Файл: Лекция 1 Коррупция как социальнополитическое явление. Формы проявления и виды коррупции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 850

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поэтому индивид не совершает коррупционных действий не из-за страха наказания, а прежде всего потому, что он сам считает такие действия недостойними и противоречащими жизненным принципам. В этом, в частности, заключается личностный характер ценностно-нормативной сферы индивида, которая и проявляется в антикоррупционной культуре. Таким образом, уровень антикоррупционной культуры можно выразить как в степени освоения индивидом своих прав как гражданина, так и использования их с точки зрения исполнения обязанностей. Когда мы говорим об антикоррупционной культуре, то имеем в виду также и то, что каждый человек должен: уметь истолковывать те или иные положения закона и определять сферу их действия; уметь применять в своей жизнедеятельности правовые знания против коррупции; находить выход из запутанных правовых ситуаций, а значит, использовать закон для защиты своих прав и интересов. В связи с этим можно выделить следующие функции антикоррупционной культуры:

  • познавательная функция, которая характеризуется осмыслением индивидом коррупционных явлений в правовой практике. В процессе реализации данной функции происходит изучение и объяснение антикоррупционных процессов, протекающих в различных системах общества (например: образовательная, политическая и экономическая системы). Познавательная функция не ограничивается только определением или объяснением причинно-следственных связей различных антикоррупционных явлений, что нисколько не приближает нас к познанию антикоррупционной культуры. Она нацелена на вскрытие глубинных процессов, в основе которых лежат проблемы, являющиеся сутью, первопричиной возникновения коррупционных проявлений;

  • функция моделирования служит средством формирования соответствующей модели антикоррупционного поведения. В процессе реализации данной функции происходит создание некоего образа или стандарта антикоррупционного поведения индивида, соответствующего правовым нормам;

  • регулирующая функция дает возможность сопоставлять свое антикоррупционное поведение с правовыми требованиями.

Как показывает практика, антикоррупционная культура граждан может оказывать серьезное влияние на регулирование правовых процессов; способствовать консолидации различных социальных групп в деле поддержания и укрепления законопорядка в обществе; создавать предпосылки к тому, чтобы граждане уважали закон, что на деле означает способствовать эффективному функционированию правовой системы. Действительность такова, что правовые представления о правах и обязанностях, разрешениях и запретах становятся основой мотивации поведения индивида в направлении его антикоррупционной деятельности, то есть проявления им активной роли в установлении и отстаивании законов. Отсюда следует вывод, что антикоррупционная культура индивида отражает его гражданскую активность и содействует реализации его прав, безопасности и правовой защиты. Однако в основе антикоррупционной культуры лежит правовая культура каждого человека, что ведет в конечном счете к устойчивости конституционного строя, укреплению верховенства закона, доступности законодательства, уважению к демократическим правовым институтам, строгому соблюдению законности. Важно, чтобы сформировалась
устойчивая мотивация к неприятию коррупции, которая является важным аспектом профессиональной готовности. Эффективность борьбы с коррупцией во многом зависит от уровня правосознания и просвещенности граждан, от воспитания у населения страны нетерпимости и осуждения к коррупционным проявлениям.

Выводы

Понятие коррупции раскрывается в части 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Так установлено, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении: - преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.); -административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); -дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;-запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами). Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы,



общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы противодействия коррупции, является Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». основные теоретические положения и рекомендации в решении вопроса предупреждения и пресечения уровня коррупции в целом по стране.

Основная литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

  2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022)// КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.

  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2020) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017)(с изм. и доп., вступ. в силу с 27.12.2019) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

  4. Закон РФ от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии коррупции"//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: https://base.garant.ru/12164203/

  5. Закон РФ от 17 июля 2009 г. № 172 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL: https://base.garant.ru/195958/

  6. Закон РФ от 22 декабря 2014 года № 431-ФЗ
    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»//Консультант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:https://base.garant.ru/70826154/


  7. Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. №478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402519978/

  8. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 ноября 2013 года «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70399600/

  9. Приказ Министерства культуры России от 08 сентября .2021 года N 1486 «Об утверждении Плана по противодействию коррупции Министерства культуры Российской Федерации на 2021 - 2024 годы»//Гарант: справочно-правовая система [Офиц. Сайт]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395744/

  10. Методические рекомендации о мерах по повышению эффективности работы по профилактике и противодействию коррупционных правонарушений в организациях, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации//Министерство культуры Российской Федерации. Офиц. сайт. URL:https://culture.gov.ru/documents/metodicheskie-rekomendatsii-o-merakh-po-povysheniyu-effektivnosti-raboty-po-profilaktike-i-protivode/ (дата обращения: 17.01.20221).

  11. Государственная антикоррупционная политика : учебник / Р.А. Абрамов, Р.Т. Мухаев, Л.А. Жигун [и др.] ; под ред. Р.А. Абрамова и Р.Т. Мухаева. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 429 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/24969. - ISBN 978-5-16-012647-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1002544 (дата обращения: 13.01.2021).

  12. Иванова, М. А. Повышение уровня правосознания граждан и популяризация антикоррупционных стандартов поведения [Электронный ресурс] : учебник / М. А. Иванова. - Электрон. текстовые данные. - Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017. - 513 c. - 978-5-7410-1829-3. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78912.htm

  13. Румянцева, Е. Е. Противодействие коррупции : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Румhttps://base.garant.ru/70826154/янцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00252-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434118


Дополнительная литература

  1. Кузнецова П.Ю. Участие институтов гражданского общества в общественном антикоррупционном контроле (Российский опыт) // Технологос. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-institutov-grazhdanskogo-obschestva-v-obschestvennom-antikorruptsionnom-kontrole-rossiyskiy-opyt (дата обращения: 14.01.2021)

  2. Коннова П.И. Принципы противодействия коррупции: понятие, характеристика // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №2-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-protivodeystviya-korruptsii-ponyatie-harakteristika (дата обращения: 17.01.20221).

  3. Хорев А.И., Григорьева В.В., Струков Г.Н., Макринова Е.И. Формирование антикоррупдионного поведения в высших учебных заведениях как компонент обеспечения экономической безопасности страны // ТППП АПК. 2017. №6 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-antikorrupdionnogo-povedeniya-v-vysshih-uchebnyh-zavedeniyah-kak-komponent-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 14.01.2021).

  4. Шаламова А.Н., Нарышкин П.А. Роль общественного контроля и его институтов в механизме противодействия коррупции // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. №4 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obschestvennogo-kontrolya-i-ego-institutov-v-mehanizme-protivodeystviya-korruptsii (дата обращения: 18.01.2022).

Интернет-ресурсы

  1. Университетская электронная библиотека In Folio - http://infolio.asf.ru/index.asp

  2. Библиотека гуманитарных наук – http://www.gumer.info/

  3. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» - http://e.lanbook.com

  4. Электронно-библиотечная система "ЭБС IPRBooks" –http://www.iprbookshop.ru

  5. Гарант платформа F1 7.08.0.163 -информационно-справочная система, адрес доступа: http://www.garant.ru/. доступ неограниченный

6. Консультант Плюс - информационно-справочная система, адрес доступа: http://www.consultant.ru. доступ неограниченный

Лекция 2


Тема № 2: Использование антикоррупционного потенциала гражданского общества.

Время: 2 часа

Учебная цель: ознакомить обучающихся с основными направлениями развития институтов общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ

Основные понятия: правовой нигилизм, общественный контроль, субъекты общественного контроля.

Вопросы:

1. Преодоление правового нигилизма и повышение правовой культуры граждан.

2.Развитие института общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ.

3. Участие в управлении государством и осуществлении местного самоуправления как одно из направлений формирования активной гражданской позиции.

4. Роль СМИ в борьбе с коррупцией.

Ход проведения:

1. Преодоление правового нигилизма и повышение правовой культуры граждан.

Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.

Причинами возникновения правового нигилизма считают:

1) деспотичный характер государственной власти;

2) особенность исторического развития государства;

3) использование репрессивного законодательства;

4) пробелы в законодательстве, в правовой системе;

5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;

6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;

7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;

8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.

Можно выделить следующие признаки правового нигилизма:

1) широкое распространение и повсеместность;

2) неподконтрольность;

3) наличие в государстве разнообразных форм его проявления;

4) дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным  др.);

5) соединение нигилизма с разными формами протеста;

6) распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах.