Файл: Менеджмент в условиях развития передовых информационных технологий.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность информационных технологий
1.1. Понятие и классификация информационных технологий
1.2. Этапы развития информационных технологий
1.3 Место процессов обработки информации в обществе
2. Основные функции и значение информационных технологий в менеджменте
2.1 Информационная технология как инструмент формирования управленческих решений
2.2 Техническое обеспечение информационных технологий управления
Комплекс технических средств - это совокупность взаимосвязанных технических средств, предназначенных для автоматизированной обработки данных. Требования к комплексу технических средств:
- минимизация затрат на приобретение и эксплуатацию;
- надежность;
- защита от несанкционированного доступа
- рациональное распределение по уровням обработки [19, c.16].
В комплексе технических средств выделяются:
1. Средства сбора и регистрации информации:
- автоматические датчики и счетчики для фиксации наступления каких-либо событий, для подсчета значений отдельных показателей;
- веса, часы и другие измерительные устройства;
- персональные компьютеры для ввода информации документов и записи ее на носителе;
- сканеры для автоматического считывания данных с документов и их превращения в графическое, цифровое и текстовое представление.
2. Комплекс средств передачи информации:
- GPS связь;
- компьютерные сети (локальные, региональные, глобальные)
- средства телеграфной связи;
- радиосвязь;
- спутниковая связь и др
3. Средства хранения данных
- оптические диски (CD, DVD)
- USB-накопители (flash)
- жесткий диск (HDD) [15, c.197].
4. Средства обработки данных или компьютеры, которые делятся на классы:
- суперкомпьютеры;
- стационарные персональные компьютеры;
- ноутбуки;
- планшетные компьютеры;
- карманный компьютер.
Они отличаются технико-эксплуатационными параметрами (объемы памяти, быстродействие и др.)
5. Средства вывода информации:
- мониторы;
- принтеры;
- плоттеры.
6. Средства организационной техники:
- изготовление, копирование, обработки и уничтожения документов;
- специальные средства (банкоматы), детекторы подсчета денежных купюр и проверки их достоверности и пр [17, c.99].
К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств) - централизованная и частично или полностью децентрализованная. Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших компьютеров и вычислительных центров. Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах [14, c.78].
Перспективным подходом следует считать, пожалуй, частично децентрализованный подход - организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных и больших компьютеров для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем. Способы использования технических средств принято называть организационными формами использования машин. На практике их применяется два вида:
1) Вычислительные центры,
2) локальные автоматизированные рабочие места (АРМ) и вычислительные сети [13, c.45].
Вычислительные центры применяются на крупных предприятиях, в банках, государственных органах. Это специфические предприятия по обработке информации. Они оснащаются большими ЭВМ, а в качестве вспомогательных используются персональные компьютеры и терминалы. На вычислительных центрах есть система управления (руководства), отделы постановки задач, программирование, обслуживание машин, а также производственные подразделения - группы приема документов, перенос информации на носитель, администрация банков данных, выпуска информации, размножение материалов и т.д. Для автоматизированных рабочих мест (АРМов) специалистов характерно размещение компьютеров на рабочих местах, по отдельным участкам учета, которые могут соединяться в сети, подключаться к большим ЭВМ.
2.3 Программные средства информационной системы управления
Информационная технология предполагает сочетание аппаратного и программного обеспечения. Под программным обеспечением (ПО) информационных систем понимают совокупность программных и документальных средств для создания и эксплуатации систем обработки данных средствами вычислительной техники. Все программное обеспечение записывается на носителе и сопровождается описаниями - эксплуатационной документацией, которая тоже может быть записана на те же носители информации, а затем распечатана. Программное обеспечение может распределяться по уровням. Многие программы работают, опираясь на программы подчиненные, более низкого уровня, или зависят от работы других программ [16, c. 105].
Взаимодействие и соотношение различных программ между собой называется программным интерфейсом. Возможность существования программного интерфейса (как и аппаратного) обусловлена существованием технических условий и протоколов взаимодействия, а на практике обеспечивается распределением программ на несколько уровней, взаимодействующих между собой. Уровни программного обеспечения представляют собой пирамидальную структуру, в которой каждый следующий уровень опирается на предыдущие. Такое разделение удобно для всех этапов работы с информационной системой, начиная с установки программ до практической эксплуатации и технического обслуживания. Каждый более высокий уровень повышает функциональность всей системы. Так, например, вычислительная система с программным обеспечением базового уровня (компьютер в момент приобретения, после сборки) не способна выполнять обработку информации, но позволяет установить системное программное обеспечение [12].
В зависимости от функций, которые выполняет программное обеспечение, его можно разделить на две группы: базовое (системное) программное обеспечение и прикладное программное обеспечение. Базовое ПО организует процесс обработки информации в компьютере и обеспечивает соответствующее рабочую среду для прикладных программ. Базовое ПО тесно связано с аппаратными средствами, его иногда считают частью компьютера. Системное программное обеспечение - это программы, обеспечивающие функционирование ИС, как средства обработки информации и выполнения пользователем различных вспомогательных операций (таких как форматирование и проверка носителей информации, проверка работоспособности систем компьютера, операций с файлами и др.) [11]
Прикладное программное обеспечение - это программы, непосредственно обеспечивающие выполнение задач пользователя (создание и редактирование текстов и графических изображений, выполнения табличных расчетов, работа с базами данных и др.) Потребность в разработке новых программ возникает потому, что несмотря на наличие десятков тысяч различных программ, у пользователя может возникнуть необходимость иметь что-то такое, чего не выполняют (или выполняют не так) существующие программы. Тогда и следует использовать системы программирования для создания новых программных продуктов. Следует заметить, что границы между приведенными классами программного обеспечения или программ весьма условны. Например, в состав программ системного характера может входить редактор текстов, то есть программа прикладного характера. То же самое можно сказать относительно инструментальных систем. Они могут использоваться не только для создания новых программ, но и для эксплуатации существующих пользовательских программ, то есть использоваться как программы, имеющие прикладной характер [18].
Таким образом, предприятие, получая оперативный доступ к мировым информационным ресурсам, имеет возможность на основе изучение других рыночных продуктов (товаров и услуг) позиционировать свой товар так, чтобы отличить его, выделить и представить потребителю в привлекательном аспекте. Следовательно, ускорение научно-технического и информационного прогресса предъявляет все более высокие требования к информационному обеспечению органов управления. Эффективность этого вида деятельности, ставит своей целью подготовку и обоснование управленческих решений, что во многом предопределяет эффективность управления в целом.
Заключение
В последние годы информационные системы и технологии находят все более широкое применение в повседневной деятельности. Никого уже не удивляет наличие компьютера в кабинете начальника службы или отдела. При этом умение использовать в своей деятельности современные информационные системы является неотъемлемым требованием к специалисту.
Скорость развития современных технологий обработки больших объемов служебной информации требует от пользователей не только умения работать с существующими информационными системами, но и самостоятельно овладевать вновь созданными.
Проанализировав развитие ИС и ИТ как в Советском Союзе, так и на западе, заметив сходство их эволюции и специфику, которая их отличает, мы все равно должны понимать, что на ситуацию внедрения и применения ИС сегодня в России существенное влияние осуществили как одни, так и другие. Хотя сейчас на российском рынке представлен достаточно широкий спектр программных продуктов отечественной разработки в области ИС, все они еще не могут в полной мере конкурировать с мировыми лидерами этого направления В целом российский рынок ИС сегодня разделен между западными и российскими ИС не по отраслевому признаку, а по масштабам предприятий. Большинство пользователей западных ИС - это крупные предприятия нефтегазовой отрасли, тяжелой промышленности и машиностроения. Информационная технология управления компанией предусматривает объединение в единый комплекс всех технических средств обработки информации с использованием современной методологии и различных процедур по обработке информации. Выбор программного обеспечения информационной технологии фирмы определяется требованиями к современной технологии, перечнем решаемых задач и конфигурациею комплекса технических средств, которые использует предприятие.
Долгосрочные цели предприятия закладываются в настоящем. Экономия на качестве управленческого решения принесет в будущем серьезные экономические потери из-за реализации и тиражировании некачественного решение в следующих этапах. Предприятие, чтобы быть конкурентоспособным, должно основываться на новейших достижениях и в связи с этим переориентироваться на более совершенные технологии. Руководителю любого ранга должны обеспечить необходимую помощь в выработке и обосновании решений, адекватных условиям и воздействиям со стороны среды. Менеджмент должен рассматриваться как процесс принятия функциональных решений в среде информационных технологий.
В общем можно сделать вывод, что в настоящее время существует очень много программного обеспечения для автоматизации как профессиональной деятельности менеджера, так и процесса его саморазвития. Большинство программного обеспечения или является бесплатным, или имеет умеренную цену. В тоже время результат от работы с IT-технологиями может быть впечатляющим:
1) экономия ресурсов (в частности, трудовых и временных), повышение эффективности;
2) высвобождение времени для решения насущных вопросов, которые непосредственно касаются достижения цели;
3) облегчения информационного обмена и работы над проектами, ускорение документооборота и оформления документации;
4) более эффективное планирование и реализация как общей стратегии предприятия, так и маркетинговой, финансовой, HR-стратегий;
5) легче продвижение, упрощение процесса взаимодействия с целевой аудиторией;
6) контроль за финансовыми затратами, дебиторской и кредиторской задолженностью;
7) широкий аналитический инструментарий, не требует определенных усилий для создания отчетности;
8) возможность интегрирования между собой большой количества программного обеспечения и тому подобное.
Список использованных источников
1.Абакумова Н.Н Подготовка специалистов и инновационная экономика // Вестник НГУЭУ, 2015, №3. С. 161
2.Абдикеев Н.М. Информационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 214 С.
3.Барановская Т.П., Лойко В.И., Семенов М.И., Трубилин А.И. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник. - 2-е изд., доп. и перераб. /Под ред. В.И. Лойко. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 416 с.
4.Белецкая Л. В. Информационные технологии в бизнесе. В 3 ч. Ч. 1. Краткий курс: учебное пособие / Л. В. Белецкая, В. П. Киреенко, Н. Н. Поснов; под ред. Т. В. Борздовой. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2015. – 86 с.
5.Душкин А.В., Даньшин Ф.А., Информационно-аналитическая модель процесса принятия решений в кадровых органах силовых ведомств в условиях неопределенности [Статья] // «Фундаментальные исследования». 2015. №2 (часть 15) – С. 3252-3256
6. Захарова, Е. Н. Инновационная парадигма развития современного предпринимательства / Е. Н. Захарова, В.В. Прохорова, В. А. Ткаченко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2014. - № 3. – С. 305-310.
7. Иванова Т.Д., Использование информационных технологий с целью повышения эффективности управленческих решений. [Статья] // «Научный альманах». 2015, №2 (4).