Файл: Нотариат в Российской Федерации (Ретроспективный анализ нотариата).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование нотариата как органа защиты гражданских прав
1.1. Ретроспективный анализ нотариата
1.2. Виды и задачи нотариальных действий
Глава 2. Проблемы института нотариата как органа защиты гражданских прав
2.1. Проблемы, возникающие в процессе правового регулирования нотариата
2.2. Совершенствование законодательства, регулирующего институт нотариата
Иском к Нотариальной палате Республики Крым нотариус Симферопольского городского нотариального округа Стоковская Т.В. просит суд отменить Положение о порядке и размерах выплаты денежной компенсации членам нотариальной палаты, утвержденное постановлением правления Нотариальной палаты Республики Крым N 30 от 26 декабря 2014 года с изменениями и дополнения от 14 августа 2015 года, 28 декабря 2015 года и 13 октября 2017 года.
Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением Правления "Нотариальной палаты Республики Крым" - ассоциации от 26 декабря 2014 года N 30 было принято Положение о порядке и размерах выплаты денежной компенсации членам Нотариальной палаты Республики Крым (далее - Положение), в которое вносились изменения и дополнения, утвержденные постановлениями Правления от 14 августа 2015 года N 29, от 28 декабря 2015 года N 67, от 13 октября 2017 года N 32.
Из преамбулы к Положению следует, что оно разработано в связи с реализацией задач, определенных законодательством о нотариате, Уставом Нотариальной палаты Республики Крым с целью реализации расходов, непосредственно связанных с отвлечением от нотариальной деятельности.
Положение определяет порядок и размеры выплаты денежной компенсации Президенту, Вице-президенту, членам Правления, членам действующих Комиссий Палаты. Компенсация есть возмещение расходов, которые произведены членами Палаты или возмещение неполученных доходов, которые член Палаты мог бы получить, но не получил вследствие привлечения его к уставной деятельности Палаты с отрывом от работы в его нотариальной конторе (пункты 1.1, 1.2. Положения).
Как следует из раздела 4 Положения, оно вступает в силу со дня его утверждения Правлением Нотариальной палаты Республики Крым и действует до принятия Правлением Палаты решения об его отмене. Изменения и дополнения в Положение вносятся решением Правления Нотариальной палаты Республики Крым.
В соответствии с разделом 7 Устава Нотариальной платы Республики Крым в редакции, утвержденной на Общем собрании членов Нотариальной палаты Республики Крым 31 мая 2018 года (далее - Устав) органами Палаты являются Собрание, Президент, Правление, Ревизионная комиссия.
Собрание является высшим органом Палаты. Решения, принятые Собранием в пределах своей компетенции, обязательны для исполнения членами палаты и ее органами (п. 8.1. Устава).
Пунктами 9.1, 9.2 Устава установлено, что Президент - единоличный исполнительный орган Платы, избираемый сроком на 3 года, осуществляет текущее руководство деятельностью Палаты.
Согласно положениям пункта 11.1 Устава Правление является постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом Палаты, осуществляет общее руководство деятельностью Палаты, за исключением решения вопросов, отнесенных действующим законодательством и настоящим Уставом к компетенции Собрания.
В соответствии с пунктом 11.4.23 Устава к полномочиям Правления относится принятие решения о поощрении членов Палаты, утверждении Положения, в том числе о поощрениях, компенсациях и расходов членов Платы в пределах сметы, утвержденной Собранием.
Согласно пункту 9.10 Устава Президент имеет право на компенсацию расходов, непосредственно связанных с участием в работе Палаты, в пределах сметы, утвержденной Собранием. Порядок, условия и размер компенсации Президенту за исполнение возложенных на него обязанностей определяются Положением.
Нотариус Симферопольского городского нотариального округа Стоковская Т.В. полагает, что указанное Положение в настоящее время противоречит Уставу, поскольку Уставом предусмотрена компенсация расходов, связанных с осуществлением деятельности в Нотариальной палате, в то время, как в Положении предусмотрена компенсация расходов и неполученных доходов, в том числе Президенту Палаты, после утверждения Устава в новой редакции изменения в Положение о порядке и размерах выплаты денежной компенсации членам нотариальной палаты не вносились, Положение нарушает ее права, как члена нотариальной палаты, оплачивающего членские взносы. Правление нотариальной палаты самоустранилось от принятия решения по внесению изменений в Положение, вопрос был вынесен на рассмотрение Общего собрания, однако по инициативе Президента Нотариальной палаты был снят с повестки дня.
Суд первой инстанции, не установив противоречий между Уставом и обжалуемым истцом Положение и нарушений прав заявителя оспариваемым Положением, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска нотариуса.
Судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым обоснованно согласилась с выводом суда.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального права, подлежащие применению[12].
Охранительные правоотношения возникают на основе охранительных норм, являются формой, в которой реализуются установленные законом на случай неправомерного поведения санкции - меры защиты субъективных прав или меры ответственности. Охранительные правоотношения в гражданском праве возникают на базе регулятивных, вследствие нарушения последних и неразрывно связаны с ними как со своей основой, воспроизводя их структурный тип.
Таким образом, охранительные правоотношения включены в общую цепь дозволенного гражданско-правового регулирования и по своей структуре обеспечивают защиту гражданских прав.
Соглашаясь в целом с позицией автора, считаем необходимым указать на то обстоятельство, что охранительные отношения возникают на базе регулятивных не только в силу их нарушения, а также вследствие создания дополнительных гарантий, на случай их возможного нарушения, что по своей структуре также обеспечивает защиту гражданских прав. Это выражается в том, что созданные гарантии носят профилактический характер с целью недопущения спорных процессуальных отношений в будущем, а в случае их возникновения создают одновременно два вида гарантий: 1) материальные гарантии, вытекающие из норм материального права, и 2) процессуальные гарантии, возникающие из норм процессуального права.
К такому виду охранительных действий можно отнести нотариальные действия, которые являются таковыми в силу наличия системы материальных и процессуальных гарантий, возникающих в силу совершения нотариального действия. К числу материальных гарантий можно отнести диспозицию ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, устанавливающую полную имущественную ответственность частнопрактикующего нотариуса за вред, причиненный по его вине имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия с нарушением закона, и за реальный ущерб, причиненный неправомерным отказом в совершении нотариального действия, а также разглашением сведений о совершенных нотариальных действиях.
Процессуальной гарантией служит признание фактами, не нуждающимися в доказывании в соответствии со ст. 61 ГПК РФ[13], обстоятельств, подтвержденных нотариусом при совершении нотариального действия, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия.
Как отмечает К.И. Комиссаров, само по себе нарушение сторонами прав и обязанностей еще не означает перехода от регулятивного правоотношения к охранительному. Регулятивные правоотношения, как правило, являются двусторонними. Охранительное правоотношение отличается тем, что в нем почти всегда участвует юрисдикционный орган, от которого зависит включение в действие государственного принуждения, а управомоченные и обязанные лица выступают в качестве субъектов охранительного правоотношения, которое будет иметь трехстороннюю структуру. В некоторых случаях возможно охранительное правоотношение в рамках материального права без перехода в область процесса. При этом сами заинтересованные лица непосредственно без вмешательства юрисдикционного органа воспользоваться охранительными нормами не могут. Охранительное правоотношение (в материальном праве) возникает при наличии требующего нормализации регулятивного правоотношения, но иногда бывает и упреждающим, направленным на защиту интереса, обусловленного потенциально возможным регулятивным правоотношением, для возникновения или развития которого требуется официальное признание какого-либо обстоятельства[14].
На наш взгляд, нотариальные действия, совершаемые между участниками материальных правоотношений, имеют профилактическую направленность, обеспечивающую защиту субъективных прав и законных интересов участников материальных правоотношений и характеризуются многосубъектностью состава - совершаются в указанной К.И. Комиссаровым трехсторонней структуре с обязательным участием юрисдикционного органа - нотариуса. При этом участие нотариуса требуется для трансформации существующего правоотношения либо в качестве обязательного действия в рамках юридического состава.
Ряд авторов при характеристике нотариального действия на первое место ставят нотариальную функцию как средство индивидуализации нотариального действия. Нотариальные действия характеризуются сущностью нотариальной функции, которая определяет их состав и характер. И исходя из этих функций определяются особенности совершения отдельных нотариальный действий. Нотариальную функцию можно обозначить в качестве законодательно установленного перечня нотариальных действий и порядка совершения нотариальных действий нотариусами и иными органами и лицами, наделенными таким правом, совершение которых зависит от волеизъявления заинтересованных лиц.
В.В. Ярков отмечает, что функции отражают основные направления деятельности системы нотариата, показывая содержательное значение нотариальной деятельности. Эти функции носят особый характер в силу публично-правового характера нотариальной деятельности и особенностей компетенции нотариуса, действующего в рамках бесспорной гражданской юрисдикции. Функции нотариата можно подразделить на социальные, характеризующие место нотариата в системе органов гражданской юрисдикции: 1) предупредительно-профилактическая; 2) правореализационная; 3) правоохранительная; 4) фискальная, и содержательные, отражающие характер нотариальной деятельности: 1) правоустановительная; 2) удостоверительная; 3) охранительная; 4) юрисдикционная[15].
Охранительный (гарантийный) потенциал нотариальных действий достигается благодаря их особенностям. Следуя легальному определению, можно выделить следующие характерные особенности нотариальных действий, которые могут охарактеризовать их место в системе юридических фактов в целом и в системе юридических фактов в гражданском судопроизводстве в частности:
во-первых, это действия, которые совершаются специально уполномоченным органом - нотариатом;
во-вторых, это действия, создающие дополнительные гарантии для участников нотариальных правоотношений и, как следствие, наделяющие их правозащитным потенциалом.
Определяя в качестве первой особенности нотариальных действий наличие специально уполномоченного органа - нотариата, следует отметить сходство с процессуальными отраслями права, которые так же в качестве одной из важных особенностей выделяют наличие специального органа. В.В. Ярков отмечает, что во внесудебной деятельности процессуальные отношения не возникают и существовать не могут в силу участия в них в качестве обязательного субъекта суда - первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций. Любые отношения участников процесса, возникающие в ходе рассмотрения дела, так или иначе опосредуются рамками гражданского процесса[16].
Реализация правоохранительной функции государства складывается из следующих элементов:
а) учреждение государственных органов (судебных, арбитражных), специально предназначенных для защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов;
б) возложение на некоторые государственные органы, имеющие иное назначение, функций защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов;
в) передача отдельных правоохранительных функций общественным организациям, образованным в других целях или специально созданным для защиты гражданских прав и интересов;
г) оптимальное распределение компетенции;
д) издание процессуальных норм, определяющих наиболее оптимальный порядок их деятельности.
Нотариат в систему органов, осуществляющих правоохранительную функцию государства, вписывается, так как в соответствии с законодательно установленной дефиницией осуществляет защиту субъективных прав и законных интересов. Однако предложенная А.К. Кац градация была разработана в период наличия лишь государственного нотариата в отечественной правовой системе, в связи с чем нотариат и не был выделен в качестве самостоятельного элемента системы, осуществляющей правоохранительную функцию.
Указанные признаки, на наш взгляд, приводят к отождествлению нотариата и нотариальных действий исключительно с нотариусами. Вместе с тем осуществление нотариальных действий возможно и иными органами и лицами, наделенными законом правом совершения отдельных нотариальных действий. Нотариальные акты и акты, составленные соответствующими уполномоченными органами и лицами, имеют одинаковую юридическую силу и наделяются одинаковым объемом материальных и процессуальных гарантий. При этом В.В. Ярков отмечает, что специфика нотариальных функций, осуществляемых в рамках нотариального производства, определяет невозможность передачи соответствующих полномочий другим органам и лицам. Та легкость, с которой в последнее время удостоверительные нотариальные функции стали возлагаться на другие органы, свидетельствует о недопонимании содержательной стороны нотариального производства, публично-правового и некоммерческого характера нотариальной деятельности[17].