Файл: Лекция 1 Коррупция как социальнополитическое явление. Формы проявления и виды коррупции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 877

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
порожденная внутренними факторами, например, преступные традиции. 6. Коррупция в правоохранительных органах, судейская, парламентская, деловая, корпоративная, экономическая, экологическая, моральная, политическая, партийная, избирательная, электоральная, международная, транснациональная и др. 7. Коррупция, инициируемая сверху и снизу; Коррупция разделяется на: светлую – ненаказуемую действующим законодательством; серую – поборы чиновников; темную – уголовно-наказуемая или криминальная. Формы проявления коррупции разнообразны: взяточничество; злоупотребления и превышение власти; фаворитизм; кумовство; протекционизм; лоббизм. Незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконная поддержка и финансирование политических структур, партий, движений, а также блат (оказание услуг родственникам и знакомым). Известно, что отдельные коррупционные цепочки имеют свойство самоорганизовываться в крупные системы. Преступники не просто используют служебное положение корыстолюбивого чиновника в своих нечистоплотных целях, они хотят определять правила игры, переходят к активным действиям. Они расставляют на важные должности «своих» людей, проводят выгодные им властные решения, выполняют «захват» государственной и муниципальной власти. На муниципальном уровне чаще рождаются коррупционные системы, они вырастают из сложившихся отношений родственного и соседского протекционизма, блата и кумовства. Как социально-экономическое явление все виды коррупции имеют четыре составных части: 1) источники коррупции, т. е. причины ее порождающие; 2) коррупциогенные факторы – движущие силы коррупции, определяющие ее характер и отдельные черты; 3) инструменты коррупции, представляющие собой средства, с помощью которых коррупционеры достигают своих нелегальных целей; 4) потери от коррупции как результат деятельности коррупционеров.


2. Распространенность и общественная опасность коррупции. Понятие противодействия коррупции. Правовая основа противодействия коррупции.

Общественная опасность коррупции выражается в следующем: 1) государственная политика диктуется частными интересами лиц, находящихся у власти и способных влиять на власть в масштабах, превосходящих деятельность власти по реализации общественных интересов; 2) прямые потери от коррупции ведут к уменьшению доходов государственного бюджета, косвенно уменьшая объем производимого валового национального продукта; 3) коррупция расширяет теневую экономику, разрушает конкуренцию, так как взятка обеспечивает предоставление неконкурентных преимуществ; 4) коррупция лишает государство возможности обеспечить соблюдение честных правил рыночной игры, что дискредитирует и саму идею рынка, и авторитет государства как арбитра и судьи; 5) влияние коррупции на проведение приватизации и банкротств затрудняет появление эффективных собственников; 6) нерациональное расходование бюджетных средств усугубляет бюджетный кризис; 7) коррупция увеличивает издержки субъектов экономики, что перекладывается на потребителей через повышение цен и тарифов; 8) коррупция в органах управления разлагает не только их самих, но и аппараты управления крупных корпораций. Соответственно происходит общее снижение эффективности управления. Коррупцию можно рассматривать как злоупотребление общественным доверием, представляющее собой: сознательное подчинение государственным чиновником интересов общества своим личным; исполнение решений в секретном, закрытом режиме; наличие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения, и теми, кому такие решения выгодны; организованное взаимодействие тех, кому необходимо принятие определенного решения, и тех, кто способен на принятие такого рода решения влиять; стремление обосновать коррупционное действие юридическими нормами; реализацию как государственных, так и частных функций теми, кто совершает акты коррупции. Общественная опасность коррупции заключается вовсе не в обогащении чиновника, а в нарушении принципа безвозмездной деятельности государственного аппарата. Этот принцип нарушается в равной степени, независимо от того, крупную или мелкую по размеру взятку принимает чиновник. Коррупция вредна всем: она усугубляет положение бедных, мешает социальному и экономическому развитию государства и общества, разлагает систему государственных услуг населению, подрывает демократию. Вместо нормальной конкуренции коррупция ведет к соперничеству, основанному на взяточничестве. Особенно сложным оказывается положение наименее защищенных слоев населения, вынужденных в полной мере испытывать на себе все последствия коррупции.

Как любое злоупотребление служебным положением в целях личного обогащения, она обозначает в частности, что: решения принимаются не на благо всего общества, а исключительно исходя из личных интересов отдельных лиц; дорогостоящие, чрезмерно сложные проекты получают предпочтение перед эффективными и рентабельными решениями; имеет место нарушение прав человека. По мере усиления коррупции под угрозой оказываются основные социальные и экономические права — доступ к медицинскому обеспечению и образованию, предоставление жилья и т. п. Коррупция стала в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, для любых преобразований. Став фактически одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, коррупция породила чудовищные диспропорции не только в системе управления и функционирования государственных институтов, но и привела к серьезным сдвигам в сознании граждан, которые всё больше и больше утрачивают доверие к власти и веру в справедливость.

На любом историческом этапе правовые средства выполняют важнейшую задачу социального регулирования – охрану общества от наиболее опасных посягательств на его интересы. В современных условиях они не утрачивают своей важности и ключевой роли в противодействии преступности, в том числе и коррупции. Отмечая опасность коррупции и на международном уровне, международные сообщества в связи с этим принимают соответствующие решения по противодействию коррупции, обязывая государства, прежде всего участников международных форумов, принимать неотложные меры по её противодействию. Присоединение России к конвенциям имеет последствия не только в части международных обязательств, но и в отношении развития российского законодательства, в котором должны быть закреплены основные положения конвенций. Противодействие коррупции является одним из важнейших направлений деятельности органов государственной власти (государственных органов) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Правовую основу противодействия коррупции составляют
Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Это означает, что положения вступивших в силу конвенций имеют приоритет перед положениями российского законодательства и могут непосредственно использоваться в правоприменительной практике.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы противодействия коррупции, является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Понятие коррупции раскрывается в части 1 статьи 1 № 273-ФЗ. Так установлено, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Противодействие коррупции –это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита
основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает меры по профилактике коррупции, среди которых: 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; 2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; 3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; 4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; 5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; 6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:-проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;-создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;-принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более