Файл: Методы и формы организации контроля за деятельностью органов муниципального управления (Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в РФ).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления
1.2 Внутренний контроль в органах местного самоуправления
2. Организация контроля и ее совершенствование в Администрации г. Тобольска
2.1 Анализ деятельности Управления организационной и контрольной работы Администрации г. Тобольска
2.2 Проблемы и цели организации контроля за деятельностью органов местного самоуправления
2.3 Направления совершенствования организации контроля в Администрации города Тобольска
Полномочия органов местного самоуправления устанавливаются согласно законодательству в уставах муниципальных образований и других муниципальных правовых актах, полномочия структурных подразделений органов местного самоуправления и органов местной администрации и их должностных лиц - в нормативных правовых актах органов местного самоуправления. При осуществлении муниципального контроля органы и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (предписания, постановления, представления), которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования [21].
Можно выделить следующие основные виды внутреннего контроля за деятельностью органов местного самоуправления:
- Контроль представительного органа за деятельностью исполнительного органа является довольно распространенным.
К наиболее типичным формам такого контроля можно отнести:
- отчеты исполнительных органов перед представительными органами;
- запросы депутатов в адрес исполнительных органов;
- доклады руководителей отраслевых и функциональных органов местной администрации перед комиссиями и комитетами представительного органа.
Для осуществления контрольных полномочий по отдельным вопросам Дума может создавать специальные (временные) комиссии.
Довольно действенными формами контроля, осуществляемого депутатами представительных органов муниципальных образований, являются обращения депутатов и депутатские запросы.
- Депутатский запрос и депутатское расследование.
Депутатское обращение - это постановка вопроса для рассмотрения его органами местного самоуправления и органами государственной власти, их должностными лицами, руководителями общественных организаций, предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, в период между заседаниями Представительного органа в пределах их компетенции и по предметам ведения муниципального образования. Депутат или группа депутатов могут обратиться в письменной форме по вопросам депутатской деятельности. Адресат, к которому обратился депутат, обязан дать ответ на его обращение, предоставить запрашиваемые документы или сведения безотлагательно. В случае если адресату для ответа на вопрос требуется дополнительная проверка или изучение, ответ депутату сообщается в письменной форме не позднее чем в месячный срок со дня получения обращения [14].
Депутатский запрос - это включенное в повестку дня заседания Представительного органа требование к органам местного самоуправления и органам государственной власти, их должностным лицам, руководителям общественных организаций, предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, дать разъяснение или изложить позицию по вопросам, находящимся в ведении муниципального образования. Инициатором запроса может быть депутат, группа депутатов, постоянная комиссия, депутатская группа, несколько комиссий [17].
Запрос является последним депутатского воздействия на органы местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей общественных организаций, предприятий и учреждений. Ему должны предшествовать все возможные иные меры разрешения возникшей проблемы, в том числе и депутатские обращения.
Депутатское расследование – подразумевает под собой комплекс мероприятий, осуществляемых с целью установления и проверки фактов нарушений должностными лицами органов местного самоуправления, муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, устава муниципального образования, муниципальных правовых актов в выявлении обстоятельств, которые привели к ухудшению социально-экономического положения в муниципальном образовании, а также действий (бездействий) муниципальных предприятий, организаций, учреждений, приводящих к ухудшению положения граждан [10].
3. Муниципальный финансовый контроль. Согласно положениям о муниципальном финансовом контроле в муниципальных образованиях Российской Федерации целью муниципального финансового контроля является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования денежных средств и материальных ресурсов, обеспечивающее основания для принятия корректирующих мер, в отдельных случаях, для привлечения виновных к ответственности, получения возмещения причиненного ущерба, осуществления мероприятий по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем. Основными задачами муниципального финансового контроля являются:
- контроль за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, стандартов и правил формирования, распределения и использования муниципальных финансовых средств, соблюдением финансовой дисциплины;
- контроль за полнотой и своевременностью формирования и исполнения бюджета муниципального образования по доходам и расходам, достоверностью финансовой отчетности;
- контроль за состоянием муниципального внутреннего долга;
- контроль за предоставлением и использованием налоговых льгот, кредитных и заемных средств, привлеченных под гарантии города, а также иных форм муниципальной поддержки;
- контроль за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий, условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;
- контроль за экономической обоснованностью, правомерным, целевым и эффективным использованием муниципальных финансовых и материальных ресурсов, в том числе муниципального имущества, за приватизацией муниципального имущества;
- контроль нормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих доходы и расходы бюджета города, связанных с управлением и распоряжением иными видами муниципального имущества;
- контроль за полнотой и своевременностью осуществления мер по устранению выявленных нарушений, выполнением решений, принятых органами местного самоуправления по результатам ревизий и проверок, подготовка предложений, направленных в целом на совершенствование бюджетного процесса и управления муниципальным имуществом [19].
Под методами муниципального финансового контроля понимаются способы, пути, приемы достижения целей финансового контроля. Методами муниципального финансового контроля являются: проверка, ревизия, аудит, обследование, контрольный обмер, анализ, экспертиза и другие.
4. Контроль за исполнением нормативных актов. Целью контроля исполнения правовых актов главы города является обеспечение эффективной управленческой деятельности главы муниципального образования и главы администрации муниципального образования в решении вопросов местного значения.
Основные задачи контроля исполнения правовых актов главы муниципального образования в администрации муниципального образования:
- содействие исполнению действующих программ и планов реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
- получение информации о ходе и качестве реализации принятых правовых актов, ее оперативное использование для принятия правильных управленческих решений;
- осуществление сравнительного анализа достигнутых результатов развития муниципального образования с запланированными.
В муниципальных образованиях также возможно создание специализированных органов местного самоуправления, органов местной администрации или структурных подразделений органов, осуществляющих муниципальный контроль (инспекции, надзоры и прочие). Контрольные полномочия могут выполняться органами и должностными лицами местного самоуправления также наряду с другими функциями (регулятивными, разрешительными, руководящими, организационными и так далее).
Полномочия органов местного самоуправления определяются в соответствии с законодательством в уставах муниципальных образований и других муниципальных правовых актах, полномочия структурных подразделений органов местного самоуправления и органов местной администрации и их должностных лиц - в нормативных правовых актах органов местного самоуправления. При осуществлении муниципального контроля органы и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (предписания, постановления, представления), которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования [25].
Например, регламент Администрации г. Тобольска определяет, что контроль выполнения планов работы Администрации города осуществляет управление организационной и контрольной работы. Отчет о выполнении текущего квартального плана представляется в Управление организационной и контрольной работы до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Контроль исполнения поручений, данных на совещаниях у Главы города, заместителей Главы города, осуществляют соответствующие уполномоченные руководители структурных подразделений аппарата, органов Администрации города.
Контролю исполнения в Администрации города подлежат:
- документы органов и должностных лиц государственной власти;
- решения городской думы, постановления и распоряжения Главы города, поручения Главы города, его заместителей;
- письма и обращения Главы города в органы государственной власти;
- служебные письма, требующие исполнения и ответа;
- письма, обращения юридических лиц и граждан;
- принимаемые меры по критическим материалам в адрес администрации города, размещенным в средствах массовой информации.
Таким образом, внутренний контроль является одним из важнейших направлений контроля над деятельностью органов местного самоуправления. Внутренний контроль осуществляется представительным органом, специально создаваемыми контрольными органами и т.д. Следует выделить наиболее важные виды внутреннего контроля: это финансовый контроль и контроль за исполнением нормативных актов.
2. Организация контроля и ее совершенствование в Администрации г. Тобольска
2.1 Анализ деятельности Управления организационной и контрольной работы Администрации г. Тобольска
В соответствии с Регламентом Администрацией города Тобольска Управлением организационной и контрольной работы осуществляется контроль исполнения документов органов и должностных лиц государственной власти, решений Тобольской городской Думы, правовых актов Главы города, заместителей Главы города, поручений Главы города по наиболее актуальным вопросам социально-экономического развития города Тобольска [2].
Проводится повседневный анализ материалов, размещенных в средствах массовой информации, и контроль устранения критических замечаний, поступивших в адрес Главы города и Администрации города.
Наиболее часто уделяется внимание контролю исполнения мероприятий по реализации органами местного самоуправления ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а также плана действий Администрации г. Тобольска по реализации Прогноза социально-экономического развития города на будущие годы, наказов избирателей, данных Главе города Тобольска.
Контроль осуществляется с помощью контрольных карт (Приложение 1). Схема прохождения контрольной карты представлена в Приложении 2.
Проанализируем основные показатели деятельности Управления организационной и контрольной работы за 2016-2019 годы по основным направлениям:
1. Контроль исполнения правовых актов Главы города, его заместителей, решений Тобольской городской Думы.
2. Контроль исполнения поручений Губернатора Тюменской области, Главы города.
3. Проверка исполнения правовых актов и поручений Главы города с выездом на объекты.
4. Контроль качества оформления правовых актов и служебных документов.
5. Состояние планирования работы структурными подразделениями аппарата и органами Администрации города.
6. Контроль исполнения мероприятий по критическим материалам, поступившим в адрес местного самоуправления г. Челябинска через СМИ
Данные по контролю исполнения правовых актов Главы города, его заместителей, решений Тобольской городской Думы представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Показатели исполнения правовых актов Главы города, его заместителей, решений Тобольской Городской Думы
№ п/п |
Показатели |
Годы |
|||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
||
Постановления |
|||||
1. |
Принято всего документов |
1533 |
2111 |
433 |
365 |
2. |
Поставлено на контроль пунктов |
274 |
141 |
50 |
48 |
3. |
Подлежало исполнению |
113 (100%) |
108 (100%) |
23 (100%) |
19 (100%) |
4. |
Выполнены в установленные сроки |
107 (94,7%) |
102 (94,4%) |
22 (95,7%) |
16 (84,2%) |
5. |
Информация представлена с нарушением сроков |
1 (0,9%) |
6 (5,6%) |
1 (4,3%) |
- |
6. |
Не представлена информация о выполнении |
5 (4,4%) |
- |
- |
3 (15,7%) |
Распоряжения |
|||||
1. |
Принято всего документов |
1910 |
2789 |
4728 |
2935 |
2. |
Поставлено на контроль пунктов |
247 |
245 |
403 |
502 |
3. |
Подлежало исполнению |
227 (100%) |
201 (100%) |
366 (100%) |
426 (100%) |
4. |
Выполнены в установленные сроки |
216 (95,1%) |
185 (92%) |
332 (90,7%) |
402 (94,4%) |
5. |
Информация представлена с нарушением сроков |
7 (3,1%) |
15 (7,5%) |
30 (8,2%) |
10 (2,3%) |
6. |
Не представлена информация о выполнении |
4 (1,8%) |
1 (0,5%) |
4 (1,1%) |
14 (3,3%) |
Всего распорядительных документов |
|||||
Принято |
3443 |
4900 |
5161 |
3300 |
|
Поставлено на контроль пунктов |
521 |
386 |
453 |
550 |
|
Подлежало исполнению |
340 (100%) |
309 (100%) |
389 (100%) |
445 (100%) |
|
Выполнены в установленные сроки |
323 (95%) |
287 (92,9%) |
354 (91%) |
418 (93,9%) |
|
Информация представлена с нарушением сроков |
8 (2,4%) |
21 (6,8%) |
31 (8%) |
10 (2,3%) |
|
Не представлена информация о выполнении |
9 (2,6%) |
1 (0,3%) |
4 (1%) |
17 (3,8%) |