Файл: Виды методов исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Этапы урока

Учебная деятельность

Ресурсы

0-5

Приветствие.

Выход на тему:

Просмотр картинок на слайде с помощью которого учащиеся определяют тему урока.


(У) Что вы видите на рисунке, опишите ее?

Презентация глаголов на слайде с помощью которго учащиеся должны сами определить уель урока. Выслушав учащихся, похвалите, поддержите. Затем отобразите цель урока на слайде. Обсудите с учащимися ожидаемые результаты (общие дескрипторы урока). Можно раздать каждому ученику, прочитав, они положат на край стола и возвратятся к ним в конце урока, для самооценивания.

Презентация

3 слайд

6-8
9-14


15-30

31-35

Модели мирового хозяйства.

Территориальная структура современного мирового хозяйства
Современное мировое хозяйство имеет полицентрический характер. Существует двухчленная, трехчленная и десятичленная модель мирового хозяйства. Двухчленная модель основана на подразделении стран мира на экономически развитые и развивающиеся (страны Севера и страны Юга). Лидирующее положение занимают развитые страны, однако развивающиеся страны развиваются более высокими темпами. Трехчленной модели МХ соответствует деление стран на три группы: развитые страны Запада (52,7 % в ВМП), развивающиеся страны (30,2% в ВМП), страны с переходной экономикой (17,1%). При десятичленной модели МХ в нем условно выделяют 10 центров: Северная Америка (США) — 22,5 % Зарубежная Европа — 20,0 % Китай — 10,1 % НИС (Юго-Восточная Азия) — 7,5 % Япония — 7,2 % СНГ — 4,1 % Индия — 4,1 % Бразилия — 2,3 % Юго-Западная Азия (Персидский залив) — 2,0 % Мексика — 1,8 %. Самыми мощными по-прежнему остаются два самых старых центра – европейский и американский, однако их доля в ВМП имеет тенденцию к снижению. Среди лидеров остаются два центра среднего поколения Япония и СНГ, доля которых тоже имеет тенденцию к снижению. Остальные центры, возникшие уже после 2-ой мировой войны, быстро набирают силу. Особенно быстро развивается Китай и Новые индустриальные страны, которые на сегодняшний день опередили Японию и СНГ. Одной из основных проблем современного МХ была и остается проблема существенного различия в уровне социально-экономического развития между центрами и периферией. Территориальная структура национальных хозяйств современных государств различна. В экономически развитых государствах сформировалась территориальная структура с высоким уровнем «зрелости». Здесь сложилась система экономических районов четырех типов: высокоразвитые районы, отличающиеся динамичным развитием, где имеются крупные научные центры, наукоемкие производства, хорошо развита непроизводственная сфера.старопромышленные (депрессивные) районы, возникшие в эпоху промышленной революции, но в настоящее время влияние НТР в них проявляется весьма слабо, а рядовые производства преобладают над наукоемкими; отсталые аграрные районы, вообще слабо затронутые индустриализацией; районы нового освоения, богатые разнообразными природными ресурсами. В развивающихся странах территориальная структура хозяйств сложилась еще в колониальную эпоху. Для нее характерен низкий уровень «зрелости» и в то же время высокая степень концентрации производства и населения. Роль главного цента выполняет обычно столица, которая очень часто является и главным морским портом страны. Роль вспомогательных центров могут выполнять районы экспортной специализации – горнодобывающей промышленности или плантационного сельского хозяйства. Эти центры, как правило, соединены железной дорогой, по которой вывозится минеральное или сельскохозяйственное сырье. Роль периферии играют обширные территории с традиционным потребительским сельским хозяйством. Для сглаживания территориальных диспропорций и в развитых и в развивающихся странах проводится региональная политика, представляющая комплекс законодательных, административных, экономических и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил, выравниванию уровней жизни людей. 
Индивидуальная работа.

Работа с текстом. Территориальная структура мирового хозяйства

Задание 1.

1 Заполните схему: «Основные модели развития мирового хозяйства».Двухзвенная структура мирового хозяйства. Трехзвенная структура мирового хозяйства. Десятичленная модель мирового хозяйства.

2. Определите различие территориальных структур национальных хозяйств современных государств.

Дескрипторы:

1. Учащиеся знают типы 2 типа двухзвенной, 3 типа трехзвенной, и

десятичленной модели мирового хозяйства.

2. Знает по 4 особенности территориальных структур национальных хозяйств в экономически развитых и развивающихся стран.
С результатами проделанной работы учащиеся делятся с одноклассниками.

Парная работа.

Работа с таблицей. Данная работа направлена на анализ территориальной модели мирового хозяйства

Задание 2. Для учеников средним уровнем обученности (1вариант) предложите заполнить следующую таблицу:

Двухзвенная структура МХ

Физико-географические особенности

Экономические особенности

Социальные особенности

Политические особенности

Страны Севера













Страны Юга













Вывод:




2. Нанести на контурную карту страны согласно Двухзвенной структура МХ


Дескрипторы:

1. Учащиеся могут привести по 2 особенности (политической, экономической, социальной, физ-геогаф.) каждому типу двухзвенной структуре МХ.

2. Умеют показывать на карте развитые (5) и развивающиеся страны (5)

Задание 3. Для учеников с высоким уровнем обученности (2 вариант) предложите заполнить следующую таблицу:

Треххвенная структура МХ

Физико-географические особенности

Экономические особенности

Социальные особенности

Политические особенности

Центр













Полупериферия













Периферия













Вывод:




2. Нанести на контурную карту страны согласно Трехзвенной модели мирового хозяйства


Дескрипторы:

1. Учащиеся могут привести по 2 особенности (политической, экономической, социальной, физ-геогаф.) каждому типу трехзвенной структуре МХ.

2. Умеют показывать на карте районы относящиеся: центр, полу периферия, периферия.
С результатами проделанной работы учащиеся делятся с друг-другом.
Взаимооценивание:

Учащиеся меняются тетрадями и проверяют друг-друга:

Критерии оценивания:По дескрипторам к заданию.
Заключение урока.

Презентация

Раздаточный материал 1

Раздаточный материал 2

Раздаточный материал 3




36-43


((И) Индивидуальная работа. Формативое оценивание

Дифференцированное формативное оценивание (№1,№2)


Формативное оценивание №1, №2

44-45

Рефлексия+Самооценивание:В начале урока учащиеся знакомились с ожидаемые результаты (общие дескрипторы урока).

Домашнее задание:Предложите свою модель мирового хозяйства.









Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности




Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.


Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.




Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?




Школа

Учитель:


3четверть

Предмет: География

Класс: 10

Дата:

Раздел:Основы геоэкономики

Тема урока:Показатели экономического развития стран мира

Вид урока:

Изучение новой темы

Цели обучения, которые

достигаются на данном уроке

10.4.1.10 сравнивать показатели экономического развития стран мира (с дополнительным охватом казахстанского компонента) 10.4.1.11 классифицировать страны мира по уровню экономического развития

Критерии оценивания

Знание и понимание:знает показатели экономического развития стран мира

Применение:группирует страны мира по уровню экономического развития

Коммуникация:анализирует уровни экономического развития стран мира

Языковые цели

Лексика и терминология по отношению к предмету: экономика,экономическое развитие,ВВП,ВНП,уровень жизни

Словосочетания необходимые для диалога/письма:

Анализируя данные показатели можно сделать вывод о........

Важнейшим показателем развития экономики является....

Привитие ценностей

Сотрудничество – через формирование умение слушать и принимать мнения оппонентов,создавать коллоборативную среду.

Межпредметная связь:

Экономика

Навыки ИКТ:

Использование данных презентаций

Предварительные знания

Учащиеся освоили основные сведенияоб экономике стран мира. Имеют навыки работы с географическими источниками.





Этапы урока

Учебная деятельность

Ресурсы

0-3
3-10

Организационный момент. Приветствие.

Выход на тему:

Учитель предлагает учащимся составить кластер со словом экономическое развитие.Можно данную работу выполнить на доске,обсудить результат.Учащиеся сами определяют тему урока,цель и критерии оценивания и сравнивают свои ответы с презентацией учителя.

Затем при помощи презентации учителя знакомятся с понятием экономическое развитие страны и определяют основные показатели оценки экономического роста стран мира.


Презентация

10-25

25-35

35-40

Основными показателями экономического развития страны считаются Индекс человеческого развития и ВВП на душу населения.

Рост и развитие взаимосвязаны, но первично развитие экономики, которое служит фундаментом для её роста в долгосрочном периоде. Соответственно взаимосвязаны и дополняют друг друга теории роста и экономического развития.

Главными драйверами роста и развития экономики являются человеческий капитал и порождаемые им инновации.

Для сравнения стран по уровню развития используют комплекс показателей, который включает:

  • ВВП и ВНП на душу населения;

  • Качество и уровень жизни населения;

  • Конкурентоспособность экономики;

  • Производительность труда и другие показатели экономической эффективности;

  • Стоимость человеческого капитала на душу населения, его качество и производительность;

  • Встроенность в мировую экономику;

  • Уровень коррупции;

  • Место в ведущих мировых рейтингах;

  • Финансовые и экономические рейтинги и оценки ведущих мировых рейтинговых агентств;

  • Отраслевая структура экономики, доля сырьевой экономики;

  • Производство основных видов продукции на душу населения;

  • Индикатор подлинного прогресса.

Важнейшими показателями развития страны, определяющими стабильность и устойчивость развития и роста экономики, базой развития служат объемы инвестиций в составляющие человеческого капитала - в воспитание, культуру, образование, медицину, в науку, в качество жизни населения.

Развитые страны инвестируют в человеческий капитал в 2-5 раз больше в долях ВВП и национального бюджета, чем Россия и некоторые другие развивающие страны. Тем самым они наращивают преимущества своего человеческого капитала и экономики. Наращивают отрыв в производительности труда и человеческого капитала, которые близки по величине.

Страны (Финляндия, Сингапур, Тайвань, Южная Корея и др.), которые в последние десятилетия вошли в число развитых передовых по производству и экспорту высоких технологий, начинали свою модернизацию с модернизации человеческого капитала и роста в него инвестиций, в первую очередь государственных (в образование, науку, медицину, качество жизни).

Групповая работа.Ученики разгадывают названия стран из предложенных учителем ребусов и собираются в группы.

Метод группового исследования:Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад группы.

Задание: (учитель по своему усмотрению или посоветовавшись с ученикамиможет сократить кол-во показателей)

1.Исследуйте экономическое развитие своих стран по данным показателям:

  • ВВП и ВНП на душу населения;

  • Качество и уровень жизни населения;

  • Конкурентоспособность экономики;

  • Производительность труда и другие показатели экономической эффективности;

  • Стоимость человеческого капитала на душу населения, его качество и производительность;

  • Встроенность в мировую экономику;

  • Уровень коррупции;

  • Место в ведущих мировых рейтингах;

  • Финансовые и экономические рейтинги и оценки ведущих мировых рейтинговых агентств;

  • Отраслевая структура экономики, доля сырьевой экономики;

  • Производство основных видов продукции на душу населения;

  • Индикатор подлинного прогресса.

2.Метод «кооп-кооп»:каждый член группы не просто сдает материал по своей части в группу, но и выступает перед ней с мини-докладом. После того, как сформирован окончательный доклад команды, спикер группы сначала выступает с ним перед командой, и только потом (с учетом изменений и корректив, внесенных членами группы) – перед всеми.

2.После отчета каждой группы ученики сравнивают страны по уровню экономического развития и классифицируют их.

Дайте оценку уровня экономического развития Казахстана.

К какой экономической группе относится наша страна? Что надо сделать, чтобы подняться на уровень экономически развитых стран мира?
Взаимооценивание.

Дескрипторы

балл

знает показатели экономического развития стран мира




группирует страны мира по уровню экономического развития




анализирует уровни экономического развития стран мира







Атлас 10 кл, дополнительный материал,

учебник

Лист оценивания


40-45

Рефлексия урока








Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности




Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.


Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.




Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?





Раздел долгосрочного плана:

Школа:

Дата:

ФИО учителя:

Тема урока:

Мировой опыт экономического развития

Класс: 10

Количество присутствующих::

Отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

10.4.1.12 даватьоценку стратегиям экономическогоразвитиястранмира (с дополнительнымохватомказахстанскогокомпонента)

Цели урока:

Ознакомиться опытом экономического развития мира;

Описывать главные экономические центры мира;

Определить иинновационноеразвитие Казахстана

Давать оценку стратегиям экономического развития стран мира (с дополнительным охватом казахстанского компонента)

Критерии успеха:

Определяет стратегию экономического развития страны мира;

Описывает, что делали страны для экономического роста;

Приводит примеры из отдельных стран развития.

Языковые цели:



Учащиеся могут выполнить:

Как в письменной, так и в устной форме могут определить стратегию экономического развития стран мира, описывать, что делали страны для экономического роста, приводит примеры из отдельных стран развития.

Серия полезных фраз для диалога/письма

Чем отличаются.......?

Объясните понятие.....

Сравнитеглавные экономические центры мира......................

Привитие ценностей

Школьные ценности:открытость и уважение

Работа в парах способствует укреплению дружеских отношений. Работа с партнером и проведение беседы способствует развитию коммуникационных навыков. Оценивание бесед друг друга позволяет учащимся дать конструктивную обратную связь.

Межпредметные связи

Экономика, статистика

Навыки использования ИКТ

PowerPoint

http://www.akorda.kz/kz/official_documents

/strategies_and_programs
Интерактивная доска, Интернет, видео.

Предварительные знания

Учащиеся должны знать следующие понятия:

Раздел: Использование природных ресурсов в 8-классе и раздела экономической географии 9-класса



Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

0 – 7 мин

8 – 23 мин

23 – 33 мин


34 – 40 мин

Организационный момент, приветствие.

ІІ.Пробуждение интереса.

Учитель предлагает просмотретьсайт, для того чтоб они определили тему урока.

  • Как вы думаете, сегодня какую тему будем изучать?

  • И какие цели обучения вы предложите?

1). В целях развития навыков знания и понимания и определения темы и ЦО урока демонстрируется статья из сайта «

Динамичное развитие инновационных сфер


  • Анализ инновационного развития Казахстана


На доске демонстрируется тема и ЦО урока.
2).*Организовать беседу с глобальной точки зрения о теме «Что делали страны для экономического роста?». Слушая мнение учащихся сделать заключение об их ответственности за себя, страну и мир.

Стратегия экономического развития регионов – система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, географическое положение), так и субъективными факторами, и в первую очередь – методами регионального управления.

При анализе качества регионального развития важно применять концепцию теории стадий роста, согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриапьного развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии преобладают перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и де­ревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр. В постиндустриальной стадии к основным отраслям относятся отрасли немате­риального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др.

Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность всесторонне оценить предысторию и перспективу экономического развития того или иного города или региона.

Экономическое развитие сегодня представляет собой не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм. Главное – не просто произвести что-то, а произвести, продать, ответив на новый технологический вызов, определить конкурентов, учесть новые запросы потребителей и научиться действовать в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля.

В настоящее время в России происходят два противоречивых по направленности процесса: деиндустриализация и рост удельного веса сектора услуг. Первый процесс – падение удельного веса перерабатывающих отраслей, с одновременным укреплением добывающих – является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на доиндустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. Однако, в то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества [1, c. 74]. В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов.

Развитие любого региона России в значительной мере зависит от создания в данном регионе условий для привлечения иностранных экономических агентов (партнеров, инвесторов). Создание благоприятных условий для деятельности иностранных экономических партнеров сегодня является одним из главных факторов социально-экономического развития региона в целом.

В целом региональная администрация в своей деятельности, направленной на социально-экономическое развитие региона, сегодня широко использует новые управленческие технологии:

  • инструменты региональной промышленной политики, включающие в себя широкий спектр методов привлечения инвестиций в регион;

  • методы стратегического планирования развития региона;

  • приемы регионального маркетинга и методы «продвижения» регионов и городов.

Новые управленческие технологии развития регионов требуют постоянного обновления знаний и постоянной модернизации персонала администраций. Для их реализации необходимы постоянные вложения в человеческий капитал регионов и городов. Необходимо при формировании и развитии дееспособной команды администрации непрерывно повышать ее квалификацию, используя инновационные семинары и стажировки. Целесообразно использовать приемы бенчмаркинга, т.е. целенаправленного применения передового опыта других регионов и городов.

Таким образом, подытоживая выше сказанное, следует сделать вывод о том, что:

  • экономическое благосостояние регионов РФ опре­деляется не только наличием исходных преимуществ (географическое положение, наличие природных ископаемых и др.), но и качеством управления их социально-экономического развития;

  • необходимо использовать современные методы регионального менеджмента – стратегическое планирование, региональный маркетинг и др.;

основным фактором успеха в управлении региональным развитием становится уровень квалификации кадров региональной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по региональному развитию
3).Работа с ключевыми словами:Территория, социально – экономическое развитие, мировой опыт, региональная политика,регион, кластер, конкурентноспособность, конкурентныепреимущества, консолидация, развитие, рост,стратегии,устойчивое развитие



термины

синонимы

определение

1










2