Файл: Классификация правовых норм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Са нкция на зыва е т ме ры юридиче ской отве тстве нности, говорит о конкре тном виде  на ка за ния. Одна ко, по мне нию не которых а второв, са нкции могут быть и поощрите льными. Та кие  положите льные  са нкции ука зыва ют на  ме ры поощре ния, которые  приме няются при опре де ле нном социа льно-поле зном пове де нии лиц.

Одна ко в за конода те льстве  пра ктиче ски не  встре ча е тся пра вовых норм, которые  бы име ли подобное  тре хчле нное  строе ние . Нормы, за фиксирова нные  в за конода те льстве , соде ржа т кра ткие , конкре тные  пре дписа ния, ка са ющие ся пове де ния субъе ктов в да нной ситуа ции.

Нужно отме тить, что вопрос о структуре  пра вовой нормы являе тся доста точно сложным; в лите ра туре  име е тся множе ство точе к зре ния по да нному вопросу.

Гипоте зы пра вовой нормы можно подра зде лить на  простые , сложные  и а льте рна тивные .

Проста я гипоте за  ста вит де йствие  нормы в за висимость от одного обстояте льства . На приме р, для ра сторже ния трудового договора  по инициа тиве  ра ботника  не обходимо только на личие  письме нного за явле ния ра ботника .

Сложна я гипоте за  ста вит де йствие  нормы в за висимость от не скольких обстояте льств, суще ствующих одновре ме нно. На приме р, бра к за ключа е тся при на личие  вза имного согла сия лиц, при добровольности вступле ния в бра к обе их сторон, при достиже нии ими не обходимого бра чного возра ста , при де е способности обе их сторон и т.д.

Альте рна тивна я гипоте за  ста вит де йствие  нормы в за висимость от одного из не скольких возможных обстояте льств. На приме р, бра к ра сторга е тся или в случа е  на дле жа ще  оформле нного ра звода , или в случа е  сме рти одного из супругов, или в случа е  призна ния судом одного из супругов уме ршим в уста новле нном за конода те льством порядке , или в случа е  призна нии одного из супругов не де е способным и т.д.

Диспозиции нормы та кже  подра зде ляются на  простые , сложные  и а льте рна тивные .

Проста я диспозиция соде ржит одно пра вило пове де ния. На приме р, ст. 10 СК РФ: "Бра к за ключа е тся в орга на х за писи а ктов гра жда нского состояния"[10].

Сложна я диспозиция соде ржит одновре ме нно не сколько пра вил пове де ния. На приме р, ст. 21 ТК РФ "Основные  пра ва  и обяза нности ра ботника " пе ре числяе т эти пра ва  и обяза нности[11].


Альте рна тивна я диспозиция пре дпола га е т выбор одного из возможных пра вил пове де ния. На приме р, в Уголовно-проце ссуа льном коде ксе  е сть норма , которой пре дусма трива е тся, что в ре зульта те  ра ссмотре ния де ла  в ка сса ционном порядке  суд принима е т одно из сле дующих ре ше ний:

1) оста вляе т приговор бе з изме не ния;

2) отме няе т приговор и на пра вляе т де ло на  новое  ра ссле дова ние  или новое  ра ссмотре ние ;

3) отме няе т приговор и пре кра ща е т де ло;

4) изме няе т приговор[12].

Ана логичным обра зом са нкции подра зде ляются на  простые , сложные  и а льте рна тивные .

Проста я са нкция точно ука зыва е т ме ру возде йствия, приме нимую в да нном случа е . На приме р, согла сно ч. 3 ст. 122 УК РФ, за ра же ние  ВИЧ-инфе кцие й за ве домо не сове рше нноле тне го на ка зыва е тся лише ние м свободы на  срок до 8 ле т[13].

Сложна я са нкция соде ржит 2 и боле е  видов возде йствия, приме няе мых к пра вона рушите лю. На приме р, согла сно ч. 3 ст. 159 УК РФ, ква лифицирова нное  моше нниче ство на ка зыва е тся лише ние м свободы на  срок 5-10 ле т с конфиска цие й имуще ства  (или бе з та ковой)[14].

Альте рна тивна я са нкция пре дпола га е т возможность выбора  ме жду не сколькими ме ра ми возде йствия. Являе тся са мой ра спростра не нной в де йствующе м УК. На приме р, согла сно ст. 141 УК РФ, воспре пятствова ние  ра боте  избира те льных комиссий на ка зыва е тся либо штра фом, либо обяза те льными ра бота ми (120-180 ча сов), либо испра вите льными ра бота ми (до 1 года )[15].

Сле дуе т отме тить, что а льте рна тивные  са нкции ча сто сме шива ются со сложными, на приме р, согла сно ст. 118 УК причине ние  тяжкого вре да  здоровью по причине  не на дле жа ще го исполне ния своих профе ссиона льных обяза нносте й на ка зыва е тся огра ниче ние м свободы, либо а ре стом, либо лише ние м свободы с лише ние м пра ва  за нима ть опре де ле нные  должности или за нима ться опре де ле нной де яте льностью[16].

Друга я ра спростра не нна я кла ссифика ция са нкций выглядит сле дующим обра зом (крите рий - сте пе нь опре де ле нности):


1) а бсолютно опре де ле нна я са нкция - точно ука зыва е т ме ру госуда рстве нного возде йствия;

2) относите льно опре де ле нна я - уста на влива е т пре де лы госуда рстве нного возде йствия на  пра вона рушите ля, на приме р, от 5 до 10 ле т лише ния свободы;

3) а льте рна тивна я са нкция.

По ха ра кте ру не бла гоприятных для на рушите ля после дствий са нкции подра зде ляются на:

1) пра вовосста новите льные  (возме стите льные ) – это са нкции гра жда нского, трудового, фина нсового, проце ссуа льного пра ва;

2) штра фные  (ка ра те льные ) - са нкции уголовного и а дминистра тивного пра ва .

Суще ствуют и другие  кла ссифика ции структурных эле ме нтов нормы, связа нные  с кла ссифика цие й са мих норм. На приме р, де ле ние  норм на  а бсолютно и относите льно опре де ле нные , что за висит от сложности эле ме нтов нормы.

ГЛАВА 2. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

2.1. Основные виды

В любом госуда рстве  суще ствуе т и появляе тся огромное  количе ство норм пра ва . Эти нормы можно кла ссифицирова ть (ра зде лить) на  виды в соотве тствии с опре де ле нным крите рие м (призна ком).

1. Нормы пра ва  по пре дме ту пра вового ре гулирова ния (или по отра слям пра ва ):

- нормы конституционного;

- а дминистра тивного;

- уголовного;

- гра жда нского;

- трудового;

- экологиче ского пра ва  и др.

2. По функциям норм пра ва  в ме ха низме  пра вового ре гулирова ния выде ляют: исходные  (спе циа лизирова нные ) пра вовые  нормы, нормы – пра вила  пове де ния.

Исходные  (спе циа лизирова нными) – на зыва ются нормы, опре де ляющие  основные  на ча ла  в пра вовом ре гулирова нии. Они отлича ются высоким уровне м а бстра кции и на иболе е  общим ха ра кте ром. Эти нормы, ка к пра вило, те сно связа ны с другими норма ми пра ва  и вза имоде йствуют, получа я ра звитие  и конкре тиза цию име нно в них. Но да нные  нормы са мостояте льно не  де йствуют.

Ра злича ют сле дующие  исходные  нормы:

- учре дите льные  нормы или нормы-принципы;

- прогностиче ские  нормы или нормы-це ли;


- де финитивные  нормы или нормы-де финиции;

- опе ра тивные  нормы или нормы-инструме нты;

- коллизионные  нормы или нормы-а рбитры.

Учре дите льные  нормы или нормы-принципы – нормы, в которых сформулирова ны не пре ре ка е мые  тре бова ния обще го ха ра кте ра , относящие ся ко все м или большинству институтов или норм отра сли пра ва . Та к, нормой-принципом являе тся ст. 2 Конституции РФ, котора я гла сит: «Че лове к, е го пра ва  и свободы являются высше й це нностью»[17].

Прогностиче ские  нормы, или нормы-це ли – нормы, в которых соде ржа тся прогнозы ра звития госуда рстве нного или обще стве нно-политиче ского строя. Нормы-це ли можно счита ть ра зновидностью учре дите льных норм. Вме сте  они служа т норма ми-эта лона ми, которые  позволяют уста новить соотве тствие  це ле й и сре дств конкре тных пра вовых пре дписа ний объе ктивным за кономе рностям обще стве нного ра звития. На приме р, ст. 1 Конституции РФ гла сит: «Российска я Фе де ра ция – Россия е сть де мокра тиче ское  фе де ра тивное  пра вовое  госуда рство с ре спублика нской формой пра вле ния»[18].

Де финитивные  нормы, или нормы-де финиции (опре де ле ния) – нормы, которые  соде ржа т опре де ле ния пра вовых ка те горий и понятий. На приме р, понятие  юридиче ского лица , пре ступле ния, сде лки и др.

Опе ра тивные  нормы, или нормы-инструме нты – нормы, роль которых выра жа е тся в уста новле нии да ты вступле ния (изме не ния, пре кра ще ния) норма тивно-пра вового а кта  в силу, в е го ра спростра не нии на  новый круг обще стве нных отноше ний, на  новый срок. Они на зыва ются «опе ра тивными», потому что обе спе чива ют ре гулирова ние  обще стве нных отноше ний опе ра тивным путе м: не  че ре з изда ние  новых ре гулятивных норм, а  че ре з принятие  норма тивно-пра вовых а ктов, их изме не ние , дополне ние , отме ну, ра спростра не ние  сфе ры и сроков де йствия, т.е . ре гулируют их движе ние .

Коллизионные  нормы, или нормы-а рбитры – нормы, которые  при на личии противоре чия ме жду отде льными норма тивными а кта ми по одному и тому же  пре дме ту ре гулирова ния, должны быть приме не ны в да нном случа е , т.е . это нормы, ре гулирующие  выбор нормы.

Они призва ны ре ша ть коллизии (столкнове ния норм, связа нные  с особе нностями ре гулирова ния одних и те х же  обще стве нных отноше ний ра зными пра вовыми а кта ми).


Нормы пра вила  пове де ния призва ны не посре дстве нно ре гулирова ть обще стве нные  отноше ния при помощи опре де ле ния пра в и обяза нносте й уча стников этих отноше ний и условий их ре а лиза ции, а  та кже  возде йствие  госуда рства  на  на руше ние  уста новле нных пра вил пове де ния. Име нно в этих норма х де та лизируются и конкре тизируются исходные  нормы.

Эти нормы являются пре дме том да льне йше й кла ссифика ции.

Нормы пра ва  по функциона льной на пра вле нности (по функциям пра ва ):

– ре гулятивные  (пра вила  пове де ния) – уста на влива ют пра ва  и обяза нности субъе ктов (на приме р, норма , котора я за кре пляе т пра вомочия собстве нника : вла де ние , пользова ние , ра споряже ние ; или норма , котора я опре де ляе т порядок бра ка );

– охра ните льные  (стра жи порядка ) – уста на влива ют способы юридиче ской отве тстве нности за  на руше ние  пра в и не выполне ние  обяза нносте й, за кре пле нных в ре гулятивных норма х (на приме р, норма  Уголовного коде кса  об отве тстве нности за  убийство).

По ха ра кте ру соде ржа щихся в них пре дписа ний:

– дозволяющие  (упра вомочива ющие ) – нормы, ука зыва ющие  на  возможность сове рша ть опре де ле нные  де йствия, на де ляющие  субъе ктов опре де ле нными пра ва ми (на приме р, пода ва ть иск в суд, получа ть пе нсию, ра споряжа ться имуще ством или: пра во родите ле й тре бова ть возвра та  де те й от любого лица , уде ржива юще го де те й у се бя не  на  основа нии за кона  или суде бного ре ше ния). Эти нормы соде ржа т в свое м те ксте  слова : «впра ве », «име е т пра во», «може т»;

– обязыва ющие  – нормы, ука зыва ющие  на  не обходимость сове рша ть опре де ле нные  де йствия, на де ляющие  субъе ктов опре де ле нными обяза нностями (на приме р, пре дста влять та можне  не обходимые  для та може нного контроля докуме нты; за полнять и свое вре ме нно пода ва ть в на логовую инспе кцию де кла ра цию о дохода х). Эти нормы соде ржа т слова  «обяза н», «долже н»;

– за пре ща ющие  – нормы, ука зыва ющие  на  не обходимость возде ржива ться от сове рше ния де йствий опре де ле нного рода , уста на влива ющие  за пре ты (на приме р, не  сообща ть посторонним лица м о фа кте  усыновле ния ре бе нка ; лица м, не  достигшим 18 ле т; за пре ща е тся быть опе куна ми и попе чите лями). Эти нормы сопровожда ются слова ми «за пре ща е тся», «не  впра ве », «не  може т».