Файл: Виды методов исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Раздел

Школа:


Тема урока:

Морфология государственной территории

Дата:

ФИО учителя

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цель обучения

10.5.1.6 анализировать морфологические особенности государственной территории

10.5.1.7 классифицировать государства по морфологическим особенностям территории

Тип урока

изучение новой темы

Цель урока

определяет морфологические особенности государственных территорий и классифицирует страны

Языковые цели

Полезные выражения для диалогов и письма:

Учащиеся устно/письменно классифицируют морфологические особенности государственных территорий.

Терминология

государство, территория.

Привитие ценностей

развитие сотрудничества и уважения друг другу

Межпредметные связи

-

Уровень мыслительных навыков

Критерий оценивания

Обучающийся

Анализ:

определяет влияние морфологических особенностей государственной территории на страны.

Применение:

классифицирует страны по морфологическим особенностям государственных территорий.

Ход урока

Урок №1

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы


начало

урока

середина урока

Организационный момент урока, приветствие учащихся.

Определение темы урока через рисунки (1-слайд).

( Вопросы учащимся:

Какие различия между странами вы видите? Как данные различия могут влиять на экономику, политику данных страны?

Представление темы урока, целей обучения и цели урока, критериев оценивания.

Вопрос учащимся:

Какая страна, по-вашему, обладает самой эффективной морфологией государственной территории?

ФО:

Как вы понимаете определение «компактность конфигурации государственной территории»?

2. Почему малокомпактные территории являются менее эффективными?

3. На какие группы делят столицы? Опишите их особенности в таблице:
Морфологические особенности территории и модели государств

Для характеристики компактности и других морфологических характеристик государственной территории  в политической географии применяются различные количественные параметры.     

Предложенные индексы позволяют количественно оценить компактность конфигурации государственной территории. Малокомпактные территории, как правило, менее эффективны, поскольку это ведет к увеличению протяженности границ, удлиняются все коммуникации, затрудняются связи между отдельными регионами. Если при этом и столица государства расположена не в центре, а на периферии страны, то это может осложнять процессы освоения и управления территорией.

Положение столицы, ее ранг в системе расселения, политические и экономические функции, определяют во многом эффективность управления и контроля над всей государственной территорией. Морфологический подход при анализе ранга, функций и положения столиц, рассматривает эти характеристики по отношению к историческому ядру государства. По этому признаку столицы можно разделить на три группы:

·    столица постоянная, называемая также столицей исторической, которая выполняет функции главного административного, хозяйственного и культурного центра страны на протяжении нескольких столетий, расположена в историческом ядре государства (Лондон, Париж, Рим, Афины, Москва и др.);

·    столица назначенная, которая установлена на основе принятых решений законодательной власти в новое время. Такой тип характерен для некоторых стран переселенческого капитализма (например, в Австралии за роль столицы конкурировали Мельбурн и Сидней, компромиссным решением было строительство новой столицы Канберры на территории федерального округа, выделенного из Нового Южного Уэльса, равноудаленной от конкурирующих центров). В молодых постколониальных странах, функции столиц приняли главные города, которые были центрами колониальной администрации, некоторые из них перенесли столицы в новопостроенные города (Нигерия, Бразилия и др.);

·    столицы разделённая функционирует в государствах, где функции управления не сконцентрированы в одном центре, а разделены между несколькими городами, что является часто следствием исторических компромиссов (в ЮАР после второй бурской войны Претория стала штаб-квартирой правительства, а Кейптстаун – парламента, соперничество в Боливии между крупнейшим городом Ла-Пас и конституционной столицей Сукре привело к тому, что правительственные учреждения размещены в двух центрах, в Голландии парламент размещается в Гааге, а королевская резиденция в официальной столице (Амстердаме);

Функциональный ранг столицы можно определить на основании положения, которое она занимает в общей системе городского расселения страны.Рассматривая генезис и историческую эволюцию государств в совокупности с основными морфологическими характеристиками в политической географии были предложены их модели для трех макрорегионов мира – Евразии (Старый свет), Америке (Новый свет) и Африке (Третий свет), которые представлены в таблице (Whebell, 1970; Muir, 1975; Lisowski, 1983). Следует отметить, что внешние морфологические элементы государства (положение, величина, форма территории, граница) носят уникальный характер, хотя и могут быть описаны количественными и качественными характеристиками. При этом они не проявляют сильной взаимосвязи и зависимости по отношению к внутренним элементам морфологии (положение исторического ядра и столицы, эффективная  (освоенная) территория государства.

В странах Старого света морфологическая модель государства характеризуется в основном  субсеквентными границами (проведенные после заселения территории и формирования культурных ландшафтов), проведенными по физико-географическим рубежам. Историческое ядро государства локализовано в центре территории страны, в нем, как правило, расположена столица, которая занимает пропорциональное положение (ранг) в системе городского расселения. Эффективная территория занимает большую часть (или практически всю площадь страны, очерченную государственными границами. Такую модель можно назвать моделью «этнического государства».


4. Опишите морфологические модели государственных территорий.

  1. Вопросы

  1. Старый Свет

  1. Новый Свет

  1. Страны третьего мира

  1. Историческое развитие территорий







  1. Регионы







  1. Оценка морфологии государственной территории







Дескриптор, ученик:

  • дает объяснение определению«компактность конфигурации государственной территории»;

  • объясняет причину низкой эффективности малокомпактных территорий;

  • определяет группы столиц;

  • описывает особеннности каждой группы столиц;

  • приводит примеры стран по группам столиц;

  • описывает историческое развитие территорий Старого, Нового Света и стран третьего мира;

  • определяет регионы Старого, Нового Света и стран третьего мира;

  • оценивает морфологию государственных территорий Старого, Нового Света и стран третьего мира.


Слайд

Раздатка ФО


Конец урока





слайд

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?


Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.


Рефлексия по уроку

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?




Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?




Правильно ли проведена дифференциация на уроке?




Выдержаны ли были временные этапы урока?




Какие отступления были от плана урока и почему?




Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1.

2.

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1.

2.

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?






Раздел долгосрочного плана:

Геодемография

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

Отсутствующих:

Тема урока

Комплексное географическое районирование

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

10.6.1.1 объяснять деление мира по различным признакам на физико-географические, историко-культурные, политико-географические и геополитические районы

10.6.1.2 предлагать собственную модель комплексно-географического и историко-культурного районирования

10.6.1.3 представлять в творческой форме историко-географические регионы мира, их состав и особенности, географическую характеристику

Цели урока

-объяснять деление мира по различным признакам на физико-географические, историко-культурные, политико-географические и геополитические районы.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока


Организационный момент.Определение темы,цели урока и критериев оценивания.



Середина урока


Активити «Найди меня».На столах разложите карточки с названиями данных регионов и для активизации учащихся предложите выбрать карточку и выполнить задание. Учащиеся могут работать в парах или мини-группах.

Назовите и покажите на карте страны:

а) Северной Европы (включая страны Балтии);

б) причерноморской зоны;

в) Средиземноморья (включая территории Европы, Азии и Африки);

г) Балканского полуострова;

д) зоны Персидского залива;

е) Центральной Азии;

ж) Карибского бассейна;

з) Индокитая;

и) Вест-Индии.

Предложите учащимся составить ассоциативный кластер к термину «регион».

1.Чем отличаются регионы в физической географии от регионов в политической или экономической географии? 
2.По каким признакам выделяют большие историко-географические регионы мира? После совместного обсуждения предложите учащимся объединиться в группы.
Задание. Прочитайте предложенный контекст и приведите аргументы по вопросу «Зачем делить мир?» Обсуждение ответов учащихся.
Объясните учащимся районирование, признаки/факторы районирования территории Земли:

Деление мира на районы:

  • физико-географические,

  • историко-географические,

  • политико-географические

  • геополитические районы;

Признаки/факторы районирования

территории Земли:

  • Природные факторы;

  • Исторические факторы;

  • Культурные факторы;

  • Политические факторы;

  • Хозяйственная деятельность человека.

Предложите учащимися несколько вариантов термина регион мира и обсудите данные определения, с целью понимания учащимися о том, что регион имеет разные определения, разные подтексты/контексты.
Групповая работа.

Задание: предложите собственную модель комплексно-географического районирования и представьте в творческой форме их состав и особенности, географическую характеристику:

1_группа:физико-географические районы мира

2_группа:историко-культурные районы,

3_группа:политико-географические районы

4_группа:геополитические районы
Взаимооценивание.

Дескрипторы

1.предлагают собственную модель географического районирования;

2.творческая форма работы оригинальная и интересная

Работа в парах

Задание №1.

  1. Определите на какие физико-географические регионы делится мир, согласно классификации ООН.

  2. Используя тематическую карту, найдитефизико-географические регионы на карте.

  3. Определите ключевые страны физико-географических регионов мира.

Задание №2.

Определите, какие факторы влияют на формирование историко-географических регионов мира.

Определите, на какие историко-географические регионы делится мир?

Используя тематическую карту, найдите историко-географические регионы на карте.

Определите ключевые страны историко-географических регионов мира.

Задание №3.

Определите, какие факторы влияют на формирование политико-географических регионов мира.

Определите, на какие политико-географические регионы делится мир?

Используя тематическую карту, найдите политико-географические регионы на карте.

Определите ключевые страны политико-географических регионов мира.

Задание №4.

Определите, какие факторы влияют на формирование геополитических регионов мира.

Определите, на какие геополитические регионы делится мир?

Используя тематическую карту, найдите геополитические регионы на карте.

Определите ключевые страны геополитических регионов мира.

МЕТОД «Карусель»

В каждой группе остается один спикер. Остальные представители команд по часовой стрелке меняются местами.После прослушивание спикеров и ознакомления с работой других, каждая группа оставляет обратную связь, обращая внимание на соблюдение требований. (учащиеся оставляют обратную связь спикеру, после того, как группы вернуться на свои места, они ознакамливаются с обратной связью, учитель может по-очередно расспросить каждую группу: Какую вам оставили обратную связь? Как можно улучшить работу в соответствии с отзывами других групп? )


.
Политическая карта мира, атласы

Учебник,текст,интернет (если есть возможность)

Конец урока

35-40

Рефлексия.










Учитель:




Предмет: География

Класс: 10

Дата:

Раздел: Методы сравнения стран

Тема урока: Сравнительное страноведение

Вид урока:

Изучение новой темы


Цели обучения, которые

достигаются на данном уроке

10.6.2.4 характеризовать индексы и рейтинги стран мира, определяемые по совокупности показателей (показатели расчета / оценки, субъект оценки, области применения результатов);

10.6.2.5графически представлять рейтинг стран мира, определяемые по совокупности показателей;

11.6.2.6 определять географические, социальные, экономические и политические факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге (по выбору: на примере трех стран, расположенных в начале, середине и конце рейтинга)

Цели урока

Сравнивать страны мира по показателям ИЧР и ВВП на душу населения

Критерии оценивания

Знание и понимание:Знает как высчитывается показатель применяемый в сопоставлении, сравнении государств

Применение: Умеет определять показатели применяемые в сопоставлении, сравнении государств.

Определяет факторы влияющие на место страны в рейтинге ВВП на душу населения

Создает графический рисунок по данным стран

Оценивает факторы влияющие на рейтинг стран ВВП на душу населения

Языковые цели

Лексика и терминология по отношению к предмету:

ВВП, ВНП, ВВП на душу населения, ППС, ИЧР

Словосочетания необходимые для диалога/письма:

ВВП это ....

Показатели ВВП на душу населения данного государства равно ....

Привитие ценностей

Сотрудничество – через формирование умения слушать и принимать мнения оппонентов

Межпредметная связь:

Математика

Навыки ИКТ:

Использование данных презентаций, работы с презентацией

Предварительные знания

Знания полученные в 7-9 классах по страноведению





Этапы урока

Учебная деятельность

Ресурсы

Начало урока

0-1

1-5


5-8



Организационный момент. Приветствие. Создание рабочей атмосферы на уроке

Выход на тему:учитель показывает учащимся видео по теме «Страноведение. ВВП». Учащиеся выходят на тему урока, определяют цели урока и критерии оценивания. Учитель прописывает тему урока на доске.

Мозговой штурмкак можно сравнить экономики государств? Какие показатели при этом применяются? В чем различие ВВП от ИЧР? Как можно вычислислить ВВП на душу населения? Как можно разделить государства используя ВВП или ВВП на душу населения?

https://www.youtube.com/watch?v=eOLWZEWnsOM
Презентация


8-9

9-16

16-25
25-27


27-30
30-36
36-38


Разделение учащихся на пары. Метод «Мозайка»

Парная работа. Исследование экономических показателей для сравнения экономик государств. Дать характеристику ИЧР и ВВП на душу населения

Учащиеся выполняют исследование согласно следующего плана:

  1. Дать объяснение понятию ИЧР? ВВП на душу населения?

  2. Как расчитывается этот показатель?

  3. О чем говорит этот показатель?




  • При необходимости возможно предоставление дополнительных стат данных


Представление результатов мини исследования


  • Каждая пара самостоятельно выбирает себе ресурсы исследования и форму представления результатов (постер, презентация, сценка, интервью)


По окончанию представления проводят взаимооценивание согласно критериям оценивания.

Оценивание. Взаимооценивание между парами

Дескриптор:

  1. Дает правильное объяснение понятиям ИЧР и ВВП на душу населения

  2. Объясняет расчет показателей

  3. Разъесняет смысловое значение показателя

(И) Индивидуальная работа. Составить график показателей ВВП на душу населения. (по ППС)

Оценивание. Самооценивание.

Парная работа. Определите какие факторы влияют на место страны в рейтинге стран ВВП на душу населения? Составить кластер. (по выбору: на примере трех стран, расположенных в начале, середине и конце рейтинга) Дать оценку факторам через метод «Колесо баланса».

Оценивание.

Дескрипторы:

  1. Правильно определяет факторы влияния рейтинга стран ВВП на душу населения.

  2. Оценивает факторы влияющие на рейтинг стран ВВП на душу населения.

Презентация
Презентация

Интернет

Приложение 1.

Лист оценивания

Интернет ресурсы

Приложение 2

38-40

Рефлексия урока








Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности




Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.


Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.




Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?




Раздел:

Школа:


Время:


Фамилия, имя учителя:


Класс: 10

Количество участвовавших учащихся:


Не участвовали:

Тема урока

Географические аспекты глобальных проблем

Учебные цели:

10.7.1.1 классифицируетпроблемы в развитиичеловечества

10.7.1.2 определяеткритерииглобальныхпроблем

10.7.1.3 определяет и группируетпричины и последствияглобальныхпроблем

10.7.1.4 определяеттерриториальныепроявленияглобальныхпроблем

Цели урока:

- Определение географических аспектов глобальных проблем.

- Оценка современных методов географических исследований и их роли в природоохранных исследованиях;

- Понятие отличительных особенностей географических источников и методов географических исследований;

Формирование навыков работы из различных источников, анализ, сборка, проектирование различных географических объектов;

Критерии оценивания

Исследует происхождение глобальной проблемы

Анализирует причины проявления глобальной проблемы

Определяет и анализирует территориальные проявления по типу глобальной проблемы во всем мире;

-Обозначает на контурной карте территориальные проявления по типу глобальной проблемы во всем мире ;

Языковые цели

Развитие навыков речи: дает полные устные/письменные ответы по содержанию.

Применяемые тематические слова:

глобализация, устойчивое развитие, озоновые дыры,парниковый эффект, глобальное потепление, транснациональная корпорация, биоразнообразие, демография, терроризм, ядерное оружия.

Полезные выражения для диалогов и письма:

Что ты думаешь об ......?

......, о том, что чувствуешь?

......о твои суждения


Формирование ценностей

Всем предоставить равные права и возможности, непрерывное образование

Воспитывать у учащихся уважение, навыки сотрудничества, открытость, трудоюбие и творчество, умение учиться на протяжении всей жизни

Межпредметные связи

Начальные курсы географии, экология, химия, биология

Использование ИКТ

Интерактивная доска, ноутбук

Прежние знания


В разделе подводятся итоги по программе предмета «География» и повторяются многие темы в контексте глобализации. Это основывается на материалах 8 и 9 классов по проблемам глобализации и экономического развития и ранее изученных работах.

План

Этапы урока

Запланированная деятельность

Источники

Начало урока

1-10 минут


Создание благоприятной психологической атмосферы:

Приветствие друг друга и пожелание удачи.
Мозговой штурм .

Вопрос:

  1. Какая идея была важна для вас?

  2. Где можно использовать идеи, показанные в этом видео?

Ученики могут назвать страны или территории, где возникают экологические проблемы. Обсуждая территориальные аспекты глобальных проблем, они открывают тему и цель урока.

Определение темы и цели урока.

А. Выход на тему урока через картинку и направляющие вопросы.

В. Определение цели урока после просмотра видеофильма на основе полученных впечатлений

С. Через стартегию «Я думаю...» определить деятельность учащихся на сегодняшнем уроке и навыки, которые необходимо развить.

Навыки, которые я буду развивать

Моя активность

(10-100 % )



Достижение результатов

(10-100 % )













https://twig-bilim.kz/kz/film/oil-spills

Середина урока


Действия учеников.

Работа с классом:

В качестве вступления к уроку учащимся задаются два общих вопроса, предоставляется время для свободного обсуждения, высказывания своих идей по содеражанию урока.

Можно ли остановить глобальные проблемы?

  • Как можно сгруппировать глобальные проблемы по критериям?

Групповая работа:

Учащиеся делятся на группы через игру «Считалка». Им предлагается выбрать одну проблему, проанализировать его на основе карты «Mind map»

Продолжение групповой работы:

После того, как ученики окончательно выберут проблему, им предоставляется время для презентации критериев определения глобальных проблем. Учащиеся на основе сделанных выводов после обсуждения определяют, как можно сгруппировать глобальные проблемы по критериям.

Требования для презентации групповой работы:

  • соблюдение регламента;

  • четкость и ясность презентации;

  • доступный, доходчивый язык;

  • уважение аудитории.

Оценивание:Другие группы оценивают групповую работу методом «трехзначного оценивания,»: объясняют,по какой причине поставлены оценки 1-2-3.3-очень хорошо, 2- хорошо, 1- средний уровень.

Работа в парах

Задание 1.Работа с текстом. Учащимся предоставляется информация о ключевых показателях развития. Для ознакомления с текстом 4 минуты.


Ученики составляют список причин для развитых стран и не развитых стран.

Развитые страны

Не развитые страны








Задание2.Используя статистические данные (ВВП, ИРЧП, грамотность в странах, средняя продолжительность жизни), используя картографический метод нанесите на карту развитые и наименее развитые страны (не менее 3 примеров)


Итоговое оценивание:ученики оценивают работы по листам оценивания.

Задание 1 :Каждая группа выбирает одну из глобальных проблем и рассматривает ее территориальное проявление в соответствии со следующим планом.
План исследования:

  1. Название глобальной проблемы

  2. Территориальные проявления глобальных проблем(территория, страна)

  3. Причины

  4. Последствия

  5. Оценка текущего состояния проблемы

  6. Пути решения

Глобальные проблемы:

  1. Экологическая

  2. Демографическая

  3. Энергетическая и сырьевая

  4. Мира и разоружения

  5. Продовольственная проблема

  6. Преодоление отсталости развивающихся стран

  7. Использование мирового океана

  8. Мирного освоения космоса

Дискрипторы оценивания:

- Определяет территориальные проявления глобального масштаба глобальной проблемы;

- анализирует причины и последствия;

- оценивает текущую ситуацию;

- предлагает пути решения;

- Обозначает на контурной карте территориальные проявления по типу глобальной проблемы во всем мире



Презентация

Атлас карта

7-10 класс
https://nautilus.org/gps/solving/ten-criteria-for-wicked-problems/


Конец урока


Рефлексия

Учащиеся продолжают заполнение таблицы, начатой в начале урока:

«Я думаю...

Я думал…

Теперь думаю…




Анализ –

как планируете оказывать еще большую поддержку учащихся?Какие задачи планируете поставить перед учащимися с высокими способностями?

Оценивание – как планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Сохранение здоровья и соблюдение техники безопасности т



Хозяйство состоит из следующих отраслей...

Через формирующее оценивание

Соблюдение техники безопасности во время работы


Рефлексия по уроку







Общая оценка

Два удачных аспекта урока (и в преподавании и в обучении):

1:
2:
Что способствует улучшению урока (и в преподавании, и в обучении):

1:
2:

Что узнал о классе или достжениях отдельных учеников в ходе урока, на что обратить внимание на следующем уроке?