Файл: Особенности политики развития персонала малых предприятий.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты политики развития персонала организации
1.1 Кадровая политика и политика развития персонала организации
1.2 Роль и место кадровой политики на предприятии
1.3 Особенности построения кадровой политики и политика развития персонала организации
2 Анализ политики развития персонала ООО «Престиж»
2.1 Характеристика управленческой деятельности на предприятии
2.2 Исследование состояния кадровой политики и политика развития персонала организации
2.3 Проблемные вопросы реализации кадровой политики
3 Рекомендации по внедрению новых форм управленческой деятельности в сфере развития персонала
В современном состоянии развития экономики наблюдается постепенный переход от автократического типа власти в обществе к демократическому в связи с отходом старой партийной номенклатуры от дел, хотя к власти пришло значительное количество молодых руководителей новой волны со смешанным стилем руководства.
Возрастание роли кадровой политики на промышленных предприятиях (в организациях) вызвано коренными изменениями социальных и экономических условий.
К основным требованиям, предъявляемым к кадровой политике, относятся:
- разработка научно обоснованной системы изучения способностей и склонностей персонала к видам деятельности, профессиональное и должностное продвижение в соответствии с деловыми и личностными качествами;
- внедрение целенаправленной подготовки нужных для организации работников;
- активизация деятельности кадровых служб по стабилизации трудовых коллективов, повышению их трудовой и социальной активности;
- переход от преимущественно административно-командных методов управления кадрами к использованию экономических, социальных и нравственно-психологических.
Выполнение данных требований создает условия для возрастания профессиональной квалификации службы управления персоналом, предполагает ее взаимодействие с руководством организации, начальниками функциональных и линейных подразделений.
Работники службы управления персоналом должны:
- хорошо знать трудовое законодательство, методические, нормативные и другие документы, касающиеся специфики управления персоналом;
- знать основы управления, педагогики, социологии, психологии труда, научной организации труда, производства и его управления, структуру организации и основные функции структурных подразделений;
- передовой отечественный и зарубежный опыт в области управления персоналом;
- владеть современными методами оценки персонала, профориентационной работы, стратегического планирования работы с персоналом, регламентации функций структурных подразделений и работников, социальными и психологическими технологиями управления;
- уметь разрабатывать кадровую политику на основе современных подходов к работе с кадрами, механизмов управления ее реализации, создавать необходимые условия для проведения кадровой работы;
- видеть перспективы развития своей организации, рынка труда.
Во многих крупных компаниях формируются единые принципы и механизмы организации управления персоналом. Однако имеются и характерные проблемы кадровых служб. На сегодня подавляющее большинство кадровиков не имеет необходимого уровня подготовки. Неблагоприятная ситуация складывается и в отношении их возрастного состава. Значительная часть работников по кадрам находится в предпенсионном возрасте.
Такое положение свидетельствует о медленном обновлении и недостаточном притоке в эти подразделения молодых специалистов. Основной формой привлечения необходимых специалистов для организаций могли бы стать договоры с учебными заведениями, что позволит обеспечить службы управления персоналом высококвалифицированными кадрами.
Концепция кадровой политики современных организаций, как правило, ориентируется на качественное обновление деятельности кадровых служб. В них ставится задача внедрения системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов и кадров среднего звена управления, автоматизированных обучающих систем для повышения квалификации и переподготовки специалистов.
Во многих организациях уже имеются наборы обучающих программ, наработки по созданию подсистем "АСУ – учет кадров", "АСУ – резерв", "АСУ – аттестация", но широкомасштабная работа еще не проводится. Одной из основных причин такого положения является недооценка высшими руководителями значения переподготовки и повышения квалификации кадров.
В концепциях кадровой политики больше внимания стало уделяться формированию команд специалистов, умеющих решать производственные и научно-технические задачи на современном уровне.
В системе подготовки специалистов ставится задача перейти к обучению по индивидуальным программам, включающим перечень учебных дисциплин, основанных на последующих должностных обязанностях. Для этого целесообразно установить более тесные связи компаний с вузами для согласованной разработки программ обучения молодых специалистов, отвечающих современному уровню управления персоналом.
2 Анализ политики развития персонала ООО «Престиж»
2.1 Характеристика управленческой деятельности на предприятии
ООО «Престиж» – предприятие малого бизнеса, созданное в форме малого предпринимательства в 2011 году. Одним из приоритетных направлений деятельности которого является производство и реализация товаров народного потребления, кровельных материалов, пенополистирольных плит, ленты, изделий из полиэтилена, вспененного полистирола, поролона.
Перспективы развития строительной отрасли региона, запланированный рост объемов производства строительных материалов и стабильно растущий спрос на отделочные, теплоизоляционные и энергосберегающие материалы в социальном жилищном и промышленном строительстве, указывают на то, что производимая ООО «Престиж» продукция будет пользоваться стабильным спросом. Дополнительными драйверами развития промышленности строительных материалов в ближайшей перспективе станет акцентирование внимания государственных регулирующих органов к проблемам энергосбережения.
По оценкам большинства экспертов в ближайшей перспективе государство, в лице исполнительных органов власти, а так же владельцы крупных и средних объектов недвижимости столкнутся с проблемами капитального ремонта и реконструкции сильно изношенных производственных корпусов и сооружений, жилых зданий и объектов культурно-социальной сферы (больниц, поликлиник, школ, вузов, и т.п.). Как следствие, возрастет потребность в современных тепло- и звукоизолирующих материалах и конструкциях, на производстве которых специализируется ООО «Престиж».
Исследование производственных показателей предприятия показало, что в настоящее время основным видом выпускаемой ООО «Престиж» продукции является металлочерепица и утеплители на основе пенополистирола. Утеплители выпускаются в виде формированных плит из полистирольного пенопласта и пенополистиролбетона.
Кроме того, предприятие выполняет работы по теплоизоляции строительных ограждающих конструкций с применением утеплителей собственного производства, а также общестроительные и ремонтные работы.
Проведенное исследование производства показало, что дополнительным, не маловажным направлением деятельности ООО «Престиж» является выполнение индивидуальных заказов по резке изделий из пенополистирола. К таким видам работ относиться производство резных элементов для отделки фасадов, архитектурных украшений, а так же изготовление объемных букв для вывесок, рекламных конструкций, декораций для театра.
Выполнение значительных объемов заказов и индивидуальная работа с заказчиками стали возможны благодаря размещению на производстве импортного оборудования, с широким спектром технических возможностей. Применяемое на ООО «Престиж» оборудование позволяет производить продукцию высокого качества, отвечающую всем требованиям известных мировых стандартов.
Производство пенополистирольных плит и блоков осуществляется компанией «Престиж» в основном из сырья местного производства. Многолетняя работа предприятия на рынке строительных материалов в регионе позволила накопить богатый опыт использования трудовых ресурсов, технически квалифицированного персонала, сформировать постоянную клиентскую базу, как поставщиков, так и потребителей услуг и продукции.
Основные показатели, характеризующие экономику деятельности ООО «Престиж» за период 2017-2018 г.г. приведены в таблице 2.1, эмпирическое изучение (сравнение) которой показывает, что в течение исследуемого периода наблюдалась положительная динамика основных технико-экономических характеристик.
Сравнительная оценка результатов производства компании показывает, что в 2018 году производительность труда увеличилась по сравнению с 2017 годом. Исследование объекта дипломной работы показало, что улучшение производительности напрямую связано с дополнительным внедрением на предприятии современных технологий и установкой новейшего оборудования.
Таблица 2.1 – Технико-экономические показатели ООО «Престиж» за 2017-2018г.г. (по данным организации)
Показатель |
2017 г. |
2018 г. |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
82 410 |
96 530 |
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. |
15 477 |
17 417 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
70 |
72 |
Производительность труда, тыс. руб. |
412,1 |
483 |
Рентабельность продаж, % |
18,78 |
18,04 |
Рентабельность капитала, % |
68,3 |
71,7 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. |
17 500 |
25 000 |
Среднегодовая выработка продукции одним работником (в текущих ценах), тыс. руб. |
400 |
501,6 |
В результате исследования стало известно, что в компании ООО «Престиж» реализована матричная организационная структура, характерной особенностью которой является закрепление в организационном построении фирмы двух направлений руководства, двух организационных альтернатив.
Престижным направлением руководства характеризуется управление функциональными и линейными структурными подразделениями компании, организационно регламентированными штатной структурой организации. Наряду с этим реализуется выделенное управление отдельными проектами, программами, продуктами, в ходе реализации которых выделятся из штатной структуры, либо дополнительно привлекаются человеческие и иные организационные ресурсы различных подразделений компании, сторонних организаций-партнеров, которое условно называем горизонтальным направлением.
В этой структуре управления устанавливается разделение прав менеджеров, осуществляющих управление подразделениями, и менеджеров, руководящих выполнением проекта. Основной задачей топ-менеджеров компании в таких условиях становится поддержание устойчивого баланса между двумя организационными альтернативами.
Анализ организационной структуры предприятия говорит о том, что де-факто у многих сотрудников (работников) ООО «Престиж» одновременно два, а иногда и три руководителя, наделенных разными правами и функционалом. Несомненно, это отличительная особенность организационной структуры типична для матричного построения управленческой деятельности.
С одной стороны, работник-исполнитель подчиняется непосредственному руководителю в соответствии со штатным расписанием. С другой стороны в соответствии с фактически выполняемым функционалом у него есть функциональный руководитель, который тоже наделен необходимыми проектными полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, выделенными ресурсами и требуемым качеством. Возникает система двойного подчинения, базирующаяся на принципах функционального и проектного (продуктового) управления.
В матричном подходе к построению организационной структуры управления, реализованном в ООО «Престиж», совершенствование организационной структуры управления и совершенствование деятельности отдельных структурных подразделений не являются приоритетными либо определяющими. Основополагающим принципом управленческой деятельности на предприятии является процесс улучшения взаимодействия различных категорий руководителей-исполнителей, для реализации того или иного проекта или эффективного решения определенной проблемы.
Оптимизация процессов управления ООО «Престиж» осуществляется за счет того, что в структуре предприятия, параллельно с функциональными и линейными подразделениями, создаются специальные органы управления (проектные группы) для решения конкретных производственных задач. Формирование проектных групп осуществляется за счет специалистов подразделений, находящихся на различных уровнях управленческой иерархии, т.е. без учета формального штатного расписания, но в зависимости от специфики, целей, плановых показателей и сроков выполнения конкретных поставленных задач.
Фактически, основным принципом формирования матричной структуры ООО «Престиж» является развернутая сеть горизонтальных связей.
В ходе реализации своих задач руководители проектных групп наделяются и оперируют так называемыми проектными полномочиями. Иногда проектные полномочия выражаются в прямых противоположностях. Неограниченная линейная власть над всеми деталями проекта может сводиться до формальных, чисто консультационных полномочий. Прерогативой топ-менеджера является выбор конкретного варианта, исчерпывающего перечня, прав, делегируемых управляющему (руководителю) проектной группы.