Файл: Формирование мотивации к обучению у младших школьников через систему оценивания знаний на уроках окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 437

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.
цени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x.


Почти все сделали без меня.


Приложение К

Технологическая карта урока по теме: «Какими людьми были славяне»


Цели педагогической деятельности

Формирование представлений учащихся о быте и культуре славянского народа

Тип урока, форма проведения

Изучение нового материала, исследовательская работа

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные:

  • научатся определять особенности внешнего вида и быта славян; развитие умения работать с текстом;

  • заинтересовать в дальнейшем изучении данного предмета; создаются ценности культуры;

  • получат возможность научиться: рассказывать о занятиях наших предков.

Метапредметные:

  • регулятивные: контролируют и оценивают свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

  • познавательные: используют общие приемы решения учебных задач;

  • коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строят монологическое высказывание.

Личностные:

  • самоопределение – принимают образ «хорошего ученика»;

  • смыслообразование – осознают значение учебной деятельности.

Методы и формы обучения

индивидуальная, фронтальная, групповая

Образовательные ресурсы

  1. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. – 3-е изд., дораб. М.: Вентана – Граф, 2013. 160 с.: ил

  2. Русская история: хрестоматия для начальных училищ / В. Ананьин и А. Насимович. М.: издание Т-ва И. Д. Сытина, 1914. 422 с.: ил.; 25 см I. Насимович Александр Федорович (1880-1947).1. Народ (коллекция). 2. Россия – История – 9 – 19 вв. Хрестоматии для начальной школы. Режим доступа: http://www.prlib.ru/Lib/Pages/item.aspx?itemid=8899

  3. Презентация «Какими людьми были славяне».

  4. Раздаточный материал для работы в группе.

Информационно-образовательная среда урока

Компьютер, проектор, доска, учебник.


Ход урока.

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Универсальные

учебные действия

I. Мотивация к учебной деятельности

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет тематические рамки.

Дан звонок, и все мы смело примемся уже за дело.

Путь нелегкий предстоит,

вдаль дорога уж бежит.

Мы промчимся сквозь века, через многие года, пронесемся над лесами и окажемся мы с вами далеко за много лет...

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися.

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать.


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

II. Актуализация знаний, проверка ранее полученных знаний

На прошлом уроке мы говорили об истории славянских имен.

– Как рождались имена в далекой древности?

Некрас

Милуша

Будилко

Неупокой

Добрыня

Молчан

От какого слова произошло слово «фамилия»?

Сегодня мы продолжим разговор о нашей Родине, истории наших далеких предков – славян.

Как называется раздел, по которому мы работаем?

Кого мы называем нашими предками?

Тема урока – «Какими людьми были славяне»

Чтобы вы хотели узнать о наших предках?

Сегодня на уроке мы узнаем:

  • как выглядели славяне;

  • как они работали;

  • как защищали свою Родину;

  • как принимали гостей;

  • как они отдыхали.

попробуем ответить на самый главный вопрос: Похожи ли мы на своих предков?

Организует заполнение листа самооценки.

Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, аргументируют свои выводы

По внешности.

По характеру.

По поведению.

Это слово нерусское, пришло к нам из латинского языка, переводится как «семья».

Фамилию давали в зависимости от прозвищ: Косых, Худых, Кривоногов.

Как жили наши предки.

Славян.

Высказывают мнения: как выглядели славяне, чем занимались, где жили и др.
Заполняют лист самооценки

Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта.

III. Поиск решения проблемы

(открытие нового знания)

1. Ответить на поставленные вопросы нам поможет не только учебник, но и сайт президентской библиотеки (демонстрирует сайт), на котором собрано огромное количество ресурсов по истории нашей страны. Мы поработаем с одним из таких источников – книгой «Русская история» автора Ананьина Василия Ивановича (демонстрирует книгу), которая была написана в 1914 году, больше ста лет назад специально для учеников начальной школы.

2. Для работы мы с вами разделимся на 5 мини групп, которые будут работать с разными источниками информации, а затем поделятся своими новыми знаниями (делятся на мини-группы), каждая группа получает свое задание, выполняет его, разделив роли, оформляют результат в таблице.

3. Проводит физкультминутку.

Показывает и комментирует слайды презентации в соответствии с выступлениями групп.

4. Организует выступления, корректирует ответы по результатам работы групп.

Организует оценку выступлений групп по критериям.

1. Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы.

2. Самостоятельно читают текст, рассматривают рисунок-схему, отвечают на вопросы, сравнивают свои ответы с формулировками в учебнике.

3 Выполняют физические упражнения

Фиксируют результаты работы групп в таблицу.

4. Активно участвуют в отчетах групп.

Оценивание выступления групп по критериям:

  1. Говорил громко и четко, всем было слышно.

  2. . Сообщил новое. Приводил примеры, факты.

  3. Использовал простые слова и предложения.

  4. Сообщение рассказывал, а не читал.

  5. Плавно переходил от одной части к другой.

  6. Начинал со слов: «Мы искали информацию».

Личностные: самостоятельно определяют и высказывают мнения о наших предках.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления; определяют причины явлений, событий.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; высказывают свою точку зрения и пытаются её обосновать, приводя аргументы; слушают других, готовы изменить свою точку зрения.

IV. Первичное осмысление и закрепление

Организует просмотр и обсуждение картины Г. К. Михайлова «Игра в жмурки»

Где происходит действие?

Знаешь ли ты, что значит «водить»?

Кто водит?

Кто наблюдает за игрой?

Какова обстановка в комнате?

Кто знает правила игры?

Объясняет правила игры, организует игры

Активно участвуют в игровой деятельности.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентируются в пространстве, в учебнике.

V. Итоги урока

Рефлексия

Предлагает детям дополнить предложения:

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

Какой ответ можно дать на главный вопрос урока: Похожи ли мы на своих предков?

Организует заполнение листа самооценки.

1. Отвечают на вопросы.

2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.


Заполняют лист самооценки Таблица К.1.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Домашнее задание

Конкретизирует задания.

Изобразить внешний вид славянина.

Подобрать 2 русские народные игры.

Принести изображения домов.

Записывают домашнее задание





Формируемое действие

Мне трудно

Я знаю и умею

Могу научить других

Постановка целей, определение темы










Умение работать в группе










Умение оценивать выступление групп










Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы










Таблица К.1 – Лист самооценки «Как я работал на уроке»
Приложение Л

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Жизнь древних славян»


Цели педагогической деятельности

Создать условия для формирования у учащихся представления о жизни древних славян, их внешнего вида, быта и занятий;


Тип урока, форма проведения

Изучение нового материала.

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян

Познавательные УУД:

  • формировать умение читать и отвечать на вопросы к тексту;

  • формирование умение строить в устной форме речевое высказывание.

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и свою позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое и диалогическое высказывание.

Личностные УУД:

  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

  • Регулятивные УУД:

  • формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;

  • формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками

Методы и формы обучения

индивидуальная, фронтальная, групповая, частично-поисковая.

Образовательные ресурсы

Окружающий мир в 3 классе, «Окружающий мир 3 класс» (2 часть), Н.Ф.Виноградова. УМК «Начальная школа XXI века».

Информационно-образовательная среда урока

Компьютер, проектор, доска, учебник.



Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I.Организационный момент

Самоопределение к деятельности. Настрой на работу.

Психологический настрой на работу «Желаю успеха».

  • Ребята, давайте пожелаем друг другу успеха и удачи.

  • Повернитесь к соседу по парте с этими словами.

  • Объясните смысл пословицы.

Подготовка к работе.

Пожелание успеха.
Объясняют смысл пословицы

Л: самоопределение.

Р: целеполагание.

К: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний Выявление уровня знаний.

Работа в паре


1. Задумывались ли вы, добры молодцы и красны девицы, какого вы роду племени?

  • Горе такому человеку, который забыл или не знает, где и когда он родился, где и как жил, чему учился. То же можно сказать и о человечестве, а чтобы человечество знало свои корни, существует наука. Кто скажет, как она называется?

2. Для того чтобы узнать, о каком времени, о ком мы будем говорить на этом уроке, необходимо выяснить значение ключевых слов.

Прочитайте слова. Найдите корень и сделайте предположение о лексическом значении этих слов:

  • предки;

  • современники;

  • потомки.


3. А сейчас поработаем в паре. Перед вами модель – линия времени, точкой обозначен год, в котором живем мы и наши современники, подпишите его;

  • дугой выделите части схемы, которые соответствуют времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их.

Тренируются отдельные способности к учебной деятельности, анализируют изученное.

Отвечают на вопросы.

Предположения:

  • предки – это люди, которые жили перед нами;

  • в слове современники корень – врем, так называют людей, которые живут с нами в одно время;

  • потомки, так называют людей, которые будут жить после нас.

Выполнение заданий в паре.

Работают с моделью «Линия времени»

К: планирование сотрудничества со сверстниками в микрогруппах.

П: формирование умение строить в устной форме речевое высказывание, умение выделять главное.

III Определение темы урока

Постановка учебной задачи

Прочитайте слова, составьте верное высказывание, используя эти слова.

Почему это высказывание вы считаете верным?

  • Кто догадался, какая тема нашего урока?

Урок посвящён нашим предкам – славянам. По толковому словарю Ожегова славяне – значение слова.

  • Сформулируйте вопросы по теме урока, используя вопросительные слова:

ЧЕМ?

КАК?

КАКИЕ?

ГДЕ?

  • Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего урока.

Поиск истинного высказывания.

Наши предки жили в далёком прошлом.
формулируют тему урока.

Наши предки в далёком прошлом.

Формулируют вопросы по теме урока.

Как жили наши предки?

Где жили?

Чем занимались?

Какие они были?

Ставят цель.

Узнать, кто были наши предки, какие они, где жили и чем занимались?

Р: целеполагание.

П: общенаучные, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Л: формулирование проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения.

А какими известными вам способами, из каких источников можно получить ответы на вопросы, которые вы сейчас задали

  • На сегодняшнем уроке мы будем пользоваться разными источниками.

Составляют план достижения цели и определяют средства.

Интернет, книга, учитель, родители.

Распределяют роли в группах.

Р: планирование, прогнозирование.

К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

IV Открытие нового знания

Работа в паре

Работа в группах, выступления.

Сначала выясним, где поселились наши предки.

Ребята, у вас на столе карточки, на них вы видите слова, характеризующие место проживания разных народов.


МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ:

долины рек Днепр, Волга, Дунай, Припять,

Западная Двина,

восточная территория омывается Индийским океаном,

побережье Чёрного, Балтийского морей,

Африка.
Можете ли вы определить, какие характеристики относятся к жизни наших предков, а какие нет?

  • Давайте, с помощью исторической карты, попробуем определить место их проживания. Откройте учебники на стр. 8.

  • - Посмотрите на условные обозначения и скажите:

  • -Какие большие племенные объединения были у славян?

  • -Какое из племен занимало наибольшую территорию?

  • -Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. Рассмотрите схему.

  • -На берегах, каких рек и морей расселились древние славяне?

  • -Теперь сможем разобраться с характеристиками места проживания славян? Возьмите рабочие листы и зачеркните лишние.

  • - Назовите, что вы зачеркнули. (Проверка со слайда, убираю на слайде лишнее) 

  • - Дайте характеристику места проживания древних славян, используя слова-подсказки.

  • -Предположите, какой климат и природа были на месте расселения славян. Вычеркните лишние характеристики. Поработайте в паре, объясните свои предположения.




Природа

много лесов и степи, пустыни,

полноводные реки,

в лесах живут львы, тигры, леопарды.

в лесах живут зайцы, медведи, кабаны
климат

хорошо выражены все сезоны года,

отсутствие дождей, теплый климат круглый год 



  • Какие характерные особенности природы и климата вы отметили для себя? (Проверка со слайда, убираю на слайде лишнее).

  • На какой вопрос мы нашли ответ?

  • На какие вопросы надо найти ответы?

  • Времени остаётся немного, поэтому предлагаю вам поработать в группах.

  • Займите место в группе. Внимательно послушайте задание и решите, над каким заданием, ваша группа хотела бы работать (объясняю задание групп).

ГРУППА 1

Как выглядели славяне и во что одевались?

Рассмотрите иллюстрации, прочитайте текст на с.46-48 и смоделируйте типичный вид славянина, составьте небольшой рассказ о том, как они выгладили. (Для выполнения задания предлагается набор разной по цвету, форме одежды, обуви).
ГРУППА 2 Занятия славян.

Рассмотрите иллюстрации, прочитайте текст на с.49-55, составьте и заполните схему «Занятия славян»

(Как работали, как помогали друг другу? Как отдыхали, как принимали гостей?).
ГРУППА 3 Жилище древних славян

На с. 56 – 62 учебника найти описание жилища древних славян и зачитать.

На работу групп 5 – 7мин.

Затем заслушиваем представителей групп.

Индивидуальная помощь.

После выступления каждой группы дополнение учителя.

  • На какой вопрос мы нашли ответ?

  • Мы с вами ответили на все вопросы?

  • Достигли ли мы поставленных целей урока?

  • Какие источники помогли найти ответы на вопросы?

  • Что нового узнали?

  • Устанавливает осознанность восприятия.

  • А сейчас, ребята, проверим, как вы внимательно слушали и запомнили факты из жизни славян.


После выполнения теста.

  • Поменяйтесь тестами и проверьте друг у друга зелёным карандашом, поможет вам слайд на доске. 

Ребята, сдайте тесты учителю.

Решают типовые задания.

Предположения:

Да. Нет. Не уверены.

Работа с картой.

Ответы на вопросы.

Восточные славяне, западные славяне, южные славяне.

Племя восточных славян.

Ответы на вопросы.

Славяне населяли огромные пространства по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря.

Где жили наши предки.

Как жили наши предки?

Чем занимались?

Какие они были?

Выбирают задание для группы.

Работа в группах.

Моделирование вида славянина, составление рассказа. Работа с учебником.

Работа с учебником. Составление и заполнение схемы «Занятия славян».

Работа с учебником. Выбор главного.

Выбирают выступающих.

Ответы на вопросы.

карта, текст, иллюстрации, учебная презентация, обращались к толковому словарю.

Работа по тесту.

Взаимопроверка по эталону на слайде.

Р: контроль, оценка, коррекция.

П: моделирование, логические решение проблемы.

К: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Итог урока

Рефлексия

Организует рефлексию.

Вы сегодня замечательно поработали. Но урок подходит к концу заполните лист самооценки деятельности.

Учитывая тестовую работу, выставляю оценки учащимся.

Д/з по выбору учащихся

  1. Используя учебник подготовить рассказ о жизни древних славян.

  2. Используя дополнительные материалы подготовить рассказ о жизни древних славян, проиллюстрировать свой рассказ.

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: рефлексия.

Личностные:

смыслообразование.











Приложение М

Технологическая карта урок окружающего мира по

теме: «Какие предметы окружали русских людей в старину?»


Цели педагогической деятельности

Создать условия для формирования у учащихся представления о жизни древних славян, их внешнего вида, быта и занятий.


Тип урока, форма проведения

Изучение нового материала, исследование.

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные:

  • развитие исторического мышления и понимания динамики, изменчивости социального события, явления, факта;

  • сравнение одежды, предметов обихода современного человека и его далекого предка;

Личностные:

  • совершенствование умения работать с толковым словарем с целью выяснения значения малознакомых слов;

  • развитие общей культуры и детской эрудиции;

  • воспитание патриотизма, эмоционально-положительного взгляда на мир.

Метапредметные:

  • развитие учебно-познавательных умений сравнивать и обобщать;

  • развитие коммуникативных умений: участие в диалоге, построение связного повествования, ориентировка в научных терминах и понятиях;

  • самостоятельно определять цели своего обучения;

  • работать с различными источниками информации

  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Методы и формы обучения

индивидуальная, фронтальная, групповая, частично-поисковая.

Образовательные ресурсы

Учебник Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир», 3 класс, с. 112–115; рабочая тетрадь; проектор, экран, ноутбук, таблички с названием страны в разные исторические времена: «Древняя Русь», «Московская Русь», «Российская империя»; иллюстрации с изображением женской одежды, карточки для индивидуальной работы; карточки со словами «будуар», «онучи», «одёжа», «ассамблеи».