ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
воспитывающие:
-
воспитывать у обучающихся культуру обращения с книгой, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать; -
формировать и развивать у обучающихся разносторонние интересы, культуру мышления; -
воспитывать любви к родному языку; -
развивающие:
-
развивать творческие способности; -
приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе; -
развивать умения пользоваться справочной литературой; -
развивать коммуникативные способности обучающихся; -
развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету.
Содержание программы внеурочной деятельности «Смысловое чтение» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:
-
занимательность; -
научность; -
сознательность и активность; -
наглядность; -
доступность; -
связь теории с практикой.
Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: интеллектуальные игры, семинар, тренинг; используются дидактический и раздаточный материал,
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
При освоении программы «Смысловое чтение» будет использован авторский тематический модуль учителя информатики ГБОУ гимназии №171 Викуловой Л.В. «Инфографика» для 10 класса. Модуль внеурочной деятельности рассматривается как модуль для встраивания в программу внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления. В формировании модуля (темы/раздела программы) ключевой стратегией, определяющей форму и логику урока, является технология критического мышления.Эта технология, построенная на рефлексии, позволяет сформировать определенные метапредметные умения. Для этого в арсенале данной технологии большое количество различных педагогических действий: приемов, методов и стратегий ведения урока. Важным является то, что учащиеся при решении образовательных задач сами формируют и пользуются метакогнитивными умениями, тем самым развивается способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом.Важным в данной технологии является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т.д. Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом.Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. Развитие критического рефлексивного мышления, обучение рефлексии, развитие когнитивных и метакогнитивных умений высокого уровня – основной путь к самообразованию.
Технология критического мышления направлена на формирование функциональной грамотности и смыслового чтения и позволяет работать на формирование предметных и метапредметных результатов, использовать потенциал и приемы предметных методик и технологий, формирующих смысловое чтение. Смысловое чтение текстов различной функциональности включает три основных этапа работы – предтекстовой, текстовой и послетекстовой, что делает эту стратегию открытой для применения различных приемов работы с информацией. Внимание к работе с разнообразными текстами – сплошными и несплошными – формирует умение преобразовывать, анализировать информацию, формирует умение «читать» составные несплошные тексты,и модуль «Инфографика» позволяет решать эти задачи. Важным является комплексное использование определенных приемов и стратегий,освоенных на занятиях по смысловому чтению,эти метапредметные приёмы и стратегии впоследствии должны быть использованы на уроках гуманитарных,естественно-научных и математических дисциплин; это приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ), интеллект-карты, ИКТ,технология проблемного обучения и т.п..
Задачи тематического модуля:
- представлять свои знания и идеи в форме инфографики;
- анализировать информацию, получаемую из различных источников;
- систематизировать информацию и представлять её в виде инфографики с помощью различных компьютерных программ.
При освоении программы «Смысловое чтение» будет использован авторский тематический модуль учителя русского языка и литературы ГБОУ гимназии №171 Лебедевой С.С. «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»для 9 класса (при условии изучения этого произведения в 10 классе или с целью повторения,обобщения или углубления уже изученного произведения в 9 классе). Задачами модуля «Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» является:
- поэтапное последовательное формирование умений функциональной грамотности и смыслового чтения :читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами смыслового чтения - умениями постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Содержание и принципы построения программы «Аналитическое чтение» (11 класс) позволяют решать следующие метапредметные, общеобразовательные и воспитательные задачи:
- осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в рамках учебного предмета «Английский язык»;
- повысить общий уровень владения английским языком;
- развивать индивидуальность каждого ребёнка,
- формировать личность обучающегося, что является принципиальным условием его/её самоопределения в той или иной социокульурной ситуации;
- более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения детей;
- расширить возможности социализации обучающихся;
- поэтапное последовательное формирование умений функциональной грамотности и смыслового чтения :читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами смыслового чтения - умениями постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая интернет);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
1.7 Условия реализации образовательной программы
Принимаются все желающие; условия формирования группы: разновозрастные; списочный состав групп формируется в соответствии с технологическим регламентом и с учетом вида деятельности
, санитарных норм, особенностей реализации программы или по норме наполняемости: не менее 15 человек.
Формы проведения занятий:
-
лекции, беседы; -
семинары, -
интеллектуальные игры, -
практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, -
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая), -
поисково-исследовательская деятельность, -
индивидуальная, групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности); · индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми, солистами, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков; материально-техническое оснащение программы (кабинет, материалы в расчете на каждого учащегося в объединении).
Виды деятельности:
-
игровая; -
познавательная; -
проблемно-ценностное общение.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия, что связано с предтекстовым и послетекстовым этапом работы с текстом.
Основные методы и технологии:
-
развивающее обучение; -
технология обучения в сотрудничестве; -
информационно-коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
1.8 Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты).
В результате изучения всех учебных предметов на ступени общего образования учащиеся 10-11 классов приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения, соответствующих возрасту, литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций; научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Выпускник научится ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
-
определять главную тему, общую цель или назначение текста; -
выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; -
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; -
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; -
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; -
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.; -
находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); -
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: -
определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и избыточную информацию; -
прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; -
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.