Файл: Формирование мотивации к обучению у младших школьников через систему оценивания знаний на уроках окружающего мира.docx
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 437
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.
цени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.
Почти все сделали без меня.
Приложение К
Технологическая карта урока по теме: «Какими людьми были славяне»
Цели педагогической деятельности | Формирование представлений учащихся о быте и культуре славянского народа |
Тип урока, форма проведения | Изучение нового материала, исследовательская работа |
Планируемые образовательные результаты | Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
|
Методы и формы обучения | индивидуальная, фронтальная, групповая |
Образовательные ресурсы |
|
Информационно-образовательная среда урока | Компьютер, проектор, доска, учебник. |
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
I. Мотивация к учебной деятельности | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки. Дан звонок, и все мы смело примемся уже за дело. Путь нелегкий предстоит, вдаль дорога уж бежит. Мы промчимся сквозь века, через многие года, пронесемся над лесами и окажемся мы с вами далеко за много лет... Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? Организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися. | Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. |
II. Актуализация знаний, проверка ранее полученных знаний | На прошлом уроке мы говорили об истории славянских имен. – Как рождались имена в далекой древности? Некрас Милуша Будилко Неупокой Добрыня Молчан От какого слова произошло слово «фамилия»? Сегодня мы продолжим разговор о нашей Родине, истории наших далеких предков – славян. Как называется раздел, по которому мы работаем? Кого мы называем нашими предками? Тема урока – «Какими людьми были славяне» Чтобы вы хотели узнать о наших предках? Сегодня на уроке мы узнаем:
попробуем ответить на самый главный вопрос: Похожи ли мы на своих предков? Организует заполнение листа самооценки. | Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, аргументируют свои выводы По внешности. По характеру. По поведению. Это слово нерусское, пришло к нам из латинского языка, переводится как «семья». Фамилию давали в зависимости от прозвищ: Косых, Худых, Кривоногов. Как жили наши предки. Славян. Высказывают мнения: как выглядели славяне, чем занимались, где жили и др. Заполняют лист самооценки | Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта. |
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | 1. Ответить на поставленные вопросы нам поможет не только учебник, но и сайт президентской библиотеки (демонстрирует сайт), на котором собрано огромное количество ресурсов по истории нашей страны. Мы поработаем с одним из таких источников – книгой «Русская история» автора Ананьина Василия Ивановича (демонстрирует книгу), которая была написана в 1914 году, больше ста лет назад специально для учеников начальной школы. 2. Для работы мы с вами разделимся на 5 мини групп, которые будут работать с разными источниками информации, а затем поделятся своими новыми знаниями (делятся на мини-группы), каждая группа получает свое задание, выполняет его, разделив роли, оформляют результат в таблице. 3. Проводит физкультминутку. Показывает и комментирует слайды презентации в соответствии с выступлениями групп. 4. Организует выступления, корректирует ответы по результатам работы групп. Организует оценку выступлений групп по критериям. | 1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы. 2. Самостоятельно читают текст, рассматривают рисунок-схему, отвечают на вопросы, сравнивают свои ответы с формулировками в учебнике. 3 Выполняют физические упражнения Фиксируют результаты работы групп в таблицу. 4. Активно участвуют в отчетах групп. Оценивание выступления групп по критериям:
| Личностные: самостоятельно определяют и высказывают мнения о наших предках. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления; определяют причины явлений, событий. Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы; слушают других, готовы изменить свою точку зрения. |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Организует просмотр и обсуждение картины Г. К. Михайлова «Игра в жмурки» Где происходит действие? Знаешь ли ты, что значит «водить»? Кто водит? Кто наблюдает за игрой? Какова обстановка в комнате? Кто знает правила игры? Объясняет правила игры, организует игры | Активно участвуют в игровой деятельности. | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентируются в пространстве, в учебнике. |
V. Итоги урока Рефлексия | Предлагает детям дополнить предложения:
Какой ответ можно дать на главный вопрос урока: Похожи ли мы на своих предков? Организует заполнение листа самооценки. | 1. Отвечают на вопросы. 2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют лист самооценки Таблица К.1. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. |
Домашнее задание | Конкретизирует задания. Изобразить внешний вид славянина. Подобрать 2 русские народные игры. Принести изображения домов. | Записывают домашнее задание | |
Формируемое действие | Мне трудно | Я знаю и умею | Могу научить других |
Постановка целей, определение темы | | | |
Умение работать в группе | | | |
Умение оценивать выступление групп | | | |
Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы | | | |
Таблица К.1 – Лист самооценки «Как я работал на уроке»
Приложение Л
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Жизнь древних славян»
Цели педагогической деятельности | Создать условия для формирования у учащихся представления о жизни древних славян, их внешнего вида, быта и занятий; |
Тип урока, форма проведения | Изучение нового материала. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
|
Методы и формы обучения | индивидуальная, фронтальная, групповая, частично-поисковая. |
Образовательные ресурсы | Окружающий мир в 3 классе, «Окружающий мир 3 класс» (2 часть), Н.Ф.Виноградова. УМК «Начальная школа XXI века». |
Информационно-образовательная среда урока | Компьютер, проектор, доска, учебник. |
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | ||
I.Организационный момент Самоопределение к деятельности. Настрой на работу. | Психологический настрой на работу «Желаю успеха».
| Подготовка к работе. Пожелание успеха. Объясняют смысл пословицы | Л: самоопределение. Р: целеполагание. К: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками | ||
II. Актуализация знаний Выявление уровня знаний. Работа в паре | 1. Задумывались ли вы, добры молодцы и красны девицы, какого вы роду племени?
2. Для того чтобы узнать, о каком времени, о ком мы будем говорить на этом уроке, необходимо выяснить значение ключевых слов. Прочитайте слова. Найдите корень и сделайте предположение о лексическом значении этих слов:
3. А сейчас поработаем в паре. Перед вами модель – линия времени, точкой обозначен год, в котором живем мы и наши современники, подпишите его;
| Тренируются отдельные способности к учебной деятельности, анализируют изученное. Отвечают на вопросы. Предположения:
Выполнение заданий в паре. Работают с моделью «Линия времени» | К: планирование сотрудничества со сверстниками в микрогруппах. П: формирование умение строить в устной форме речевое высказывание, умение выделять главное. | ||
III Определение темы урока Постановка учебной задачи | Прочитайте слова, составьте верное высказывание, используя эти слова. Почему это высказывание вы считаете верным?
Урок посвящён нашим предкам – славянам. По толковому словарю Ожегова славяне – значение слова.
ЧЕМ? КАК? КАКИЕ? ГДЕ?
| Поиск истинного высказывания. Наши предки жили в далёком прошлом. формулируют тему урока. Наши предки в далёком прошлом. Формулируют вопросы по теме урока. Как жили наши предки? Где жили? Чем занимались? Какие они были? Ставят цель. Узнать, кто были наши предки, какие они, где жили и чем занимались? | Р: целеполагание. П: общенаучные, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Л: формулирование проблемы. | ||
Построение проекта выхода из затруднения. | А какими известными вам способами, из каких источников можно получить ответы на вопросы, которые вы сейчас задали
| Составляют план достижения цели и определяют средства. Интернет, книга, учитель, родители. Распределяют роли в группах. | Р: планирование, прогнозирование. К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | ||
IV Открытие нового знания Работа в паре Работа в группах, выступления. | Сначала выясним, где поселились наши предки. Ребята, у вас на столе карточки, на них вы видите слова, характеризующие место проживания разных народов.
ГРУППА 1 Как выглядели славяне и во что одевались? Рассмотрите иллюстрации, прочитайте текст на с.46-48 и смоделируйте типичный вид славянина, составьте небольшой рассказ о том, как они выгладили. (Для выполнения задания предлагается набор разной по цвету, форме одежды, обуви). ГРУППА 2 Занятия славян. Рассмотрите иллюстрации, прочитайте текст на с.49-55, составьте и заполните схему «Занятия славян» (Как работали, как помогали друг другу? Как отдыхали, как принимали гостей?). ГРУППА 3 Жилище древних славян На с. 56 – 62 учебника найти описание жилища древних славян и зачитать. На работу групп 5 – 7мин. Затем заслушиваем представителей групп. Индивидуальная помощь. После выступления каждой группы дополнение учителя.
После выполнения теста.
Ребята, сдайте тесты учителю. | Решают типовые задания. Предположения: Да. Нет. Не уверены. Работа с картой. Ответы на вопросы. Восточные славяне, западные славяне, южные славяне. Племя восточных славян. Ответы на вопросы. Славяне населяли огромные пространства по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря. Где жили наши предки. Как жили наши предки? Чем занимались? Какие они были? Выбирают задание для группы. Работа в группах. Моделирование вида славянина, составление рассказа. Работа с учебником. Работа с учебником. Составление и заполнение схемы «Занятия славян». Работа с учебником. Выбор главного. Выбирают выступающих. Ответы на вопросы. карта, текст, иллюстрации, учебная презентация, обращались к толковому словарю. Работа по тесту. Взаимопроверка по эталону на слайде. | Р: контроль, оценка, коррекция. П: моделирование, логические решение проблемы. К: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | ||
Итог урока Рефлексия | Организует рефлексию. Вы сегодня замечательно поработали. Но урок подходит к концу заполните лист самооценки деятельности. Учитывая тестовую работу, выставляю оценки учащимся. Д/з по выбору учащихся
| Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П: рефлексия. Личностные: смыслообразование. | ||
| | | |
Приложение М
Технологическая карта урок окружающего мира по
теме: «Какие предметы окружали русских людей в старину?»
Цели педагогической деятельности | Создать условия для формирования у учащихся представления о жизни древних славян, их внешнего вида, быта и занятий. |
Тип урока, форма проведения | Изучение нового материала, исследование. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
|
Методы и формы обучения | индивидуальная, фронтальная, групповая, частично-поисковая. |
Образовательные ресурсы | Учебник Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир», 3 класс, с. 112–115; рабочая тетрадь; проектор, экран, ноутбук, таблички с названием страны в разные исторические времена: «Древняя Русь», «Московская Русь», «Российская империя»; иллюстрации с изображением женской одежды, карточки для индивидуальной работы; карточки со словами «будуар», «онучи», «одёжа», «ассамблеи». |