Файл: Министерство науки и высшего образования российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 1385

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ
3.1. Виды самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине
Заочная форма обучения
Раздел, тема
Всего
Виды самостоятельной работы обучающихся
А
к
ад
ем
и
ч
ес
к
ая
ак
ти
в
н
ос
ть
, ч
ас
Ф
ор
м
а
ак
ад
ем
и
ч
ес
к
ой
ак
ти
в
н
ос
ти
В
ы
п
ол
н
ен
и
е
п
р
ак
т.
за
да
н
и
й
, ч
ас
Ф
ор
м
а
п
р
ак
ти
ч
ес
к
ог
о
за
да
н
и
я
Р
уб
еж
н
ы
й
т
ек
ущ
и
й
к
он
тр
ол
ь,
ч
ас
Ф
ор
м
а
р
уб
еж
н
ог
о
те
к
ущ
ег
о
к
он
тр
ол
я
Модуль 1 (семестр 4)
Раздел 1.1 36 17
Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС
17 реферат
2
Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя
Общий объем по
модулю/семестру,
часов
28
17
17
2
Модуль 2 (семестр 5)
Раздел 2.1 23 10
Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС
11 реферат
2
Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя
Раздел 2.2 24 11
Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС
11 реферат
2
Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя
Общий объем по
модулю/семестру,
часов
47
21
22
4
Общий объем по
дисциплине
(модулю), часов
75
38
39
6

3.2 Методические указания к самостоятельной работе по учебной дисциплине
Раздел 1.1. Педагогический контроль. Педагогический контроль в современном
учебном процессе. Виды, формы и организация контроля
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   53

Тема 1. Педагогический контроль в современном учебном процессе.
Цель: Сформировать знания и умения по изучению информационных источников для
проведения
педагогического
эксперимента
Создать
теоретико-практические
и
педагогические условия для формирования и развития умений использовать ИКТ в научных
исследованиях.
Перечень изучаемых элементов содержания
1. Общее понятие о педагогическом контроле и его месте в образовательном процессе.
2. Принципы педагогического контроля. Виды, формы и методы (традиционные и современные) контроля. Организация контроля в обучении. Контрольно- оценочная деятельность
Вопросы для самоподготовки:
1. Сравните традиционные и новые средства оценки результатов обучения. Опишите их достоинства и недостатки.
2. Назовите функции контроля в современном учебном процессе.
3. Назовите традиционные формы контроля. Укажите их достоинства и недостатки.
4. Какие современные средства контроля выделяются в учебном процессе? В чем их преимущество по сравнению с традиционными формами контроля?
5. Опишите виды педагогического контроля (текущий, тематический, рубежный, итоговый контроль).
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат;
Темы рефератов:
1. Применение заданий в тестовой форме в новых образовательных технологиях
2. Основные закономерности математического анализа психологических данных тестирования.
3. Классификация средств компьютерного тестирования
4. Основные компоненты контрольно-оценочной деятельности
5. В чем состоит специфика российского понимания «образовательная среда» в сравнении с зарубежными направлениями и школами?
Тема 1.2. Технология контроля качества результатов обучения.
Цель: Создать теоретико-практические и педагогические условия для формирования
и развития умений использовать ИКТ в научных исследованиях.
Перечень изучаемых элементов содержания
1. Балльно-рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала.
2. Рейтинг обучающегося: понятие, виды, критерии.
3. Технологическая карта дисциплины (модуля): понятие, структура, возможности использования.
Вопросы для самоподготовки:
1. Недостатки и достоинства теста как метода психолого-педагогической диагностики в школе
2. Подготовка отчета по результатам тестирования для руководства школы

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат;
Темы рефератов:
1. В чем заключаются преимущества (или возможные недостатки) более дифференцированных балльных шкал оценивания?
2. Возможности использования технологической карты.
3. Обоснуйте, какие формы контроля наиболее приемлемы по предмету Вашей специальности.
Раздел 1.2. Качество образования. Понятие о качестве образования. Оценка
результатов обучения как элемент управления качеством. Традиционные и
современные средства оценивания результатов
Тема 1.2.1. Технология полного усвоения знаний
Цель: Сформировать знания и умения по изучению информационных источников для
проведения педагогического эксперимента.
Перечень изучаемых элементов содержания
1. Характеристика технологии полного усвоения (критериально-ориентированного обучения) (по Г.В. Лаврентьеву, М.В. Кларину).
2. Элементы (этапы) критериально-ориентированного обучения (КОО).
3. Виды и функции целей в обучении. Технология постановки целей в КОО.
4. Уровни усвоения материала (В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, Г.В. Лаврентьев,
П.В. Симонов).
5. Разновидности технологии полного усвоения.
5.1
Сущность «плана Келлера» («персонализированной системы обучения»).
5.2
Характеристика технологии уровневой дифференциации.

Внешняя и внутренняя дифференциация (по Г.В. Лаврентьеву).

Характеристика базового уровня, его функций, критеариев достижения.

Продвинутый уровень: соотношение с таксономией учебных целей в сфере мыслительной деятельности.
Вопросы для самоподготовки:
1. Какие проблемы обусловили появление технологии полного усвоения?
2. Какие недостатки целеполагающей деятельности учителя можно обнаружить в системе традиционного обучения?
3. Какие методы обучения может использовать преподаватель в процессе конструирования занятий на основе КОО?
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат
Темы рефератов:
1. Мониторинг как средство управления качеством образования в школе.
2. Основные виды информационных исследований
3. Кредитно-рейтинговая система
Тема 1.2.2. Тестирование как современное средство оценивания учебных
Цель: развитие навыков по осуществлению эффективного поиска информационных
ресурсов в сфере науки и образования в современных информационно-поисковых системах.
Перечень изучаемых элементов содержания
1. Этапы развития тестирования за рубежом и в России.
2. Понятие, виды педагогических тестов и тестов обученности.


3. Психолого-педагогические и дидактические аспекты создания банка тестовых заданий.
Вопросы для самоподготовки:
1. Почему педагогические тесты в отличие от традиционных средств контроля позволяют получить объективные представления о качестве подготовки обучаемых?
2. Обладают ли тестовые задания обучающим потенциалом?
3. Возможно ли осуществление диагностической функции контроля с помощью тестов?
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат;
Темы рефератов:
1. Особенности российских и зарубежных поисковых систем в сети Интернет.
2. Применение заданий в тестовой форме в новых образовательных технологиях.
3. Оценка в условиях перехода к безотметочному обучению.
РАЗДЕЛ 1.3. Современные средства оценивания результатов обучения.
Педагогический мониторинг, рейтинг, накопительная оценка, портфолио.
Тема 1.3.1. Педагогический контроль в образовательном процессе
Цель: развитие навыков по осуществлению эффективного поиска информационных
ресурсов в сфере науки и образования в современных информационно-поисковых системах
Перечень изучаемых элементов содержания
1. Структура и содержание педагогического контроля.
2. Функции педагогического контроля.
3. Психолого-педагогические и этические аспекты педагогического контроля.
Вопросы для самоподготовки:
Составьте схему «Основные компоненты контрольно-оценочной деятельности».
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат
Темы рефератов:
4. Электронные ресурсы образовательного назначения.
5. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся.
6. Интеллектуальные тренажеры и виртуальные лаборатории.
7. Составить характеристику порталов электронных ресурсов образовательного назначения.
Тема 1.3.2. Государственные системы тестирования
Цель: изучить основные этапы развития системы государственного тестирования в
России и за рубежом и выявить дидактические возможности использования средств ИКТ и,
в частности, мультимедиа и интерактива в тестировании.
Перечень изучаемых элементов содержания
1. Сервисы глобальной сети Интернет и их применение в проведении научных исследований.
2. Российские и зарубежные ресурсы, предоставляющие энциклопедии, словари и справочники в электронном виде
Вопросы для самоподготовки:
1. Применение заданий в тестовой форме в новых образовательных технологиях


2. Современная академическая и научная социализация в условиях глобальной информатизации
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат
Темы рефератов:
1. Современные тенденции развития электронных библиотек в российских школах и вузах.
2. Педагогическая целесообразность и основные требования при создании и использовании ИКТ в оценивании и электронных учебно-методических комплексов.
3. Преимущества использования ИКТ при оценивании результатов обучения
4. Средства виртуализации и организации облачных платформ
РАЗДЕЛ 1.4. Тестирование. Психолого-педагогические аспекты тестирования.
Педагогические тесты.
Тема 1.4.1. Единый государственный экзамен (ЕГЭ), его компоненты, технология
проведения и интерпретация результатов
Цель: Изучить современные технологические схемы организации педагогического
эксперимента в общеобразовательном учреждении. .
Перечень изучаемых элементов содержания
Используя Интернет-ресурсы, подготовьте статистику результатов ЕГЭ в нашем регионе по предмету своей специальности
Вопросы для самоподготовки:
1. Цели и задачи введения ЕГЭ.
2. Технологии разработки контрольно-измерительных материалов (КИМ).
3. Использование результатов ЕГЭ в управлении качеством образования.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат
Темы рефератов:
1. Современные средства оценивания результатов обучения.
2. Крупнейшие мировые энциклопедические информационные ресурсы.
3. Виды образовательных электронных изданий.
Тема 1.4.2. Портфолио обучающегося как средство накопительной оценки
учебных достижений
Цель:
изучение
конкретно-методологических
процедур
педагогического
эксперимента.
Перечень изучаемых элементов содержания
1. Особенности портфолио как средства оценки.
2. Понятие портфолио и его функции.
3. Типы портфолио, его структура
4. Работа учителя с обучающимися по составлению портфолио.
Вопросы для самоподготовки:
Макет структуры учебного портфолио по предмету своей специальности.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат
Темы рефератов:

1. Исторические предпосылки современного тестирования в отечественном образовании.
2. Развитие тестирования в зарубежных странах.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 1.1
Форма практического задания: реферат.
Перечень тем рефератов к разделу 1.1
1. Балльно-рейтинговая система.
2. Диагностическое тестирование.
3. Достоинства и недостатки традиционных средств оценки результатов обучения.
4. ЕГЭ как одно из средств повышения качества общего и педагогического образования.
5. Индивидуальная накопительная оценка - портфолио.
6. Классическая теория тестов и теория моделирования и параметризации педагогических тестов.
7. Компетентностная парадигма образования.
8. Критериально-ориентированные тесты (КОПТ).
9. Крупнейшие российские справочные информационные ресурсы.
10. Крупнейшие мировые энциклопедические информационные ресурсы.
11. Компьютерные технологии сбора, обработки, хранения и передачи экспериментальных данных в научно-профессиональных целях.
12. Компьютерные технологии сбора, обработки, хранения и передачи экспериментальных данных в образовательных целях.
13. Уровень информатизации и профессиональной деятельности ученых гуманитариев в мире и в России.
14. Программные и технические средства презентационных технологий
15. Состав технологии передачи информации в Интернет: электронная почта, сетевые телеконференции, технология передачи файлов и др.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 1.2: форма рубежного контроля –
контрольные вопросы и задания
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 1.2
Форма практического задания: реферат.
Перечень тем рефератов к разделу 1.2.
1. ЕГЭ как одно из средств повышения качества общего и педагогического образования.
2. Индивидуальная накопительная оценка - портфолио.
3. Классическая теория тестов и теория моделирования и параметризации педагогических тестов.
4. Компетентностная парадигма образования.
5. Критериально-ориентированные тесты (КОПТ).
6. Место педагогических измерений в образовании.
7. Мониторинг в системе образования.
8. Виды образовательных электронных изданий.
9. Современные тенденции развития электронных библиотек в российских школах и вузах.
10. Крупнейшие образовательные информационные порталы России.
11. Образовательные программные продукты российского рынка электронных обучающих систем
12. Программные среды создания образовательных информационных ресурсов.


13. Психологические особенности восприятия электронной информации.
14. Возможности, преимущества и недостатки программной среды Moodle для создания образовательных учебных комплексов.
15. Сервисы Web 2.0., применяемые в создании образовательных ресурсов
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 1.2: форма рубежного контроля –
контрольные вопросы и задания
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 1.3
Форма практического задания: реферат.
Перечень тем рефератов к разделу 1.3
1. Место педагогических измерений в образовании.
2. Мониторинг в системе образования.
3. Нормативно-ориентированные тесты (НОПТ).
4. Педагогические тесты Э. Торндайка.
5. Показатели качества образования.
6. Понятие и виды педагогического контроля.
7. Развитие тестирования в рамках педологии.
8. Основные этапы информационных исследований
9. Крупнейшие российские справочные информационные ресурсы.
10. Крупнейшие мировые энциклопедические информационные ресурсы.
11. Виды образовательных электронных изданий.
12. Современные тенденции развития электронных библиотек в российских школах и вузах.
13. Информационные технологии в организации оперативного обмена научной информацией между исследовательскими группами в социальной сфере.
14. Система профессиональной коммуникации ученых гуманитариев в сети Интернет.
15. Интеграция компьютерных технологий в исследования социальной сферы.
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 1.3: форма рубежного контроля –
контрольные вопросы и задания
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К РАЗДЕЛУ 1.4
Форма практического задания: реферат.
Перечень тем рефератов к разделу 1.4.
1. Развитие тестирования в рамках педологии.
2. Развитие тестирования в России.
3. Рейтинг как современное средство оценивания учебных достижений обучающихся.
4. Современное развитие тестологии.
5. Современные подходы к понятию качества образования.
6. Социально-этические аспекты тестирования.
7. Таксономия образовательных целей и результаты образования.
8. Организация самостоятельной работы обучающихся в информационной образовательной среде.
9. Учебно-методическое обеспечение для организации самостоятельной работы в условиях использования информационной образовательной среды.
10. Информационно-образовательная среда в формировании субкультуры студентов;
11. Развитие информационно-правовой культуры студентов в информационно- образовательной среде;

12. Программно-аппаратные платформы для информационных ресурсов сферы образования.
13. Понятие сетевого взаимодействияв трудах отечественных учёных;
14. Роль сетевых технологий в реализации программы информатизации высшего образования;
15. Проблемы развития технологий сетевого взаимодействияв образовании;
16. Сетевое взаимодействиев инклюзивном образовании;
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К РАЗДЕЛУ 1.4: форма рубежного контроля –
контрольные вопросы и задания
РАЗДЕЛ 4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ
4.1. Форма промежуточной аттестации обучающегося по учебной дисциплине
Контрольным мероприятием промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине является экзамен, который проводится в устной форме.
4.2. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе
освоения образовательной программы
Код
компетенции
Содержание
компетенции (части
компетенции)
Результаты обучения
Этапы
формирования
компетенций в
процессе освоения
образовательной
программы
УК-1
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знать: принципы сбора, отбора и обобщения информации, методики системного подхода для решения профессиональных задач
Этап формирования знаний
УК-1.2 Уметь: анализировать и систематизировать разнородные данные, оценивать эффективность процедур анализа проблем и принятия решений в профессиональной деятельности
Этап формирования умений
УК-1.3 Владеть: навыками научного поиска и практической работы с информационными источниками; методами принятия решений
Этап формирования навыков и получения опыта
ОПК-5
Способен осуществлять контроль и оценку формирования образовательных результатов обучающихся,
ОПК-5.1 Знает: принципы организации контроля и оценивания образовательных результатов обучающихся; специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно- развивающую работу с
Этап формирования знаний