Файл: Министерство науки и высшего образования российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 1393
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат
Темы рефератов:
1. Конверсия учебных документов на традиционных носителях в электронные как важнейшая задача современного образования.
2. Особенности оцифровки текстов, изображений, микрофильмов.
3. Технические средства создания электронных документов.
4. Технологии распознавания текста и обработки файлов.
5. Области применения технологий сканирования в автоматизированных библиотечно-информационных системах и образовании в целом.
Список полезных Интернет-ресурсов:
РАЗДЕЛ 4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ
4.1. Форма промежуточной аттестации обучающегося по учебной дисциплине
Контрольными мероприятиями промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине являются экзамен, который проводится в устной форме.
4.2. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе
освоения образовательной программы
Код компетенции
Содержание
компетенции (части
компетенции)
Результаты обучения
Этапы
формирования
компетенций в
процессе освоения
образовательной
программы
ПК-2
Способен осуществлять педагогическую поддержку и сопровождение обучающихся в процессе достижения метапредметных, предметных и личностных результатов
ПК-2.1 Знает: характеристику личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся в контексте обучения информатике и ИКТ
(согласно ФГОС и примерной учебной программы по информатике и ИКТ); методы и приемы контроля, оценивания и коррекции результатов обучения информатике и ИКТ
Этап формирования знаний
ПК-2.2 Умеет: оказывать индивидуальную помощь и поддержку обучающимся в зависимости от их способностей, образовательных возможностей и потребностей; разрабатывать индивидуально ориентированные программы, методические разработки и дидактические материалы с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в целях реализации гибкого алгоритма управления процессом образовательной деятельности обучающихся; оценивать достижения обучающихся на основе взаимного дополнения количественной и качественной характеристик образовательных результатов
(портфолио, профиль умений, дневник достижений и др.)
Этап формирования умений
ПК-2.3 Владеет: умениями по созданию и применению в практике обучения информатике и ИКТ рабочих программ, методических разработок, дидактических материалов с учетом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей
Этап формирования навыков и получения опыта
обучающихся
ПК-4
Способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности
ПК-4.1 Знает: способы организации образовательной деятельности обучающихся при обучении информатике и ИКТ; приемы мотивации школьников к учебной и учебно- исследовательской работе по информатике и ИКТ
Этап формирования знаний
ПК-4.2 Умеет: организовывать различные виды деятельности обучающихся в образовательном процессе по информатике и ИКТ; применять приемы, направленные на поддержание познавательного интереса
Этап формирования умений
ПК-4.3 Владеет: умениями по организации разных видов деятельности обучающихся при обучении информатике и ИКТ и приемами развития познавательного интереса
Этап формирования навыков и получения опыта
ПК-5
Способен участвовать в проектировании предметной среды образовательной программы.
ПК-5.1 Знает: компоненты информационной образовательной среды и их дидактические возможности; принципы и подходы к организации информационной образовательной среды для обучения информатике и ИКТ
Этап формирования знаний
ПК-5.2 Умеет: обосновывать и включать электронные
Этап формирования умений
ПК-4
Способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на развитие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельности
ПК-4.1 Знает: способы организации образовательной деятельности обучающихся при обучении информатике и ИКТ; приемы мотивации школьников к учебной и учебно- исследовательской работе по информатике и ИКТ
Этап формирования знаний
ПК-4.2 Умеет: организовывать различные виды деятельности обучающихся в образовательном процессе по информатике и ИКТ; применять приемы, направленные на поддержание познавательного интереса
Этап формирования умений
ПК-4.3 Владеет: умениями по организации разных видов деятельности обучающихся при обучении информатике и ИКТ и приемами развития познавательного интереса
Этап формирования навыков и получения опыта
ПК-5
Способен участвовать в проектировании предметной среды образовательной программы.
ПК-5.1 Знает: компоненты информационной образовательной среды и их дидактические возможности; принципы и подходы к организации информационной образовательной среды для обучения информатике и ИКТ
Этап формирования знаний
ПК-5.2 Умеет: обосновывать и включать электронные
Этап формирования умений
образовательные ресурсы в информационную образовательную среду и процесс обучения информатике и ИКТ
ПК-5.3 Владеет: умениями по проектированию электронных образовательных ресурсов по информатике и ИКТ, в том числе, для реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Этап формирования навыков и получения опыта
4.3. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на
различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Код
компетенции
Этапы
формирования
компетенций
Показатель
оценивания
компетенции
Критерии и шкалы
оценивания
ПК-4, ПК- 2, ПК-
5
Этап формирования знаний.
Теоретический блок вопросов.
Уровень освоения программного материала, логика и грамотность изложения, умение самостоятельно обобщать и излагать материал
1) обучающийся глубоко и прочно освоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, тесно увязывает с задачами и будущей деятельностью, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок – 9-10 баллов;
2) обучающийся твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения -7-8 баллов;
3
) обучающийся освоил
ПК-5.3 Владеет: умениями по проектированию электронных образовательных ресурсов по информатике и ИКТ, в том числе, для реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
Этап формирования навыков и получения опыта
4.3. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на
различных этапах их формирования, описание шкал оценивания
Код
компетенции
Этапы
формирования
компетенций
Показатель
оценивания
компетенции
Критерии и шкалы
оценивания
ПК-4, ПК- 2, ПК-
5
Этап формирования знаний.
Теоретический блок вопросов.
Уровень освоения программного материала, логика и грамотность изложения, умение самостоятельно обобщать и излагать материал
1) обучающийся глубоко и прочно освоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, тесно увязывает с задачами и будущей деятельностью, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок – 9-10 баллов;
2) обучающийся твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения -7-8 баллов;
3
) обучающийся освоил
основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала - 5-6 баллов;
4) обучающийся не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки -0-4 балла.
От 0 до 10 баллов
ПК-4, ПК- 2, ПК-
5
Этап формирования умений.
Аналитическое задание (задачи,
ситуационные
задания, кейсы,
проблемные
ситуации и т.д.)
Практическое применение теоретических положений применительно к профессиональным задачам, обоснование принятых решений
1) свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, задание выполнено верно, даны ясные аналитические выводы к решению задания, подкрепленные теорией - 9-
10 баллов;
2) владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий, задание выполнено верно, отмечается хорошее развитие аргумента, однако отмечены погрешности в ответе, скорректированные при собеседовании
-7-8 баллов;
3) испытывает затруднения в выполнении практических заданий, задание выполнено с ошибками, отсутствуют логические выводы и заключения к решению5-6 баллов;
4) практические задания, задачи выполняет с большими затруднениями или задание не выполнено вообще, или задание выполнено не до конца, нет четких выводов и заключений по решению задания, сделаны неверные выводы по решению задания
- 0-4 баллов.
От 0 до 10 баллов
ПК-4, ПК- 2, ПК-
5
Этап формирования навыков и получения опыта.
Аналитическое задание (задачи,
ситуационные
задания, кейсы,
проблемные
ситуации и т.д.)
Решение практических заданий и задач, владение навыками и умениями при выполнении практических заданий, самостоятельность, умение обобщать и излагать материал.
4) обучающийся не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки -0-4 балла.
От 0 до 10 баллов
ПК-4, ПК- 2, ПК-
5
Этап формирования умений.
Аналитическое задание (задачи,
ситуационные
задания, кейсы,
проблемные
ситуации и т.д.)
Практическое применение теоретических положений применительно к профессиональным задачам, обоснование принятых решений
1) свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, задание выполнено верно, даны ясные аналитические выводы к решению задания, подкрепленные теорией - 9-
10 баллов;
2) владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий, задание выполнено верно, отмечается хорошее развитие аргумента, однако отмечены погрешности в ответе, скорректированные при собеседовании
-7-8 баллов;
3) испытывает затруднения в выполнении практических заданий, задание выполнено с ошибками, отсутствуют логические выводы и заключения к решению5-6 баллов;
4) практические задания, задачи выполняет с большими затруднениями или задание не выполнено вообще, или задание выполнено не до конца, нет четких выводов и заключений по решению задания, сделаны неверные выводы по решению задания
- 0-4 баллов.
От 0 до 10 баллов
ПК-4, ПК- 2, ПК-
5
Этап формирования навыков и получения опыта.
Аналитическое задание (задачи,
ситуационные
задания, кейсы,
проблемные
ситуации и т.д.)
Решение практических заданий и задач, владение навыками и умениями при выполнении практических заданий, самостоятельность, умение обобщать и излагать материал.
4.4. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для
оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих
этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной
программы.
Примерные вопросы для проведения промежуточной аттестации
обучающихся по учебной дисциплине
Теоретический блок вопросов:
1. Роль информатизации в развитии общества и системы образования.
2. Программы и проекты информатизации образования.
3. Информатизация образования как фактор интенсификации создания образовательного контента
4. Информационный рынок: определение, становление, современное состояние.
5. Базы данных как информационный продукт и источник образовательного контента.
6. Современные экономические и социальные условия информатизации российского образования.
7. Современные культурные условия информатизации российского образования.
8. Информационный рынок: определение, становление, современное состояние. Рынок образовательной информации.
9. Структура рынка информации: секторы, основные участники, информационные продукты и услуги, формы и структуры собственности
10.
Роль библиотек в построении образования информационного общества.
11.
Информатизация образования как фактор интенсификации создания образовательного контента.
12. Тенденции развития мирового рынка информации как источника образовательного контента
13. Сегментация — важнейший метод изучения рынка информации.
14. Направления развития отечественного рынка образовательных информационных ресурсов
15. Базы данных как информационный продукт и источник образовательного контента.
1. Типы учебной литературы в зависимости от функции, выполняемой в процессе обучения.
2. Специфика учебной литературы в вузе, отличительные особенности учебно- методических комплексов литературы на различных факультетах, для различных специальностей и специализаций
3. Композиционно-смысловая структура образовательного контента и ее влияние на понимание и усвоение знаний в процессе обучения.
4. Средства самоконтроля студента за самостоятельной работой
5. Понятие и основные этапы информационно-аналитической работы по созданию образовательного контента
6. Новое поколение учебной литературы: аудиовизуальные, электронные, гипертекстовые, мультимедийные источники информации
7. Образовательные информационные ресурсы органов НТИ, федеральных НТБ
(ГЦНМБ, ЦНСХБ), Росинформресурса.
8. Общенаучные, общетехнические и отраслевые библиографические БД (Science
Citation Index, Engineering Index, Pascal Current Contents, Medline и др.).
9.
Особенности образовательного контента в сфере естествознания, техники, медицины и его влияние на состав и структуру образовательных информационных ресурсов.
10. Зарубежные информационные ресурсы по естествознанию и технике.
11.
Структура и основные сегменты мирового рынка электронных образовательных продуктов и услуг.
12. Современные тенденции развития электронных учебных материалов.
13. Основные этапы подготовки и технологии актуализации образовательного контента
14. Опубликованные и неопубликованные документы в составе образовательных информационных ресурсов.
15. Базы и банки данных: определение и их использование в формировании образовательного контента
1. Информационная безопасность и защита информации: определения и генезис.
2. Политические, правовые, организационные, программные меры по защите информации в ходе создания образовательного контента.
3. Информационная безопасность в контексте создания и актуализации образовательного контента
4. Защита информации с ограниченным доступом
5. Система авторского права в контексте создания и актуализации образовательного контента.
6. Защита образовательных информационных систем.
7. Современные проблемы защиты авторских прав создателей образовательных информационных ресурсов.
8. Законодательная охрана и правоприменительная практика
9. Определение понятий «электронная библиотека», «цифровая библиотека»,
«виртуальная библиотека», «медиатека».
10. Объективные предпосылки создания и этапы развития электронных библиотек.
11. Структура и технология электронных библиотек в образовательном учреждении.
12. Цели и задачи межведомственной программы «Электронные библиотеки России».
13. Конверсия учебных документов на традиционных носителях в электронные как важнейшая задача современного образования.
14. Особенности оцифровки текстов, изображений, микрофильмов.
15. Технические средства создания электронных документов.
1. Гипертекст как специфическая форма нелинейного представления информации
2. Роль семантического анализа в технологии подготовки гипертекста.
3. Сущность и преимущества представления информации в форме мультимедиа
4. Технологии и принципы подготовки контента мультимедийных образовательных продуктов.
5. Рынок мультимедийных информационных ресурсов.
6. Области применения гипертекстов, мультимедиа и гипермедиа в образовании.
7. Программные и технические средства презентационных технологий
8. Состав технологии передачи информации в Интернет: электронная почта, сетевые телеконференции, технология передачи файлов и др.
9. Назначение и сущность технологии FTP.Программное обеспечение технологии FTP.
10. Назначение и сущность технологии телеконференций. Вебинар.
11. Технология проведения видеоконференций и их реализация в образовательном процессе.
12. Программные и аппаратные технологии Интернет-телефонии.
13. Диагностическое тестирование.
14. Достоинства и недостатки традиционных средств оценки результатов обучения.
1. Роль информатизации в развитии общества и системы образования.
2. Определение понятий
«компьютеризация»,
«автоматизация»,
«информатизация».
3. Сущность информатизации общества
4. Программы и проекты информатизации образования.
5. Основные этапы информатизации.
6. Основные принципы информатизации.
7. Важнейшие направления информатизации
8. .Информатизация образования как фактор интенсификации создания образовательного контента.
9. Информационный рынок: определение, становление, современное состояние.
10. Создание информационного общества как результат процесса информатизации.
11. Роль библиотек в построении образования информационного общества
12. Рынок образовательной информации.
13. Структура рынка информации: секторы, основные участники, информационные продукты и услуги, формы и структуры собственности.
14. Базы данных как основной информационный продукт.
15. Сегментация — важнейший метод изучения рынка информации.
16. Тенденции развития мирового рынка информации как источника образовательного контента
17.
Современные экономические и социальные условия информатизации российского образования.
18.
Современные культурные условия информатизации российского образования
19.
Направления развития отечественного рынка образовательных информационных ресурсов.
20. Сетевое образовательное сообщество
21.
Специфика заданий и задачных конструкций информационного контента образовательного Web-квеста по математике
22. Руководство пользователя» Российской Научной электронной библиотеки
(http://elibrary.ru/manual_elibrary_for_user.pdf).
23.
Виды научной информации и ее обработка.
24.
Научная информационная компонента образовательного контента
25.
Информационные технологии в теоретических исследованиях
26. Сущность информатизации общества
27. Программы и проекты информатизации образования.
28. Информатизация образования как фактор интенсификации создания образовательного контента.
29. Информационный рынок: определение, становление, современное состояние
30. Мировые ресурсы открытого дистанционного обучения (MOOC): принципы работы, требования к подготовке и размещению обучающих материалов.
31. Источники и предпосылки формирования современной парадигмы образования.
32.
П
ринцип открытого контента
33. Тенденции развития мирового рынка информации как источника образовательного контента
34.
В
иды педагогической деятельности.
35.
Специфика заданий и задачных конструкций информационного контента образовательного Web-квеста
36. Типы учебной литературы в зависимости от функции, выполняемой в процессе обучения.