Файл: Формирование мотивации к обучению у младших школьников через систему оценивания знаний на уроках окружающего мира.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 436

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В школе каждый ребенок сталкивается с целым рядом проблем, которые принято относить к традиционным. К таким проблемам следует относить и проблему мотивации у младших школьников. Школьные учителя довольно часто бывают обеспокоены тем, что большинство детей относится к учебе довольно безразлично. Из их уст часто можно услышать: «Школьники на уроке совершенно не заинтересованы учебным процессом, они безучастны, у них нет мотивации к учебе». Именно отсутствие учебной мотивации является главной причиной плохих оценок на уроке.

Мотивация – это «процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения» [21, с. 96].

Мотивационными процессами можно управлять. Такой процесс называется мотивированием. Мотивирование это создание условий для улучшения мотивов школьников и их внешнее стимулирование, использование поощрений и наказаний.

Внутренняя мотивация это развитие у ребенка собственных личных мотивов, главное – самоуважение в процессе учебы, познавательные и социальные мотивы.

Под внешней мотивацией часто подразумевают использование внешних стимулов, например метод «кнута и пряника».

Мотивация достижения это «стремление человека выполнить дело хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности. Мотив в отличие от мотивации – это побуждение к активности в определенном направлении, это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством» [32, с. 301].

Все мотивы связаны с нашими потребностями и в разной степени принимаются нами или не принимаются вовсе. Учителям необходимо понимать, что главным «возрастным» мотивом учеников является мотив достижения.

Г. Мюррей определил мотив достижения, как «устойчивую потребность в достижении результата в работе, как стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь успеха в каком-либо деле. Эта потребность проявляется в любой ситуации, независимо от конкретного её содержания». Цит. по: [4, с. 253]».

А. Д. Маклеланд говорил о мотиве стремления к успеху, как склонности к испытанию удовольствия и гордости при достижении хорошего результата. Цит. по: [4, с. 256].

С достижением успеха, у ребенка связаны два мотива:

  1. Мотив достижения успеха.

  2. Мотив избегания неудачи – противоположен мотиву достижения, возникает из-за страха неудачи.


Оба эти мотива развиваются, как правило, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Формируются же эти мотивы в игре и учении.

У разных ученых есть разные мнения на возможность существования у одного ребенка одновременно и мотива достижения успеха и избегания неудачи. Большинство ученых считают, что у ученика возможна мотивация с разной силой и направленностью.

То есть, возможна сильная мотивация достижения успеха и вместе с тем мотивация избегания неудачи. Мотив на достижение может преобладать над мотивом избегания неудачи или же наоборот.

Эти мотивы характеризуются направленностью на задачу. Исследования и опыты показывают, что у детей, которые имеют высокую мотивацию на задачу или на достижение успеха, результаты намного лучше, чем у тех, у кого преобладает мотивация избегания неудачи.

Главная особенность мотивации учеников младших классов – это полное доверие взрослым, учителям, они способны подчиняться, подражать и выполнять требования.

Социальная мотивация учебной деятельности очень сильная, школьники даже не стремятся понять, что и для чего им нужно делать, раз учитель сказал, значит так и нужно делать.

Даже скучную и монотонную работу дети делают тщательно, ведь все задания кажутся им очень важными. В таком возрасте, школьники полностью признают авторитет учителя, практически безоговорочно принимают его замечания и оценки. Характеризуя свои личные качества, он в основном повторяет то, что говорят о нем взрослые.

Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослыми ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные [15, с. 50].

Еще одним важным моментом, считается сознательная постановка учениками цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, которая позволяет школьнику добиваться цели.

Осознанный контроль собственных действий у детей может достичь такого уровня, что школьники уже могут управлять своим поведением на основе принятого решения или поставленных целей. Особенно хорошо это видно, когда дети играют или занимаются каким-то интересным делом. Когда дети увлечены, они могут заниматься часами. В этих фактах, отражается тенденция к соподчинению мотивов деятельности: цель управляет их поведением и не позволяет школьнику отвлекаться на другие занятия.



Также сильной мотивационной ролью пользуются отметки. Божович Л. И. писал, что «младшие школьники воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества выполненной работы. Социальный смысл учебной деятельности заключен для детей не столько в результате, сколько в самом учебном процессе» [5, с. 151].

К четвертому классу начальной школы, у детей которые плохо успевают в учебе, основным становится мотив «избегания наказания». Результатом этого, становится то, что у детей слабо развивается потребность к творческой деятельности, не развивается трудолюбие, настойчивость и усердие. И наоборот, формируется гибкость поведения в направлении способности избегания наказания.

Следовательно, в младших классах под влиянием методов обучения, используемых учителем, начинают выделяться внешние мотивы, которые не связаны с мотивами обучения. Их можно разделить на:

  • престижные – учеба, целью которой является хорошие отметки и поощрения;

  • принудительные – учеба, под угрозой наказания.

Принудительные мотивы, могут создавать стрессовые ситуации для ребенка и отрицательно влиять на мышление школьника.

На развитие мотивации может влиять множество внешних условий. Учитель должен знать эти условия и понимать влияние, которое они могут оказывать на развитие мотивации у ребенка [24, с. 32].

Первое условие – характер деятельности или сущность задачи, которую должен решить ребенок. Сильное стремление к достижениям, может возникать в том случае, если деятельность ребенка обладает новизной. Интерес к новым заданиям наиболее сильно испытывают мальчики. Девочки же, наоборот, испытывают высокую мотивированность на достижения успеха, при повторном выполнении похожих заданий.

Второе условие – соотношение сложности задачи и различия направленности в силе мотива достижений. Сложность задания оценивается ребенком, на основании соответствия способностей и времени для решения.

Третье условие – оценка собственных способностей. Для оценки собственных способностей большую роль играет самооценка. Чем выше ребенок оценивает собственные способности, тем выше у него мотивация. Ученик с высокой самооценкой увереннее берется за любую работу и проявляет огромное стремление к достижениям. Очень важно, чтобы учитель всегда вселял уверенность в своих учеников, обеспечивал им поддержку.

Для того чтобы реализовать данное условие, учителю необходимо соблюдать определенные правила:


  1. Задания должны быть посильными для всех учеников и не требовать сверхусилий для выполнения.

  2. Занятия должны быть интересными и соответствовать уровню притязаний учеников.

  3. Необходимо, чтобы в работе были задания разного уровня сложности.

  4. В заданиях должна быть степень новизны.

  5. Дети со слабой мотивацией должны выполнять похожие задания, чтобы приобрести уверенность в собственных силах.

Четвертое условие – самостоятельность, которая проявляется на разных этапах познавательной деятельности:

  1. Постановка учебной задачи.

  2. Создание новых знаний.

  3. Отработка новых знаний.

  4. Этап самоконтроля.

Самостоятельная деятельность учеников способна окрашивать их работу эмоционально, вызывать разнообразные внутренние переживания и способствовать развитию стремления к достижениям, и к избеганию неудачи [12, с. 63].

Пятое условие – оценка. Оценка деятельности ученика влияет на развитие самооценки личности и ее устойчивость. Именно оценка способна создавать у человека внутреннее ощущение успеха или неудачи. Оценка имеет большую побудительную силу и играет мотивирующую или демотивирующую роль.

Оценка может мотивировать школьников к достижениям, если воспринимается как справедливая и объективная, может указывать способы улучшения деятельности, носить конструктивный характер.

Нужно, чтобы дети были вовлечены учителем в оценочную работу, в качестве субъекта, у них должно быть право на самооценку и оценки должны быть обоснованными.

Шестое условие – время. Неограниченное время стимулирует к выполнению творческой деятельности как «достигателей», так и «избегателей». Необходимо правильно определять то время, за которое требуется выполнить работу: при жестких сроках и недостатке времени учащиеся с мотивом, направленным на избегание неудачи, попадают в ситуацию стресса и практически перестают работать; недостаток времени может мобилизовать только высокомотивированных на достижение успеха школьников [6].

Седьмое условие – это личный пример и ролевое поведение взрослых, учителей и родителей. Чем сильнее эмоциональная вовлеченность родителей в проблемы ребенка и соответствующая окружающая обстановка, тем сильнее у ученика потребность в достижении успеха.

Чтобы развить уверенность и мотивацию у учеников, учителю важно:

  1. Наладить атмосферу доверия между школьником и учителем.

  2. Учитель должен быть заинтересован в успехе учеников, иметь авторитет.

  3. Необходимо видеть индивидуальность каждого ребенка и уметь смотивировать его, опираясь на существующие у ребенка мотивы.

  4. Сделать работу учеников понятной и определенной.

  5. Обеспечить у учащихся ощущение продвижения вверх, переживание успеха в работе.


Вывод: проанализировав все перечисленные выше условия, можно сделать вывод, что учитель, соблюдая все психолого-педагогические условия, сможет решить проблему развития мотивации в классе.