Файл: Теоретические аспекты мерчендайзинга в системе продвижения товаров.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мерчендайзинга в системе продвижения товаров
1.1.Понятие и историческое развитие мерчендайзинга
1.2.Инструменты и правила мерчендайзинга
1.3. Мерчандайзинг как эффективная технология продвижения товаров в местах продаж
Глава 2. Анализ мерчендайзинга как системы активного продвижения товаров на примере ПАО «Магнит»
2.1. Организационно-экономическая характеристика АО «Магнит»
2.2. Использование инструментов и правил мерчендайзинга в АО «Магнит»
- Мерчендайзеры образуют свой отдел[18].
Исходная ситуация - служба продаж и доставки работает без перебоев. Количество обслуживаемых клиентов велико. Компания ставит цель тотального мерчендайзинга всех торговых точек на рынке или всех торговых точек в определенном торговом канале (например, все супермаркеты или все магазины небольшой площади, павильоны и киоски) [19].
Отдел мерчендайзинга образуется независимо от отдела продаж. Он может находиться под юрисдикцией как директора по продажам, так и под началом отдела торгового маркетинга. В отделе мерчендайзинга простраивается собственная структура – на каждые 7-10 мерчендайзеров имеется супервайзер (старший мерчендайзер).
Рисунок 1. Организационная структура
Преимущества:
- Покрытие большого количества торговых точек. Отдел мерчендайзинг может работать как с точками, которые обслуживает компания, так и с дистрибьюторскими торговыми точками.
- Высокая скорость работы с точками и большая частота посещений.
- Такой подход позволяет быстро размещать на рынке новое оборудование, рекламные материалы. В особенности он оправдывает себя при частой организации различных рекламных акций в торговых точках.
Недостатки:
- Связь со службой продаж слабая или отсутствует вовсе. При перебоях с доставкой мерчендайзеры посещают торговые точки «вхолостую». Во избежание таких ситуаций, рекомендуется руководителям отделов и менеджерам среднего звена поддерживать связь.
- Достаточно высоки затраты[20].
- Функции мерчендайзинга перекладываются на плечи сторонних агентств.
Исходная ситуация та же. Часто этот вариант используется компаниями, продающими в торговые точки не напрямую, а через дистрибьюторов.
Преимущества:
- Не отвлекаются человеческие ресурсы на организацию работы мерчендайзеров и ее поддержание на качественном уровне.
- Есть возможность использовать услуги сторонних мерчендайзеров временно. После достижения задачи не придется никого увольнять.
Недостатки:
- Нет никакой связи с отделом продаж компании. Во избежание «холостых» посещений рекомендуется требовать эксклюзивных мерчендайзеров и установить контакт между ними и торговыми представителями.
- Нет прямого влияния на мерчендайзеров. Чтобы избежать некачественного исполнения концепции мерчендайзинга в поле, рекомендуется проводить регулярные полевые аудиты.
- Не в каждом городе есть агентства, которые предоставят подобный качественный сервис, к тому же услуги таких агентств достаточно высоки[21].
Как уже было отмечено, каждая компания строит свою собственную организационную структуру, и часто применяются смешанные решения.
После определения самой структуры необходимо четко прописать процедуры работы мерчендайзеров (планирование, организация и контроль) и правила мерчендайзинга компании. Процедуры работы и сами правила мерчендайзинга должны быть четко и просто изложены. Схема должна обеспечивать возможность обучения теории мерчендайзинга и получения практических навыков. И последней момент – контроль мерчендайзеров нужно осуществлять в поле. Письменные отчеты, карты клиентов и прочие бумаги рано или поздно перестают приносить достоверную информацию.
Глава 2. Анализ мерчендайзинга как системы активного продвижения товаров на примере ПАО «Магнит»
2.1. Организационно-экономическая характеристика АО «Магнит»
Объектом исследования в данной работе является Публичное акционерное общество «Магнит», сокращенное наименование: АО «Магнит». АО «Магнит» зарегистрирована 12 ноября 2003 года регистратором инспекция МНС России №3 г. Краснодара. АО «Магнит» занимает второе место на рынке продовольственных товаров Российской Федерации, 33-е место в списке крупнейших компаний Российской Федерации.
АО «Магнит» по организационно-правовой форме является Публичным Акционерным Обществом. Такая организационно-правовая форма характерна для многих организаций торговли и является оптимальной и целесообразной. По форме собственности компания является частной. Сфера деятельности: торговля продовольственными и непродовольственными товарами. Основные товары: продовольственные и непродовольственные товары
Организация работы АО «Магнит» осуществляется в соответствии с утвержденными правилами внутреннего трудового распорядка. Данные правила разработаны в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации и обязательны для исполнения всеми сотрудниками.
В правилах прописаны следующие условия организации работы в АО «Магнит»:
- порядок приема и увольнения, перевода сотрудников;
- режим работы;
-порядок оплаты труда;
- условия материального стимулирования сотрудников;
- порядок дисциплинарных взысканий;
-общие права и обязанности сотрудников и работодателя.
Организация управления персоналом в торговой фирме АО «Магнит» осуществляется по подчинению многоуровневой системе. Низовое ее звено представляют продавцы- кассиры, товароведы и далее по возрастающей.
Старший кассир
Директор
Делопроизводитель
Супервайзер
Кассир
Зав.
складом
Кладовщики-грузчики
Продавцы-консультанты
Рисунок 3 - Организационная структура ПАО «Магнит» [22]
Структура АО «Магнит» линейно-функциональная. Эта структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные - обязательные для исполнения, и функциональные - рекомендательные для исполнения.
Торговая деятельность магазина, его права и обязанности регулируется законом о предпринимательской деятельности. Управление осуществляется в соответствии с уставом АО «Магнит». Генеральный директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения, налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия. При существующей структуре управления руководителю предприятия непосредственно подчиняются: директор по закупам; директор по развитию; директор по ревизионной и юридической работе; директор по маркетингу; финансовый директор; директор по управлению кадрами.
Оценка финансового потенциала становится основой для формирования финансовой устойчивости предприятия. Низкая финансовая устойчивость провоцирует возникновение несостоятельности, снижает экономическую эффективность и приводит к невозможности реализации стратегии инновационного развития, что на высококонкурентном рынке и положительная динамика макроэкономических показателей является залогом успешного развития предприятия.
Финансово-экономический потенциал компании это характеристика компании с точки зрения финансового положения и экономических возможностей. Продукция ПАО «Магнит» - это в основном высокотехнологичные образцы систем и комплексов, основными качественными характеристиками которых являются высокая надежность, долговечность, удобство в эксплуатации, а также приемлемая стоимость.
Подразделения АО «Магнит» оснащены современными технологиями и логистическими ресурсами, а специалисты используют современное лицензионное программное обеспечение и постоянно обновляемую техническую нормативную базу данных.
Финансовый потенциал АО «Магнит» связан с достигнутыми им финансовыми результатами. Значения финансового потенциала связаны с составом и структурой привлекаемых источников финансирования и характером их использования, а его анализ может проводиться с позиций краткосрочных и долгосрочных перспектив, обеспечивающих выполнение установленных значений годовых ключевых показателей эффективности, и характеризуется следующей их динамикой, представленной в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, прирост выручки в 2019 году по сравнению с уровнем 2017 года составил - 115728 тыс. Руб., Или 42,3%, чистая прибыль компании увеличилась на 24444 тыс. Руб., или на 95,3%, прирост издержек обращения составил - 30,4%.
Таблица 1
Основные показатели финансовых результатов деятельности АО «Магнит» за 2017-2019 гг., тыс. руб.
Наименование показателей |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Изменения 2019г./2017 г. |
|
+,- |
% |
||||
Выручка |
273 305 |
353 805 |
389 033 |
115 728 |
42,3 |
Издержки обращения |
181 433 |
236 123 |
236 649 |
55 216 |
30,4 |
Управленческие расходы |
43 738 |
59 052 |
60 285 |
16 547 |
37,8 |
Валовая прибыль |
91 871 |
117 682 |
152 384 |
60 513 |
65,9 |
Прибыль от продаж |
48 132 |
58 608 |
92 066 |
43 934 |
91,3 |
Проценты к получению |
- |
- |
- |
- |
- |
Проценты к уплате |
1 229 |
- |
4 528 |
3 299 |
268,4 |
Прочие доходы |
29 640 |
3 679 |
4 287 |
-25 353 |
-85,5 |
Прочие расходы |
40 898 |
30 173 |
29 199 |
-11 699 |
-28,6 |
Прибыль до налогообложения |
35 646 |
32 629 |
63 599 |
27 953 |
78,4 |
Чистая прибыль |
25 657 |
20 201 |
50 101 |
24 444 |
95,3 |
Нестабильная финансовая ситуация последних лет, высокая стоимость материалов, конструкций и изделий, является одним из основных факторов, ограничивающих развитие бизнеса, поэтому проблема их рационального использования становится особенно острой для предприятия.
В таблице 2 представлена динамика и структура затрат в издержках обращения АО «Магнит» за 2017-2019 гг.
Таблица 2
Динамика и структура затрат АО «Магнит» за 2017-2019 гг.
Наименование статьи затрат |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|||
тыс. |
% |
тыс. |
% |
тыс. |
% |
|
руб. |
руб. |
руб. |
||||
Выручка |
273305 |
353805 |
389033 |
|||
Затраты, всего |
181433 |
100 |
238196 |
100,0 |
236649 |
100 |
Расходы на оплату труда |
50330 |
27,7 |
53690 |
22,3 |
57171 |
23,9 |
Страховые взносы |
15099 |
8,2 |
16107 |
6,7 |
17151 |
7,2 |
Материальные расходы |
27215 |
14,9 |
40493 |
16,9 |
41413 |
17,3 |
Амортизация |
11717 |
6,4 |
9156 |
3,8 |
12416 |
5,2 |
Командировочные расходы |
3991 |
2,2 |
4525 |
1,9 |
4615 |
1,9 |
Аренда зданий |
10159 |
5,6 |
11175 |
4,7 |
12293 |
5,1 |
Субподряд |
39915 |
21,8 |
59549 |
24,8 |
63895 |
26,8 |
Другие расходы |
23107 |
12,6 |
43498 |
18,1 |
27691 |
11,6 |