Файл: И. О. Павлова, М. А. Скороход.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.01.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

75 подчиненные проявляют творческий подход к делу; сотрудники приобретают навыки самостоятельной и ответственной работы.
Отрицательные стороны делегирования: имеется угроза невыпол- нения работы, ухудшения ее качества; возможно появление конку- ренции менеджеру среди отдельных сотрудников; усложняется процесс принятия решений.
Основные правила работы менеджера при делегировании полномочий: понимание главных целей решаемых проблем при передаче полномочий подчиненным; делегирование полномочий в первую очередь способным, инициативным работникам; объек- тивная оценка возможного риска; регулярное консультирование и контроль за работой сотрудников.

76
Глава 9. ФОРМАЛЬНЫЕ
И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
9.1. Формальные группы
В любой организации существуют группы – формальные и неформальные. Формальные группы – это группы, возникающие по инициативе администрации, входят подразделением в органи- зационные структуры и штатное расписание предприятия. Суще- ствуют различные типы формальных групп:
1. Группа руководителей (команда) – состоит из руководите- ля предприятия (его подразделения) и непосредственных замести- телей и помощников руководителя.
2. Функциональная группа – объединяет в себе руководителя и специалистов функционального подразделения (отдела, бюро, службы), которые реализуют общую функцию управления и име- ют близкие профессиональные цели и интересы.
3. Производственная группа – имеет в своем составе руково- дителя и работников, занятых выполнением определенного вида работ на низовом уровне управления (звено, бригада, участок).
Члены группы вместе работают над одним заданием, стимул – ко- нечный результат, а различия между ними связаны с распределе- нием видов работ между членами группы в зависимости от квали- фикации работников.
4. Комитет – это группа внутри предприятия, которой деле- гируются полномочия высшим звеном руководства для выполнения любого проекта или задачи. Главное отличие комитета от других формальных структур заключается в групповом принятии решения.
Выделяют два вида комитетов:
1. Постоянный комитет, создаваемый как постоянно действу- ющая группа, с целью осуществления конкретной задачи, чаще всего стратегической. Используются для предоставления органи-


77 зации консультаций по вопросам первостепенной важности (совет директоров или правления фирмы).
2. Специальный комитет, формируемый для выполнения от- дельной временной задачи. Например, руководитель отделения банка может образовать специальный комитет для выявления про- блем в обслуживание клиентов.
Особенностью функционирования комитетов в организации является групповой характер принятия решений, эффективность которого определяется рядом преимуществ перед индивидуальной деятельностью, среди которых можно выделить:
 принятие интегрированных, совместных решений;
 увеличение числа альтернатив принятия решений;
 развитие горизонтальных коммуникаций;
 удовлетворение вторичных потребностей работников, яв- ляющихся членами создаваемых комитетов;
 рост интеллектуального уровня сотрудников;
 формирование организационной культуры предприятия;
 привлечение сотрудников к управлению организации.
Вместе с тем комитетам присущи и недостатки. Многие уче- ные считают, что применение комитетов следует ограничить толь- ко чрезвычайными ситуациями, поскольку для регулярного ме- неджмента они слишком чувствительны. Это связано с тем, что функционирование комитетов вызывает проблемы, к которым можно отнести разделенную ответственность; финансовые затра- ты; замедленное принятие и выполнение решений; большую чис- ленность работников; групповой конформизм.
1   2   3   4   5   6

9.2. Неформальные группы
Неформальная организация – это возникающее стихийно со- общество людей, которые регулярно взаимодействуют друг с дру- гом для достижения определенных целей. Отношения между чле- нами такой группы формируются на основе личных симпатий.
Члены группы связаны общностью взглядов и интересов. Специ- фические характеристики в неформальной структуре:

78 1. Социальный контроль. Неформальные организации осу- ществляют социальный контроль за своими членами. Сначала устанавливаются нормы – групповые эталоны приемлемого и не- приемлемого поведения. Чтобы быть принятым неформальной ор- ганизацией, личность должна принять и соблюдать эти нормы.
2. Сопротивление переменам. Сопротивление можно осла- бить, приглашая подчиненных к обсуждению совместных проблем и к принятию решений.
3. Неформальные лидеры. В отличие от формальных лидеров, которые имеют полномочия, определяемые их положением в слу- жебной иерархии, неформальные лидеры определяются признани- ем группы. Сфера его влияния может выходить за административ- ные рамки формальной организации. В его задачи входит помогать группе в достижении ее целей, поддерживать и укреплять ее [33].
Причины существования неформальных организаций заклю- чаются в удовлетворении потребностей людей в социальных кон- тактах, в защите, в получении информации и т. д. Чем хуже удо- влетворяет эти потребности формальная организация, тем больше эту функцию на себя берет неформальная.
Процесс развития неформальных групп и причины, по кото- рым люди в них вступают, способствуют образованию в группах как позитивных, так и негативных характеристик, оказывающих влияние на деятельность организации в целом.
Негативные характеристики неформальных групп:
 противоречивые цели;
 ограничение интенсивности и результата;
 конформизм;
 сопротивление изменениям;
 негативные социальные нормы;
 жесткий социальный контроль;
 оппозиция неформального лидера (группы) формальному руководителю (группе).
Преимуществами неформальных групп являются:
 повышение эффективности деятельности системы в целом;
 облегчение нагрузки на менеджмент;
 обеспечение безопасного выхода эмоций работников;


79
 улучшение коммуникаций;
 позитивные социальные нормы (коллективизм, творчество, взаимопомощь) и разумный социальный контроль.
Таким образом, неформальная организация может способ- ствовать работе формальной или мешать ей, а задачей менеджера является направление ее активности на формирование и достиже- ние общих целей.

80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гориш, А.В. Стиль и методы управления предприятием /
А.В. Гориш, Д.В. Панов, С.А. Пономарев, А.Г. Дмитриенко //
Труды Международного симпозиума «Надежность и каче- ство». – 2013. – № 2. – С. 308–314.
2. Голубева, Г.Н. Менеджмент: учебное пособие / Г.Н. Голубева. –
Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2010. – 72 с.
3. Максимов, О.Д. К вопросу о эффективности производственной деятельности предприятия / О.Д. Максимов // Инновационная экономика и современный менеджмент. – 2015. – № 1–2. –
С. 15–17.
4. Маслова, Е.Л. Менеджмент: учебник / Е.Л. Маслова. – М.: ИТК
«Дашков и К», 2015. – 333 с.
5. Пивоварова, Г.В. Управленческий труд и его особенности в эпоху глобальных социальных и экономических перемен /
Г.В. Пивоварова // Уровень жизни населения регионов России. –
2013.– № 6. – С. 70–77.
6. Бутко, К.В. Организация и оплата труда менеджеров /
К.В. Бутко // Экономика и социум. – 2016. – № 5–1 (24). –
С. 337–340.
7. Алексеев, А.С. Механизм и методы принятия решения в ме- неджменте / А.С. Алексеев, Е.А. Меликов, М.Ф. Кугаевская
[и др.] // Экономика и управление: анализ тенденций и пер- спектив развития. – 2014. – № 10. – С. 20–3.
8. Солошенко, В.М. Технология принятия управленческого ре- шения / В.М. Солошенко, А.А. Головин // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2010. –
№ 4. – С. 29–32.
9. Розанова. А.А. Менеджмент как наука об эффективном управ- лении / А.А. Розанова // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2018. – Т. 1. –
С. 181–184.
10. Курлыков, О.И. Производственный менеджмент: учебное по- собие / О.И. Курлыков, А.Г. Волконская, Е.С. Казакова. – Са- мара: РИЦ СГСХА, 2018. – 186 с.

81 11. Ким, С.А. Теория управления: учебник / С.А. Ким. – М.: ИТК
«Дашков и К», 2019. – 240 с.
12. Прокопенко, Т.В. Организационное поведение как основа фор- мирования системы управления персоналом современной ор- ганизации: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Прокопенко Та- тьяна Викторовна; науч. рук. Ю.В. Кузнецов; СПбГУ. – Санкт-
Петербург, 2000. – 154 с.
13. Мусаев, Ф.А. Технологический менеджмент: учебное пособие /
Ф.А. Мусаев, М.А. Габибов. – Рязань: ФГБОУ ВО РГАТУ,
2016. – 266 с.
14. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. – М.: Про- спект, 2015. – 613 с.
15. Свидин, Н.А. Управление организационными отношениями на современных предприятиях: проблемы и перспективы их раз- решения: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.08 / Свидин Николай
Александрович, науч. рук. М.А. Коргова; ПГТУ. – Пятигорск,
2008. – 148 с.
16. Витевская, О.В. Менеджмент: учебное пособие / О.В. Витев- ская. – Самара: ИНУЛ ПГУТИ, 2013. – 133 с.
17. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин. –
М.: Проспект, 2015. – 306 с.
18. Михалкина, Е.В. Управление человеческими ресурсами орга- низации: теория, процессы, технологии: монография / Е.В. Ми- халкина, В.А. Алешин, А.И. Зотова и др. – Ростов н/Д.: Изд-во
ЮФУ, 2011. – 426 с.
19. Пасько, Н.И. Структурные проблемы управления / Н.И. Пасько //
Вестник ПАГС. – 2005. – № 8. – С. 59–63.
20. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: учебник /
А.В. Дейнека. – М.: ИТК «Дашков и К», 2014. – 288 с.
21. Баранов В.Д. Построение системы управления бизнес-процес- сами в крупных компаниях / В.Д. Баранов, Э.С. Матосов //
Пространство экономики (Terra Economicus). – 2007. – № 3–3. –
С. 10–16.
22. Гнетов, А.Б. Организационная культура в системе стратегиче- ского менеджмента предприятий сферы услуг: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Гнетов Алексей Борисович, науч. рук.
Л.Б. Сульповар; МГУС. – М., 2005. – 184 с.


82 23. Федоров, В.А. Структура организации: понятие, принципы по- строения и анализа / В.А. Федоров // Новое слово в науке: пер- спективы развития. – 2016. – № 2 (8). – С. 260–266.
24. Войтович, В.Ю. Совершенствование управления внутренней структурой организации / В.Ю. Войтович, И.Ю. Чазова //
Наука Удмуртии. – 2016. – № 2 (76). – С. 24–34.
25. Кузнецов, Ю.В. Теория современного менеджмента и органи- зационные инновации в управлении фирмой: дис. ... д-ра. экон. наук: 08.00.05 / Кузнецов Юрий Викторович; СПбГУ. – Санкт-
Петербург, 1994. – 282 с.
26. Туренко, Б.Г. Стратегическое управление предприятием (тео- ретико-методологический аспект): монография / Б.Г. Туренко. –
Иркутск: Байкальский государственный университет, 2008. –
234 с.
27. Мудрова, С.В. Основы менеджмента. Планирование организа- ции управления: учебное пособие / Р.А. Резникова, С.В. Муд- рова. – М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2013. – 127 с.
28. Хачукаев, Ю.А. Особенности процесса управления на пред- приятии / Ю.А. Хачукаев // Экономика и социум. – 2018. –
№ 10 (53). – С. 777–781.
29. Дубиненкова, Е.Н. Психологические основы менеджмента: учебное пособие / Е.Н. Дубиненкова. – Ярославль: ЯрГУ, 2007. –
116 с.
30. Шимина М.А. Функциональное наполнение управленческой деятельности / М.А. Шимина // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексее- ва. – 2010. – № 3. – C. 296–307.
31. Кваскова, А.И. Эффективная мотивация труда как «ключ» к успеху работы организации / А.И. Кваскова // Научный альма- нах Центрального Черноземья. – 2015. – № 2. – С. 97–101.
32. Семенов, А.К. История управленческой мысли: учебник /
А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: ИТК «Дашков и К», 2018. –
276 с.
33. Басенко, В.П. Организационное поведение (современные ас- пекты трудовых отношений): учебное пособие / В.П. Басенко,
Б.М. Жуков, А.А. Романов. – М.: ИТК «Дашков и К», 2014. –
381 с.

83
Учебное издание
Павлова Ирина Олеговна,
Скороход Маргарита Артушевна
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебное пособие
Редактор Л.Р. Д м и т р и е н к о
Компьютерная верстка Л.Р. Д м и т р и е н к о
Подписано в печать 07.09.2021. Формат 60х84 1/16.
Бумага офсетная. Печ. л. 5,25.
Тираж 25 экз. Заказ . Арт. – 3(Р2У)/2021.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА»
(САМАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
443086, Самара, Московское шоссе, 34.
Издательство Самарского университета.
443086, Самара, Московское шоссе, 34.