Файл: Стандарты оценочной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 6. Общий коэффициент рождаемости

Количество рождений на тысячу населения всех возрастов

Источник: Росстат, Ipsos Comcon

Табл. 6. Количество детей в возрасте от 0 до 14 лет в разных странах в 2017 г.

Страна

Количество детей, млн

Доля детей в населении, %

Индия

350,4

27,3

Китай

236,5

17,1

США

61,1

18,7

Бразилия

46,2

22,3

Россия

24,3

17,1

Турция

19,9

24,7

Франция

12,4

18,5

Великобритания

11,3

17,5

Германия

10,3

12,8

Польша

5,67

14,8

Казахстан

5,0

27,8

Беларусь

1,5

15,8

Украина

6,9

15,8

Источник: Росстат, МВФ

Российский рынок детских товаров

По оценке исследовательской компании Ipsos Comcon, объем рынка детских товаров в России в 2018 году вырос на 0,1% год к году до 522,1 млрд рублей. Среднегодовой темп роста объема рынка за последние фактические четыре года составил 0,4%. По прогнозам аналитиков, ожидается, что к 2020 году рынок будет расти в среднем на 1% и достигнет объема в 532,2 млрд рублей.

Категории одежды и обуви традиционно занимают большую часть рынка детских товаров. В 2018 году их совокупная доля составила 38,5% (29,6% и 9,0% соответственно). Товары для новорожденных и игрушки составляют 31,0% и 17,9% соответственно. При этом наибольший темп роста был зафиксирован в категории товаров для новорожденных. В 2018 году в стоимостном выражении эта категория достигла 162 млрд рублей по сравнению с 158 млрд рублей в 2017 году, среднегодовой темп роста за последние фактические четыре года составил 9,5%.

Рис. 7. Годовой объем рынка детских товаров в России по категориям, млрд руб.

Источник:Russian Target Group Index, Ipsos Comcon

Текущая экономическая ситуация заставила россиян пересмотреть свой подход к покупкам детских товаров. С 2015 года цена стала наиболее важным фактором при покупке товара. Потребительское поведение изменилось, сместив акценты в сторону более дешевых товаров. Это привело к перетеканию потребительского спроса из премиум и среднего ценового сегментов в масс-маркет и низкоценовой сегмент. Большую популярность приобретают отечественные товары и собственные торговые марки, цены на которые ниже, чем на аналогичные зарубежные или брендовые товары. «Детский мир» активно развивает собственные торговые марки (подробнее см. раздел «Сеть поставщиков»). Традиционно в России были широко распространены неорганизованные розничные магазины, которые являлись лидерами по продажам большинства товаров, в том числе детских. В 2010 году они занимали второе место на рынке детских товаров с долей 32,2%. Растущий спрос на более широкий ассортимент продукции и активное распространение современных торговых пространств, а также развитие крупных розничных сетей привели к тому, что этот канал продаж стал стремительно терять долю рынка — в 2018 году она сократилась до 9,4%. Бенефициарами этого процесса стали специализированные магазины детских товаров и продуктовые сети, на которые переключились покупатели. В 2018 году некоторые специализированные игроки покинули рынок или закрыли большую часть своих магазинов, а остальные федеральные и региональные сети теряли трафик и закрывали свои магазины, показывая значительное снижение сопоставимых продаж. Тем не менее, специализированные ретейлеры остаются основным каналом продаж детских товаров наряду с гипер- и супермаркетами (в 2018 году 39,1% и 38,9% соответственно). Это обусловлено потребительскими предпочтениями: по данным опроса Ipsos Comcon, наиболее важными факторами для покупателей являются доступные цены (92%) и широкий ассортимент (77%), близость к дому, важная для продовольственной розницы, только на третьем месте. В то время как более значимый для покупателей широкий ассортимент товаров для детей могут обеспечить только специализированные магазины.


Рис. 8. Что важно для покупателей при выборе места покупок детских товаров?

Источник: Ipsos Comcon

Все более популярным каналом продаж, предлагающим как широкий ассортимент и привлекательные цены, так и возможности для оценки, выбора и консультации, становится интернет. Доля интернетторговли на рынке детских товаров стабильно растет: в 2018 году она составила 12,6% по сравнению с 10,1% в 2017 году.

Среднегодовой темп роста в 2010— 2018 годах составил 27%. В стоимостном выражении продажи детских товаров специализированными магазинами выросли со 119 млрд рублей в 2010 году до 204 млрд рублей в 2018 году. Продажи детских товаров в интернете в 2018 году составили 66 млрд рублей.

Продажи детских товаров в России различаются в зависимости от региона и уровня дохода. Согласно оценке Ipsos Comcon, наибольшие расходы на детские товары в расчете на душу населения в 2018 году зафиксированы в Москве (11 тыс. рублей относительно 6,9 тыс. рублей в целом по России). Более четверти (26%) расходов россиян на детские товары приходится на Москву.

По итогам 2018 года доля Компании на российском рынке детских товаров по объему выручки составила 23% (в 2017 году — 20%), в онлайн-канале — 14,8% (в 2017 году — 9,7%). «Детский мир» — абсолютный лидер среди специализированных ретейлеров, доля ближайшего конкурента «Кораблик» в пять раз меньше по результатам 2017 года.

Доля Компании на рынке детских товаров среди специализированных ретейлеров выросла с 14% в 2011 году до 59% в 2018 году, что обусловлено открытием большого количества магазинов сети в этот период и привлечением покупательского трафика из конкурентных торговых сетей. Чистый прирост сети «Детский мир» за 2012—2018 годы составил 478 магазинов.

Рис. 9. Ключевые игроки рынка детских товаров в России, %

Источник: Russian Target Group Index, Ipsos Comcon

Основными драйверами роста рыночной доли Компании в 2018 году стали такие сегменты, как «Игрушки» и «Товары для новорожденных», в которых доля рынка увеличилась с 38,9% до 45,6% и с 24,3% до 26,8%, соответственно. При этом доля «Детского мира» на рынке в 2018 году выросла во всех категориях товаров для детей.

Онлайн-рынок детских товаров сильно фрагментирован и помимо нескольких крупных игроков включает большое количество небольших магазинов, присутствующих исключительно в интернете. В 2017 году интернетмагазин «Детского мира» укрепил лидерство на этом рынке с долей 9,7%, в 2018 году она выросла до 14,8%.

Обзор рынка товарных знаков в России[2]


Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Законом признаѐтся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован). Право на товарные знаки составляет одну из разновидностей объектов сферы прав интеллектуальной собственности и относится к правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных систем в соответствии с гл. 76 ГК РФ. Незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную (ст. 14.10. КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).

Регистрация права на товарный знак и знак обслуживания носит территориальный характер, то есть право на охрану своего товарного знака юридические лица и индивидуальные предприниматели получают только в тех странах, в которых они получили свидетельство о регистрации своего товарного знака в соответствующих регистрационных органах. Международная охрана, то есть получение единого охранного документа в нескольких странах возможна, например на территории Европейского союза. Регистрация товарного знака в соответствии с Мадридским соглашением и протоколом к нему часто ошибочно называется международной регистрацией; на самом деле регистрации проводят национальные ведомства, международной (единой) является только заявка. Правообладатель товарного знака может контролировать не любое использование своего товарного знака, а лишь использование его в гражданском обороте, в частности:

  • на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, продаются, рекламируются или иным образом вводятся в гражданский оборот либо хранятся или перевозятся с этой целью;
  • при выполнении работ, оказании услуг (в случае знака обслуживания);
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях к продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
  • в сети Интернет, в частности, в доменном имени и при других способах адресации»

Не подлежат контролю со стороны правообладателя такие виды использования товарного знака, как:

  • упоминание его в нерекламных целях;
  • использование на товарах, которые уже были введены в оборот самим правообладателем или с его согласия (например, при пользовании купленным товаром, на котором изображѐн товарный знак или при дальнейшей перепродаже такого товара); (для России и ряда стран — с большой оговоркой — если речь идет о введении на территории РФ, т. н. национальный принцип исчерпания прав);
  • использование в личных целях;
  • другие виды использования, не связанные с введением товаров (услуг) в гражданский оборот.

Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными, комбинированными, звуковыми, трехмерными — представляющими собой упаковку товаров или сами товары. Кроме того, могут быть, защищены и цветовые решения товарных знаков, то есть товарный знак защищается в той цветовой гамме, в которой он был подан на регистрацию. Словесный — только шрифтовая композиция. Словесные знаки составляют 80 % от всех существующих товарных знаков. Такими знаками могут быть личные имена («Алѐнка», «Тинькофф»); придуманные новообразования (Xerox, Kodak); аббревиатуры (ТНТ). Изобразительный — обозначение, не содержащее словесных элементов. Представляет собой абстрактные или конкретные изображения. При этом регистрация натуральных изображений товаров запрещена. Комбинированный, в состав которого входят в различных комбинациях словесные и изобразительные составляющие.

Право на товарный знак охраняется законом. Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать другим лицам использовать товарный знак. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно нанесен товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Исключительные права на товарный знак возникают лишь после его регистрации в уполномоченном государственном органе. Использование вместо товарного знака незарегистрированного обозначения допускается, но никаких исключительных прав в этом случае не возникает. В России орган, регистрирующий товарные знаки, — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, ранее — Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Каждый товарный знак регистрируется в отношении определѐнных товаров и услуг, распределенных по классам (чем больше классов, тем дороже регистрация). Всего таких классов на июль 2018 года 45 (34 — товаров и 11 — услуг), они установлены Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ). Далеко не любые тексты и изображения могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака. Здесь есть целый ряд ограничений (см. ст. 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации). Одно из ограничений таково: не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака обозначение, вошедшее во всеобщее употребление для указания товаров определѐнного вида, такими товарами являются, например, термос, макинтош, ксерокс. Есть ограничения в отношении прямого указания на вид, качество и свойство товара. Например, нельзя зарегистрировать товарный знак «компьютер» для вычислительной техники. Но при этом можно зарегистрировать такой товарный знак для других классов, например, для одежды, при условии, однако, что он не будет являться ложным для подобных товаров, то есть вводить потребителя в заблуждение относительно товара или его производителя. Согласно Отчѐту Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) за 2012 год государственной экспертизой рассмотрено 57 528 заявок на регистрацию товарного знака. Из них по 15 698 заявкам (27 %) вынесено отрицательное решение.


Свидетельство на товарный знак выдаѐтся в РФ сроком на 10 лет. В дальнейшем оно может быть по соответствующему заявлению в регистрирующий орган и уплаты соответствующей государственной пошлины продлено ещѐ на 10 лет, и так неограниченное число раз.

Покупка и продажа товарных знаков - это способ использовать товарный знак с максимальной выгодой, как для покупателя, так и для продавца. Если покупатель хочет купить товарный знак, то он сокращает время и затраты, а в результате получает готовые товарные знаки. Если правообладатель товарного знака хочет продать его, то сразу же получает прибыль. И в том, и в другом случае обе стороны получают желаемое. Для оформления такой сделки купли-продажи необходим договор об отчуждении исключительного права на товарный знак. Отчуждение товарного знака как раз предполагает его продажу. Рынок товарных знаков достаточно обширен, что дает возможность найти или предложить желающим заключить договор об отчуждении. Фактически можно «прийти в магазин товарных знаков» и приобрести или продать собственность в виде торговой марки.

Нужно отметить, что продажа товарных знаков происходит по разным причинам. Например, если компания ликвидируется или реорганизуется, а также меняет вид деятельности. Если знак уже известен на рынке и его приобретение сразу может повысить продажи, если знак нужен срочно, если знак понравился, если нет возможности, чтобы ждать долго процесса регистрации. Есть два основных принципа купли-продажи товарных знаков:

  • договор об отчуждении прав на товарный знак требует регистрации в Роспатенте.
  • сделка заключается только в отношении зарегистрированных торговых марок вне зависимости от территории, на которой действует правообладатель

Товарный знак является зарегистрированной собственностью, и его можно использовать с выгодой. Один из вариантов - залог товарного знака, что является сделкой аналогичной залогу любого другого имущества компании. Для проведения данного мероприятия необходимо заключить и зарегистрировать в Роспатенте договор залога товарного знака. Как следует из названия, договор предусматривает использование товарного знака в качестве компенсации в каких-либо условиях. Например, при получении кредита торговая марка может использоваться наравне с материальным имуществом компании. При определенных обстоятельствах права на товарный знак, как и в случае с другой собственностью, могут перейти залогополучателю. Передача прав на товарный знак может происходить при заключении как договора залога, так и лицензионного договора. Договор должен пройти регистрацию в Роспатенте - федеральной службе по интеллектуальной собственности (товарным знакам, патентам и т.д.). Договор регистрируется в течение двух месяцев с момента подачи заявки. В качестве залога может использоваться только зарегистрированный товарный знак, который принадлежит компании, как юридическому лицу. Договор залога товарного знака передает право третьей стороне использовать товарный знак при наступлении заявленных обстоятельств.