Файл: Менеджмент в условиях развития передовых информационных технологий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По действующей классификации СППР подразделяются таким образом [2, c. 109].

- По взаимодействию с пользователем СППР разделяются на: пассивные (помогают принять решение, но не могут выдвигать конкретные предложения; такие СППР иногда называют системами информационной поддержки принятия решений; это наиболее распространенный тип СППР в настоящее время.) активные (непосредственно участвуют в разработке правильного решения; такие системы могут обосновать, какое именно решение из всех возможных следует выбрать из тех или иных критериев) и кооперативные (позволяют модифицировать, пополнять или улучшать решения, предложенные системой, с помощью их корректировки).

- по способу поддержки СППР подразделяются на: модельно-ориентированные (используют в работе доступ к статистическим, финансовым или другим моделям) основанные на коммуникациях (поддерживают работу нескольких пользователей, объединенных общей делом) ориентированные на данные (имеют доступ к временным рядам организации; используют в работе как внутренние, так и внешние данные) ориентированы на документы (работают с неструктурированной информацией, в различных электронных форматах) ориентированы на знания (предоставляют специализированные решения проблем, основанных на фактах).

- Технически различают СППР предприятия и персональную СППР [3, c.304]. СППР предприятия (Enterprise Resource Planning System) обслуживает группу пользователей и использует большие хранилища информации.

Также СППР условно можно разделить на оперативные (предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации) и стратегические (ориентированные на анализ значительных объемов разнородной информации) [4, c.56]. Это зависит от данных, с которыми эти системы работают. Неотъемлемым компонентом стратегических СППР являются правила принятия решений, которые на основе агрегированных данных дают возможность менеджерам компании обосновывать свои решения, использовать факторы устойчивого роста бизнеса компании и снижать риски. СППР этого типа в последнее время активно развиваются. Технологии этого типа строятся на принципах многомерного представления и анализа данных (OLAP). Когда в состав СППР добавляется база знаний, систему иногда называют интеллектуальной [5]. В ряде случаев СППР, включающие в свой состав частные экспертные системы, относят к классу экспертных СППР [6, c. 307].

Для принятия управленческих решений используются различные информационные технологии:

- CRM (Customer Relationship Management) - системы управления взаимоотношениями с клиентами, которые предназначены для управления внешними отношениями предприятия;


- BI (Business Intelligence) - системы интеллектуальной поддержки аналитической деятельности; они являются хранилищем аналитических данных и включают в себя инструменты обработки информации;

- ERP (Enterprise Resource Planning) – системы планирования ресурсов предприятия; охватывают такие области деятельности предприятия, как планирование и прогнозирование, управления производством, продажами, запасами, закупками, финансами и др. Сегодня генерация отчетности и выполнение анализа нужны как для всего бизнеса, так и для различных его частей - будь то корпоративное транзакционное приложение, база данных или процесс, выполняемый на регулярной основе. Технологии для подготовки отчетности охватывают все аспекты бизнеса, их наличие считается обязательным, а сами они рассматриваются как корпоративный стандарт наряду с другими базовыми технологиями [7, c. 56].

BI (Business Иntelligence) - программное обеспечение, созданное в помощь менеджеру для анализа информации о компании и ее окружении; дальнейшее совершенствование всей системы принятия решений. Большинство инструментов BI пользователи применяют для доступа, анализа и генерации отчетов по данным, которые располагаются в хранилище, витринах данных или оперативных складах данных. Сегодня система BI способна представить состояние всей организации на данный момент с важными показателями и с возможностью детализации.

Основной чертой второго поколения систем BI является то, что они адаптированы к типичному сценарию работы пользователя. Компания Oracle представила новый сервис BI Cloud Service, что позволяет анализировать данные из разных источников. Клиенты могут получать информацию и анализировать ее в любое время, в любом месте с мобильных устройств [8, c.309].

Системный интегратор Шаг запустил сервис «BI as a Service »или BIaaS. Решение рассчитано на крупные организации, заинтересованные в снижении капитальных затрат и ускорении принятия управленческих решений. С помощью этого инструмента можно анализировать и сравнивать большие объемы информации, выстраивать ключевые показатели и принимать бизнес-решения, минуя стадию капитальных затрат на приобретение софта, лицензий и возможной модернизации инфраструктуры [9, c.264].

Обычно малый и средний бизнес не может приобрести и внедрить дорогую BI-систему, и еще держать в штате специалиста для работы с этой системой. Хорватская компания Qualia создала BI-решение, предназначенное специально для малого и среднего бизнеса - BusinessQ. Это довольно простое веб-приложение с низкой стоимостью. Необходим лишь час на изучение и настройку, затем вся необходимая информация в наглядном виде поступает пользователю. Можно создавать не только статичные отчеты, но и интерактивные панели для руководителя, чтобы он был в курсе важных показателей работы компании [10, c.194]


Кроме этого, представлена новая версия BI-системы, которая теперь может работать на iPad и iPhone. Таким образом, руководитель может в удобном графическом виде просматривать аналитику для данных с ERP и CRM, инициировать действия и запускать рабочие процессы непосредственно на своем мобильном устройстве. Это помогает сократить время, необходимое для принятия решений и способствует гибкости и динамичности организации в целом.

Сегодня при создании единого информационного пространства на предприятиях все чаще используются web-технологии интеграции данных и приложений. Таким образом, формируются информационные порталы предприятий [11].

Для всестороннего анализа данных в современных BI используют OLAP-инструменты (online analytical processing). Они позволяют рассматривать различные срезы данных, в том числе временные, позволяющие обнаруживать различные тренды и зависимости (по регионам, клиентам и т.п.), выполнять аналитические операции свертки, детализации, сравнения во времени. Достаточно распространенный термин «OLAP-куб» - это трехмерное представление данных организаций с возможностью построения трендов, аналитики и т.д. Очевидные плюсы такого представления и в других формах анализа данных, в том числе для прогнозирования. Ключевое требование, предъявляемое к OLAP-системам - скорость, что позволяет использовать их в процессе интерактивной работы аналитика с информацией (длительное время ожидания может пагубно влиять на цепочку рассуждений аналитика) [11].

В той или иной степени технологии OLAP используются в значительной части современных ERP-систем. Большинство данных, используемых в OLAP для анализа, генерируемых в других информационных системах (ERP, CRM, HRM и т.д.). Многомерная модель позволяет одновременно вводить данные и легко анализировать их (например, план-факт анализ). Важная задача - многомерный обратный расчет для проигрывания различных вариантов событий при планировании. Примеры программ: Microsoft PerformancePint, Oracle EPB, Oracle OFA, Oracle Hyperion Planning, SAP SEM, Cognos Enterprise Planning, Geac [15, c.198].

Консолидация данных в соответствии с международными стандартами учета, принимая во внимание доли владений, различные валюты и внутренние обороты – актуальная задача в связи с усиленными требованиями проверяющих органов (SOX, Basel II) и выходом компаний на IPO. OLAP-технологии позволяют ускорить расчет консолидированных отчетов и повысить прозрачность всего процесса. Примеры продуктов: Oracle FCH, Oracle Hyperion FM, Cognos Controller [15, c.198].

Итак, СППР является мощным инструментом для выработки альтернативных вариантов действий, анализа последствий их применения и совершенствования навыков руководителя в такой важной области его деятельности как принятие решений. Можно сформулировать следующие преимущества СППР:


- СППР позволяет облегчить работу руководителям предприятий и повысить ее эффективность;

- они значительно ускоряют решение проблем в бизнесе. СППР способствуют налаживанию межличностного контакта;

- на их основе можно проводить обучение и подготовку кадров;

- данные информационные системы позволяют облегчить контроль над деятельностью организации;

- наличие СППР, которая четко функционирует, дает большие преимущества по сравнению с конкурентными структурами;

- благодаря предложениям, предъявляемым СППР открываются новые подходы к решению каждодневных и нестандартных задач [12].

Надо сказать также о проблемах, которые ждут предпринимателей при внедрении СППР. Необходимо осознавать, что решение о внедрении СППР на предприятии принимается только тогда, когда это действительно обосновано. Еще до начала проекта необходимо абсолютно точно определить, какие именно выгоды принесет внедрение BI [16, c.78]. Обоснование строится либо на оценке уже существующей системы при появлении новых потребностей, или на прогнозе, в случае, если построение системы начинается с нуля. Часто внедрение СППР бывает обусловлено конкуренцией, которая растет, и необходимостью дать ответ на вызовы рынка. Иногда внедрение СППР бывает актуально при поглощении другой компании и существенном увеличении масштабов бизнеса: в таком случае, инструменты СППР позволяют обеспечить его прозрачность. Одна из самых распространенных ошибок, допускаемых при выборе СППР является то, что неверно оцениваются потребности предприятия в сравнении с теми потребностями, на которые рассчитана выбрана конфигурация и состав информационной системы [17, c.89].

Первым и необходимым шагом при внедрении СППР является разработка целей и задач. Для кого предназначена система (кто основной потребитель)? Необходимо также продумать и оценить масштабы внедрения СППР в организации. С какими объемами данных придется иметь дело? Сколько компания готова за все это заплатить и тратить на дальнейшее развитие и обслуживание?

Отдельной задачей является вопрос сбора и обработки исходных данных. Какие преимущества у компании в способах доставки данных к потребителю? Именно корректность данных является необходимым условием для принятия верных и своевременных управленческих решений, в конечном итоге является мерилом качества созданного СППР-решения.

Важным аспектом проекта внедрения является оценка результатов проведенных работ, детальный анализ которых может дать ответ на природу возникших трудностей, а полученный опыт может быть применен как на этом же предприятии в случае дальнейших изменений, так и на похожих предприятиях [13, c.45].


Большинство причин, по которым проваливаются проекты внедрения, связанные с самим предприятием, на котором внедряется та или иная система: это может быть не совсем корректная постановка руководством предприятия тех целей и задач, ради которых и происходит внедрение информационных систем. Часто от внедрения системы ждут, что бизнес предприятия внезапно станет приносить прибыль. И когда этого не происходит, наступает разочарование в информационных технологиях вообще [10, c.194].

Иногда бывают ситуации, когда высшее руководство не оказывает поддержки во внедрении BI-проекта, перекладывая все это на плечи отдела АСУ, который, как правило, неясно представляет себе реальные потребности бизнеса в целом и не наделен расширенным набором функций и полномочий. В результате проект не может дать желаемых результатов. [11].

Оценка окупаемости СППР-решений – задача сложная и не имеет на сегодняшний момент стандартных общепризнанных решений. Существует мнение, что просчитать возврат инвестиций от внедрения СППР в течение начального периода использования практически невозможно, поскольку основные преимущества станут очевидны только в долгосрочной перспективе [18].

Для оценки потенциальной успешности СППР-проекта эксперты предлагают изучать аналогичные внедрения в других компаниях и сравнивать их результаты со своими целями и задачами. Информационные технологии как инструмент повышения эффективности основного бизнеса необходимо использовать продуманно и взвешенно. Положительный эффект достигается только в том случае, если у руководства предприятия существует четкое представление о путях решения поставленных целей и задач. Иначе этот мощный, к тому же дорогой и сложный инструмент пользы бизнесу не принесет, а средства на информационные технологии будут потрачены впустую.

2.2 Техническое обеспечение информационных технологий управления

Под техническим обеспечением понимают состав, формы и способы эксплуатации различных технических устройств, необходимых для выполнения информационных процедур: сбора, регистрации, передачи, хранения, обработки и использования информации. Техническое обеспечение информационной системы - это комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. Таким образом, к элементам технического обеспечения относятся: комплекс технических средств, организационные формы использования технических средств, персонал, работающий на технических средствах, инструктивные материалы по использованию техники [18].