Файл: Нотариат в Российской Федерации (Ретроспективный анализ нотариата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы настоящего исследования заключается в следующем.

Современную систему правозащитных институтов в России нельзя представить без нотариата. Однако исследование понятия, правовой природы данного института приводит к выводу, что существует немало проблем понимания сущности нотариата.

Наиболее системному и в некоторой степени революционному реформированию Основы законодательства РФ о нотариате подверглись в 2015 - 2016 гг., что, безусловно, явилось следствием усложнения гражданского оборота, развития внедренной системы электронного нотариата. Новеллы законодательства существенно расширили перечень нотариальных действий с целью обеспечения дополнительных гарантий юридической чистоты сделок, защиты прав граждан и правовой защищенности информации.

Особой юридической характеристики и комплексного анализа заслуживают основные законодательные изменения в сфере компетенции органов нотариата в России на современном этапе.

Целью настоящей курсовой работы является исследование нотариата в РФ.

В настоящей курсовой работе необходимо выполнить следующие частные задачи:

  1. дать ретроспективный анализ нотариата;
  2. охарактеризовать виды и задачи нотариальных действий;
  3. выявить проблемы, возникающие в процессе правового регулирования нотариата;
  4. проанализировать совершенствование законодательства, регулирующего институт нотариата.

Объектом настоящей курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исследования нотариата в РФ.

Предметом исследования являются нормы конституционного, гражданского, семейного законодательства, регулирующие институт нотариата.

Методологическая база исследования. При проведении настоящего исследования применялись как общие, так и специальные методы: метод исторического анализа, диалектико-материалистическая теория познания, сравнительно-правовой метод.

Теоретической основой настоящей курсовой работы являются положения общей теории права, конституционного права, гражданского права, семейного права и других отраслей действующего законодательства.

Нормативную базу исследования образуют Конституция Российской Федерации[1], федеральные законы.

Эмпирической основой настоящей курсовой работы являются материалы судебной практики.


Глава 1. Правовое регулирование нотариата как органа защиты гражданских прав

1.1. Ретроспективный анализ нотариата

Во все времена одной из функций государства являлась защита своих граждан. Слово "нотариат" произошло от латинского слова nota - "знак". Нотариат как институт права зародился еще в Древнем Риме (III в. н.э.). Первым подобием нотариусов явились так называемые табеллионы, они имели схожие функции с нотариусом. Табеллионы осуществляли свою деятельность (составляли юридические акты, судебные бумаги, проекты сделок и т.д.) исключительно под контролем государства, но не состояли на государственной службе. Позже этот институт и получил название "нотариат".

Ряд специалистов полагает, что история российского нотариата берет свое начало в конце XV в., так как именно в Судебниках Ивана III (1497 г) и Ивана IV (1550 г.) содержатся первые упоминания о лицах, которые занимались составлением и оформлением сделок. Об использовании письменных документов говорится еще в Псковской судной грамоте 1467 г., а упоминания о совершенных сделках в уставных, жалованных грамотах удельных князей еще в X веке заложили основы для формирования института нотариусов.

Большинство же авторов начало первого периода относят к XVI в., считая организационной основой нотариата сословие «площадных подьячих», объединение профессиональных писцов, занимавшихся оформлением гражданских сделок и составлением документов за плату. Контролировали их деятельность старосты.

Второй период развития нотариата принято датировать временным промежутком с 1649 по 1866 годы. Именно в этот период вводится в действие Соборное уложения 1649 г. царя Алексея Михайловича, принимается законодательство Петра I и его преемников, вступает в силу Свод законов Российской империи 1832 г. Как отмечают исследователи, для этого этапа характерно бессистемное формирование различных нотариальных учреждений, создававшихся для регулирования различных групп правоотношений и осуществлявших свою деятельность под контролем государства[2].


Начало третьего периода неразрывно связано с судебной реформой 1864 года. Главной идеей реформирования в этот период стало придание судам статуса центрального органа правовой системы государства. Именно при судах состояли адвокаты, следователи и даже прокуроры. Нотариусы не стали исключением – их должности также учреждались при окружных судах, и состояли под их надзором и наблюдением.

14 апреля 1866 года было принято Временное положение о нотариальной части, ознаменовавшее окончательный переход к следующему этапу истории развития российского нотариата. Характерной особенностью организации нотариальной деятельности по новому положению стало разделение на «младших» и «старших» нотариусов, отличавшихся по своему статусу и возложенным обязанностям. Нотариусы считались состоящими на государственной службе, входили в судебную систему, но при этом самостоятельно обеспечивали свою нотариальную деятельность за счет поступающих к ним средств за совершение нотариальных действий, что позволяло относить их к категории высокооплачиваемых квалифицированных специалистов.

В целом, можно заключить, что в дореволюционной России нотариат, организованный в соответствии с требованиями Положения о нотариальной части 1866 г., был сравним с нотариатами большинства европейских стран.

Однако коренные социально-экономические преобразования начала XX века внесли существенные изменения и в систему устройства российского нотариата.

Декрет о суде N 1 от 24 ноября 1917 г. не содержал положений, касающихся деятельности нотариата, однако ввиду ликвидации окружных судов, при которых они состояли, нотариусы фактически прекратили свою деятельность, их функции были переданы местным Советам.

Нотариат был восстановлен только в 1922 г., однако предстал в совершенно иной форме, окончательно отдалившись от нотариата латинского типа.

Основными законодательными актами этого периода были Положение о государственном нотариате РСФСР 1922 г. (скорректированное в 1923 г.) и Постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата», принятое ЦИК и СНК СССР в 1926 г.

В соответствии с указанными нормативными актами были созданы государственные нотариальные конторы в городах и в значительных сельских пунктах, возглавляли их нотариусы, назначаемые президиумами губернских советов народных судей, при которых также состояли нотариальные архивы, в них же обжаловались и действия нотариусов, однако решения президиумов могли быть пересмотрены народным комиссариатом юстиции. Таким образом, нотариат фактически перешел в ведение органов юстиции, в чем и заключалось одно из его главных отличий от нотариата дореволюционной России. Другим отличием стал полный запрет на получение вознаграждения от клиентов: нотариусы стали государственными служащими на зарплате.


На этом этапе главной функцией нотариуса были лишь регистрация сделок с автомобилями, удостоверение завещаний и верности копий документов.

Дальнейшее развитие законодательства о нотариате в Советском Союзе характеризуется принятием ряда положений о государственном нотариате 1930 года[3], 1947 года[4], 1965 года[5], соответственно, и принятием единого кодифицированного общесоюзного Закона СССР от 19.07.1973 года «О государственном нотариате»[6], который действовал вплоть до 11 февраля 1993 года.

Нотариат в этот период действовал в рамках одной организационной системы и являлся государственным, нотариус признавался должностным лицом. Руководство государственным нотариатом было возложено на органы исполнительной власти и органы юстиции. Требования к должности нотариуса были невысокими: не обязательно было иметь высшее юридическое образование, достаточно было наличия определенного опыта работы[7].

В 1980-х гг. государство попыталось перевести деятельность государственных нотариальных контор на хозяйственный расчет, но и этой мерой улучшить положение контор и нотариусов не удалось[8].

Давая характеристику советскому периоду истории отечественного нотариата, можно заключить, что, несмотря на то, что законодателем была проделана большая работа по регламентации нотариальной деятельности, в условиях социализма и ограниченности гражданского оборота авторитет нотариата с неизбежностью снизился.

Пятый период берет свое начало в 1993 году и длится по настоящее время. С реформированием политической системы страны, внедрением рыночной экономики и рыночных отношений, роль нотариусов существенно возросла.

Отправной точкой в истории современного нотариата стало принятие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, возродивших в России независимый нотариат латинского типа.

1.2. Виды и задачи нотариальных действий

Нотариальные действия в силу их правозащитного потенциала можно обозначить в качестве охранительных. Совершая нотариальные действия, лица, участвующие в нотариальном производстве, являются равными участниками материальных правоотношений, имеют одинаковый объем прав и обязанностей. Однако исполнение обязанности, вытекающей из обеспеченного нотариусом правоотношения, предполагает придание дополнительной удостоверительной силы с точки зрения как правоотношения, так и наличия дополнительных нотариальных гарантий, установленных нормами материального права, например, вытекающих из обязательного страхования профессиональной ответственности нотариуса. В ряде случаев нотариальные действия являются обязательными юридическими фактами, с которыми норма материального правоотношения связывает возникновение, изменение, прекращение материального правоотношения[9].


А.К. Кац осуществление государством правоохранительной функции связывала с изданием материальных и процессуальных правовых норм. В этом плане материальные нормы делятся на две группы. Первая группа устанавливает неблагоприятные последствия для лиц, не выполняющих возложенные на них гражданско-правовые обязанности. Другая группа материальных норм имеет своим содержанием учреждение государственных органов и общественных организаций, которым специально поручается осуществление правоохранительной деятельности[10]. Нотариальные действия, осуществляемые на основе материальных норм в контексте осуществления правоохранительной функции, выполняют функции двух групп: устанавливают неблагоприятные последствия в случае их несоблюдения (например, недействительность брачного договора при несоблюдении нотариальной формы) и реализуют прямое обеспечение функционирования норм материального права (например, совершение исполнительной надписи на сохранной квитанции).

Необходимо отметить, что реализация правоохранительной функции достигается во многом благодаря наличию особого законодательно установленного порядка совершения нотариальных действий. В.В. Ярков, выделяя правоохранительную функцию нотариата, отражает его место как публично-правового института, который обеспечивает законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота в самом широком смысле. Нотариат в силу жесткой процедурной урегулированности порядка совершения нотариальных действий, необходимости исследования широкого круга доказательств является одним из эффективных средств снижения криминальности в сфере собственности[11].

Так, как следует из материалов дела, обращаясь в суд с настоящим иском, нотариус Симферопольского городского нотариального округа Стоковская Т.В. указала на то, что 31 мая 2018 года на общем собрании членов Нотариальной палаты Республики Крым был утвержден Устав Нотариальной палаты Республики Крым в новой редакции.

Нотариус Симферопольского городского нотариального округа Стоковская Т.В. полагает, что указанное Положение в настоящее время противоречит Уставу, поскольку Уставом предусмотрена компенсация расходов, связанных с осуществлением деятельности в Нотариальной палате, в то время, как в Положении предусмотрена компенсация расходов и неполученных доходов, в том числе Президенту Палаты, после утверждения Устава в новой редакции изменения в Положение о порядке и размерах выплаты денежной компенсации членам нотариальной палаты не вносились, Положение нарушает ее права, как члена нотариальной палаты, оплачивающего членские взносы. Правление нотариальной палаты самоустранилось от принятия решения по внесению изменений в Положение, вопрос был вынесен на рассмотрение Общего собрания, однако по инициативе Президента Нотариальной палаты был снят с повестки дня.