Файл: Менеджмент в условиях развития передовых информационных технологий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второе поколение ИС (1970-1980- е гг.): Первые шаги к децентрализации ИС, в процессе которой пользователи стали продвигать информационные технологии в офисы и отделения компаний, используя мини-компьютеры типа DЕС VАХ. Параллельно началось активное внедрение высокопроизводительных СУБД типа dв2 и пакетов коммерческих приложений. Таким образом, кардинальным новшеством ИС этого поколения стала двух- и трехуровневая модель организации системы обработки данных (центральная ЭВМ – мини компьютеры отделений и офисов) с информационным фундаментом на основе децентрализованной базы данных и прикладных пакетов.

Третье поколение ИС (1980 - начало 1990-х гг.): Бум распределенной сетевой обработки, главной движущей силой которой был массовый переход на персональные компьютеры (ПК). Логика корпоративного бизнеса потребовала объединения разрозненных рабочих мест в единую ИС, в результате чего появились исчислении сети распределенной обработки. Однако уже вскоре в одноранговых сетях стали проявляться первые признаки иерархичности - сначала в виде выделенных файлов-серверов, серверов печати и телекоммуникационных серверов, а затем и серверов приложений. На каком-то этапе растущую потребность в концентрации ресурсов ИС, ответственных за администрирование системы (организации исчисления процесса), поддержку корпоративной базы данных и выполнения связанных с ней централизованных приложений, удалось удовлетворить в так называемой модели "среднего калибра" за счет использования UNIХ-серверов, которые выпускаются IВМ, DЕС, Hewlett-Packard, Sun и др. Поэтому рынок серверов стал одним из самых динамичных секторов компьютерной индустрии [12].

Четвертое поколение ИС. Отличительные черты современных ИС, прежде всего иерархическая организация, в которой централизованная обработка и единое управление ресурсами ИС на верхнем уровне сочетается с распределенной обработкой на нижнем, и определяются синтезом решений, апробированных в системах предыдущих поколений [13, c.45].

В настоящее время основной класс информационных систем, используемых в практике отечественных и зарубежных предприятий, составляют ERP-системы (EnterpriseResourcePlanning)системы планирования ресурсов предприятия для всех основных видов деятельности, в которой ведется единая база данных по всем подразделениям и задачам, что упрощает доступ к информации всем подразделениям [14, c. 55].

Согласно прогнозу компании AlliedMarketResearch (AMR) мировой рынок ERP-систем к 2020 году достигнет $41,69 млрд., при этом среднегодовой темп роста в течение 2014-2020 гг. будет составлять порядка 7,2% [15, c.197].


Объем российского рынка ERP-систем (включая продажу лицензий, услуг по внедрению и сопровождению программ, а также облачных сервисов) по итогам 2017 г. вырос на 4% и составил, по данным агентства TAdviser, 99,2 млрд. рублей. Но по итогам 2018 года эксперты прогнозируют падение рынка примерно на 20% в рублях [15, c.198].

На сегодняшний день типичный подход к вопросу автоматизации на предприятии или организации связан в основном с бессистемным накоплением приложений, работающих с отдельными бизнес-процессами. Возможно, это оправдывает себя на этапе становления малого бизнеса, но не позволяет руководству крупного предприятия или организации достичь совокупности вышеперечисленных целей. Но сейчас уже многие понимают необходимость создания корпоративной информационной системы, что, в свою очередь, неизбежно приводит к кардинальному пересмотру роли средств и отделов автоматизации.

1.3 Место процессов обработки информации в обществе

Термин «информационное общество» и проекты создания такого общества впервые появились в последней трети XX века в США и странах Западной Европы. С тех пор понятие информационного общества прочно заняло свое место не только в лексиконе специалистов по информатике, но и в языке политических деятелей, экономистов, ученых других специальностей. Как правило, это понятие ассоциируется с развитием информационных технологий и средств телекоммуникаций, позволяющие на базе гражданского общества (или, по крайней мере, декларируемых его принципов) осуществить новый эволюционный скачок, чтобы ввести цивилизацию в XXI век уже в виде информационного общества или, по крайней мере, его начального этапа [13, c.43].

Информатизация - это совокупность взаимосвязанных, правовых, политических, социально-экономических, научно-технических и производственных процессов, направленных на удовлетворение информационных потребностей отдельных граждан и общества в целом и которые используют для этого современные информационные технологии и автоматизированные информационные системы. Более того, западная общественно-политическая мысль выдвинула различные варианты концепции информационного общества, имеющие своей целью объяснить явления, порожденные новым этапом научно-технического прогресса [16, c.78].

Ключевым элементом информационного общества являются системы хранения, обработки и передачи цифровой информации (в том числе телекоммуникации). Не случайным является тот факт, что информационное общество утвердилось сначала в тех странах (Япония, США, Западная Европа), в которых в 1960 ... 70-х годах сформировались развитые телекоммуникационные сети. Говоря об информационном обществе, его следует понимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современной цивилизации [11]. В целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества:


- структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы;

- возросшее осознание важности информации;

- растущее понимание необходимости компьютерной грамотности;

- широкое распространение информационных технологий;

- поддержка правительством развития компьютерной микро- и наноэлектронных технологии и телекоммуникаций [12].

Качественно новым моментом является возможность управления большими комплексами организаций и производственных систем, который требует координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Идет бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, кибернетика, теория принятия решений, теория игр и т.д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств. Говоря об изменениях и сдвигах, способствующих переходу современного общества в качественно новую стадию, сторонники рассматриваемой концепции (информационного общества) опираются на объективные процессы развития наукоемких, энерго- и трудосберегающих отраслей экономики, процессы роботизации производства, компьютеризации и информатизации важнейших сфер общественной и политической жизни. Действительно, в настоящее время от новейших наукоемких и энергосберегающих компонентов техники зависит решение таких жизненно важных вопросов, как экономический рост, занятость, повышение жизненного уровня и т.д [17, c.123].

Эффективность функционирования экономики любого объекта во многом зависит от умения руководителей разного уровня тщательно готовить и обосновывать принимаемые решения. Условия рыночной (конкурентной) экономики выдвигают серьезные требования к качеству, своевременности, полноты, достоверности экономической информации, глубины анализа экономических показателей [18]. Назначение ИС заключается в описании экономического объекта, его состояний, взаимодействия, которые выражаются через экономические показатели. Назначение ИС в экономике - это автоматизация расчетов, под которой понимают человеко-машинное решение экономических задач. Управление экономикой основывается на информации и порождает новую информацию. Определенной системе управления экономическим объектом соответствует своя информационная система, которую называют экономической информационной системой [15, c.198].

Экономическая информационная система - это совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств и менеджеров разных уровней, участвующих в процессе переработки информации и принятии управленческих решений. В каждой из ИС организуется и ведется работа по следующим направлениям:


- выявление информационных потребностей;

- отбор источников информации;

- сбор информации;

- ввод информации из внешних или внутренних источников;

- обработки информации, оценка ее полноты и значимости и представление ее в удобном виде;

- вывод информации для предоставления ее потребителям или передачи в другую систему;

- организация использования информации для оценки тенденций, разработки прогнозов, оценки альтернатив решений и действий, выработки стратегии;

- организация обратной связи по информации, переработанной людьми данной организации, коррекция входящей информации [19, c. 15].

Все это осуществляется с помощью тех или иных информационных технологий в рамках ИС. Для любой организации (учреждения) существенным является установление регламента функционирования ИС - от выявления информационных потребностей к использованию информации. Речь идет о типизации задач, решаемых в организации, установления периодичности получения, обработки и использования информации, стандартизации входных и выходных документов, стандартизации процедур обработки информации. В основе любой системы лежит процесс. В основе ИС - процесс производства информации. В этом смысле можно рассматривать ИС как систему управления, где этот процесс является объектом управления [19, c.16].

Существуют три уровня управления: стратегический, тактический и оперативный. Каждый из этих уровней имеет свои задачи, при решении которых возникает потребность в информации, то есть информационные запросы к информационной системе [14, c. 45]. Эти запросы направлены к соответствующей информации в информационной системе. Информационные технологии позволяют обработать запросы и, используя имеющуюся информацию, сформулировать ответ на эти запросы.

Таким образом, на каждом уровне управления появляется информация, что служит основой для принятия соответствующих решений. Запросы к ИС и, следовательно, процедуры формирования ответов на них можно разделить на рутинные и нерутинные. Рутинные процедуры характеризуются заданностью начальной и исходной информации, а также определенностью алгоритма получения последней с первой. Выделение рутинных задач и процедур обработки информации позволяет их формализовать, а в дальнейшем и автоматизировать. Если рутинные повседневные действия автоматизированы, то гораздо проще обрабатывать нерутинные случайные запросы. ИС могут работать как с применением технических средств, так и без них (в зависимости от экономической целесообразности). Рост объемов информации в ИС организаций, потребность в ускорении и более сложных способах ее обработки обусловливают необходимость автоматизации работы ИС, то есть автоматизации обработки информации.


2. Основные функции и значение информационных технологий в менеджменте

2.1 Информационная технология как инструмент формирования управленческих решений

Процесс принятия решения содержит в себе много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие составляющие как проблемы, цели, альтернативы и решения [1, c. 25]. Эффективность управления компанией зависит от использования многих факторов в комплексе, в том числе, от процедуры решений и их практической реализации. Но для того, чтобы решение руководства было эффективным и действенным, оно должно следовать определенным методологическим основам.

Выбор цели действий (этап целеполагания) обычно возлагается на человека и, в связи с его неформализованостью, математическими методами и техническими средствами практически не поддерживается. Для того чтоб оценить возможность достижения цели и выработки рациональных воздействий, управляющих в рамках реализации цикла управления, обычно используют специализированные средства и методы поддержки принятия решений. Спектр программных средств, которые реализуют объективные математические методы поддержки принятия решений, достаточно широк: от отдельных программ обработки информации и решения расчетных задач до автоматизированных систем поддержки решений и экспертных систем [3, c. 86].

Важными аспектами качественной характеристики СППР является степень ее интеграции в проектный процесс управления и возможность поддержки процедур штатного и кризисного управления. В современных разработках СППР преимущественно реализуются или модели кризисного управления, связанные с выводом сложной системы из кризиса в условиях неопределенности исходных обстоятельств, или методы интеллектуального анализа для процедур стратегического планирования [6, c.305]. Для комплексных технических реализаций СППР нужно значительно больше усилий по интеграции промышленных продуктов в комплексную технологию.