Файл: Учебника Разработка предметноориентированных систем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 451

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автоматизированная медицинская информационная система
«Интрамед», разработанная компанией «Медкор», отличается высоким уровнем автоматизации бизнес-процессов лечебно-профилактического учреждения:
- создания базы данных историй болезни и амбулаторных карт на основе электронной медицинской карты пациента (ЭМК);
- экспертной работы;
- формирования стандартов лечения;
- ведения плана и очереди на госпитализацию;
- ведения расписания работы врачей;
- учета функционирования коечного фонда;
- персонифицированного учета медицинских услуг;
- персонифицированного предметно-количественного учета медикаментов в ЛПУ;
- учета материально-технических ресурсов ЛПУ;
- формирования учетных документов;
- формирования государственной и отраслевой статистической отчетности.
ЭМК является электронным аналогом стандартных форм Министерства здравоохранения РФ «Медицинская карта амбулаторного больного» (форма
025/у+87) и «Медицинская карта стационарного больного» (форма 003/у).
Медицинская информационная система «Интрамед» охватывает следующие службы и рабочие места ЛПУ:
- главного врача и его заместителей;
- рабочие места в регистратуре, приемном покое;
- заведующих отделениями;
- рабочие места во всех параклинических службах (в лаборатории, врачей лечебно-диагностических отделений; в отделе лучевой диагностики, в физиотерапии и т. д.);
- старших медсестер отделений;

- рабочие места в аптеке;
- отделе кадров, в статистике;
- постовых, палатных, процедурных медсестер;
- специалистов экономической службы и договорного отдела;
- системных администраторов и программистов.
Основные системные решения, используемые в медицинской информационной системе «Интрамед»:
- трехуровневая архитектура клиент-сервер;
- интернет-технологии («тонкий клиент»);
- обмен данными с использованием языка XML.
Медицинская информационная система РИАМС
Группа компаний «Медкор» работает более 10 лет на рынке медицинского оборудования и медицинских информационных технологий в
России, странах СНГ и Балтии. Для повышения эффективности в решении кардинальных задач органов управления здравоохранением и обязательного медицинского страхования (ОМС), а также в целях улучшения организации системы управления здравоохранением и ОМС компания «Медкор» предлагает реализовать проект по формированию автоматизированной региональной информационно-аналитической медицинской системы
(РИАМС).
Реализация проекта позволит решить следующие задачи:
- паспортизация учреждений здравоохранения;
- формирование единой системы учета ресурсов здравоохранения региона;
- мониторинг ресурсной обеспеченности населения ресурсами здравоохранения;
- формирование единого территориального регистра населения;
- персонифицированный учет и мониторинг оказанной медицинской помощи, затрат на медицинскую помощь, лекарственной помощи и затрат на нее, заболеваемости населения;


- формирование территориальной программы государственных гарантий.
Эффективность внедрения программы
Внедрение информационно-аналитической системы позволяет разработать эффективную стратегию развития систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования на основе системного анализа и своевременной диагностики организационных и финансовых проблем, формирования качественно новых подходов к управлению здравоохранением, адекватную социально-экономической ситуации.
Реализация проекта обеспечит снижение затрат на информатизацию систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования за счет:
- комплексного использования информационных ресурсов;
- единого программного обеспечения для всех однотипных организаций и учреждений;
- сокращения трудозатрат на подготовку отчетов и документов;
- сокращения командировок, связанных с проверкой достоверности информации, представляемой учреждениями в вышестоящие организации;
- отсутствия необходимости в выделенных каналах связи.
Системы автоматизации лабораторных исследований ALTEY
Laboratory
Системы автоматизации лабораторных исследований
ALTEY
Laboratory, разработанные
ООО
«Комплексные медицинские информационные системы», предназначены для комплексной автоматизации технологических и бизнес-процессов в медицинских диагностических лабораториях.
Продукты ALTEY Laboratory отличает универсальность, модульная структура, простота и гибкость настройки. Результатом внедрения систем
ALTEY Laboratory является повышение производительности лаборатории (в среднем не менее чем на 30 %, а по многим видам исследований – на сотни процентов), превращение трудоемких сложных процессов в легкую,
интересную, поддающуюся анализу и планированию, коммерчески привлекательную работу. ALTEY Laboratory обеспечивает автоматизацию полного спектра исследований, проводимых современной клинико- диагностической лабораторией: биохимические, гематологические, иммунологические, серологические, аллергологические, микробиологические, ПЦР-исследования и многие другие методики, выполняемые на анализаторах или вручную. Системой учитываются особенности приема и нумерации заказов, расчета услуг и выписки счетов, организации работ, разделения труда в лаборатории. Обеспечивается обмен данными с лабораторным оборудованием. Результаты проходят процедуру авторизации. Ведутся электронные журналы регистрации исследований, лабораторная статистика, контроль качества. Открытая архитектура системы обеспечивает ее полноценную интеграцию с другими медицинскими информационными системами, работающими в медучреждении. Линейка продуктов ALTEY Laboratory покрывает потребности в автоматизации лабораторий разной производительности, начиная с небольших (100–200 биоматериалов/день) и заканчивая крупными диагностическими комплексами
(десятки анализаторов, 3000‒6000 биоматериалов/день).
Достигаемые преимущества:
- полная автоматизация документооборота лаборатории;
- эффективное использование лабораторного оборудования и, как следствие, повышение производительности;
- использование современных методик при проведении лабораторного контроля качества;
- оперативное предоставление лечащим врачам результатов лабораторных исследований;
- повышение «прозрачности» и управляемости лабораторного бизнеса;
- адаптивность системы к задачам конкретной лаборатории, ее гибкость, взаимодействие с другими медицинскими информационными

системами;
- система разработана с использованием современных подходов к созданию открытых промышленных систем;
- специальная технология подключения лабораторных анализаторов, позволяющая в короткие сроки подключать практически любые приборы ведущих мировых производителей: ROCHE, ABBOTT, TECAN, BIO-RAD,
LABSYSTEMS и др.;
- учёт любых видов услуг по действующим на территории Российской
Федерации правилам страховой и коммерческой медицины и возможность легко анализировать и адаптировать правила учета к изменяющейся рыночной ситуации;
- развитые средства интеграции на базе современных WEB- технологий, открывающие большие перспективы для организации эффективной городской и региональной лабораторной службы на базе специализированных лабораторий, действующих в едином информационном пространстве.
В дополнение к существенному отличию в стоимости данной системы от западных аналогов, она является тиражируемой промышленной системой, позволяющей в короткие сроки автоматизировать практически любую медицинскую лабораторию. Данная технология позволяет обучать местных
(региональных) технических специалистов с целью адаптации системы к существующим задачам, подключения к системе лабораторного оборудования и её интеграции с уже действующими в ЛПУ системами Истории болезни,
ОМС, договорного отдела и т. д. Накоплен большой положительный опыт интеграции с медицинскими информационными системами производства третьих фирм.
Система автоматизации лабораторных исследований ALTEY Laboratory является уникальной, относительно недорогой (оптимальное соотношение цена/качество), максимально пригодной к широкому тиражированию на российском рынке информационных систем медицинского назначения.

Тема 2.6. Автоматизированный учет населения в системе обязательного медицинского страхования (ОМС)
Система обязательного медицинского страхования (ОМС)
В соответствии с законом «О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации» (в ред. Закона РФ от 02.04.93 № 4741-1; Указа
Президента РФ от 24.12.93 № 2288; Федерального закона от 01.07.94 №-ФЗ), медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в сфере охраны здоровья. Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам
Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Страхователями при обязательном медицинском страховании являются:
– для неработающего населения – органы исполнительной власти и местного самоуправления;
– для работающего населения – работодатели, т. е. предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий.
Для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение создаются


Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в каждом субъекте Российской Федерации.
Фонды ОМС – это самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, основными задачами которых являются:
- финансовое обеспечение установленных законодательством
Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом
Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации»;
- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
- аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
Необходимым условием функционирования системы ОМС является организация информационного взаимодействия между фондами ОМС, органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми медицинскими организациями.
Информационные потоки между субъектами ОМС образуют так называемую
«информационную пирамиду», в основании которой находятся лечебные учреждения и страховые медицинские организации, а также страхователи.
Необходимо обеспечить информационную совместимость и взаимодействие автоматизированных систем учреждений и органов здравоохранения с системой ОМС на всех уровнях «информационной пирамиды» по основным
«совместным» задачам:
- учет населения – застрахованных по ОМС;
- учет, контроль и экспертиза объемов и качества медицинской помощи, включая назначение и отпуск лекарственных средств;

- расчет тарифов на медицинскую помощь и дифференцированных подушевых нормативов в условиях бюджетно-страхового финансирования лечебных учреждений;
- учет и контроль финансовых потоков на оплату медицинской помощи;
- решение статистических и аналитических задач, в том числе решение оптимизационных балансовых задач при формировании базовой и территориальных программ ОМС на единой информационной базе, и др.
Информационные потоки, циркулирующие в системе ОМС, включают регламентированные и нерегламентированные потоки данных.
В состав регламентированных потоков данных входят:
- периодическая отчетность (период – от суток до года), представляемая по графику;
- заранее определенные
(фиксированные) отчетные формы, представляемые по запросу;
- централизованно рассылаемые массивы репликации нормативно- справочной информации (циркулярно «сверху вниз»);
- справочные данные в унифицированных форматах, представляемые на верхний уровень по необходимости (при наличии изменений) для актуализации сводных справочников;
- счета и персонифицированные счета-реестры на оплату медицинской помощи, оказанной по программе ОМС;
- персонифицированные учетные данные о застрахованных гражданах;
- платежные поручения и другие унифицированные документы финансового учета.
Персонифицированный учет населения – одна из задач, решаемая в здравоохранении и системе ОМС. На базе персонифицированного учета населения построен процесс страхования граждан и мероприятия, предназначенные для повышения эффективности использования ресурсов

здравоохранения и повышения качества здоровья граждан. От организации системы учета населения и ведения территориальных регистров населения зависит эффективность организации процессов оказания первичной медико- санитарной помощи пациентам в амбулаторно-поликлинических учреждениях по месту жительства. Большая часть работы по формированию и актуализации регистров населения, прикрепленного к медицинскому учреждению, например к поликлинике, выполняется территориальными фондами ОМС и страховыми медицинскими компаниями. Одним из важных принципов формирования и ведения регистра населения является ввод учетных данных, его однократность, обобщение и коллективное использование данных.
В соответствии с «Концепцией информатизации системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации» основными направлениями совершенствования системы учета застрахованных граждан являются:
- переход к организации учета застрахованных граждан по адресно- территориальному принципу (по месту жительства);
- использование единой системы нумерации полисов ОМС;
- создание сводных регистров застрахованных в территориальных фондах ОМС, ведение которых должно осуществляться по единым правилам и технологии;
- использование полиса ОМС единого образца на машиночитаемом носителе информации (пластиковой карточке).
Регистр застрахованных граждан по ОМС – это имеющий правовое значение полный официальный перечень физических лиц, прошедших установленную процедуру страхования, внесения в регистр (регистрации) и получивших полисы ОМС. Регистр ведется в виде базы данных с соблюдением требований, гарантирующих конфиденциальность персонифицированных учетных данных о застрахованных гражданах.

Основными требованиями к автоматизированной системе учета населения (АСУН) и соответствующим процедурам регистрации, выдачи и замены полисов и внесения сведений в регистр являются:
- информационная полнота – соответствие состава учетных данных в регистре потребностям функциональных задач, для решения которых организуется учет населения и ведение регистра;
- полнота учета населения – соответствие количества учетных записей в регистре реальному количеству физических лиц, подлежащих регистрации;
- невозможность для одного физического лица быть повторно включенным в регистр и иметь несколько идентификационных номеров;
- актуальность и достоверность данных в регистре – своевременное внесение изменений в учетные данные и отсутствие в них ошибок;
- простота, удобство и технологичность процедур регистрации и актуализации учетных данных, как с точки зрения граждан, так и с точки зрения взаимодействия различных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения.
Кроме того, современная система учета населения должна поддерживать возможность автоматизированной идентификации граждан с использованием машиночитаемых носителей информации.
Эффективность АСУН, а также ее архитектуру определяют два существенных фактора:
- принципы организации учета населения;
- правила присвоения гражданам персональных идентификационных номеров (ПИН) (правила нумерации полисов ОМС).
Следует заметить, что эти факторы взаимосвязаны. Например, сквозная порядковая система
«оперативного» присвоения персональных идентификационных номеров гражданам в режиме «пришел и получил номер» подразумевает ведение сводной центральной базы данных регистра и наличие к ней доступа онлайн. Присвоение персональных идентификационных номеров в «отложенном» режиме не требует доступа к сводному регистру в