Файл: Вадим Алджанов итархитектура от а до Я Теоретические основы. Первое.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 819

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

•гарантия того, что все пакеты для релизов могут быть протестированы, отслежены, проверены, установлены или устранены (при необходимости);
•гарантия того, что все изменения управляются в рамках деятельностей по управлению релизами и развертыванием;
Деятельность по процессу:
•Планирование
•Подготовка, тестирование и внедрение релиза или сборки
•Сборка и тестирование
Входами процесса Управления релизами и развертыванием являются:
•авторизованные Запросы на изменения;
•Проектная документация (SDP);
•пакет уровней услуг (SLP);
•План обеспечения непрерывности бизнеса и IT;
•приобретенные активы и компоненты с их документацией;
•модели и планы сборки;
•требования и спецификации сред для сборки, тестирования, пилотирования, развертывания, обучения и восстановления;
•политика и проект релизов от этапа Проектирования;
•модели релизов и развертывания;
•критерии входа и выхода для каждой стадии развертывания и релиза.
Выходами процесса Управления релизами и развертыванием являются:
•План релиза и развертывания;
•завершенные Запросы на изменения для деятельностей в рамках релиза и развертывания;
•оповещение об услуге;
•обновленный Каталог услуг с информацией о новой или измененной услуге;
•новые протестированные возможности услуги и среды;
•новая или измененная документация сервис-менеджмента;
•пакет услуг, учитывающий требования бизнеса
•Пакет уровней услуг (SLP);
•SLA, OLA и другие контракты;
•протестированные планы непрерывности;
•полный и актуальный перечень конфигурационных единиц;
•план мощностей, соответствующий планам бизнеса;
•подготовленный пакет релизов
•отчет о внедрении.
Участники процесса:
•Комитет по Управлению Изменениями
•Менеджер по Релизам и сборкам
•Менеджер по внедрению
Ключевые показатели производительности Управления релизами и развертыванием можно разделить на два класса:
Заказчики и бизнес:
•уменьшение отклонения значений производительности услуг от требуемых заказчиками и бизнесом;
•уменьшение количества инцидентов, связанных с услугами;
•увеличение удовлетворенности пользователей и заказчиков предоставленными услугами;
•уменьшение неудовлетворенности пользователей и заказчиков.
Поставщики услуг:
•уменьшение необходимых ресурсов и затрат для диагностирования и исправления инцидентов и проблем в рамках развертывания и производства;


•увеличение использования стандартизированного подхода к Внедрению, в том числе процессов, документации и стандартов;
•уменьшение несовпадений между информацией, предоставляемой проверками конфигураций, и реальной ситуацией.
Ключевые моменты процесса:
•Комитет по Управлению Изменениями является владельцем процесса
•ИТ департамент управляет процессом в рамках ИТ сервисов
Единица релиза (Release Unit) – компоненты услуги, которые обычно компонуются вместе и выпускаются в рамках одного релиза. Единица релиза обычно включает в себя компоненты, необходимые для выполнения какой-либо полезной функции. Например, Единицей релиза может быть настольный компьютер, включающий в себя программное, аппаратное обеспечение, лицензии, документацию и т. п.
Важно определить подходящий уровень Единицы релиза для каждого актива и компонента.
Необходимо учитывать следующие факторы:
•простота и количество изменений, необходимых для релиза и развертывания;
•количество ресурсов и времени, необходимое для сборки, тестирования и развертывания;
•сложность взаимосвязей между единицей и остальными услугами и компонентами;
•хранение, доступное в рамках сборки, тестирования, распространения и эксплуатации.
Для развертывания релиза необходимо разработать различные планы, в частности, Планы релизов и развертывания. Они должны определять:
•охват и контекст релиза;
•оценку рисков для релиза;
•организации и отдельные лица, которых затронет релиз;
•инвесторов, которые утвердили запрос на изменение;
•команду, ответственную за релиз;
•стратегию предоставления и развертывания;
•ресурсы для релиза и развертывания;
•количество изменений, которые могут быть осуществлены.
В рамках Внедрения должны быть определены критерии, которые позволят установить успешность выполнения каждой стадии релиза и развертывания. Результат выполнения либо принимается (pass), либо отклоняется (fail).
Перед передачей услуги в промышленную эксплуатацию, необходимо совершить ряд действий по сборке и тестированию различных сред. Среды, необходимые для релиза:
•среда сборки – используется для сбора и комплектования пакета релиза;
•единичная среда тестирования – используется для проверки функциональности, производительности, восстанавливаемости и полезности отдельных компонентов услуги;
•комплект сред тестирования – используется для проверки функциональности, производительности, восстанавливаемости и полезности комплекта компонентов услуги;
•среда интеграции – используется для сборки и интеграции компонентов услуги;
среда тестирования услуги – используется для тестирования всех аспектов объединенной архитектуры услуги;
среда тестирования релиза – используется для установки, сборки и тестирования пакета релиза в контролируемой среде; обычно совмещена со средой тестирования услуги.
среда тестирования готовности к эксплуатации – для тестирования возможностей услуги и ее компонентов перед передачей в промышленную эксплуатацию;
среда, симулирующая бизнес-среду;
•среда, симулирующая Управление услугами;
•среда для обучения;
•среда для пилотирования;
•среда для резервного копирования и восстановления.


Для тестирования услуги на маленькой части пользователей используются пилоты.
Пилот (Pilot) – ограниченное развертывание услуги, релиза или процесса в среде промышленной эксплуатации. Пилот используется для сокращения рисков и получения обратной связи, а также приемки от пользователей. Для пилотирования также должны формироваться планы.
Планирование сборки пакета релизов содержит следующие процедуры: проверка критериев входа/выхода; взаимодействие с инвесторами:
•управление контрактами и их деталями;
•доведение до инвесторов информации о предлагаемых изменениях, выгоде, которую они могут принести и сопутствующих затратах, и рисках обучение персонала и передача знаний; установление услуг и активов в виде имеющихся контрактов; согласование графиков; разработка механизмов и инструментов для:
•сборки, тиражирования, продвижения, распространения, контроля, инсталляции и активации релизов;
•управления лицензиями и авторскими правами. настройка систем и обучение пользователей для работы с новой или измененной услугой; разработка возможностей и ресурсов для сервис-менеджмента; оценка готовности целевой группы к использованию релиза; определение и согласование критериев для выхода.
В рамках составления планов развертывания необходимо ответить на следующие вопросы:
•для кого предназначено развертывание?
•кто будет пользователями?
•есть ли какие-то особенности месторасположения?
•где пользователи?
•кто еще должен быть подготовлен к релизу?
•когда необходимо завершить развертывание?
•почему необходимо развертывание?
•какие факторы успеха и критерии выхода?
•каковы текущие возможности поставщика услуг?
Далее разрабатываются Планы снабжения и предоставления. Они определяют следующее:
•как и когда релиз и его компоненты будут предоставляться?
•какие имеются команды сопровождения, и что будет в случае задержки?
•как отследить прогресс в предоставлении и необходимость его завершения?
•есть ли возможность защищенного хранения, если потребуется?
Прежде чем добавлять какие-то действия в планы развертывания, необходимо осуществить финансовое планирование. Оно рассматривает вопросы выделения средств для обеспечения деятельностей, покупки необходимого оборудования и лицензий, имеющиеся контракты и обязательства.
После того, как детальные планы для каждой деятельности в рамках Управления релизами и развертыванием составлены, наступает этап
подготовки
к сборке,
тестированию
и развертыванию. На этом этапе происходит оценка рисков, возможных проблем и несоответствий в проектной документации. Оценка проверяет, принесет ли изменение желаемые результаты. Формируется отчет, в котором содержатся рекомендации об утверждении изменения или его отклонении.
Если изменение утверждено, наступает этап сборки и тестирования. Ключевые аспекты, которыми необходимо управлять в рамках этого этапа:
•использование сред сборки и тестирования;
•стандартизация и интеграция;
•управление конфигурациями:


•контроль версий, управление базовым состоянием, контроль входов и выходов этапа сборки и тестирования;
•ведение отчетности, которая позволит осуществить сборку снова при возникновении необходимости;
•управление наглядностью тестирования
•контроль доступа к физическим компонентам и технологиям;
•проверка выполнения требований безопасности;
•проверка деятельностей – все необходимые условия выполнены;
•управление вопросами среды – кондиционирование, электропитание, физическое место, пожарная сигнализация и т. п.
•проверка готовности релиза к передаче на следующую стадию;
•передача релиза на следующую стадию.
В ITIL вводится понятие «базовое состояние».
Базовое состояние (Baseline) – зафиксированное состояние, используемое как ориентир
(контрольная точка). Трактовка зависит от контекста. В контексте Внедрения базовое состояние может быть использовано для возврата инфраструктуры к исходной конфигурации в случае, если внедрение релиза оказалось неудачным. Информация о базовых состояниях конфигураций хранится в CMS.
Для сборки релиза необходимо объединить множество компонентов, активов и продуктов от внешних и внутренних поставщиков. Деятельность по приобретению компонентов включает в себя:
•взаимодействие с процессами снабжения для приобретения компонентов;
•сбор:
•проверка, мониторинг и ведение отчетности о качестве поступающих конфигурационных единиц и компонентов услуг;
•обеспечение того, что наличие лицензии можно будет доказать при возникновении необходимости;
•ответные действия в случае, если качество, полученное на практике, отличается от ожидаемого, и оценка влияния снижения качества на внедрение в целом;
•обновление статусов конфигурационных единиц в SACM.
После того, как все необходимое куплено, документация готова, можно приступить к сборке пакета релизов. При сборке релизов важно понимать, что продукт поступит скоро в промышленное производство, следовательно, использованные в рамках сборки процедуры должны быть повторимы в случае необходимости.
Ключевые этапы деятельности сборки пакета релизов:
•комплектование и интеграция компонентов релиза;
•создание документации для сборки и релиза
•инсталляция и проверка пакета релиза;
•отправка уведомлений всем заинтересованным участникам о том, что пакет релиза готов для инсталляции и использования.
Если тестирование пакета релизов прошло успешно, релиз и его составляющие попадают под контроль Управления конфигурациями. С этого момента все изменения в пакете релизов осуществляются через Управление изменениями.
В рамках тестирования операционной готовности проводятся следующие тесты:
•тестирование готовности к развертыванию – проверяет то, что процессы, процедуры и системы развертывания могут развертывать, устанавливать, назначать и списывать пакет релизов и соответствующую ему услугу в среде производства/развертывания;
•тестирование Управление услугами – проверка того, что производительность услуги может быть измерена и проконтролирована в процессе промышленной эксплуатации;
•тестирование группы эксплуатации – проверяет, что сервисные подразделения смогут управлять услугой в процессе промышленной эксплуатации;


•тестирование уровня услуг – проверка соответствия новой или измененной услуги требованиям уровня услуг;
•тестирование пользователей – проверка того, что пользователи имеют доступ к новой или измененной услуге и могут ее использовать;
•тестирование интерфейса поставщика услуг – проверка того, что интерфейсы, поддерживающие услугу, функционируют;
•тестирование развертывания – проверка того, что услуга корректно развернута для каждой целевой группы или среды.
После проведения указанных выше тестов наступает заключительный этап тестирования –
«репетиция услуги». Это метод тестирования, в котором создаются условия, максимально приближенные к условиям реальной эксплуатации. Он должен выявить ошибки и неработающие процессы, прежде чем они повлияют на бизнес в процессе промышленной эксплуатации.
Проводится перед непосредственным развертыванием услуги. Как вариант может осуществляться в виде пилота – то есть на маленькой группе реальных пользователей услуги.
После успешного тестирования или пилотирования можно приступить к развертыванию услуги. На начальном этапе составляются детальные планы развертывания, и производится оценка рисков. Планы должны быть утверждены, а Запросы на изменения авторизованы процессом Управления изменениями. Только после этого услуга готова к развертыванию.
В рамках развертывания могут выполняться следующие действия:
•перенос финансовых активов:
•Перенос/переход бизнеса и организации
•окончательное оформление организационной структуры, ролей и ответственностей;
•установление связей между изменениями организации, ролей и ответственностей;
•убедиться в том, что люди могут приспособиться к новым практикам;
•убедиться в том, что люди понимают планы и процедуры обеспечения непрерывности.
Развертывание услуги – развертывание релиза, в том числе действия по распространению и установке услуги, поддерживающих услуг, приложений, инфраструктуры и функциональных возможностей. В этот этап входят следующие деятельности:
•распространение и развертывание услуги и ее компонентов в заданных границах времени;
•сборка, установка и настройка услуги и ее компонентов на работу с новой или преобразованной информацией;
•тестирование системы и услуг в рамках инсталляции, формирование отчетов об инсталляции и тестировании;
•фиксация всех проблем, сбоев, ошибок, инцидентов и расхождений с планами;
•корректирование всех расхождений, которые не выходят за рамки проектных ограничений.
Отзыв услуги – действия, предпринятые для того, чтобы релиз можно было отозвать в случае возникновения необходимости.
Поддержка в начале эксплуатации (Early Life Support или ELP) – поддержка, предоставляемая в отношении новой или измененной услуги в течение некоторого времени непосредственно после того, как услуга была введена в эксплуатацию. Во время поддержки в начале эксплуатации поставщик услуг может пересматривать ключевые показатели производительности, уровни услуги и наблюдаемые пороговые значения, а также задействовать дополнительные ресурсы для Управления инцидентами и Управления проблемами.
Обзор и завершение развертывания. Обзор развертывания включает в себя следующие действия:
•организация опросов и исследований удовлетворенности пользователей, инвесторов и заказчиков новой или измененной услугой;
•выявить недостигнутые критерии качества;
•проверить завершенность всех необходимых действий, исправлений и изменений;
•пересмотреть незавершенные изменения и убедиться в том, что для них выделены финансовые средства и назначены ответственные исполнители;
•пересмотреть целевые показатели производительности и успешности;