Файл: Программа внеурочного курса Смысловое чтение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.

Выпускник научится:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Выпускник получит возможность научиться:

- выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

- различать виды знаков;

- использовать различные знаки в инфографике.

Работа с текстом: оценка информации.

Выпускник научится:

- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;

- откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;

- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).


Выпускник получит возможность научиться:

- критически относиться к рекламной информации;

- находить способы проверки противоречивой информации;

- определять достоверную информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Из требований к метапредметным результатам:

демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; 

составлять тексты в устной и письменной формах.

Усложнение требований от основной школы к средней в ожидаемых умениях (новых, более сложных на уровне средней школы) заключается в усложнении содержания (состава, структуры) предлагаемых для чтения текстов при сохранении одинаковых (на формальном уровне) требований.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;

  • чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;

  • приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;

  • осознать свое место в мире;

  • оптимистически воспринимать мир.


Познавательные универсальные учебные действия


  • доставлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • выполнять проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

  • - узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;

  • - четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

  • - расширить, систематизировать исходные представления о языке;


- использовать инфографику для конспектирования уроков, для самостоятельной работы с учебной информацией, для разработки проектов;

- формулировать смыслы в виде увлекательного текста и визулизировать его с помощью пикторамм;

- самостоятельно и с помощью обращения к дополнительным источникам определять понятия, обобщать, систематизировать и анализировать информацию, разрабатывать критерии, устанавливать причинно-следственные связи;

- создавать и использовать модели, схемы, шаблоны для решения учебных и познавательных задач;

говорение, монологическая речь:

- формулировать несложные связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика);

- передавать основное содержание прочитанного;

- давать краткие описания и/или комментарии с опорой на нелинейный текст;

- строить высказывание на основе изображения с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы;

аудирование:

- понимать основное содержание несложных аутентичных аудиотекстов различных стилей и жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики с четким нормативным произношением;

выборочное понимание запрашиваемой информации из несложных аутентичных аудиотекстов различных жанров монологического и диалогического характера в рамках изученной тематики, характеризующихся четким нормативным произношением;

чтение:

- читать и понимать несложные аутентичные тексты различных стилей и жанров, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;

- отделять в несложных аутентичных текстах различных стилей и жанров главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты;

письмо:

- писать несложные связные тексты по изученной тематике;

- письменно выражать свою точку зрения в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры.

Обучающиеся научатся:

  • анализировать и обобщать на основе фактов;

  • устанавливать причинные явления и их следствия.

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.



Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • взаимодействовать со сверстниками;

  • совершенствовать собственную речь.




2.Календарный учебный график 

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество

Учебных часов

Режим занятий

1

01.09.2021

30.05.2022

34

34

34

послеурочный

2

01.09.2022

30.05.2023

34

34

34

послеурочный


3.Рабочая программа

3.1 Учебный план


10 класс (34 часа)


Разделы программы

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Формы контроля

всего

теория

практика

Текст.

1ч.

1

Признаки текста.

Виды текста.

Сплошные и несплошные тексты.

1

0,5

0,5

Входной контроль

Компьютерное тестирование

Этапы работы с текстом.

1ч.

2

Планирование, чтение, контроль прочитанного.

1




1

Комбинированная форма контроля

Самоконтроль

Виды чтения.

2ч.

3-4

Просмотровое, ознакомительное, изучающее чтение.

2

1

1

Комбинированная форма контроля

Самоконтроль

Приёмы и способы смыслового чтения. 3 ч.


5

Сканирование.

1




1

6

Быстрое чтение.


1




1

7

Индивидуальный алгоритм чтения.


1




1

Комбинированная форма контроля

Самоконтроль

Приёмы понимания текста.

2ч.

8-9

Выделение ключевых слов,

смысловых рядов, доминанты.

2

1

1

Способы переработки прочитанной информации.

7ч.


10

Конспект.

1

0,5

0,5

Комбинированная форма контроля

Самоконтроль

11

Аннотация.

1

0,5

0,5

12-14

Реферат.

3

1

2

15

Перефразированное сообщение.

1




1

16

Электронная почта.

1




1

Мыслительные приёмы, ведущие к глубокому пониманию текста.

8ч.

Изучение романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»(4 часа из 9)

17

Какие бывают мыслительные приёмы.

1

1




Комбинированная форма контроля

Самоконтроль


18

Мысленное составление плана. Смысловая группировка материала.

1

0,5

0,5

19

Соотнесение содержания текста с собственными знаниями.А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания романа. Замысел и композиция. Особенности жанра. Онегинская строфа

1

0,5

0,5

20

Наглядные представления как способ углублённого понимания текста.

Глава 1. Знакомство с героем романа, образ жизни Онегина до отъезда в деревню; образ автора-рассказчика и его роль; изображение и оценка столичной жизни в романе

1

0,5

0,5

21

Переформулирование мысли автора как способ закрепления прочитанного.

Глава 2.Нравы и обычаи провинциальной русской жизни; Схожее и различное во взглядах и вкусах рассказчика и его героев: Онегин, Ленский, Татьяна, Ольга

1




1

22

Антиципация как способ глубокого осмысления прочитанного. Виды антиципации.

1

1




23-24

Предваряющие чтение вопросы.

Глава 3-4.Татьяна как любимая героиня автора. Новые черты в образе Евгения. Любовь в романе: Татьяна и Евгений, Владимир и Ольга (вопрос об искренности чувств и природе любви).

2

1

1

Отдельные аспекты анализа текста.

9 ч.

Изучение романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»(5 часов из 9)

Инфографика

(4 часа)

25

Интонационно-синтаксический анализ.

Глава 5. Сон Татьяны – символика и образная система. Смысл эпиграфа к главе

1




1

Комбинированная форма контроля

Самоконтроль


26

Лексико-семантический анализ

Глава 6. Дуэль Евгения и Владимира: поведение героев накануне дуэли; голос автора-рассказчика. Шестая глава как кульминация романа

1

1







27

Синтагматический анализ.

Глава 7.Татьяна в кабинете Онегина: ключ к образу героя (связь с последней строфой главы – характеристикой рассказчика).


1

1







28

Парадигматический анализ

Глава 8. Два письма: развязка сюжетной линии Татьяна-Евгений. Смысл финала.

Путь человека и поэта, представленный в лирических отступлениях

1

1







29

Стилистический анализ.

Итоговый урок по роману «Евгений Онегин» и подготовка к сочинению.

1

1







30-33

Целостный анализ текста.Обучение в стиле инфографики.Архитектоника смыслов.

4




4

Итоговое занятие.

1 ч.

34

Подведение итогов. Тестирование.

1




1

Итоговое тестирование

Итого







34

13

21