Файл: Формирование мотивации к обучению у младших школьников через систему оценивания знаний на уроках окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 438

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение В


Методика диагностики «Направленность на отметку» Е. П. Ильина и Н. А. Курдюковой
Инструкция. Дается ряд вопросов (табл. В.1). Ответьте на них, поставив в соответствующей ячейке знаки «+» («да») или «–» («нет»).
Таблица В.1 – Анкета теста «Направленность на отметку»

Вопросы

Да

Нет

  1. Помнишь ли ты, когда получил первую в жизни двойку?







  1. Беспокоит ли тебя, что твои отметки несколько хуже, чем у других учеников класса?







  1. Бывает ли, что перед контрольной работой сердце у тебя начинает учащенно биться?







  1. Краснеешь ли ты при объявлении тебе плохой отметки?







  1. Если в конце недели ты получил плохую отметку, у тебя в выходной день плохое настроение?







  1. Если тебя долго не вызывают, это тебя заботит?







  1. Волнует ли тебя реакция сверстников на полученную тобой отметку?







  1. После получения хорошей отметки готовишься ли ты к следующему уроку как следует, хотя знаешь, что все равно не спросят?







  1. Тревожит ли тебя ожидание опроса?







  1. Было бы тебе интересно учиться, если бы отметок вообще не было?







  1. Захочешь ли ты, чтобы тебя спросили, если будешь знать, что отметку за ответ не поставят?







  1. После получения отметки на уроке ты продолжаешь активно работать?







Обработка результатов.


Начисляется по 1 баллу за ответы «да» на вопросы по позициям 1–9 и за ответы «нет» — по позициям 10–12. Подсчитывается общая сумма баллов.

Выводы.

Чем больше набрана сумма баллов, тем в большей степени у учащегося выражена направленность на отметку.

Сопоставление баллов по этой методике и методике «Направленность на приобретение знаний» показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика: на знания или на отметку.

Приложение Г

Результаты диагностики «Направленность на отметку» у третьеклассников по методике Е. П. Ильиной и Н. А. Кудрюковой
Таблица Г.1 – Уровень мотивации направленной на получение отметки

Код обучающегося


Высокий


Средний


Низкий


01







3 б

02




5 б.




03

9 б







04

9 б







05







1 б

06




7 б.




07




6 б.




08




6 б




09

10 б.







10

9 б







11




6 б.




12

9 б.







13




5 б.




14




6 б




15







0 б

16

10 б







17




5 б.




18

9.б







19




6 б.




20







3 б

21




6 б




22

10 б







23

11 б







24




8 б




25

9 б







26

9 б










11чел.43 %

11 чел. 43%

4 чел. 14%




Приложение Д

Методика изучения отношения к обучению Г. Н. Казанцевой
Инструкция.

Отметьте в таблице причины – «Почему ты учишься?»

Таблица Д.1 – Варианты ответов на вопрос: «Почему ты учишься?»



Мотивы к учебе




1

Это мой долг




2

Хочу быть грамотным




3

Хочу быть полезным гражданином




4

Не хочу подводить свой класс




5

Хочу быть умным и эрудированным




6

Хочу получить полные и глубокие знания




7

Хочу научиться самостоятельно, работать




8

Все учатся, и я - тоже




9

Родители заставляют




10

Нравится получать хорошие оценки




11

Чтобы похвалил учитель 




12

Чтобы товарищи со мной дружили




13

Для расширения кругозора




14

Классный руководитель заставляет




15

Хочу учиться







Обработка результатов.


Все данные заносятся в Таблицу Д.2 «Оценка результатов диагностики». В каждой строчке знаком «+» отмечаются выборы причин или мотивов, сделанные тем или иным учеником. Затем по столбцам подсчитывается общее количество выборов (сумма баллов) и заносится в нижнюю строчку таблицы. Определяется частота выбора каждой причины (мотива).

Таблица Д.2 – Оценка результатов диагностики «Отношение к обучению»

Код


обучающихся

№ утверждений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

































































































Анализ и интерпретация результатов.


Чем чаще выбирается та или иная причина (мотив), тем более они определяют отношение к учению.

  1. Установите иерархию мотивов к учебе и причин, характеризующих отношение к учебным предметам, расположив показатели по мере их убывания в баллах (или процентном отношении).

  2. Выделите преобладание внешних или внутренних мотивов познавательных или социальных.

  3. Укажите возможные причины сложившейся иерархии учебных мотивов и того или иного отношения к предмету.

  4. При интерпретации охарактеризуйте особенности учебной мотивации и отношение к учебе данного класса и отдельных учеников.

  5. Соответствуют ли выявленные в эксперименте данные о мотивации вашим наблюдениям. Обоснуйте ваш ответ, используя описание особенностей поведения, общения, эмоциональных реакций, мимики, жестов учеников в учебных ситуациях.

  6. Дайте психолого-педагогические рекомендации с целью формирования или усиления мотивации учебной деятельности школьников.

Приложение Е

Результаты диагностического исследования по методике Н. Г. Казанцевой «Изучение отношения к учению» у третьеклассников




Таблица Е.1 – Ответы на вопрос – Почему ты учишься?

Код обучающихся

№ утверждений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

01


+










+













+







+






02























+

+













+



03

















+







+







+









04


























+




+







+



05





+




+

+




+







+













+

06























+










+









07


























+













+



08























+







+




+






09





+







+

+










+

+












10








+



















+

+

+









11


+







+

+













+















12





+







+










+
















+

13











+













+







+









14























+





















15





+













+










+












16


+










+










+

+







+






17























+

+


















18























+










+









19


























+













+



20











+
















+

+










+

21


+










+













+







+






22





+






















+




+









23








+







+










+















24


























+


















25


























+













+



26























+

+




















4

5

2

4

7

3

3

7

12

10

6

6

4

5

3