Файл: Теоретические аспекты мерчендайзинга в системе продвижения товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 263

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В структуре издержек обращения продукции АО «Магнит» основную долю затрат составили трудовые затраты - 23,9% и субподрядные - 26,8%, что обусловлено изменениями в структуре портфеля заказов и сужением сектора генеральных контрактов, создание комплексной интегрированной системы проектирования и управления во всех сферах деятельности.

Группа активов АО «Магнит» по показателю ликвидности за 2017–2019 годы представлена в таблице 3.

Таблица 3

Группировка активов АО «Магнит» по степени ликвидности за 2017-2019 гг. [23]

Показатели

2017 г.

2018 г.

2019 г.

тыс.руб.

доля, %

тыс.руб.

доля, %

тыс.руб.

доля, %

Активы - ВСЕГО, в том числе:

423165

100

563427

100

985319

100

Наиболее ликвидные активы

69648

16,5

210443

37,4

135188

13,7

Быстрореализуемые активы

220 374

52,1

231550

41,1

625077

63,4

Медленнореализуемые активы

55 713

13,2

60389

10,7

142278

14,4

Труднореализуемые оборотные активы

77 430

18,3

61045

10,8

82776

8,4

Из таблицы 3 следует, что в составе активов АО «Магнит» преобладают быстрореализуемые активы, которые представляют собой краткосрочную дебиторскую задолженность, платежи по которым ожидаются в течение 12 месяцев, а их доля растет и на конец 2019 года составляет 63,4%.

Доля наиболее ликвидных активов на конец 2019 года составляет 13,7%, доля медленнореализуемых активов - 14,4%, преобладание медленнореализуемых активов в виде запасов, связанных со стремлением предприятия вложить все возможные средства в материальные запасы. Доля труднореализуемых активов баланса - 8,4%.

Таким образом, исходя из анализа экономического потенциала АО «Магнит», можно сделать вывод, что компания развивается в правильном направлении, рост выручки составил 42,3%, чистая прибыль компании увеличилась на 95,3%, политика финансирования Оборотный капитал отражает эффективное финансирование резервов и денежных средств, достаточных для покрытия текущих обязательств, а, следовательно, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия. В целом спектр возможностей АО «Магнит» достаточно широк, компания остается на рынке благодаря соблюдению определенных принципов построения взаимоотношений с персоналом, сохранения традиций и ряда ключевых факторов успеха. В дальнейшем необходимо развивать финансовый потенциал АО «Магнит» и придерживаться современных принципов устойчивого развития.


2.2. Использование инструментов и правил мерчендайзинга в АО «Магнит»

Изучение мерчандайзинга начнем с внешнего вида магазина. Магазин окрашен фирменный цвет (красно белый), что делает его заментым и узнаваемым.

На входе магазин имеется красочная вывеска с наименованием предприятия. Вывеска, на которой указаны режим работы, организационно-правовая форма, юридический адрес вывешена у входа в магазин. Далее на второй двери весит плакат с информацией о проводимых акциях.

На выходе располагается доска «Информация для потребителей», на ней указано:

- ФЗ «О защите прав потребителей»

- Книга отзывов и предложений

В торговом зале имеются вывески с наименованием отделов, при помощи которых покупатели легко ориентируются в магазине.

Ознакомление с информационным обеспечением коммерческой деятельности.

Основными средствами стимулирования спроса и продажи товаров является: реклама, форма продажи, скидки, акции, культура работников торговли, внешнее оформление магазина и другие.

Реклама - это самая распространенная часть информации. Реклама знакомит потребителей с отличиями и достоинствами продукции, а также с выгодой покупки в определенном месте. Она повышает спрос на товар.

В АО «Магнит» реклама в основном представлена в каталогах универсамов «Магнит», которая представляет собой ежемесячное полноцветное 32-х страничное издание формата А4 . Каталог содержит лучшие акционные предложения месяца (снижения цен, подарки, конкурсы, лотереи и т.п.), так же такими видами реклам, как услуги теле- и радиорекламы, интернет, рекламные щиты. Реклама стимулирует сбыт и способствует росту продаж в продуктовом магазине.

Вид выкладки в магазине «Магнит» на стеллажах по товарным группам. Этот вид выкладки означает выкладку товара одной товарной группы всех изготовителей. (пример молочная продукция, консервация и д. р.) Кроме выкладки по товарным группам присутствует Горизонтальный способ выкладки. Однородные товары размещают горизонтально в несколько рядов по всей длине оборудования. (конфеты, печенья, колбаса и д.р.)

Палетная выкладка - выкладка одного наименования товара в большом количестве на поддоне, с табличкой с указанием цены и названия товара. Палетная выкладка эффективна, в магазине «Магнит» она пользуется спросом у покупателей, позволяет быстро распродать товар, даже не очень ходовой. Этот вид выкладки используют в качестве дополнительной точки продажи. В магазине «Магнит» таким образом продаются фрукты, овощи, конфеты.


Выкладка товаров «навалом»- так же присутствует в магазинах в основном это перед праздниками (8 марта, новый год и д.р.) Для этого, используют магазинные тележки, проволочные контейнеры, корзины, столы. В основном этот метод используется при распродажах. Оформляется яркими приметными вывесками с указанием названия товара и цены, что сразу привлекает внимание.

Мерчандайзера в данном магазине «Магнит» нет (в торговой сети «Магнит», работают мерчандайзеры из компании StyleGroup - они полностью занимаются продвижение в торговые сети) здесь в основном выкладкой товара занимается продавец-универсам. Ближе к покупателю располагаться товар, у которого срок реализации близок к завершению, мне как постоянному покупателю, попадал товар у которого срок годности закончился день назад, отсюда я бы посоветовала уделять большее внимание скоропортящимся продуктам.

По сети магазинов «Магнит» есть «желтый ценник»- это специальная цена или акция которая позволит с экономить покупателю, данный ценник так же позволяет избежать просроков, в некоторых акциях условия «купи 1+1 бесплатно/со скидкой» и д. р.

В магазине «Магнит» используется «закон группировки»: товар располагаться на витрине/прилавке группами, не в разнобой. Товар объединяться в группы по нескольким основаниям одновременно, например, по торговой марке, по виду товара, по весу/размеру упаковки и по цене. Это позволяет задержать внимание покупателя на товаре и, соответственно, стимулирует покупку[24].

Помещение магазина достаточно большое в магазине довольно просторно, что позволяем без препятственно передвигаться покупателям, даже с продуктовыми тележками. Музыка в торговом зале приглушенная и достаточно спокойная, собственный инфо канал отсутствует. Освещение в магазине максимальное, мне как покупателю, более чем достаточно, позволяет рассмотреть любую информацию и прочитать этикетки товаров.

Коммуниктивные средства.

В магазине рекламным сообщениям внимание не уделяется. Отсутствуют: воб - леры (ярлыки), шелф-токеры, баннеры, мобайлы.

В торговом зале магазина имеются желтые ценники, ценники- акции, стикеры (наклейки) - самоклеящиеся рекламные листовки, на некоторые товары. Ранее было использование диспенсеров (лотки для листовок) - предоставление рекламного листа, в котором было представлено действие скидок на некоторые товары, в соответствии дням недели.

При входе есть несколько плакатов А2 где делают акцент на определенную торговую марку, для привлечения спроса, или информация о специальных ценах. Оформление яркого цвета с указанием цены в периода действия распродажи.


Покупатели принимают решения о совершении покупок иногда спонтанно, на это может повлиять мерчандайзинг и в частности реклама, которую покупатели могут вспомнить, в момент совершения покупок в торговом зале.

В конце 2014 года сеть магазинов «Магнит» запускает собственное мобильное приложении «Магнит», которое стимулирует сбыт. Полные характеристики товаров, лучшие цены, акции, спецпредложения и адреса магазинов, где можно сделать покупку, - все это можно найти в мобильном приложении Магнит.

2.3. Предложения по совершенствованию мерчендайзинга

Рассмотрев состояние мерчандайзинга в АО «Магнит» были предложены следующие мероприятия по его совершенствованию с целью увеличения эффективности размещения продукции в торговом зале.

В связи с тем, что в организации практически отсутствует управление мерчандайзинговой деятельностью и мерчандайзинг как таковой, следует рассмотреть возможные пути совершенствования и внести предложения.

1) Создание индивидуального стандарта мерчандайзинга для рассматриваемого магазина, в связи с отсутствием подобного документа. Он характеризуется двумя типами задач, решаемых в рамках мерчандайзинга. Внешние задачи: маркетингово-логистические (организация эффективного товарного запаса, расположение торговых марок) и визуальные (оформление и продвижение товара). Внутренние задачи: разработка инструкций мерчандайзера, формирование структуры (подразделения) и обучение.

Для обеспечения решения внешних задач необходим анализ товара по прибыльности для соблюдения правила приоритетных мест: «Товары, приносящие наибольшую прибыль и имеющие наилучшие показатели продаж, должны находиться на лучших местах в торговом зале и на торговом оборудовании». А так же определение визуального оформления и продвижения в торговом зале, которые зависят от сложившейся конкуренции на рынке товаров, продаваемых в магазине. Признаки, в соответствии с которыми товары распределяются по сегментам, определяются менеджерами торгового зала и администратором.

Следствием решения внешних задач являются внутренние задачи при создании индивидуального стандарта мерчандайзинга розничной сети:

  1. формирование структуры (подразделения);
  2. разработка инструкций мерчандайзерам;
  3. обучение.

Администратору подчиняется супервайзер, который составляет инструкции для мерчандайзеров, утверждаемые администратором. Супервайзеру подчиняются два мерчандайзера (в будущем возможно увеличение количества мерчандайзеров), работающие с определенными зонами торгового зала или определёнными видами продукции.

В магазине при поступлении товара на склад магазина составляется инструкция по его выкладке для мерчандайзера - планограмма. Данная инструкция является основной. Полная выкладка по инструкции делается один раз — после выявления оптимального с точки зрения мерчандайзинга планы расположения товарных групп и принятия окончательного решения о реорганизации системы мерчандайзинга. В дальнейшем мерчандайзер проводит только проверку наличия товара по данной инструкции и выкладку новых товаров согласно инструкции.

2) Следствием создания индивидуального стандарта мерчандайзинга является введение в штатное расписание должности мерчандайзера. На данную должность требуются 2 человека, которых целесообразно перевести из должностей продавцов-консультантов, так как они уже знакомы с планировкой торгового зала и особенностями продаж товаров. Мерчандайзер должен заниматься закреплением постоянного места за товаром. Необходимо, чтобы оно соответствовало общей логике расположения товарных групп в торговом зале. Для покупателя важно, чтобы в магазине, который он регулярно посещает, каждый товар лежал на определенном, заранее известном месте. Данное мероприятие позволит решить ряд проблем с выкладкой товара, осуществлением контроля за этой деятельностью[25].

Выкладка осуществляется на основе планограмм, которые определяют место товара дистрибьютора на полках. Это увеличит эффективность работы мерчандайзеров, так как уменьшит время, затрачиваемое на оформление полок, выкладку товара. Планограммы обеспечивают соблюдение стандартов выкладки: последовательности расположения наименований бренда, сегментации, деления на корпоративные блоки и так далее. Эти стандарты должны быть описаны в индивидуальном стандарте мерчандайзинга, а так же в инструкциях, за создание которых ответственность несёт супервайзер.

Так же, закрепив за товарами постоянное место, мерчандайзеру стоит заниматься их дальнейшим продвижением: выделить продукт с помощью различных средств бумажной рекламы (шелфтокеры, стикеры, воблеры, яркие фирменные ценники).

Преимущества появления в компании мерчандайзеров заключаются в следующем: