ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 260
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель семьи - развитие всех ее членов и воспитание подрастающего поколения.
Здоровая семья - это открытая система, где есть:
1) пространство для развития каждого «Я» и общее «Мы»;
2) ясные каждому члену семьи правила и традиции, причем эти правила гибки и могут быть изменены, если требуют новые условия;
3) изменения приветствуются и считаются желанными и естественными;
4) общение внутри семьи прямое, ясное, определенное, адекватное, способствующее росту;
5) самооценка всех членов семьи адекватная, присутствует само- и взаимоуважение.
Дисфункциональная семья - это семья, не способная выполнять свои основные функции. Это закрытая система, где самооценка у членов семьи низкая, а общение непрямое, спутанное, неопределенное, неадекватное. Внутри семьи бытуют препятствующие росту ролевые взаимоотношения. В этой семье правила скрытые, жесткие, неизменные, люди изменяют свои потребности, подстраиваясь под установленные правила, существуют запреты на их обсуждение.
На основе предложенного материала обсуждается вопрос: зачем человеку семья?
Резюме ведущего: одна из основных функций семьи – поддерживать тех, кто ее составляет. Выполнение этой функции невозможно, если поддержка идет только в одну сторону – от родителей к детям. Дети, так же как и родители, являются членами семьи, и также могут и должны оказывать поддержку и помощь своим родным.
Вариант 2. Упражнение «Ответы на листочках»
Цель: размышления о семье.
Необходимые материалы: коробка или шапка, бумага.
Описание: ведущий задает вопрос и просит всех участников написать ответ на листочках. Листочки не подписываются, складываются, по кругу собираются в шапку и откладываются в сторону, но так, чтобы они не перепутались с последующими. Всего задается семнадцать вопросов. После того, как все листочки собраны и разложены, ведущий с разрешения группы зачитывает все ответы на каждый из вопросов.
После этого желающие высказывают свои комментарии и дают «обратную связь». Ведущий проводит дискуссию и делает вывод о разнообразии, сложности построения и развития семьи и о необходимости понимать, что от каждого своего члена семья требует усилий и приносит счастье только тогда, когда человек ответственно и нравственно ведет работу по построению семьи. Кроме того, ведущий говорит о том, что у каждого – своя семья, и редко бывает, чтобы семья полностью соответствовала ожиданиям человека. Однако любой человек в будущем в силах построить такие семейные взаимоотношения, какие он захочет, какие сумеет и на какие он сам окажется способен – то есть те, к которым он будет готов. Готовиться к построению своей семьи необходимо уже сейчас.
Вопросы:
-
Перечислите членов вашей семьи. -
Какие правила существуют в вашей семье? -
Какие традиции существуют в вашей семье? -
Что члены вашей семьи всегда делают вместе? -
Что члены вашей семьи никогда не делают вместе? -
Имеют ли члены вашей семьи внешние связи – с друзьями, приятелями, другими людьми? Как к ним относятся другие члены семьи? -
Имеют ли члены вашей семьи персональные границы и как они соблюдаются? -
Какие права имеют члены вашей семьи и как они уважаются? -
Какие обязанности имеют члены вашей семьи и как они выполняются? -
Как проявляются в вашей семье чувства – открыто, или существует негласный запрет на их выражение? -
Как члены вашей семьи узнают о чувствах и состояниях друг друга? -
Как распределяется ответственность между членами вашей семьи? -
Как распределяется власть в вашей семье? -
Происходят ли изменения в вашей семье? -
Как ваша семья реагирует на происходящие в ней изменения? -
Как ваша семья реагирует на проблемы и неприятности? -
Как ваша семья решает проблемы отдельных членов семьи и общие?
Резюме ведущего:
то, какой является наша родительская семья, и тем более то, какой будет семья, которую мы создадим, во многом зависит от нас. Быть в семье – значит прилагать определенные усилия для ее сохранения и развития.
Вариант 3. Рисунок «Моя семья»
Цель: осознание привычных форм взаимодействия в семье, анализ собственного поведения, планирование изменений.
Необходимые материалы: бумага, карандаши.
Описание: ведущий просит участников нарисовать свои семьи. Далее желающие по кругу рассказывают о том, что нарисовано на их рисунках. Следует учесть, что для ряда участников данная процедура может быть сложной, так как они не захотят выставлять напоказ проблемы, связанные со своей семьей. Ведущему не следует настаивать на том, чтобы каждый участник рассказал о своем рисунке или обязательно его нарисовал.
Затем ведущий предлагает нарисовать семью с теми изменениями, которые хотелось бы внести. Иными словами, нарисовать «улучшенную», «исправленную» семью – ту, которую каждый участник хотел бы иметь. Далее следует обсуждение. Ведущий предлагает желающим обсудить рисунки. При этом обращает особое внимание на тех участников, которые ранее не выступали, мягко предлагая им взять слово и что-либо рассказать.
Следующим заданием является предложение нарисовать ту семью, которую каждый из участников хотел бы построить сам. Далее проводится обсуждение.
Резюме ведущего:
Понятие семьи – так же, как и все понятия, рассматриваемые в нашей программе, – является основополагающим. Мы можем рассматривать семью как основу проблем или причину конфликтов, но мы можем и понять свою ответственность за то, какую семью построим мы сами. От этого будет зависеть наше счастье и благополучие. Выбор за нами.
Вариант 4. Обсуждение притчи «Заплачено сполна»
Цель: обращение к нравственным аспектам взаимодействия с родителями.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: вниманию группы предлагается притча.
Маленький мальчик однажды пришел к маме и протянул ей листок бумаги. На нем было написано:
За стрижку газона – 5 рублей
За уборку в моей комнате – 1 рубль
За то, что я сходил в магазин – 50 копеек
За то, что я понянчился с маленьким братом – 50 копеек
За «пятерку» по математике – 5 рублей
За уборку в саду – 2 рубля
Мама посмотрела на записи, перевернула листок, что-то написала и протянула мальчику. Вот что там было написано:
За те девять месяцев, что я заботилась о тебе, когда ты рос у меня в животе – 0 рублей
За все те ночи, которые я проводила рядом с тобой, когда ты болел – 0 рублей
За все те слезы, которые были из-за тебя – 0 рублей
За беспокойства, которые, я знаю, ждут впереди – 0 рублей
За еду, игрушки, и даже за сморкание твоего носа – 0 рублей
И, когда ты подведешь итог, цена моей любви будет 0 рублей
Мальчик, прочитав это, перевернул листок обратно и большими буквами написал: «Заплачено сполна».
Обсуждаются вопросы:
-
О чем эта история? -
За что родители любят своих детей? -
Почему родители часто совершают поступки, которые детям кажутся неправильными и несправедливыми? -
Всегда ли родители уверены в нашей любви к ним? Чем, какими способами дети могут проявлять свою любовь к родителям?
Резюме ведущего:
Родители часто совершают поступки, которые кажутся нам несправедливыми. Но почти всегда за этими поступками стоит желание родителей помочь нам, научить нас, оградить от неприятностей. То, что нам кажется несправедливым, часто является формой проявления родительской любви и заботы.
Завершение работы.
Цель: подведение итогов занятия.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание. Ведущий подчеркивает важность семьи в жизни человека и важнейшую роль родителей, их ценность. Группа высказывается на тему:
-
Что нового произошло за время занятия? -
Что удивило, оказалось неожиданным?
Домашнее задание
Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия.
Необходимые материалы: рабочая тетрадь
Описание: Участникам группы предлагается написать эссе на тему «Что значат родители и семья в жизни человека?».
Дополнительные задания к упражнениям в следующем занятии (ребят следует предупредить, что выполнение данного домашнего задания станет очень важным компонентом работы):
1) Изучить историю и традиции своей семьи, нарисовать генеалогическое древо и представить краткую информацию о каждом члене семьи.
2) Узнать об истории своего имени и фамилии, что оно обозначает, вспомнить членов семьи
, которые носят или носили то же имя, вспомнить известных личностей, которые носят или носили такое же имя. Подумать, есть ли связь между именем и характером человека, и если есть, то какая?
3) Принести фотографии, которые помогли бы интересно рассказать о своей семье.
ЗАНЯТИЕ 7. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Постановка проблемы. Информация для тренера. Человечество представлено двумя полами – мужчинами и женщинами. С одной стороны, они едины («две половинки»), с другой – между ними существует много противоречий. Взаимоотношения между полами порождают великое множество самых разных чувств, часто переполняются страстями. Кто мы? Антиподы? Или частицы, потерявшиеся «половинки», которых так не достает друг другу для достижения целостности? В данном занятии ставятся эти вопросы, и осуществляется поиск ответов на них. Но будут ли найдены исчерпывающие ответы? Возможно ли дать однозначные рекомендации? Важно донести до подростков мысль о том, что мужчины и женщины – это не только тела, которые можно использовать для получения удовольствий. Залогом безопасного с точки зрения распространения ВИЧ поведения является внимательное и ответственное отношение к противоположному полу, признание его ценности в единстве телесных, душевных и духовных качеств. |
Цель занятия:
Создание условий для анализа собственных полоролевых представлений, для формирования адекватной самоидентификации и адекватных идеалов мужественности и женственности, а также для разрешения конфликтного отношения между полами; донесение информации о сложностях во взаимоотношениях между полами.
Начало работы:
Упражнение «Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только мальчики…»
Цель: создание рабочей атмосферы в группе, обращение к теме.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: Группе предлагается правильно закончить фразу словами «девочки», «девчонки» или «мальчики», «мальчишки». При этом мальчики должны говорить слово «мальчики», а девочки слово «девочки».
-
Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только …. -
На розыгрыш по мотогонкам стремятся только лишь ….. -
Играют в куколки и мишки, конечно, только лишь… -
Любой ремонт устроят тонко, конечно, только лишь …… -
Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у ….. -
Себе завязывают бантики из разных лент, конечно, … -
Коньки на льду чертили стрелочки – в хоккей весь день играли … -
Болтали час без передышки в цветастых платьицах … -
При всех померяться силенкой, конечно, любят лишь… -
Шелк, кружева и в кольцах пальчики – выходят на прогулку…