Файл: Министерство науки и высшего образования российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 1392

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контроль
промежуточной
аттестации (час)
4
Общий объем,
часов
36
24
8
2
2
2
2
4
Форма
промежуточной
аттестации
зачет
Модуль 3 (семестр 4)
Раздел 3.1 34 26 8
2 2
4
Раздел 3.2 34 26 8
2
2 2
2
4
Контроль
промежуточной
аттестации (час)
4
Общий объем,
часов
72
52
16
2
4
4
2
8
Форма
промежуточной
аттестации
дифференцированный зачет
Общий объем,
часов
144 104
32
4
8
8
4
16
РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ
3.1. Виды самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине
Очной формы обучения
Заочная форма обучения
Раздел, тема
Всего
Виды самостоятельной работы обучающихся
А
к
ад
ем
и
ч
ес
к
ая
ак
ти
в
н
ос
ть
, ч
ас
Ф
ор
м
а
ак
ад
ем
и
ч
ес
к
ой
ак
ти
в
н
ос
ти
В
ы
п
ол
н
ен
и
е
п
р
ак
т.
за
да
н
и
й
, ч
ас
Ф
ор
м
а
п
р
ак
ти
ч
ес
к
ог
о
за
да
н
и
я
Р
уб
еж
н
ы
й
т
ек
ущ
и
й
к
он
тр
ол
ь,
ч
ас
Ф
ор
м
а
р
уб
еж
н
ог
о
те
к
ущ
ег
о
к
он
тр
ол
я
Модуль 1 (семестр 2)

Раздел 1.1 36 17
Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС
17 реферат
2
Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя
Общий объем по
модулю/семестру,
часов
28
17
17
2
Модуль 2 (семестр 3)
Раздел 2.1 24 11
Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС
11 реферат
2
Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя
Общий объем по
модулю/семестру,
часов
24
11
11
2
Модуль 3 (семестр 4)
Раздел 3.1 26 12
Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС
12 реферат
2
Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя
Раздел 3.2 26 12
Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела в ЭИОС
12 реферат
2
Компьютерное тестирование или иная форма рубежного контроля по усмотрению преподавателя
Общий объем по
модулю/семестру,
часов
52
24
24
4
Общий объем по
дисциплине
(модулю), часов
104
52
52
8
3.2 Методические указания к самостоятельной работе по учебной дисциплине
Раздел 1.
Предмет и задачи курса
Тема 1 Информатизация общества как определяющий фактор
развития
технологий создания образовательного контента
Цель: получить представление о предметном поле дисциплины, а также понять основные задачи и место учебного курса в подготовке по направлению «Педагогическое образование» (профиль – «информатика»).
Перечень
изучаемых
элементов
содержания
Определение понятий
«компьютеризация», «автоматизация», «информатизация». Сущность информатизации

общества. Роль информатизации в развитии общества. Основные этапы информатизации.
Основные принципы информатизации. Важнейшие направления информатизации.
Информатизация образования. Программы и проекты информатизации образования.
Создание информационного общества как результат процесса информатизации.
Вопросы для
самоподготовки:
1. Роль информатизации в развитии общества и системы образования.
2. Программы и проекты информатизации образования.
3. Информатизация образования как фактор интенсификации создания образовательного контента.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат;
Темы рефератов:
1. Информатизация образования как фактор интенсификации создания образовательного контента
2. Информационный рынок: определение, становление, современное состояние.
3. Базы данных как информационный продукт и источник образовательного контента.
4. Современные экономические и социальные условия информатизации российского образования.
5. Современные культурные условия информатизации российского образования
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   53

Тема 2. Мировой информационный рынок и создание образовательных
информационных ресурсов
Цель: получение представления о современном состоянии и структуре рынка информационных ресурсов и технологиях его анализа для создания образовательных информационных ресурсов.
Перечень изучаемых элементов содержания
Информационный рынок: определение, становление, современное состояние. Рынок образовательной информации как объект исследования. Структура рынка информации: секторы, основные участники, информационные продукты и услуги, формы и структуры собственности.
Вопросы для
самоподготовки:
1. Информационный рынок: определение, становление, современное состояние.
2. Рынок образовательной информации.
3. Структура рынка информации: секторы, основные участники, информационные продукты и услуги, формы и структуры собственности
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат;
Темы докладов/рефератов:
1.
Роль библиотек в построении образования информационного общества.
2.
Информатизация образования как фактор интенсификации создания образовательного контента.
3. Тенденции развития мирового рынка информации как источника образовательного контента.
4. Сегментация — важнейший метод изучения рынка информации.
5. Направления развития отечественного рынка образовательных информационных ресурсов.
Раздел 2.
Признаки образовательного контента
Тема 3. Информационное содержание образовательного контента
Цель: изучение видов педагогической деятельности: сетевые публикации, конкурсы, консультации, комментарии к материалам, дистанционное обучение, творческие
лаборатории, проекты и т.д; изучение понятия информационные технологии ibooks author для визуализация образовательного контента.
Перечень изучаемых элементов содержанияИнформационные ресурсы, используемые для наполнения контента, виды педагогической деятельности: сетевые публикации, конкурсы, консультации, комментарии к материалам, дистанционное обучение, творческие лаборатории, проекты и т.д..
Вопросы для
самоподготовки:
1. Виды педагогической деятельности:
2. Сетевое образовательное сообщество
3. Специфика заданий и задачных конструкций информационного контента образовательного Web-квеста по математике
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат;
Темы рефератов:
1. Основные исторические этапы развития информационно-обменных процессов в обществе.
2. Роль сетевых технологий в формировании современной образовательной среды.
Тема 4. Научное содержание образовательного контента
Цель: получение представления о современном состоянии и структуре рынка научных информационных ресурсов и его анализа для создания образовательных информационных ресурсов.
Перечень изучаемых элементов содержания
Рынок научной информации как объект исследования. Структура рынка информации: секторы, основные участники, информационные продукты и услуги, формы и структуры собственности.
Вопросы для
самоподготовки:
1. Виды научной информации и ее обработка.
2. Научная информационная компонента образовательного контента
3. Информационные технологии в теоретических исследованиях
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат
Темы рефератов:
1. Мировые ресурсы открытого дистанционного обучения (MOOC): принципы работы, требования к подготовке и размещению обучающих материалов.
2. Источники и предпосылки формирования современной парадигмы образования.
3. Принцип открытого контента
4. Настроить свой персональный профиль в Российской Научной электронной библиотеке (
http://elibrary.ru
). Изучить работу поисковой системы.
5. Провести поиск информации по теме индивидуального исследования Сохранить подборку статей.
Список полезных Интернет-ресурсов:
1. http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека-онлайн.
2. Энциклопедия Britannica. Сетевой вариант самой авторитетной энциклопедии мира - http://www.britannica.com
3. Научная электронная библиотека - http://elibrary.ru
4. База данных East View - http://ebiblioteka.ru
Раздел 3.
Образовательные информационные ресурсы: понятие и состав
Тема 5. Учебный текст как результат информационно-аналитической работы
Цель: получение представления об основах информационно-аналитической работы по созданию учебных текстов.
Перечень изучаемых элементов содержания


Новое поколение учебной литературы: аудиовизуальные, электронные, гипертекстовые, мультимедийные источники информации. Композиционно-смысловая структура образовательного контента и ее влияние на понимание и усвоение знаний в процессе обучения. Средства самоконтроля студента за самостоятельной работой: контрольные вопросы, терминологические словники, отражающие содержание дисциплины (модуля), практические задания и упражнения, тесты и т. д.
Вопросы для
самоподготовки:
1. Типы учебной литературы в зависимости от функции, выполняемой в процессе обучения.
2. Специфика учебной литературы в вузе, отличительные особенности учебно- методических комплексов литературы на различных факультетах, для различных специальностей и специализаций.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат
Темы рефератов:
1. Композиционно-смысловая структура образовательного контента и ее влияние на понимание и усвоение знаний в процессе обучения.
2. Средства самоконтроля студента за самостоятельной работой
3. Понятие и основные этапы информационно-аналитической работы по созданию образовательного контента
4. Новое поколение учебной литературы: аудиовизуальные, электронные, гипертекстовые, мультимедийные источники информации.
Список полезных Интернет-ресурсов:
1. http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека-онлайн.
2. Энциклопедия Britannica. Сетевой вариант самой авторитетной энциклопедии мира - http://www.britannica.com
3. Научная электронная библиотека - http://elibrary.ru
4. База данных East View - http://ebiblioteka.ru
Тема 6.
Особенности создания и актуализации образовательного контента
Цель: уяснение особенностей работы по созданию образовательного контента для негуманитарных специальностей, получение представления о технических информационных ресурсах.
Перечень изучаемых элементов содержания
Естествознание, техника, медицина: характеристика предметной области.
Особенности объектов и предметов исследований в данных областях. Типы проводимых научных исследований и разработок, фундаментальные, поисковые, прикладные НИР, опытно-конструкторские и технологические разработки. Инновации как конечная цель научно-технической и научно-медицинской деятельности. Особенности образовательного контента в сфере естествознания, техники, медицины и его влияние на состав и структуру образовательных информационных ресурсов.
Вопросы для
самоподготовки:
1. Естествознание, техника, медицина: характеристика предметной области.
2. Особенности объектов и предметов исследований в данных областях.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат
Темы рефератов:
1. Образовательные информационные ресурсы органов НТИ, федеральных НТБ
(ГЦНМБ, ЦНСХБ), Росинформресурса.
2. Общенаучные, общетехнические и отраслевые библиографические БД (Science Citation
Index, Engineering Index, Pascal Current Contents, Medline и др.).
3. Особенности образовательного контента в сфере естествознания, техники, медицины и его влияние на состав и структуру образовательных информационных ресурсов.
4. Зарубежные информационные ресурсы по естествознанию и технике.


Список полезных Интернет-ресурсов:
1. http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека-онлайн.
2. Энциклопедия Britannica. Сетевой вариант самой авторитетной энциклопедии мира - http://www.britannica.com
3. Научная электронная библиотека - http://elibrary.ru
4. База данных East View - http://ebiblioteka.ru
Раздел 4.
Технологии оцифровки информации как способ создания электронного
образовательного контента
Тема 7.
Создание электронных библиотек как средства аккумуляции
образовательного контента
Цель:
Изучить технологии создания, использования и актуализации образовательного контента электронных библиотек.
Перечень изучаемых элементов содержания
Определение понятий «электронная библиотека», «цифровая библиотека»,
«виртуальная библиотека», «медиатека». Объективные предпосылки создания и этапы развития электронных библиотек. Преимущества электронных библиотек. Структура и технология электронных библиотек в образовательном учреждении. Информационная база электронных библиотек вуза. Цели и задачи межведомственной программы
«Электронные библиотеки России». Перспективы развития электронных библиотек.
Вопросы для
самоподготовки:
1. Определение понятий «электронная библиотека», «цифровая библиотека»,
«виртуальная библиотека», «медиатека».
2. Объективные предпосылки создания и этапы развития электронных библиотек.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат
Темы рефератов:
1. Структура и технология электронных библиотек в образовательном учреждении.
2. Цели и задачи межведомственной программы «Электронные библиотеки России».
3. Информационная база электронной библиотеки вуза.
4. Перспективы развития электронных библиотек.
Список полезных Интернет-ресурсов:
1. http://www.biblioclub.ru/ - Университетская библиотека-онлайн.
2. Научная электронная библиотека - http://elibrary.ru
3. База данных East View - http://ebiblioteka.ru
Тема 8. Технологии оцифровки информации как способ создания электронного
образовательного контента
Цель:обсуждение и усвоение основных технологий оцифровки информации как способа создания образовательного контента.
Перечень изучаемых элементов содержания
Конверсия учебных документов на традиционных носителях в электронные как важнейшая задача современного образования. Технологии оцифровки информации.
Особенности оцифровки текстов, изображений, микрофильмов. Технические средства создания электронных документов. Сканирование как основной способ создания электронных документов. Технологии сканирования печатных материалов. Технологии распознавания текста и обработки файлов. Области применения технологий сканирования в автоматизированных библиотечно-информационных системах и образовании в целом.
Российские и международные проекты и программы оцифровки культурного наследия.
Вопросы для
самоподготовки:
1. Технологии оцифровки информации.
2. Особенности оцифровки текстов, изображений, микрофильмов
3. Технические средства создания электронных документов