Файл: Лекция 1 Коррупция как социальнополитическое явление. Формы проявления и виды коррупции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 873

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Хорев А.И., Григорьева В.В., Струков Г.Н., Макринова Е.И. Формирование антикоррупдионного поведения в высших учебных заведениях как компонент обеспечения экономической безопасности страны // ТППП АПК. 2017. №6 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-antikorrupdionnogo-povedeniya-v-vysshih-uchebnyh-zavedeniyah-kak-komponent-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 14.01.2021).

4. Шаламова А.Н., Нарышкин П.А. Роль общественного контроля и его институтов в механизме противодействия коррупции // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. №4 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obschestvennogo-kontrolya-i-ego-institutov-v-mehanizme-protivodeystviya-korruptsii (дата обращения: 18.01.2022).

Интернет-ресурсы

1. Университетская электронная библиотека In Folio - http://infolio.asf.ru/index.asp

2. Библиотека гуманитарных наук – http://www.gumer.info/

3. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» - http://e.lanbook.com

4. Электронно-библиотечная система "ЭБС IPRBooks" –http://www.iprbookshop.ru

5. Гарант платформа F1 7.08.0.163 -информационно-справочная система, адрес доступа: http://www.garant.ru/. доступ неограниченный

6. Консультант Плюс - информационно-справочная система, адрес доступа: http://www.consultant.ru. доступ неограниченный
Лекция 4


Тема 6. Активизация антикоррупционной деятельности профессиональных объединений и бизнес-структур.

Время: 2 часа

Учебная цель: ознакомить обучающихся с формами взаимодействия институтов гражданского общества и органов публичной власти в сфере противодействия коррупции.

Основные понятия: консультативное-совещательные органы, экспертные советы, НКО, Антикоррупционная хартия российского бизнеса, технологии противодействия коррупции, цифровые технологии, государственная служба, государственное управление, правовая политика, цифровизация, цифровой контроль

Вопросы:

1. Реализация гражданских инициатив в сфере противодействия коррупции.

2.Деятельность специальных некоммерческих организаций по актуальным проблемам снижения коррупционной нагрузки на экономику с помощью бизнес-сообщества.

3. Антикоррупционная хартия российского бизнеса.

4.Роль консультативных и совещательных органов при Президенте РФ, Правительстве РФ, общественных и экспертных советов при органах исполнительной власти всех уровней.

5. Новые технологии обеспечения обратной связи в сфере противодействия коррупции. Формы взаимодействия институтов гражданского общества и органов публичной власти.

Ход проведения

1. Реализация гражданских инициатив в сфере противодействия коррупции. Гражданское общество рассматривается в современной науке как высшая форма самостоятельной организации народа. Гражданское общество, сталкиваясь с проявлениями коррупции, так или иначе апеллирует к государству. В Конституции Россия, как и большинство государств мира, провозглашена демократическим правовым государством, в котором народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Участие граждан в публичных делах связано с выдвижением и реализацией гражданских инициатив. При этом гражданская антикоррупционная инициатива - явление прерывистое, а может быть, и цикличное. Жизнь общества и тем более отдельного человека не может состоять из сплошного и непрерывного потока инициативы - это всегда заметное событие. Это нужно учитывать при выстраивании взаимодействия с обществом. Гражданская антикоррупционная инициатива, как и любая инициатива, является свободным творческим действием. Но не всегда они продуманы и даже полезны. Такие инициативы необходимо оценивать социально значимыми критериями. Гражданская антикоррупционная инициатива может быть правотворческой либо правоприменительной. Правотворческая инициатива может быть направлена как на формирование новой идеи или формулирования потребности общества в новом правовом регулировании (обеспечение справедливости в каком-то вопросе), так и непосредственно на принятие норм права, формирование новой модели поведения (правотворческая инициатива). Правоприменительная инициатива направлена на правомерное разрешение конкретной ситуации исходя из действующей нормативной модели (привлечение к ответственности за коррупцию). По содержанию антикоррупционная инициатива может быть связана как привлечением внимания к какому-то факту коррупции или сложившейся в определенном регионе отрасли коррупционной ситуации при ожидании вариантов решения от власти, так и с обращением граждан с конкретным проектом решения (правового акта), который необходимо принять и реализовать. По результату гражданская инициатива может быть реализована полностью, реализована частично и не реализована. Гражданская инициатива может быть индивидуальной или коллективной в зависимости от субъекта. Наиболее распространена коллективная инициатива, которая может исходить как от ad hoc образованной инициативной группы, так и от официального общественного объединения. По форме гражданских инициатив в сфере борьбы с коррупцией можно выделить довольно много на основании действующего законодательства. Прежде всего это правотворческая инициатива. Такая инициатива связана непосредственно с правотворческой деятельностью. Инициатива рассматривается здесь как форма правовой жизни личности, социальных групп. От правотворческой инициативы граждан следует отличать иную форму гражданской инициативы - так называемый законодательный почин, когда любое лицо или группа лиц в печати, на митинге, в петиции, письме или другим путем может (оставить "может") обратиться к государственным органам с предложением принять определенный закон, возможно, даже с приложением детально разработанного проекта. Но это не влечет обязанности органов на него реагировать, хотя уполномоченный орган может внести такой законопроект в парламент, но уже от своего имени и только тогда данный законопроект будет рассматриваться в обязательном порядке. Иногда к правотворческой инициативе ошибочно относят петиции или даже обращения граждан. Однако петиция - это иная форма инициативы. Она представляет собой коллективное обращение граждан в компетентный орган с предложением принять определенный нормативный акт или решение (как правило, с приложением проекта) либо рассмотреть соответствующий вопрос на заседании органа. Петиция содержит определенное количество подписей граждан с указанием их местожительства (возможно, и других данных). Наличие этого количества подписей заставляет компетентный орган рассмотреть поставленный вопрос, хотя он может и не согласиться с предложениями петиции. Митинги, шествия, пикетирования также выступают разновидностями гражданских инициатив, в которых общество привлекает внимание власти к определенным проблемам, в том числе коррупционным. Участие граждан в публичных слушаниях, официальных обсуждениях проектов решений в печати, иных СМИ, в Интернете также в ряде случаев может быть отнесено к гражданским инициативам. Конечно, речь идет о конструктивном участии. Конструктивность видится в предложении альтернатив, аргументированной критике сложившейся ситуации и в отсутствии противоправных деяний при выдвижении и реализации инициативы. Выявление коррупционных рисков обществом по широкому кругу вопросов может стать весьма значимым фактором противодействия коррупции. Гражданская антикоррупционная инициатива может выражаться через общественные объединения. Обращение, прежде всего коллективное, ставит перед органами власти вопрос, который может быть разрешен его решением или изданием нормативного акта. Тем самым обращения (предложения, заявления, а отчасти и жалобы) также могут выступать формой реализации гражданских антикоррупционных инициатив. Таким образом, гражданская антикоррупционная инициатива - самостоятельное активное общезначимое деяние, реализуемое гражданином, группой или объединением граждан в целях противодействия коррупции в не запрещенных правом формах. В России созданы правовые процедуры общественного влияния: оценка регулирующего воздействия (ОРВ) и публичные консультации; экспертиза действующих актов, положения которых необоснованно ограничивают предпринимательскую и инвестиционную деятельность; общественные обсуждения законопроектов; мониторинг правоприменения. Общественные объединения, организации, фонды. Органы общественной самодеятельности совместно с территориальными органами исполнительной власти призваны решать социальные проблемы по месту жительства, учебы, работы. При этом возможно осуществление общественного антикоррупционного контроля над реализацией актов органов исполнительной власти при решении локальных социальных задач.



Политические партии в целом способствуют формированию общественного мнения в духе нетерпимости к коррупции, проводят антикоррупционное воспитание. Кроме того, они могут участвовать в выработке антикоррупционных решений органов публичной власти, разрабатывать и реализовывать антикоррупционную политику в представительных органах.

Профессиональные союзы и объединения призваны во взаимодействии с Министерством труда и социального развития РФ контролировать соблюдение законодательства в области занятости населения, в том числе и в русле борьбы с коррупцией, представлять и защищать от коррупционного воздействия социально-трудовые права граждан. Очевидным проявлением гражданской антикоррупционной инициативы является рассмотрение обращений, содержащих информацию о коррупции, которые поступают от граждан и организаций в государственные органы. Динамика и содержание таких решений могут выступать в качестве показателей эффективности взаимодействия государства и гражданского общества.

2. Деятельность специальных некоммерческих организаций по актуальным проблемам снижения коррупционной нагрузки на экономику с помощью бизнес-сообщества.

Участие бизнес-сообщества в подготовке государственных решений является необходимым условием повышения эффективности государственного управления и усиления обратной связи государства и общества. В условиях масштабной модернизации, усиления инновационной составляющей экономики, межгосударственной интеграции, развития государственно-частного предпринимательства, востребованность как государством, так и бизнесом новых правовых механизмов сотрудничества возрастает. Все более эффективным каналом взаимодействия становятся консультативные и совещательные органы при Президенте РФ, Правительстве РФ, а также общественные советы, экспертные советы при федеральных органах исполнительной власти. Представители бизнес-объединений также активно участвуют в работе экспертных советов обеих палат Федерального собрания, Счетной палаты РФ. Тем не менее требуется дальнейшее расширение легальных форм доступа бизнес-сообщества к процессу принятия государственных решений, которое нуждается в комплексном правовом обеспечении. Наличие правовых процедур взаимодействия снижает потребность в сомнительных и незаконных контактах бизнеса с представителями государственных органов, способствует объективному учету общественных интересов. При этом необходимо создать условия для равного доступа к сфере публичных консультаций всем институтам гражданского общества, а также гарантировать прозрачность взаимодействия. Нормативные правовые акты должны определить условия и формы такого взаимодействия, закрепить обязанность по рассмотрению и учету предложений, поступающих от участников публичных консультаций. Положительным примером такого регулирования может служить процедура оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, сфера применения которой расширяется в соответствии с решениями Правительства РФ. Взаимодействие бизнес-объединений с органами публичной власти в сфере противодействия коррупции не ограничивается мониторингом. Большое значение имеет государственно-частное партнерство в противодействии коррупции, рейдерству,
снижении административных барьеров, в проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, осуществлении общественного контроля. Особенно важно обеспечение транспарентности и доступности информации о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и формируемых ими информационных ресурсах. Бизнес-объединения активно участвуют в проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Более двух десятков региональных и муниципальных торгово-промышленных палат получили аккредитацию Министерства юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов. Речь идет не только о крупных бизнес-объединениях, но и об отраслевых ассоциациях, структурах (например, Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья, Ассоциации международных автомобильных перевозчиков и др.). Все более широко применяется публичная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Однако законодательство об институте экспертизы до конца не сформировано, оно развивается достаточно бессистемно применительно к отдельным направлениям экспертизы: антикоррупционная экспертиза, оценка регулирующего воздействия (ОРВ), правовая экспертиза Общественной палаты РФ, экспертная оценка действующего законодательства на предмет выявления ограничений для предпринимательской и инвестиционной деятельности. Нередко органы власти привлекают сторонних экспертов по своему усмотрению, а процедуру рассмотрения заключений ограничивают соблюдением формальной стороны. Более того, участие в экспертизе часто ограничено недопустимыми барьерами, например порядок аккредитации независимых экспертов при Министерстве юстиции РФ при проведении антикоррупционной экспертизы, который нивелирует мнение бизнес-объединений на фоне позиции отдельных специалистов. Важное направление активизации бизнес-структур и профессиональных объединений в противодействии коррупции - цивилизованное лоббирование интересов.

3. Антикоррупционная хартия российского бизнеса.

Следует подчеркнуть важность стимулирования государством компаний и бизнес-союзов к реализации антикоррупционных программ, предусмотренных Антикоррупционной хартией российского бизнеса, которая была подписана ТПП РФ, РСПП, общественными организациями "Опора России" и "Деловая Россия". Сегодня эта работа начата "большой четверкой" бизнес-союзов, она предполагает соблюдение компаниями антикоррупционных требований, а также общественное подтверждение соответствия антикоррупционным стандартам корпоративного управления. Ведение бизнеса провозглашается прозрачным и открытым, снабженным контрольными и информационными процедурами, а также основанным на законности, честности и добросовестности. Вместе с тем необходимо указать, что апеллирование к международным нормам в преамбуле Хартии следует дополнить и провозглашением соблюдения российского законодательства (абзац 1 преамбулы). Общественные объединения длительное время ведут мониторинг в сфере противодействия коррупции, прежде всего крупные бизнес-объединения, такие, как ТПП, РСПП, "Опора России", "Деловая Россия". Данные объединения традиционно относят к числу независимых экспертных организаций. Цель Хартии – активное содействие добровольному внедрению российскими компаниями специальных антикоррупционных программ, предусматривающих процедуры внутреннего контроля, отказ от преференций, закупки на основе открытых торгов, финансовый контроль, обучение и работу с персоналом, содействие правоохранительным органам и другие меры.
Инициатива российского бизнеса находит государственную поддержку и признание соответствия высоким международным стандартам. Задачи реализации Хартии отражаются в Национальных планах противодействия коррупции, утверждаемых указами Президента РФ, учитывается в работе органов исполнительной власти и прокуратуры. РСПП и другие бизнес-союзы активно продвигают предложения по мерам государственной и общественной поддержки компаний-участников Хартии, выносят эти вопросы на обсуждение Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции и его рабочих групп. Участие в Хартии и последовательная реализация ее положений становятся для компании подтверждением принятия надлежащих мер по профилактике коррупции, которые согласно требованиям ст. 13.3 Федерального закона от 28.12.2008 «О противодействии коррупции» обязана осуществлять любая организация. Как работает Хартия? Российский союз промышленников и предпринимателей, ТПП РФ самостоятельно ведут свои разделы сводного Реестра организаций, присоединившихся к Хартии через РСПП либо через систему торгово-промышленных палат. Для того, чтобы быть включенной в Реестр и получить соответствующее Свидетельство компания должна направить в РСПП или другое бизнес-объединение, подписавшее Хартию, Заявление и Анкету по установленной форме. Каждые два года в РСПП или в соответствующую торгово-промышленную палату компания представляет самостоятельно заполненную Декларацию о принятых антикоррупционных мерах. Достоверность Декларации может быть предварительно заверена компанией в аккредитованном экспертном центре. Кроме того, компания может пройти процедуру общественного подтверждения через аккредитованный экспертный центр, в этом случае она продолжает оставаться в Реестре в течение 5 лет. Вопросами управления и развития Хартии занимается Объединенный комитет, в состав которого вошли президенты РСПП, Торгово-промышленной палаты РФ, Деловой России и ОПОРА России. Эта инициатива была замечена и поддержана государственными структурами. В Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г. и одобренных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 8 апреля 2014 г., компаниям было рекомендовано принимать участие в коллективных инициативах по противодействию коррупции.