Файл: Формирование мотивации к обучению у младших школьников через систему оценивания знаний на уроках окружающего мира.docx
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 439
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение Ж
Оценка уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой
Таблица Ж.1 – Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой»
Вопрос | Варианты ответов |
1. Тебе нравится в школе? | не очень нравится не нравится |
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? | чаще хочется остаться дома бывает по-разному иду с радостью |
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? | не знаю остался бы дома пошел бы в школу |
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? | не нравится бывает по-разному нравится |
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? | хотел бы не хотел бы не знаю |
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? | не знаю не хотел бы хотел бы |
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? | часто редко не рассказываю |
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? | точно не знаю хотел бы не хотел бы |
9. У тебя в классе много друзей? | мало много нет друзей |
10. Тебе нравятся твои одноклассники? | нравятся не очень не нравятся |
Ключ.
Таблица Ж.2 – Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты
№ вопроса | оценка за 1-й ответ | оценка за 2-й ответ | оценка за 3-й ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других
случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Приложение И
Технологическая карта урока по теме «Из истории имён»
Предмет | Окружающий мир | |
Класс: | 3 | |
Тема урока | Из истории имён | |
Место и роль урока в изучаемой теме: | Урок по теме «Из истории имён» проводится для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК «Начальная школа ХХI века», автор учебника Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 3 класс. Издательский центр «Вентана-Граф», 2016г.
| |
Тип урока | Открытие новых знаний | |
Цели учителя | 1. Обучение: организовать учебную деятельность учащихся:
2. Воспитательная деятельность: создать условия:
3. Развивающая деятельность: создать условия:
| |
Цели учебной деятельности (цели ученика) | Узнать, что такое имя. Узнать историю происхождения имён, отчеств, фамилий. | |
Средства контроля достижения целей учебной деятельности | Тест http://elektr-uch-xxi.ucoz.net/index/43_test/0-581 | |
Опорные знания | Понятия «имя», «отчество», «фамилия». | |
Новые знания | Что такое имя? Происхождение имён Почему современные русские имена совершенно другие? Отчество Фамилия | |
Задачи урока | Организовать мотивацию учащихся путём диалога. Организовать актуализацию знаний путём интерактивного упражнения (работа с лентой времени). Создать проблемную ситуацию. Организовать формулирование учебной проблемы и целей деятельности. Организовать подводящий диалог, направленный на построение определения понятия «имя». Организовать формулирование темы урока и новых целей урока. Организовать работу по усвоению знаний об истории возникновении имён, отчеств, фамилий, их происхождении, при работе с ЭОР, с интернетом, развивать умение работать в группах, проводить исследовательскую работу и анализировать; умение работать с ИКТ. Организовать парную работу для первичного закрепления материала. Организовать самостоятельную работу с самоконтролем и самооценкой. Организовать выявление причин ошибок в самостоятельной работе и запись домашнего задания. Организовать рефлексивную оценку деятельности по достижению поставленных целей. | |
Оборудование | Презентация, ноутбук. ЭОР по окружающему миру для 3 класса УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Н. Виноградовой, авторы Бахмутова Е. Н. и Тинькова Е. Н. ЭОР. |
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые метапредмет-ные результаты |
1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: организовать мотивацию путём диалога. |
| «Если путь твой к познанию мира ведёт, - Как бы ни был он долог и труден – вперёд! ». Отвечают, обосновывая свой ответ Слушают запись стихотворения И.С. Никитин «Утро» или «Русь» http://elektr-uch-xxi.ucoz.net/ i-o.mp3 http://elektr-uch-xxi.ucoz.net/index/45 | Умение строить речевые высказывания, аргументировать свою позицию |
2. Актуализация знаний. Работа с лентой времени. Цель: организовать работу по актуализации знаний. Подведение детей к формулированию проблемного вопроса, темы и целей урока. |
| Выполняют упражнение http://elektr-uch-xxi.ucoz.net/index/42/0-767 Дети отвечают на вопросы - Характером, привычками, внешностью. Да. Нет! Отгадывают загадку Имя Дети отвечают Об именах Тема: «Из истории имён» Узнать, что такое имя. Узнать, историю происхождения имён, отчеств, фамилий. | умение формулировать несложные выводы умение формулировать собственную позицию и обосновывать её опыт формулирования темы и целей урока |
3. Открытие новых знаний Цель: организовать работу по усвоению знаний об истории возникновении имён, отчеств, фамилий, их происхождении при работе с ЭОР, с интернетом, развивать умение работать в парах, проводить исследовательскую работу и анализировать; умение работать с ИКТ. |
1 группа. Происхождение имён 2 группа. Период Древнерусского государства 3 группа. Почему современные русские имена совершенно другие? 4 группа. Фамилия 5 группа. Отчество Проверка результатов групповой работы 1, 2, 3 групп. – А сейчас мне очень хочется, чтобы прозвучали ваши имена. Попрошу вас назвать своё и рассказать о его значении. Может вы знаете кто и почему вас так вас назвал? – Посмотрите, какие замечательные у нас имена! В своей речи употребляем полные и сокращенные имена. Вот полное имя – Анастасия. Как вы думаете, как могли называть родители, когда девочка была маленькой? А теперь попробуйте образовать полные имена от сокращенных имен:… | Отвечают Работают с ЭОР http://elektr-uch-xxi.ucoz.net/index/0-391 http://elektr-uch-xxi.ucoz.net/index/0-392 http://elektr-uch-xxi.ucoz.net/index/0-804 http://elektr-uch-xxi.ucoz.net/index/0-393 http://elektr-uch-xxi.ucoz.net/index/0-395 http://elektr-uch-xxi.ucoz.net/index/0-394 Групповая работа Выступление 1, 2,3 групп. Дети называют имя и кратко рассказывают о себе. Читают по карточкам значение имени. Дети отвечают. | поиск и фиксация информации об именах, фамилиях, отчествах людей с помощью ЭОР и учебника умение вступать в диалог в группе и вести его, умение работать с текстом и ЭОР умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи |
4. Физминутка |
| | |
Работа по теме урока |
В первом классе восемь Тань – Это прямо наказанье! Ведь у них, куда ни глянь, Всюду Таня, Таня, Таня! Если скажут: «Таня, встань!» Сразу встанут восемь Тань. А ведь можно очень просто Разобраться в новичках… Как же нам не перепутать этих девочек? Как их различить? Выступление 4 группы Одинаковую фамилию носят все члены его семьи. Хотя одинаковые фамилии бывают и не только у родственников. Вы знаете, как называют таких людей? А каких писателей однофамильцев вы знаете? А если два человека являются тезками и однофамильцами. Как же их различить?
Это слово означает «имя по отцу». Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. А как вас будут называть?
Вспомните былину о Илье Муромце? А как вы думаете, Муромец – это фамилия или отчество? Вспомним слова из былины: В чистом поле пыль поднимается, Илья Муромец, сын Иванович, Ко гнезду Соловьеву приближается… Как же звать героя по имени-отчеству? А фамилия Муромец произошла от названия города, откуда он был родом. Илья Муромец из города Мурома. – Ребята, однажды я услышала, как одна девочка жаловалась маме: – Во дворе мальчишка такой невежа – зовет меня «Галька». – Доченька, а как ты его зовешь? – спросила мама. – Я его вообще никак не зову, – ответила Галя, – я ему просто кричу: «Эй, ты!» – Права ли Галя? Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают. Лишь появится ребенок, И дышать начнет едва. У него уже с пеленок, Появляются права. Одно из этих прав право на имя. Об этом написано в «Конвенции о правах ребенка». Это очень важный документ. Статья 7: ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя. Какие правила необходимо соблюдать, Человек и его имя почти неразделимы. В народе говорят: Не имя красит человека, а человек имя! | Людей с одинаковыми именами. Да. По отчеству. Однофамильцы. Толстые. По отчеству. Фамилия. Илья Иванович. Нет. Не дразниться. Не придумывать клички. Обращаться друг к другу вежливо, ласково. К взрослым обращаться по имени, отчеству. чтобы не нарушать это право? | умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы умение высказывать свою версию Умение преобразовы-вать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, слушать и понимать речь других Умение преобразовы-вать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, слушать и понимать речь других умение высказывать своё предположение |
5. Рефлексия. Контроль достижения целей Цель: организовать самостоятельную работу с самоконтролем и рефлексивную оценку деятельности по достижению поставленных целей. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения, оценивание жизненных ситуаций (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | Наш урок близится к завершению и пора подводить итоги. Проведём тест. Тест построен так, что при прохождении его ребёнок видит свой результат, место ошибки и поэтому может сам оценить свой уровень усвоения нового материала Оцените свою работу. В чем трудности? Какая была тема урока? Какие цели ставили на этом уроке? Достигли поставленных целей? Оцените свою работу на уроке в группе по оценочному листу | Выполняют задание самостоятельно. Проверяют результаты Отвечают Тема: «Из истории имён» Узнать, что такое имя. Узнать, историю происхождения имён, отчеств, фамилий. Да Оценивают результаты самостоятельной работы. Оценивают свою работу в группе по листу самооценки работы в группе. | констатируют результаты учебной деятельности умение сохранять цели урока умение определять соответствие результата |
Лист самооценки работы в группе
Номер группы _________
Фамилия и имя _________________________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
-
Все ли члены группы принимали участие в работе?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
-
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
-
Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
-
О1 2 3 4 5 6 7 8 9 10