, формулировка темы, имя, термин, яркая цифра и т.д., которыми читающий как бы замещает содержание выделенной смысловой группы. Опираясь на такой пункт, читатель обычно легко воспроизводит содержание всей смысловой группы. Благодаря смысловым опорным пунктам читателю нетрудно удержать в голове план всего текста (например, параграфа). Текст как бы свертывается читателем,
переводится с помощью смысловых опорных пунктов во внутреннюю речь.
2.Выявление соподчиненности, связи смысловых групп.
Текст — обычно сложная система. Читая и логически анализируя его, мы как бы проникаем во все более мелкие единицы этой системы и в то же время мысленно объединяем их в группы, группы — в разделы и т. д.
3.Соотнесение содержания текста с собственными знаниями.
Такое соотнесение имеет глубокое психологическое основание, блестяще сформулированное И. М. Сеченовым, который писал, что усваивать — это значит «сливать продукты чужого опыта с показаниями собственного». Без такого соотнесения понимание текста вовсе невозможно. Чем богаче знания, с которыми мы соотносим читаемое, чем существеннее связи между читаемым материалом и накопленными ранее знаниями, чем более отчетливо осознаются эти связи, тем понимание текста глубже. Богатство и разнообразие связей помогают читающему более полно и разносторонне осознать специфические особенности материала, глубже вникнуть в его смысл. Здесь для нас важен не продукт соотнесения сам по себе, а процесс соотнесения. Именно в процессе соотнесения мы лучше знакомимся с новым в тексте, глубже вникаем в его суть, яснее и чётче воспринимаем его особенности, острее видим ошибки. Мы лучше понимаем, когда содержание можно выразить иначе, другими словами. Сами попытки «выразить содержание иначе» являются одним из средств понимания. В ходе этого приёма (цепи рассуждений, переформулирований мысли автора) нередко удается развить и более содержательно определить мысль автора.
4.Соотнесение по содержанию разных частей текста.
Без такого соотнесения мы не смогли бы понять текст как целое. Ранее прочитанное и понятое служит фундаментом для понимания того, что читается сейчас, поскольку содержание разных частей произведения всегда так или иначе взаимосвязано. Но одно дело, когда части текста соотносят неосознанно, ненамеренно, и совсем другое, когда их соотносят сознательно и целенаправленно. В первом случае связи частей текста по содержанию читателем не обдумываются, глубокому осмыслению не подвергаются, во втором — он специально их анализирует, достигая благодаря этому большей глубины и отчетливости понимания. Ведь понимание с точки зрения психологии и есть, собственно, осознание существенных связей в тексте.
Обычно при анализе текста приходится сочетать два приема: соотносить содержание читаемой части текста с содержанием предшествующей его части и с собственными знаниями.
5.Наглядные представления.
Образы того, что описывается в тексте, нередко непроизвольно возникают у читателя. Однако если читающий не ставит перед собой задачи закрепить эти образы в памяти, они быстро стираются и углубленному пониманию текста не служат. Другое дело, когда читающий ставит перед собой задачу вызвать и закрепить в памяти наглядные представления описываемого в тексте. В этом случае читающий их ищет, а сами эти образы, не будучи побочными, как при обычном чтении, иллюстрируют содержание текста и в наибольшей степени отвечают ему. Видя в своем зрительном воображении описываемое в тексте, читающий глубже и яснее понимает существо текста, лучше закрепляет в памяти прочитанное, облегчая себе
всякого рода сопоставления. Наглядные представления — превосходное средство проверки того, насколько точен
автор в описании. Общий вывод ясен: всегда, когда это возможно, надо сознательно вызывать при чтении наглядный образ описываемого в тексте.
6.Антиципация: предвосхищение последующего содержания или плана текста и предваряющие чтение вопросы.
С помощью антиципации — догадки, мысленного предвосхищения содержания и плана последующего изложения — читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается — по логике развития мысли автора — о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение. Такая позиция
вызывает высокую интеллектуальную активность, не позволяет терять нить изложения, ход мысли автора, помогает замечать все отклонения, все неожиданные ходы и оттенки, невольно настраивает на критический лад во всех случаях расхождений между догадкой и действительным ходом мысли автора. Строя гипотезу, читатель привлекает запас своих знаний по данному вопросу. Благодаря
этому он заранее входит в круг обсуждаемых проблем, а затем активно сравнивает то, что высказано в тексте, с тем, что он знает из прошлого своего опыта. Различают несколько видов антиципации:
- предвосхищение плана последующего изложения; оно помогает контролировать композицию произведения, осмысливать его логическую структуру;
- предвосхищение содержания последующего изложения; оно помогает соотносить части текста по содержанию, контролировать содержательные связи в тексте.
Если автор описывает конкретные факты, значит, он ведет читателя к их обобщению, к выводу из них, и читатель предвосхищает этот вывод, догадывается о нем (предвосхищение вывода). Если же автор сформулировал общее положение, сказал о каком-либо предмете в общей форме, значит, вслед за этим он, вероятно, будет разъяснять его, обосновывать, конкретизировать. Читатель ожидает разъяснения и, забегая вперед, строит догадки о нем (предвосхищение обоснования). Антиципация принуждает соотносить части текста по содержанию, привлекать
собственные знания для правильного понимания связей и отношений в тексте. Итог — высокая интеллектуальная активность; текст осмысливается глубоко и критически, что, собственно, и требовалось.
7.Предваряющие чтение вопросы.
Предваряющие изложение вопросы побуждают читающего искать в тексте ответ, сопоставлять его с вопросом и с собственными знаниями о предмете, т.е. активизируют мыслительную деятельность. Вопросы возникают обычно тогда, когда в тексте встречаются трудные для понимания,
проблемные места. Вызываются вопросы и общими особенностями текста, в частности логическими и иными погрешностями в нем (нарушения доказательности или последовательности, усложненная доступность изложения). Причиной вопросов бывает также естественная ограниченность текста:
- мысль в тексте раскрывается не сразу, а постепенно и, будучи незаконченной, побуждает ставить вопрос;
- мысль в тексте раскрывается не полностью, так как опущено то, что, по мнению автора, хорошо известно читателю.
Многое дадут читателю и вопросы, связанные со смыслом и ролью отдельных слов: например, действительно ли существует то отношение между частями текста, которое устанавливает слово, служащее связующим звеном между ними. Особенно важна способность замечать, выделять характерные смысловые детали текста, т.е. способность к его смысловому микроанализу. Ее можно справедливо расценивать ее
как одно из проявлений столь ценимой критичности ума.