Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
3. Нормы пра ва по ме тоду пра вового ре гулирова ния (или по форме за кре пле ния же ла е мого пове де ния субъе ктов пра ва ):
- импе ра тивные ;
- диспозитивные ;
- поощрите льные ;
- ре коме нда те льные .
Импе ра тивные – нормы, выра жа ющие в ка те гориче ских пре дписа ниях госуда рства , че тко обозна че нные де йствия, не допуска ющие ника ких отклоне ний от исче рпыва юще го пе ре числе ния пра в и обяза нносте й субъе ктов. Ина че : импе ра тивные нормы прямо пре дписыва ют пра вила пове де ния.
Диспозитивные – нормы, пре дписыва ющие госуда рством ва риа нт пове де ния, но да ющие возможность сторона м ре гулируе мого отноше ния са мим опре де лять пра ва и обяза нности в отде льных случа ях. Их на зыва ют «восполните льными», поскольку они восполняют отсутствующе е согла ше ние и де йствуют только тогда , когда стороны ре гулируе мого отноше ния не уста новили для се бя другого пра вила , не договорились по да нному вопросу (ра спозна ются по формулировка м: «при отсутствии иного согла ше ния», «е сли иное не уста новле но в договоре » и др.). Ина че : диспозитивные нормы пре доста вляют свободу выбора пове де ния.
Поощрите льные – нормы, уста на влива ющие ме ры поощре ния за одобряе мый госуда рством и обще ством ва риа нт пове де ния субъе ктов, за ключа ющийся в добросове стном и продуктивном труде (на приме р, пра вила выпла ты пре мий).
Ре коме нда те льные – нормы, уста на влива ющие ва риа нты же ла те льного с точки зре ния госуда рства пове де ния субъе ктов.
4. Нормы пра ва по субордина ции в пра вовом ре гулирова нии:
- ма те риа льные ;
- проце ссуа льные .
Норма ма те риа льного пра ва – норма , являюща яся пе рвичным ре гулятором обще стве нных отноше ний: соде ржит пра вило (пра ва , обяза нности, за пре ты), на основа нии которого возможно ре ше ние де ла по суще ству. На приме р, не льзя сове рша ть убийство.
Норма проце ссуа льного пра ва – норма , уста на влива юща я оптима льный порядок приме не ния норм ма те риа льного пра ва : соде ржит пра вило, на основа нии которого возможно ре ше ние де ла по суще ству. На приме р, порядок ра ссле дова ния пре ступле ния, порядок вызова свиде те ле й в суд и т.п.
5. Нормы пра ва по субъе кта м пра вотворче ства :
- нормы принима ются не посре дстве нно на се ле ние м конкре тного те рриториа льного обра зова ния (се льский сход и т.д.) или на се ле ние м все й стра ны (все на родный ре фе ре ндум);
- нормы орга нов пре дста вите льной вла сти;
- нормы гла вы госуда рства ;
- нормы орга нов исполните льной вла сти;
- нормы обще стве нных объе дине ний, комме рче ских орга низа ций, трудовых колле ктивов пре дприятий.
6. Нормы пра ва по де йствию во вре ме ни:
- постоянные ;
- вре ме нные.
7. Нормы пра ва по де йствию по кругу лиц:
- общие – ра спростра няются на всё на се ле ние ;
- спе циа льные – ра спростра няются на опре де лённый круг лиц.
Та ким обра зом, пра вовые нормы можно кла ссифицирова ть по ра зличным основа ниям, отра жа ющим на иболе е ва жные че рты пра ва и е го приме не ния. Это и кла ссифика ция по отра слям пра ва , по пре де ла м де йствия норм пра ва в простра нстве и вре ме ни, де ле ние по кругу лиц, на которых ра спростра няются де йствия нормы и т.д. Та кже на иболе е ва жным основа ние м де йствий норм пра ва являе тся кла ссифика ция по на зна че нию норм пра ва и по ха ра кте ру уста на влива е мых пра вил пове де ния. В пе рвом случа е выде ляют ре гулятивные и пра воохра ните льные нормы, что отра жа е т основное на зна че ние норм пра ва – ре гулирова ть обще стве нные отноше ния и охра нять уста новле нные ими пра ва .
Поэтому можно ска за ть, что прове де ние де та льной кла ссифика ции помога е т опре де лить ме сто конкре тной нормы в систе ме пра ва , ха ра кте ризуе т зна че ние и функции опре де лённых видов пра вовых норм и т.д. То е сть, эта опе ра ция име е т большое зна че ние для те ории пра ва и для проце сса пра вотворче ства и пра воприме не ния.
2.2. Специальные нормы
По на ше му мне нию, це ле сообра зно изложить систе му норм, взяв за основу их стра тифика ции прина дле жность к общим или спе циа льным норма м.
Ба зовым в кла ссифика ции норм на общие и спе циа льные (а сре ди спе циа льных – исключите льные ) служит пре жде все го объе м их де йствия. Подтве ржде ние м да нного сужде ния служит то, что ме жду общими, родовыми и видовыми обще стве нными отноше ниями просле жива ются связки-па ра лле ли, соотве тствующие общим и спе циа льным норма м. Если общие нормы призва ны ре гулирова ть обще стве нные отноше ния в це лом, то спе циа льные ре гла ме нтируют подвид или ча сть этого отноше ния. В ча стности, В.Н. Кудрявце в счита е т, что суще ствова ние спе циа льной нормы обоснова но, «…когда эта спе циа льна я норма ка к-то по-другому ре ша е т вопросы уголовной отве тстве нности по сра вне нию с обще й нормой»[19]. В свою оче ре дь, С.С. Але ксе е в в за висимости от сфе ры де йствия та кже выде ляе т общие и спе циа льные нормы. Под после дними уче ный понима е т нормы, де йствующие только в пре де ла х конкре тного вида отноше ний[20].
Обстояте льный а на лиз спе циа льных норм в свое вре мя прове л И.Н. Се някин, являющийся а втором кла ссиче ского иссле дова ния пробле м суще ствова ния и ре а лиза ции спе циа льных норм. Он опре де ляе т спе циа льную норму ка к «обще обяза те льное госуда рстве нное пре дписа ние , являюще е ся ре зульта том пра вовой спе циа лиза ции, которое уста на влива е тся с це лью конкре тиза ции и спе циа лиза ции, уче та свое обра зия и особе нносте й ка кого-либо вида (подвида ) обще стве нных отноше ний, род которых ре гулируе тся обще й пра вовой нормой»[21]. Они ра спростра няют свое де йствие лишь на опре де ле нный круг ре гулируе мых отноше ний и субъе ктов пра ва (на приме р, нормы воинских уста вов). Уче ный выде ляе т ряд отличите льных призна ков спе циа льных норм: производность от общих пре дписа ний; це ле вое на зна че ние их принятия – достиже ние ма ксима льной эффе ктивности обще й нормы пра ва ; функционирова ние во вза имоде йствии с общими норма ми пра ва ; ре гулирова ние конкре тных видовых отноше ний.
Аккумулируя приве де нные точки зре ния о сущности и пре дна зна че нии спе циа льных норм, можно солида ризова ться с позицие й М.И. Ба йтина : «Спе циа льные нормы ма ксима льно конкре тизируют общие , корре ктируют вре ме нные и простра нстве нные условия их ре а лиза ции, способы пра вового возде йствия на пове де ние субъе ктов пра ва . Те м са мым они … обе спе чива ют бе спе ре бойную и после дова те льную ре а лиза цию общих норм пра ва »[22].
Спе циа льные нормы пре дста вляют собой сложный не однородный ма ссив юридиче ских пре дписа ний. Сре ди них выде ляют ка зуистиче ские пре дписа ния, исключите льные пре дписа ния, лока льные пре дписа ния. В ка че стве особой ра зновидности спе циа льных норм должны быть выде ле ны исключите льные нормы, то е сть та кие , в которых соде ржится исключе ние .
На личие норм, соде ржа щих и фиксирующих исключе ния из пра вил, не опрове рга лось пре дста вите лями юридиче ской на уки. Эти нормы обозна ча лись уче ными име нно в ка че стве исключите льных и в большинстве свое м тра ктова лись ка к уста на влива ющие соотве тствующие изъятия из тре бова ний иных норм. А.Ф. Че рда нце в опре де лял исключите льные нормы ка к дополне ние к общим и спе циа льным норма м[23], а С.С. Але ксе е в отме ча л, что исключите льные нормы уста на влива ют другой порядок, не же ли общие и спе циа льные нормы[24].
Име нно об исключите льных норма х упомина е т Н.А. Вла се нко, ра ссма трива я возможность коллизий ме жду общими, спе циа льными и собстве нно исключите льными норма ми[25]. К сожа ле нию, а вторы, ра ссужда я о на личии исключите льных норм и их коллизионности со спе циа льными норма ми, не уде лили доста точного внима ния природе исключите льных норм (тому, что име нно вкла дыва е тся в понятие «исключите льность», ка кие фа кторы де ла ют да нные нормы исключите льными), де финиции исключите льных норм, их отличите льным призна ка м.
По мне нию И.Н. Се някина , «исключите льные спе циа льные нормы уста на влива ют особые пра вила пове де ния для не которой группы лиц, при чре звыча йных обстояте льства х в опре де ле нной ме стности. Они за ме няют собой де йствия общих уста новле ний, име ют огра ниче нный объе м и сфе ру де йствия и не подле жа т ра сширите льному толкова нию»[26]. В прое кции к соотноше нию спе циа льных и исключите льных норм И.Н. Се някин выде ляе т сле дующие ра зновидности после дних: 1) исключите льные пре дписа ния, которые выступа ют дополне ние м к общим норма м; 2) исключите льные пре дписа ния, которые выступа ют дополне ние м к спе циа льным норма м; «…приче м та ким дополнением, которое предписывает изъятие из правил указанных норм»; 3) специальные нормы-изъятия, определяющие также исключения из общего правила и содержащие некоторые отклонения от него[27].
Данная трактовка доказывает стремление И.Н. Сенякина максимально охватить весь массив исключительных норм, существующих среди норм специальных. Безусловная положительность такого подхода тем не менее объективно детерминирует и его уязвимость. Заслуживает внимания позиция Д.С. Неяскина, отмечающего, что в трактовке И.Н. Сенякина и Н.А. Власенко исключительные нормы можно понимать и как правила, и как исключения[28]. Соглашаясь с тем, что исключительные предписания могут выступать дополнением к общим нормам, отметим, что они могут дополнять и нормы специальные.
Не совсем понятным представляется, как исключительная норма выступает дополнением, предписывающим изъятие из специальной нормы. То, что одна и та же исключительная норма может содержать в себе как изъятия, так и дополнения, не означает, что дополнение олицетворяет собой изъятие либо наоборот. В связи с этим возникает вопрос, почему И.Н. Сенякин не относит специальные нормы-изъятия, содержащие исключения из правил, к исключительным нормам. Предположительно разграничение специальных и исключительных норм должно проводиться с корреляцией бинарной пары: «правило – исключение».
Специальные нормы содержат в себе правила, являющиеся специальными по отношению к общим правилам, содержащимся, соответственно, в общих нормах. Средством специализации могут выступать как дополнения, так и изъятия, а в некоторых случаях – синтез (но не тождество) того и другого.
Такое сочетание дополнений и изъятий характерно и для исключительных норм, но формальное сходство механизма воздействия на общее правило не позволяет делать вывод о том, что специальные нормы-дополнения либо нормы-изъятия безусловно относятся (либо, напротив, не относятся) к исключительным нормам.
Разница между специальными и исключительными нормами состоит не в средствах воздействия на общее правило (они совпадают – изъятия или (и) дополнения), а в том, что представляют собой анализируемые разновидности правовых норм. Существенное отличие состоит в том, что если исключения будут «…подменять действие единого для всех предписания, тогда специальные правила будут продолжать действовать совместно с общими правилами, не подменяя последние»[29].
Таким образом, специальная норма – это правило, которое определяет границы действия, детализирует наполняемость общеправовых положений и принимается законодателем с целью достижения максимальной эффективности общей нормы, а также учета специфических отношений, регулируемых ею. Исключительная норма, отражающая в себе указанные качества, правилом не является. Она подразумевает исключения из правила, как общего, так и специального, и альтернативный вариант регуляции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод, норма права – это чётко структурированная система общеобязательных, формально - определённых правил поведения, которые устанавливаются, обеспечиваются и гарантируются государством, для регулирования общественных отношений, которая определяет меру свободы в лице общества. Норма права может является объективной только тогда, когда не зависит от воли конкретных субъектов. Она обеспечивает гарантированное исполнение жизненно необходимых правил, без которых невозможно функционирование общества и государства. Эти правила являются тем минимумом, который призван сохранять стабильность политической и правовой системы каждого государства. в современной теории права
На сегодняшний день не существует пока ни одной классификации правовых норм, которая в полной мере отражала бы все свойства последних.