Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 555
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика частного и публичного права
1.1. Современное содержание понятий «частное» и «публичное».
1.2. Критерии разграничения частного и публичного права
Глава 2. ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Основы классификации и взаимосвязи отраслей и правовых блоков в системе права России
Напротив, в отраслях публичного права - конституционного, уголовного, административного, процессуального - существуют только императивные нормы, запрещающие противоправное поведение или требующие безусловного исполнения определенных обязанностей. Отрасль (подотрасль) права подразделяется на правовые институты - отдельные группы правовых норм, регулирующих однородные отношения.
Наиболее тесная системная взаимосвязь индивидуальных правовых норм существует внутри институтов. Отраслевой юридический институт - это группа правовых норм, регулирующих однородные отношения в досудебных делах отрасли права, самостоятельное подразделение отрасли права[58]. Так, в гражданском праве существуют, например, институты собственности, наследования, обязательственного права, авторского права; в конституционном праве-институты гражданства, избирательного права и др. Кроме того, в науке принято выделять в рамках системы права межотраслевые правовые институты-структуры, имеющие познавательное, информационное и практическое значение[59]. При этом в отдельных межотраслевых институтах объединяются аналогичные отраслевые институты: например, Институт юридической ответственности в гражданском, правовом, административном праве. Кроме того, возможно объединение норм различных отраслей права, относящихся к определенному отраслевому институту, в межотраслевой институт.
Таким образом, межотраслевой институт избирательного права включает в себя не только Конституционное, но и административное и уголовное право, регулирующее отношения, связанные с выборами. Межрасовый Институт международного частного права включает нормы Гражданского, процессуального и иногда трудового права, регулирующие отношения с так называемым иностранным элементом[60].
Отраслевая структура права относится к числу доктринальных выводов юридической науки. Кроме того, правовая доктрина проводит различие между отраслями права и отраслями правового законодательства. Есть только пять отраслей права. Во-первых, это частное или гражданское право: частное право как подсистема права включает в себя только одну отрасль; поэтому отрасль права, называемую гражданским правом, так же уместно называть частным правом. Во-вторых, существует четыре ветви общественного права -конституционное ("государственное"), уголовное, административное и процессуальное[61].
Отрасли права различаются по типу регулируемых отношений и методам регулирования. Они имеют объективную цель, их формирование и выделение не зависит от усмотрения законодателя. Правила всех отраслей права существуют с момента возникновения права. Последнее утверждение относится и к нормам конституционного права -нормам, определяющим первоначальную правосубъектность физических лиц. Нормы гражданского права (частного права) описывают права и обязанности, характерные для типичных отношений свободного эквивалентного обмена, и гарантируют установление субъективных прав и юридических обязанностей по принципу "не запрещено разрешено".
Субъекты гражданского права приобретают и осуществляют субъективные права по своей воле и в своих интересах. Гражданское право регулирует преимущественно имущественные отношения по принципу формального равенства, но не регулирует имущественные отношения, основанные на административном или ином властном подчинении одной стороны другой[62].
Целью конституционного права является установление общей правовой основы публичной политической власти. Предмет конституционного права включает, прежде всего, отношения типа "индивид-государство". Конституционное право определяет статус полноправных субъектов[63].
Современные Конституции, прежде всего, гарантируют основные права личности (общий правовой статус человека и гражданина). Кроме того, конституционное право устанавливает организацию государственной власти, необходимую для обеспечения правовой свободы. Когда законы или обычаи государства регулируют полномочия высших органов государства, они тем самым устанавливают правовые пределы власти[64].
Специфика конституционного права, в частности, заключается в том, что конституционно-правовые нормы не имеют санкций. Действие конституционного права охраняется прежде всего уголовным правом. Это одно из проявлений системной связи всех правовых норм[65].
Нормы уголовного права и наказания защищают ценности, гарантированные конституционным правом. Прежде всего, они защищают личность от посягательств на ее жизнь и здоровье, личную свободу, честь и достоинство, собственность, защищают ее неприкосновенность – духовную и физическую, неприкосновенность жилища, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность коммуникаций, а также защищают природную среду человека, общественную безопасность и общественный порядок, конституционный строй, государственное управление и другие социальные блага.
Смысл административного права заключается в установлении полицейских полномочий, призванных защищать те же ценности, которые гарантируются конституционным правом и охраняются уголовным правом. Это специфическая отрасль права - разрешенные законом полицейские полномочия, то есть полномочия, позволяющие осуществлять публично-властное принуждение вплоть до насилия. Поскольку это полномочия, а не произвольно установленные полномочия, они должны устанавливаться в интересах обеспечения и защиты правовой свободы, а не наоборот[66].
Административные (полицейские) полномочия государственных органов и должностных лиц устанавливаются законом (законом разрешаются) по принципу "все, что не разрешено законом, запрещено". В частности, они предназначены для обеспечения правопорядка, пресечения правонарушений и наказания, а также для управления имуществом, находящимся в государственной собственности и в целом для исполнения законов, для осуществления исполнительно-распорядительной (подзаконной) деятельности[67].
Нормы процессуального права устанавливают надлежащий правовой порядок разрешения споров, а также уголовно-процессуальные нормы и компетенцию органов, осуществляющих процессуальные действия. Несоблюдение процессуальных норм лишает судебные и полицейские решения юридической силы. Надлежащая процедура разрешения споров предотвращает произвольные ограничения свободы и собственности.
Это судебная процедура: перед судом формально равны любые субъекты, выступающие сторонами спора, любые участники процесса. Нормы международного права формально формулируются в законах (законах) и других источниках права. В то же время отраслевая структура права не совпадает с отраслевой структурой правового законодательства, существующей в развитых правовых системах[68].
Отрасль правового законодательства – это совокупность правовых норм, обособленных (систематизированных) законодателем в соответствии с доктринальным делением права на отрасли и подотрасли и в соответствии с потребностями законодательного регулирования[69].
В рамках отрасли законодательства нормы систематизируются путем кодификации (путем создания Кодекса) или объединения (консолидации) нормативных актов, относящихся к одному субъекту регулирования. Одной отрасли права может соответствовать как одна, так и несколько отраслей правового законодательства. Таким образом, нормы конституционного права содержатся только в Конституции и конституционном праве, нормы уголовного права-только в уголовном праве (обычно-в Уголовном кодексе). Но другие отрасли права обычно соответствуют нескольким отраслям законодательства [70].
Например, подотрасли гражданского права разделены на отдельные отрасли законодательства, и существует несколько отраслей частного права: "собственно гражданское право" (Гражданский кодекс), а также коммерческое и брачно-семейное право, которые кодифицируются отдельно от Гражданского кодекса. По существу, торговое, брачное и семейное право являются подотраслями гражданского права. Кроме того, нормы гражданского права содержатся в сложных отраслях законодательства, в которых они сочетаются с нормами административного права[71].
Разветвление отраслей правового законодательства не является произвольным творчеством законодателя, оно имеет объективные предпосылки. В ходе исторического развития усложняется структура общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. Соответственно усложняется отраслевая структура правовой системы: накапливается нормативный материал, а внутри отраслей выделяются подотрасли права. Эти подотрасли приобретают самостоятельное значение, и законодатель может выделить их в самостоятельные отрасли правового законодательства. Отрасль законодательства, состоящая из норм одной подотрасли права, имеет свой особый субъект, отличающийся от общего субъекта соответствующей отрасли права. Сложные отрасли правового законодательства не только имеют особый предмет, но и сочетают в себе методы регулирования, характерные для частного права и публичного (административного) права. Это отрасли частно-публичного правового законодательства[72].
Разделение «собственно гражданского» и торгового законодательства имеет исторические предпосылки, но не является всеобщей закономерностью развития частного права. В ХХ веке «гражданское право во всех экономически развитых государствах до такой степени слилось с торговым, что почти нет случаев, когда бы торговые обязательства регламентировались иначе, чем гражданские обязательства»[73]. Иначе говоря, торговое законодательство как частноправовое, по существу, не отличается от «собственно гражданского» законодательства. Вместе с тем современное торговое законодательство уже не является только частноправовым; постепенно оно превращается в так называемое хозяйственное право – комплексное законодательство, в котором нормы гражданского права тесно переплетены с нормами административного права, регламентирующими налоговый режим, внешнюю торговлю, порядок и условия предоставления кредитов и т.д[74].
В сфере процессуального права, напротив, отсутствует базовая или" Обще процессуальная " отрасль законодательства. Процессуальное право традиционно развивается в виде двух отдельных отраслей законодательства-Уголовно -процессуального и гражданского. Кроме того, возможно формирование новых отраслей процессуального законодательства.
Сложные отрасли правового законодательства объединяют нормы, которые, по сути, являются нормами гражданского права и административного права. В процессе их законодательного оформления происходит систематизация норм гражданского и административного права, одновременно регулирующих одни и те же группы отношений, связанных с определенным объектом (например, землей, природными ресурсами) или с определенной деятельностью (хозяйственной, банковской)[75].
Возникновение сложных отраслей правового законодательства обусловлено расширением предмета административно-правового регулирования, распространением публичного права на некоторые подвиды отношений, традиционно составляющих предмет частного права. Такое расширение административного права не является результатом произвольного законотворчества. Объективно необходимо защищать публично правовой интерес от произвола частных лиц в сложных общественных отношениях[76].
Таким образом, Земля и другие природные ресурсы являются особыми объектами собственности. Это природные объекты, формирующие среду обитания человека, природную среду, в которой существует население государства, развивается общество. Таким образом, Земля и другие природные ресурсы являются объектами общественного интереса, выраженного и охраняемого государством. Кодифицируя нормы права, регулирующие отношения собственности на землю и другие природные ресурсы, а также отношения землепользования (использования природных ресурсов), законодатель создает сложные отрасли земельного или природо - ресурсного законодательства. Специфика данного законодательства заключается в административно-правовом регулировании землепользования (использования природных ресурсов) независимо от формы собственности. В частности, земельное законодательство устанавливает обязательные для всех собственников и землепользователей режимы использования земель различных категорий, земель различного назначения. Смысл земельного законодательства заключается в ограничении прав собственности на землю по основаниям, представляющим общественный интерес[77].