Файл: Патогенез и клиника заболеваний.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
V.cholerae bengal.

Н-антиген представляет собой термолабильный белок флагеллин. Этот антиген является общим для всего рода Vibrio.

В стадии диссоциации холерный вибрион имеет OR-антиген. Сыворотка против OR-антигена используется наряду с О-сывороткой и типоспецифическими сыворотками Инаба и Огава для

идентификации V.cholerae.

A. D. Gardner, K. V. Venkatraman (1935) обнаружили в вибрионах видовые термостабильные О-антигены: I, II, III, IV, V и VI. Из них OI-антиген является видовым для холерных вибрионов. В результате исследований Barrows с соавт. (1946) была предложена антигенная формула для холерного вибриона. Они обнаружили, что OI-антиген холерного вибриона имеет сложную структуру и состоит из 13 компонентов, которые были обозначены буквами латинского алфавита: А, В, С и т.д. Антиген А является группоспецифическим и характерен для всех холерных вибрионов, составляющих OI серогруппу, по Gardner и Venkatraman. Антиген В соответствует серовару Огава, т.е. серовар Огава имеет комбинацию АВ. Антиген С определяет особенности антигенной структуры Инаба, т.е. серовар Инаба имеет комбинацию АС. Серовар Гикошима соответствует формуле АВС, нестабилен и может переходить в один из основных — чаще в Огава.

6.Факторы патогенности

К факторам патогенности холерного вибриона относятся:

подвижность и хемотаксис (способность бактерий двигаться по направлению к аттрактантам, то есть к питательным веществам)

факторы адгезии и колонизации: токсин-корегулируемые пили (toxin coregulated pilus, TCP); гемагглютинины; белки внешней мембраны

ферменты инвазии и агрессии: фибринолизин, гиалуронидаза, нейраминидаза, муциназа, протеаза и др.

токсины: экзотоксин – холероген (СТ – cholera toxin) и эндотоксин

Факторы адгезии и колонизации холерного вибриона

Благодаря подвижности за счет жгутиков и хемотаксису холерный вибрион преодолевает слой слизи на поверхности энтероцитов кишечника и вступает во взаимодействие с эпителиальными клетками. У мутантов холерных вибрионов, утративших подвижность или способность к хемотаксису, вирулентность резко снижается.

Основными компонентами микробной клетки, обеспечивающими адгезию (прикрепление) возбудителя холеры к энтероцитам, являются токсин-корегулируемые пили, гемагглютинины и белки внешней мембраны.

Токсин-корегулируемые пили (ТСР) или фимбрии
представляют собой тонкие гибкие нитевидные образования на поверхности бактериальной клетки. Они состоят из белковых повторяющихся субъединиц с молекулярной массой 20,5 кД. С помощью ТСР холерные вибрионы прикрепляются к энтероцитам. После адгезии вибрионы утрачивают подвижность и интенсивно размножаются, колонизируя микроворсинки тонкого кишечника. ТСР кодируются кластером генов, входящих в состав островка патогенности VPI. Непосредственно за синтез ТСР отвечают гены tcpA-F, причем за биосинтез основной субъединицы пилей отвечает ген tcpA.

Вместе с ТСР в колонизации энтероцитов принимают участие белки внешней мембраны холерного вибриона. Основная роль при этом принадлежит белку OmpU, который защищает микробную клетку от бактерицидного действия содержимого кишечника. Кроме того, белки ТСР и OmpU являются важными протективными антигенами возбудителя холеры. Антитела к ним прекращают инфекционный процесс, предотвращая адгезию и колонизацию энтероцитов.

Факторы инвазии холерного вибриона

Ферменты инвазии и агрессии разрушают вещества, содержащиеся в слизи и облегчают продвижение вибрионов к эпителиальным клеткам. В частности, муциназа разрушает муцин, облегчает проникновение вибрионов к поверхности эпителия и открывает доступ к рецептору – ганглиозиду Gm1. Нейраминидаза (сиалидаза), отщепляя от гликопротеинов эпителия сиаловую кислоту, способствует адгезии вибрионов на поверхности энтероцитов. Кроме того, она увеличивает количество рецепторов для холерогена путем модификации три- и дисиалоганглиозидов в моносиалоганглиозид Gm1, который служит рецептором для экзотоксина-холерогена. Ген nan, определяющий синтез нейраминидазы (NanH), входит в состав островка патогенности VPI-2.

Экзотоксин холерного вибриона

Вслед за адгезией и колонизацией происходит синтез холерного экзотоксина холерогена – СТ (cholera toxin) и его секреция в окружающую среду. Холероген является главным фактором патогенности возбудителя холеры. Он секретируется в окружающую среду системой секреции II типа. СТ состоит из компонентов А и В. Компонент А имеет молекулярную массу 27,2 кД и состоит из 2 пептидов – А1 и А2, связанных дисульфидными мостиками. Пептид А2 служит для связи фрагментов А и В. Компонент В имеет молекулярную массу 58 кД и состоит из пяти кольцевидно соединенных субъединиц. Компонент В выполняет функцию связывания вибриона с энтероцитами, а компонент А – каталитическую (токсическую) функцию.



Показано, что холерный токсин после выхода из бактериальной клетки связывается с кишечной клеткой-мишенью посредством взаимодействия В-субъединицы с ганглиозидами GM1, расположенными на внешней поверхности мембраны клеточной стенки. Часть субъединицы А отщепляется ферментом протеазой и проходит через мембрану клетки кишечника. Эта часть, являющаяся пептидом А1 холерного токсина, обладает НАД-гликогидролазной и АДФ-рибозилтрасферазной активностью. В результате АДФ-рибозилирования GS белка ГТФ-системы происходит снижение ГТФазной активности и возрастание активности аденилатциклазы. В клетке-мишени повышается уровень циклического аденозинмонофосфата, что сопровождается гиперсекрецией жидкости и ионов натрия и калия.

Эндотоксин холерного вибриона

Эндотоксин холерных вибрионов, представляющий собой термостабильный липополисахарид низкой токсичности, к которому, как и к холерному токсину, в организме человека вырабатываются антитела, проявляет все свойства эндотоксина грамотрицательных микроорганизмов.

Эндотоксин холерного вибриона запускает каскад арахидоновой кислоты, которая входит в состав фосфолипидов мембран клеток кишечника. Арахидоновая кислота запускает синтез простагландинсинтетазы, в результате чего синтезируются простагландины Е и F. Они вызывают сокращение гладкой мускулатуры тонкого кишечника и обусловливают тенезмы и усиливают диарею.

7.Устойчивость во внешней среде

Холерный вибрион во внешней среде чувствителен к высушиванию и действию прямых солнечных лучей, но хорошо сохраняется и размножается при температуре выше 10-12 °С в открытых водоемах и сточных водах, богатых органическими веществами. В частности, в водоемах возбудитель сохраняется в течение 2-3 недель.

Холерные вибрионы хорошо сохраняются при низкой температуре: во льду - до 1 месяца; в морской воде - до 47 суток, в речной воде - от 3-5 дней до нескольких недель, в почве - от 8 дней до 3 месяцев. В свежих испражнениях больного возбудитель холеры сохраняется до 3 суток, на белье, загрязненном испражнениями больных, сохраняется до 2 суток, а на влажном материале - неделю.

На вареных продуктах (рис, лапша, мясо, каши и др.) холерные вибрионы выживают в течение 2-5 дней, на сырых овощах - 2-4 дней, на фруктах - 1-2 дней, в молоке и молочных продуктах - 5 дней. При хранении продуктов в холодильнике срок выживания возбудителя увеличивается на 1-3 дня. Холерные вибрионы при 50 °С погибают через 30 минут, при 80 °С - через 5 минут, при 100 °С – через несколько секунд.


Холерные вибрионы очень чувствительны к действию дезинфектантов, особенно с кислым значением рН. В растворе сулемы (1:100000) они погибают через 5 минут. Под влиянием хлорамина и других дезинфектантов погибают через 5-15 минут. Возбудитель высокочувствителен к хлору: доза активного хлора 0,3-0,4 мг/л за 30 минут вызывает надежное обеззараживание предметов.

Изначально холерный вибрион чувствителен к тетрациклину, доксициклину, левомицетину, фторхинолонам, но с начала 90-х гг. XX века стали появляться устойчивые к тетрациклину (но не к доксициклину!) штаммы.

8.Эпидемиологияи патогенез. Клинические проявдения заболевания.Иммунитет

Эпидемиология

Источником инфекции является человек, болеющий типичной или стертой формой холеры, вибриононоситель (реконвалесцент, транзиторный).

Механизм передачи инфекции – фекально-оральный.

Пути передачи – водный, пищевой, контактно-бытовой. Ведущий путь передачи возбудителя – водный.

Инкубационный период обычно составляет от 1 до 5 дней, но, как правило, 2-3 дня.

Патогенез

Холерные вибрионы проникают в организм человека через рот с инфицированной водой или пищей. Пройдя с пищевым комком в желудок, они попадают в тонкий кишечник, активно размножаются, колонизируя верхний его отдел. Часть вибрионов погибает, их токсическая субстанция – эндотоксин – воздействует на слизистую тонкой кишки. Размножающиеся вибрионы выделяют токсин –холероген, который оседает на клеточных рецепторах – ганглиозидах Gm1 клеток эпителия. Токсин проникает внутрь клетки, активизируя фермент аденилатциклазу, нарушает соотношение аденилатциклазы и гуанилатциклазы, что приводит к гиперсекреции клеток. Развивается изотоническая диарея. Потери жидкости с испражнениями и рвотными массами за короткий срок достигают объемов, не встречающихся при диареях другой этиологии. Как следствие дегидратации развиваются нарушение гомеостаза, гиповолемия, гипоксия, тромбогеморрагический сидром и острая почечная недостаточность.

Клиника

  • Течение холеры может быть типичным или атипичным.

Типичное течение заболевания в зависимости от степени обезвоживания организма может протекать в:

  • легкой форме (дегидратация составляет до 3% от массы тела),

  • среднетяжелой форме (дегидратация составляет 4-6% от массы тела),

  • тяжелой форме (дегидратация составляет 7-9% от массы тела)

  • крайне тяжелой форме (дегидратация составляет свыше 9% от массы тела).


В 80-90% случаев холера протекает в легкой или среднетяжелой форме.

Атипичное течение холеры может протекать в стертой форме, в форме геморрагической или сухой (без диареи) холеры. Менее чем в 20% случаев развивается типичная холера с признаками умеренного или тяжелого обезвоживания.

По классификации, предложенной В. И. Покровским (1978), тяжесть заболевания определяется степенью обезвоживания

  • I степень предполагает потерю жидкости до 3% от массы тела

  • II степень – 4-6% от массы тела

  • III степень – 7-9% от массы тела

  • IV степень – 10% от массы тела и более (декомненсированное обезвоживание)

  • В первый период заболевания (легкая степень, холерный энтерит) на фоне нормальной температуры отмечается редкий жидкий стул и рвота. Самочувствие больного удовлетворительное. Больные жалуются на сухость во рту, жажду, мышечную слабость. Заболевание продолжается 1-2 дня.

  • Во второй период заболевания (среднетяжелая степень, острый гастроэнтерит) наблюдается частая рвота, урчание в животе, частый стул (15-20 раз в сутки), который постепенно теряет каловый характер и принимает вид “рисового отвара” - мутная жидкость с плавающими в ней клетками эпителия и слизью. Характерной чертой является сладковатый “рыбный” (не фекальный) запах испражнений (запах сырого тертого картофеля). Появляются судороги отдельных групп мышц. Голос становится сиплым. Тургор кожи уменьшается. Больные жалуются на сухость во рту, жажду, слабость.

  • В третий период заболевания (тяжелая степень, холерный алгид) у больных отмечается частый обильный водянистый стул, рвота, выраженные судороги мышц, падение артериального давления, одышка, цианоз кожных покровов. В результате обезвоживания черты лица заостряются, глаза западают, голос становится сиплым, иногда наблюдается афония. Характерный признак обезвоживания – “гиппократово лицо” (facies hippocratica): запавшие глаза, заострённые черты лица с резко выступающими скулами. Тургор кожи сильно снижен, в результате чего кожная складка не расправляется – симптом “руки прачки”.

  • Температура тела падает ниже нормы. У больных резко снижается объём мочи с развитием острой почечной недостаточности. В результате обезвоживания происходит сгущение крови, развивается цианоз, кислородное голодание, артериальная гипотензия, гипотермия, сердечная недостаточность, анурия, судороги мышц конечностей, живота, лица, нарушение сознания. Это состояние называется холерным алгидом (лат. algidus – холодный).

  • Летальность от холеры во время седьмой пандемии варьировала от 1,5% в развитых странах до 50% в развивающихся странах. Выздоровление сопровождается развитием антибактериального и антитоксического иммунитета.