Файл: Теоретические аспекты мерчендайзинга в системе продвижения товаров.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мерчендайзинга в системе продвижения товаров
1.1.Понятие и историческое развитие мерчендайзинга
1.2.Инструменты и правила мерчендайзинга
1.3. Мерчандайзинг как эффективная технология продвижения товаров в местах продаж
Глава 2. Анализ мерчендайзинга как системы активного продвижения товаров на примере ПАО «Магнит»
2.1. Организационно-экономическая характеристика АО «Магнит»
2.2. Использование инструментов и правил мерчендайзинга в АО «Магнит»
- соблюдение стандартов выкладки;
- оперативное реагирование на изменения в маркетинговой политике (вывод новых позиций или брендов на рынок);
- своевременно появление товаров на полках;
- контроль за наличием ценников и за их соответствие товару на полках;
- контроль использования торгового оборудования.
Что касается недостатков, то здесь можно выделить только увеличение бюджета заработной платы.
3) Обучения персонала. Для сотрудников, которых ждёт смена должности необходимо провести тренинг, как правило, в виде вводного инструктажа. Для давно работающих сотрудников необходимо периодически проводить тренинги для повышения их профессионального уровня. Можно выделить следующие направления в обучающих программах:
-
- тренинги по теоретическим основам мерчандайзинга, общим особенностям выкладки;
- тренинги по особенностям и принципам выкладки отдельных товаров в магазинах, на открытых и закрытых рынках;
- тренинги по новинкам (новым товарам) — необходимо подробное описание свойств и преимуществ товара, а также информация о принципах его выкладки.
Эти программы являются минимумом для нормальной работы мерчандайзеров. Также периодически стоит проводиться тестирование мерчандайзеров с целью контроля их знаний. Вопросы тестов могут касаться стандартов выкладки и свойств товаров.
Персонал необходимо постоянно развивать, чтобы и сотрудникам было интересно работать в данной компании, и предприятие смогло бы более эффективно организовать деятельность работников. Можно предложить следующие направления дополнительных тренингов:
- Преодоление возражений клиентов. Этот тренинг должен базироваться на основах психологии.
- Происхождение товара и его позиционирование. Покупатели часто задают вопросы: «В какой стране производится этот товар?»; «Чем принципиально отличается одна торговая марка от другой?». Мерчандайзер должен быть способен ответить на подобные вопросы, не смотря на то, что в торговом зале присутствует продавец-консультант
- Рациональное использование трудового времени. На данном тренинге необходимо уделить внимание стоимости единицы времени торгового представителя и мерчандайзера и стоимости его потери времени.
Постоянное обучение, проведение различных тренингов позволит сделать мерчандайзеров профессионалами своего дела и повысить эффективность их работы, а значит увеличить объём прибыли розничной точки.
4) При построении мерчандайзинговую стратегию в торговом центре, необходимо учесть следующие основные моменты контроля при организации работы мерчандайзеров:
-
- для оценки результатов работы мерчандайзеров должны быть разработаны ассортиментные матрицы и планограммы выкладки для каждой категории магазинов в соответствии с которым осуществляется контроль работы;
- в соответствии с концепцией мерчандайзинга должны быть разработаны критерии оценки, позволяющие свести субъективизм к минимуму. Критерии должны были касаться всех составляющих действующей в компании концепции мерчандайзинга: запаса, расположения и представления товара;
- мерчандайзеры должны иметь отчеты, обязательные к заполнению;
- для повышения эффективности работы мерчандайзеров требуется статистика по магазину, она предоставляет возможность увидеть ситуацию на полках в динамике за определенный период;
- должен быть определен диапазон времени проведения аудита работы мерчандайзеров супервайзером на основании разработанной документации о стандартах работы, а так же периодичность аудита. Для этого необходимо учитывать построение работы в компании: проводится ли оценка всего персонала, особенности системы мотивации персонала и многие другие факторы;
- должна существовать система контроля (проверки) работы мерчандайзеров с различными группами товаров в торговой точке - проведение регулярных сторчеков. Для этого необходимо составить план их проведения с учетом первичного сторчека, во время которого выявляются отклонения от плана и определяются цели, и вторичного сторчека, во время которого определяется степень исправления мерчандайзером ситуации. При повторении неблагоприятной ситуации важно определить дальнейшие действия в отношении мерчандайзера;
- проведение утренних собраний. Собрание проходит максимум пятнадцать минут, в течение которых супервайзер резюмирует результаты работы мерчандайзеров за предыдущий день, акцентируя внимание на негативных и позитивных моментах, а также при необходимости определяет приоритетные цели на текущий день;
- установление порядка отчетности. Этот шаг включает в себя контроль по предоставляемой отчетности мерчандайзеров и подготовку необходимых отчетов для руководства.
- В соответствии с результатами, полученными в ходе АВС-анализа стоит оптимизировать ассортимент АО «Магнит». Необходимо удалить из портфеля те категории товара, которые попали в группу С.
Данные товары практически не приносят прибыли, и достаточно неудачно расположены в торговом зале. Они имеют достаточно низкие коэффициенты привлекательности. Однако данные товарные категории могут привлечь к себе внимание, если их переместить в другие зоны в торговом зале. В связи с тем, что на складе данная продукция имеется, и продавать остатки всё равно придётся, то можно провести эксперимент и изменить расположение отделов с продукцией для бани и сауны, с товарами для детей и продукцией для животных. Если в течение заранее определённо срока, продажи не возрастут, то от закупок данной продукции лучше отказаться. Если тенденция продаж измениться, то стоит продукцию оставить, но постоянно следить за тенденциями продаж.
7) В связи с тем, что покупатели достаточно низко оценили чистоту торгового зала, что действительно заметно при наблюдении, следует ввести в обязанности персонала ежедневный контроль за чистотой полок и продукции. Несмотря на то, что исследуемый магазин это магазин самообслуживания, персоналу необходимо следить за состоянием полок, недопустимо, когда продукция находится в пыли. У потенциального покупателя, даже если он был намерен приобрести данный товар, не возникнет желания взять его в руки и рассмотреть, а уж тем более приобрести. В обязанности менеджеров торгового зала (либо нанятого мерчандайзера) должен входить контроль чистоты зала, а особенно товара.
8) Введение в обязанности мерчандайзера контроля за наличием товара и состоянием ценников. В ходе наблюдения было выявлено не соответствие ценников на товар и собственно самого товара, находящегося на полках. Огромное количество продукции на стеллаже, некачественная работа сотрудников магазина приводят к тому, что ценник на интересующий товар трудно найти. Бывает, что он расположен под углом 90 градусов и его неудобно читать. Если товар заканчивается и его нет на складе, ценник стоит убирать, чтобы не вводить в заблуждение покупателей. Так же ценники нужно своевременно размещать вместе с размещением товара. Если потребитель не найдёт нужной ему информации о цене товара, то он может отказаться от покупки, что приведёт к потере прибыли, следовательно данный вопрос должен быть серьёзно рассмотрен и приняты мероприятия по оптимизации работы торгового персонала с ценниками.
Заключение
Мерчендайзинг (англ. «merchandising» - «искусство сбыта») - эффективная технология управления выкладкой и размещением товара, позволяющая значительно увеличить продажи продукта в розничных торговых точках. Термином мерчандайзинг обычно обозначаются те формы стимулирования сбыта, которые не являются объявлениями. Мерчандайзинг особенно эффективен и важен в отношении товаров повседневного потребления (FMCG - Fast Moving Consumer Goods) и товаров «импульсного спроса». Основная задача мерчандайзинга - привлечение внимания покупателя к продукту или бренду непосредственно в розничных точках.
Широкий ассортимент товаров разных марок заставляет руководителей крупных компаний с особой тщательностью подходить к вопросам мерчандайзинга. Концепция мерчендайзинга включает в себя оптимальный товарный запас, расположение и представление товара.
Мерчендайзинг сегодня - это наиболее быстро развивающееся направление в продвижении продаж. Можно, конечно, определить его как маркетинговую деятельность в торговой точке с целью оптимально презентовать продукт покупателю. Все это так, но главное - принять вот что: по сути, мерчендайзинг представляет собой научную методику, которая позволяет, зная психологию покупателя, значительно увеличивать продажи.
Сеть магазинов «Магнит» - ведущая розничная сеть по торговле продуктами питания в России. Розничная сеть «Магнит» работает для повышения благосостояния своих клиентов, предлагая им качественные товары повседневного спроса по доступным ценам. Компания ориентирована на покупателей с различным уровнем доходов и поэтому ведет свою деятельность в четырех форматах: магазин «у дома», гипермаркет, магазин «Магнит Семейный» и магазин косметики.
«Магнит» является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. На 31 декабря 2013 года сеть компании включала 8 093 магазинов, из них: 7 200 магазинов в формате «магазин у дома», 161 гипермаркет, 46 магазинов «Магнит Семейный» и 686 магазинов «Магнит Косметик».
Мерчандайзинг в «Магните» привлекает покупателя к продвигаемым товарам, обеспечивая стимулирование розничных продаж. Для решения особо важных задач, гипермаркет располагает рядом специалистов компании «СтайлГрупп», а также высококвалифицированными продавцами, использующими средства, которые позволяют создать оптимальные условия для контакта потребителя с товаром.
В гипермаркете магнит применяется как визуальный, так и физический мерчандайзинг, а именно:
- оформление пространства торговых точек;
- размещение торгового оборудования;
- разработка концепции выкладки;
- обеспечение расположения товара на полках и стеллажах;
- бесперебойное поддержание объема выкладки;
Проанализировав деятельность ПАО «Магнит» можно сделать следующие выводы:
1. В настоящее время изучаемый магазин «Магнит» магазин с средним уровнем дохода.
2. Целью организации является получение прибыли и удовлетворение нужд и потребностей покупателей.
Для реализации целей мерчендайзинга необходимо обеспечить четкую организацию работ, определить исполнителей.
На мой взгляд магазину нужно работать над выкладкой товара, оформлением витрин (витрины мясной/колбасной продукции можно декорировать искусственной зеленью, рыбу и море продукты лимонами, вино-водочную продукцию-фруктами и д. р.) это побуждает аппетит и способствует совершению покупки, в следствии чего повышаются продажи.
Список использованной литературы
- Авдеева Н.А., Кандалов В.И. Мерчендайзинг как метод управления продажами // В сборнике: Россия и мир: развитие цивилизаций. Трансформация политических ландшафтов за период 1999-2019 годы. Материалы IX международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2019. С. 192-195.
- Алексина С.Б. Мерчандайзинг. - М.: Форум, 2018. - 477 c.
- Барковская Н. А. Мерчандайзинг: краткий курс лекций для студентов направления подготовки — Саратов, 2016. — 557 с.
- Бузукова Е.А. Мерчандайзинг. Курс управления ассортиментом в рознице. - М.: Норма, 2018. - 372 c.
- Веллхофф А. Мерчандайзинг: эффективные инструменты и управление товарными категориями. - М.: Гребенников. - 547 c.
- Галыга, В.И. Проблемы мерчендайзинга товаров в розничных торговых сетях / В. И. Галыга, Е. Н. Рудская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 393-398.
- Дёмина В.А. Сущность мерчендайзинга и проблемы его использования // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2018. Т. 3. № 10. С. 69-75.
- Загребельная Н. С. Мерчандайзинг. - М.: МГИМО-Университет, 2019. - 118 c.
- Клочкова М. С., Логинова Е. Ю., Якорева А. С. Мерчандайзинг. - М.: Дашков и Ко. - 268 c.
- Коченихина Н.А. Характеристика основных методов мерчендайзинга // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2019. № 11. С. 94-99.
- Кохова, Ю. Д. Мерчендайзинг — способ воздействия на психологию потребителя // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 27-29.
- Круг, Э. Мерчендайзинг / Э. Круг: учеб.пособие для студентов направления подготовки «Менеджмент». — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. — 202 с.
- Купряева М.Н., Лабзина Н.В. Мерчендайзинг как часть системы распределения товаров в розничной торговле // В сборнике: Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Сборник статей X Международной научно-практической конференции. 2019. С. 141-147.
- Майкифер, М. С. Мерчендайзинг — понятия и виды // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 93-95.
- Мареева Л.А. Мерчандайзинг эффективной торговли // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2019. № 13. С. 27-29.
- Медведева В.М., Саенко И.И. Мерчандайзинг как специальная маркетинговая технология // Colloquium-journal. 2019. № 11-5 (35). С. 42-43.
- Официальный сайт ПАО «Магнит» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.magnit.com/ru/
- Парамонова, Т.Н. Мерчандайзинг : учебное пособие / Парамонова Т.Н., Рамазанов И.А. — Москва : КноРус, 2020.
- Ралык Д.В. Генезис дефиниции «Мерчандайзинг» // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2019. № 1-2. С. 43-47.
- Таборова А.Г. Умный мерчандайзинг: практическое пособие/ Таборова А.Г.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2019.— 161 c.
- Твердохлебова М.Д. Применение подходов мерчендайзинга в электронной торговле // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4-2. С. 284-289.
- Шакурова К.У. Мерчандайзинг – искусство торговли // В сборнике: Дни студенческой науки. Сборник научных трудов II Международной студенческой конференции. 2019. С. 421-424.
- Федосенко А.А. Оформление экспозиции как неотъемлемая часть мерчендайзинга // В книге: Актуальные проблемы науки и техники. 2019. Материалы национальной научно-практической конференции. 2019. С. 408-409.