Файл: Лекция 1 Коррупция как социальнополитическое явление. Формы проявления и виды коррупции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.01.2024
Просмотров: 872
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
государственных и муниципальных услуг, функций в электронном виде позволило обеспечить автоматизированный государственный контроль за их эффективной реализацией, сформировать систему обратной связи в виде социальных оценок качества оказания публичных услуг их потребителем. Очевидно, что цифровые технологии позволяют внедрить в процессы государственного управления приемы и способы ранее недоступные в практиках публичного контроля. Так, посредством цифровых технологий появились возможности разрыва личных контактов, обезличивание публичных отношений, сменяемость должностных лиц в одном процессе оказания государственных услуг или выполнения государственных функций, экстерриториальный принцип их работы (при отсутствии необходимости учитывать региональную специфику общественных отношений), автоматизация процессов оформления документов, промежуточных решений. Если ранее противники политики горизонтальной кадровой ротации говорили о неизбежном падении эффективности работы государственных служащих, высоких экономических издержках бюджета, то в последние годы все чаще практика государственной службы использует ротацию согласно ст. 60.1. Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" как технологию противодействия коррупции. Однако примирить две точки зрения на вопросы ротации кадров в системе государственной власти как технологии противодействия коррупции потенциально может цифровая ротация по ряду должностей, где информационно-коммуникационные средства позволяют осуществлять госслужащим свои трудовые функции без потери их эффективности. Очевидно, что с развитием информационной инфраструктуры все прозрачней становится системная характеристика взаимодействия субъектов общественных отношений, что создает возможности через массивы Big Data осуществлять антикоррупционный контроль за деятельностью должностных лиц, т.к. этот инструмент позволяет из фрагментарных данных получать общую картину системной коррупционной деятельности. При этом появляется возможность автоматизированного учета статистических данных множества параметров коррупционных отношений: о потенциальных коррупционных отношениях (конфликте интересов), о возникающих динамических коррупционных рисках, о статистике коррупционных правонарушений в привязке к конкретному объему полномочий государственного служащего. Это позволит проводить объективную оценку коррупционных рисков конкретных должностей в органах власти с учетом их местоположения, социально-экономических условий, культурно-исторических особенностей региона. В ряде случаев законодатель, внедряя правовые механизмы противодействия коррупции западных образцов не учитывает культурные особенности России, национальные бюрократические традиции государственного аппарата. Так, одним из элементов заимствования стал институт конфликта интересов, отраженный в ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-Ф3 (ред. от 24.04.2020) "О противодействии коррупции". Этот институт, активно внедряемый в административную практику показал свою низкую применимость, о чем свидетельствует юридическая статистика коррупционных преступлений связанных с неурегулированностью конфликта интересов Между тем, очевидная доработка данного института лежит в плоскости цифровой коммуникации, обеспечивающей прямую связь государственных служащих с высшими органами власти, возможностью гарантированно анонимно информировать о факте конфликта
интересов через цифровые каналы связи, техническое управление которыми осуществляется на уровне высших органов власти соответствующих ведомств, автоматизацией процессов урегулирования конфликта интересов по аналогии с корпоративной конструкцией «комплаенс-контроля». Таким образом, исполнение предписаний закона о порядке урегулирования конфликта интересов, в который интегрирован с помощью цифровых технологий непосредственный контроль высших звеньев исполнительной власти гарантирует: во-первых, что обозначенный в заявлении конфликт интересов будет урегулирован на местах; во-вторых, что сообщившему о факте конфликта интересов государственному служащему будет гарантирована безопасность. Вообще следует подчеркнуть, что цифровые технологии позволяют усилить существующие правовые механизмы посредством системно-организационного воздействия, не требующим дополнительной правотворческой деятельности. Такие технологии, будучи внедренными в структуру организационных процессов публичной власти сами о себе создают антикоррупционную среду, выступают важным условием сдерживания коррупционных отношений. Большим потенциалом обладает программное выявление конфликта интересов посредством мониторинга поисковыми системами с использованием искусственного интеллекта. Через «виртуальные следы» в сети Интернет, поисковые запросы, сетевые сервисы, системы распознавания лиц, установления местонахождения, поиск одноклассников, родственные связи, финансовые транзакции с помощью специально разработанных программ можно отслеживать конфликты интересов и сигнализировать правоохранительным органам для проверки коррупционных схем. Безусловно, это вызовет возражение чиновников, но государственная служба не может осуществляться без самоограничения, самопожертвования, некоторого отказа от приватности, закрытости частной жизни. Взамен должен предоставляться социальный пакет, высокие зарплаты, почет и уважение. На основе нейросетевого программирования могут быть предприняты попытки прогнозирования коррупции посредством составления самоорганизующихся коррупционных схем и карт, учитывающих следующие отправные значения: база данных уже сложившихся схем и свершившихся коррупционных фактов, система налогообложения недвижимого имущества, ценовая ситуация в сфере крупной собственности и высокодоходного бизнеса, появление новых финансово-спекулятивных предприятий, систематическая
победа одной и той же политической партии, остающейся у власти долгое время и др. Прогностическая матрица предоставляет различные профили коррупционного риска в зависимости от экономических условий региона, сроков прогноза, политической культуры. Говоря о развитии цифровых технологий противодействия коррупции следует также акцентировать наше внимание на вопросе формирования рисков обратного эффекта в сфере применения информационно-коммуникационных технологий. Так, тенденции технократизации государственной деятельности формировали целый ряд как технически-организационных требований к новому цифровому формату организации публичной власти (стандарты программной и инфраструктурной безопасности), так и сформулировали потребность в корректном применении цифровых технологий с учетом цифровой безопасности личности. В частности, система цифрового контроля за гражданами должна учитывать новую поправку п. «м» ст.71 Конституции РФ: в ведении Российской Федерации находится «обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных». В конечном итоге, под угрозой коррупционного воздействия оказались сами операторы информационных систем, которые уже сегодня осуществляют несанкционированное изъятие видео и фото фиксации, нейтрализуя оперативно-розыскную деятельность по выявлению и изобличению преступлений с участием высокоуровневой организованной преступности. Открытым остается и вопрос антикоррупционных экспертиз самого программного обеспечения, учет рисков коррупционных факторов (технических возможностей совершать коррупционное взаимодействие) в государственных системах коммуникации.
Выводы. Насущной задачей является системная активизация общества в борьбе с коррупцией. Воспитание, политическая оценка, гражданская позиция должны быть средством преодоления коррупционных проявлений. Заслуживает поддержки опыт бизнес-структур и научного сообщества в разработке и использовании средств противодействия коррупции в соответствующих сферах и разработке способов воспитания и саморегулирования своих членов. Нужны правовые решения по поводу режимов деятельности подобных структур. В сфере преодоления коррупции многое зависит от бизнес-структур и всех предпринимателей, от строгого соблюдения ими юридических правил деятельности и норм нравственности, от правильных взаимоотношений с государственными служащими. Освоение антикоррупционных программ должно стать слагаемым профессиональной квалификации всех работников. 8. Наличие многочисленных общественных институтов не должно дробить усилия гражданского общества в целом. Эффективный общественный контроль над деятельностью государственных институтов служит реальным средством искоренения коррупции "в государственном поле". Важнейшим рамочным элементом электронной антикоррупционной политики следует назвать следующие фундаментальные принципы, реализуемые посредством цифровых технологий: прозрачность публичной деятельности государственных служащих, их подотчетность обществу; проверяемость данных, представленных должностными лицами; объективирование процессов принятия публичных решений (автоматизация); прямой государственный контроль (исключение цепочки административной иерархии в системе госконтроля); экстерриториальный принцип организации государственной власти; системное управление коррупционными рисками; приоритет социальной оценки публичной власти; режим обратной связи государственной власти.
Основная литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022)// КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2020) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017)(с изм. и доп., вступ. в силу с 27.12.2019) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Закон РФ от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии коррупции"//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: https://base.garant.ru/12164203/
5. Закон РФ от 09.февраля 2009 г. N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL: https://base.garant.ru/194874/
6. Закон РФ от 17 июля 2009 г. № 172 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL: https://base.garant.ru/195958/
7. Закон РФ от 22 декабря 2014 года № 431-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»//Консультант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:https://base.garant.ru/70826154/
8. Закон РФ от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»//Консультант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/
9. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. №478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402519978/
10. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 ноября 2013 года «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70399600/
11. Приказ Министерства культуры России от 08 сентября .2021 года N 1486 «Об утверждении Плана по противодействию коррупции Министерства культуры Российской Федерации на 2021 - 2024 годы»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395744/
12. Методические рекомендации о мерах по повышению эффективности работы по профилактике и противодействию коррупционных правонарушений в организациях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации//Министерство культуры Российской Федерации. Офиц. сайт. URL:https://culture.gov.ru/documents/metodicheskie-rekomendatsii-o-merakh-po-povysheniyu-effektivnosti-raboty-po-profilaktike-i-protivode/ (дата обращения: 17.01.20221).
13. Государственная антикоррупционная политика : учебник / Р.А. Абрамов, Р.Т. Мухаев, Л.А. Жигун [и др.] ; под ред. Р.А. Абрамова и Р.Т. Мухаева. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 429 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/24969. - ISBN 978-5-16-012647-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1002544 (дата обращения: 13.01.2021).
интересов через цифровые каналы связи, техническое управление которыми осуществляется на уровне высших органов власти соответствующих ведомств, автоматизацией процессов урегулирования конфликта интересов по аналогии с корпоративной конструкцией «комплаенс-контроля». Таким образом, исполнение предписаний закона о порядке урегулирования конфликта интересов, в который интегрирован с помощью цифровых технологий непосредственный контроль высших звеньев исполнительной власти гарантирует: во-первых, что обозначенный в заявлении конфликт интересов будет урегулирован на местах; во-вторых, что сообщившему о факте конфликта интересов государственному служащему будет гарантирована безопасность. Вообще следует подчеркнуть, что цифровые технологии позволяют усилить существующие правовые механизмы посредством системно-организационного воздействия, не требующим дополнительной правотворческой деятельности. Такие технологии, будучи внедренными в структуру организационных процессов публичной власти сами о себе создают антикоррупционную среду, выступают важным условием сдерживания коррупционных отношений. Большим потенциалом обладает программное выявление конфликта интересов посредством мониторинга поисковыми системами с использованием искусственного интеллекта. Через «виртуальные следы» в сети Интернет, поисковые запросы, сетевые сервисы, системы распознавания лиц, установления местонахождения, поиск одноклассников, родственные связи, финансовые транзакции с помощью специально разработанных программ можно отслеживать конфликты интересов и сигнализировать правоохранительным органам для проверки коррупционных схем. Безусловно, это вызовет возражение чиновников, но государственная служба не может осуществляться без самоограничения, самопожертвования, некоторого отказа от приватности, закрытости частной жизни. Взамен должен предоставляться социальный пакет, высокие зарплаты, почет и уважение. На основе нейросетевого программирования могут быть предприняты попытки прогнозирования коррупции посредством составления самоорганизующихся коррупционных схем и карт, учитывающих следующие отправные значения: база данных уже сложившихся схем и свершившихся коррупционных фактов, система налогообложения недвижимого имущества, ценовая ситуация в сфере крупной собственности и высокодоходного бизнеса, появление новых финансово-спекулятивных предприятий, систематическая
победа одной и той же политической партии, остающейся у власти долгое время и др. Прогностическая матрица предоставляет различные профили коррупционного риска в зависимости от экономических условий региона, сроков прогноза, политической культуры. Говоря о развитии цифровых технологий противодействия коррупции следует также акцентировать наше внимание на вопросе формирования рисков обратного эффекта в сфере применения информационно-коммуникационных технологий. Так, тенденции технократизации государственной деятельности формировали целый ряд как технически-организационных требований к новому цифровому формату организации публичной власти (стандарты программной и инфраструктурной безопасности), так и сформулировали потребность в корректном применении цифровых технологий с учетом цифровой безопасности личности. В частности, система цифрового контроля за гражданами должна учитывать новую поправку п. «м» ст.71 Конституции РФ: в ведении Российской Федерации находится «обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных». В конечном итоге, под угрозой коррупционного воздействия оказались сами операторы информационных систем, которые уже сегодня осуществляют несанкционированное изъятие видео и фото фиксации, нейтрализуя оперативно-розыскную деятельность по выявлению и изобличению преступлений с участием высокоуровневой организованной преступности. Открытым остается и вопрос антикоррупционных экспертиз самого программного обеспечения, учет рисков коррупционных факторов (технических возможностей совершать коррупционное взаимодействие) в государственных системах коммуникации.
Выводы. Насущной задачей является системная активизация общества в борьбе с коррупцией. Воспитание, политическая оценка, гражданская позиция должны быть средством преодоления коррупционных проявлений. Заслуживает поддержки опыт бизнес-структур и научного сообщества в разработке и использовании средств противодействия коррупции в соответствующих сферах и разработке способов воспитания и саморегулирования своих членов. Нужны правовые решения по поводу режимов деятельности подобных структур. В сфере преодоления коррупции многое зависит от бизнес-структур и всех предпринимателей, от строгого соблюдения ими юридических правил деятельности и норм нравственности, от правильных взаимоотношений с государственными служащими. Освоение антикоррупционных программ должно стать слагаемым профессиональной квалификации всех работников. 8. Наличие многочисленных общественных институтов не должно дробить усилия гражданского общества в целом. Эффективный общественный контроль над деятельностью государственных институтов служит реальным средством искоренения коррупции "в государственном поле". Важнейшим рамочным элементом электронной антикоррупционной политики следует назвать следующие фундаментальные принципы, реализуемые посредством цифровых технологий: прозрачность публичной деятельности государственных служащих, их подотчетность обществу; проверяемость данных, представленных должностными лицами; объективирование процессов принятия публичных решений (автоматизация); прямой государственный контроль (исключение цепочки административной иерархии в системе госконтроля); экстерриториальный принцип организации государственной власти; системное управление коррупционными рисками; приоритет социальной оценки публичной власти; режим обратной связи государственной власти.
Основная литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022)// КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2020) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017)(с изм. и доп., вступ. в силу с 27.12.2019) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Закон РФ от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии коррупции"//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: https://base.garant.ru/12164203/
5. Закон РФ от 09.февраля 2009 г. N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL: https://base.garant.ru/194874/
6. Закон РФ от 17 июля 2009 г. № 172 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL: https://base.garant.ru/195958/
7. Закон РФ от 22 декабря 2014 года № 431-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»//Консультант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:https://base.garant.ru/70826154/
8. Закон РФ от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»//Консультант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165809/
9. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. №478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402519978/
10. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 ноября 2013 года «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70399600/
11. Приказ Министерства культуры России от 08 сентября .2021 года N 1486 «Об утверждении Плана по противодействию коррупции Министерства культуры Российской Федерации на 2021 - 2024 годы»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395744/
12. Методические рекомендации о мерах по повышению эффективности работы по профилактике и противодействию коррупционных правонарушений в организациях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации//Министерство культуры Российской Федерации. Офиц. сайт. URL:https://culture.gov.ru/documents/metodicheskie-rekomendatsii-o-merakh-po-povysheniyu-effektivnosti-raboty-po-profilaktike-i-protivode/ (дата обращения: 17.01.20221).
13. Государственная антикоррупционная политика : учебник / Р.А. Абрамов, Р.Т. Мухаев, Л.А. Жигун [и др.] ; под ред. Р.А. Абрамова и Р.Т. Мухаева. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 429 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/24969. - ISBN 978-5-16-012647-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1002544 (дата обращения: 13.01.2021).