Файл: Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования ЮжноУральский государственный университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 236
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
111 актами, принятыми органами местного самоуправления. Это привело к сокращению сроков согласования инвестиционных проектов с 90 дней до 30.
Опыт работы Проектного офиса, пакет документов, регламентирующих его деятельность, как пример может быть использован при детальной разработке структуры и функционала группы «Территориальное планирование» Копейского городского округа.
Итак, выдвинутое нами предложение по улучшению процесса территориального планирования и стратегического развития позволит решить все выявленные проблемы с привлечением минимальных ресурсов.
Применение проектной группой «Территориальное развитие» опыта «Центр инвестиционного развития и предпринимательства – Проектный офис»
Саткинского муниципального района даст организационный эффект. Оценить этот организационный эффект можно как разницу по срокам согласования и утверждения инвест-проектов.
Эффект = 90 дней – 30 дней = 60 дней.
Организационная эффективность = (Эффект/ первоначальные затраты времени на согласование) х 100 % = 67 %
Такое значительное сокращение сроков согласования и утверждения роектов инвестиций значительно повышает шансы муниципального образования привлечь инвесторов.
Дополнительное обучение и курсы повышения квалификации для сотрудников
Администрации городского округа обязательны в рамках действующих нормативных актов и инструкций. Разработка и поддержка нового сайта проводится штатными IT-специалистами Администрации. Сайт может находиться на сервере Администрации. Не требуется больших площадей, помещений для размещения Группы. Достаточно выделить кабинет и набор офисной техники для референта Руководителя Группы и регулярно использовать конференц-зала для проведения совещаний.
112
Затраты на оплату труда референта Руководителя Группы, могут быть скомпенсированы, незначительным, на уровне долей процента, снижением заработной платы специалистов всех подразделений, причастных к территориальному и стратегическому планированию. Это довольно справедливо, так как введение новой штатной единицы снимает со специалистов подразделений Администрации некоторую толику работы.
Вознаграждение сотрудникам Группы должно быть напрямую привязано к эффективности их деятельности. На наш взгляд, это могут быть некие бонусы, по истечении отчетного периода, начисляемые в соответствии с разработанными ключевыми показателями эффективности. Разработка ключевых показателей эффективности является процессом достаточно сложным. Эти показатели должны комплексно отражать эффективность деятельности Группы. Просто объемы привлеченных инвестиций не могут и не должны быть ключевым показателем.
Показатели должны отражать эффективность деятельности Группы и успешность каждого принятого проекта развития и территориального планирования.
Одной из групп показателей экономической эффективности территориального планирования муниципального образования могут быть показатели, вычисленные по методу Креймера.
3.2 Метод анализа экономической эффективности территориального планирования муниципального образования по методу Креймера
Теоретическим обоснованием применимости метода Креймера являются изменения в нормативно-правовой базе, регламентирующей деятельность по территориальному планированию. Ранее, до принятия последней редакции
Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ, в ред. от 30.12.2015, определившего приоритеты территориального планирования, инвестиционная деятельность осуществлялась в интересах капитального строительства и для достижения экономических результатов. Экономические
113 результаты инвестиционной деятельности оценивались по нормативно- методическим документам:
1. О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения. Постановление Правительства РФ от 12.08.2008 №590 (в редакции от 25.09.2014);
2. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Утверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов
РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике №ВК 477 от 21.06.1999 г.;
3. Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований
Инвестиционного фонда Российской Федерации. Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 октября 2009 г. №493.
Анализ экономической эффективности территориального планирования направлен на оценку условий достижения проектных решений в инвестиционной деятельности, предусмотренной Федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». (Закон РСФСР от 26.06.1991 №1488-1 в ред. от
19.07.2011г. и «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».)
В Федеральном законе от 25.02.1999 №39-ФЗ в ред. от 28.12.2013г. определено: «Инвестиционная деятельность – это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций» (ст. 1, ФЗ №1488-1), которую обязаны осуществлять в соответствии с градостроительными документами. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, а также нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не
114 могут противоречить Градостроительному кодексу, это прописано в статье 3,
Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Для последующего анализа экономической эффективности территориального планирования муниципального образования используются открытые статистические и периодические данные. В «Методических рекомендациях по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов РФ», приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от
19.04.2013 №169, пункт 1.4 «Исходные данные и материалы для подготовки проекта», описано построение базы данных. Таблица показателей, вычисленных по методу Креймера, в полной мере соответствует этим рекомендациям. Для того, чтобы реализовать в должной мере «каркасный принцип» территориальное деление муниципального образования должно соответствовать законодательным нормам о категориях землепользования.
I. Экономический каркас. Площадь муниципального образования составляет
3,5576 × 10 8
м
2
. Экономический каркас формируют земли различного назначения.
II. Социальный каркас. Социальный каркас формируется на землях муниципального образования. Градостроительный регламенты всех земельных участков в исследуемом населенном пункте в обязательном порядке должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям федерального закона.
Социальный каркас формируется за счет инвестиций в освоение и развитие территории муниципального образования и в население, как в «человеческий капитал». Формирование начинается с федерального уровня. Для этого совместно с территориальным планированием по Градостроительному Кодексу с 2015 года предусматривается разработка и утверждение пространственного развития
Российской Федерации, мониторинг и контроль над его реализацией.
В
Постановление Правительства РФ от 20.08.2015 №870 говорится о необходимости разработки «предложений о совершенствовании системы расселения на территории РФ и приоритетных направлениях размещения
115 производительных сил на территории РФ». На перспективу формируется расходная и доходная часть бюджета.
Экологический каркас формируют земли водного фонда, земли лесного фонда
(4982,2 га) и земли особо охраняемых территорий объектов. Градостроительные регламенты земельных участков в муниципальном образовании должны соответствовать требованиям категорий землепользования.
Для построения
Метода оценки экономической эффективности
Территориального
Планирования возьмем следующие характеристики муниципального образования.
Показатели эффективности (таблица), приведены в виде:
удельных показателей (1, 5, 6, 8 и 11), отражающих созданный и накопленный потенциал;
долей (3, 7, 9 и 10), отражающих синергетику административно- территориального деления;
коэффициентов (2, 4, 12 и 13), отражающих возможности планирования и управления.
Математические значения приведены экспоненциальной форме
1 2 3 4 5 6 7 8
N × 10
n
, где n могут принимать значения от – 4 до +4. Степень n отражает устойчивый и достигнутый уровень изучаемого признака, а число N – статистические условия измерения и вычисления. Поэтому в таблице для 13 показателей приведены степени n. Для нулевой степени (10 0
) значение изучаемого признака по N находится в диапазоне 1–9.
Проводя расчеты по методу Креймера, заполняя таблицу 11, по итогам каждого отчетного периода, получаем конкретный набор показателей, в полном объеме отражающих эффективность территориального планирования, как одного из параметров оценки эффективности деятельности Группы.
Некоторый период, предшествующий созданию Группы, можно считать базовым и впоследствии использовать для вычисления отклонений и анализа динамики эффективности. Так как проект Челябинской агломерации впервые был
116 вынесен на публичное рассмотрение в 2014 году, то мы считаем возможным рассматривать 2015 год, как базовый период.
Исходные данные по расчетам получены на официальном сайте
Администрации
Копейского городского округа.
Режим доступа: https://akgo74.ru/files/ispolnenie_byudzheta_kopejskogo_gorodskogo_okruga_za_2015
_god.pps и «Генеральный план Копейского городского округа (внесение изменений в Генеральный план), выполненный ООО «УАИ», утвержденный решением собрания депутатов Копейского городского округа №149-МО от
25.05.2016 г.» с.171
Таблица 11 – Показатели экономической эффективности территориального планирования по методу Креймера за 2015 год
Показатели
Показатели по оценке преодоления географического детерминизма
Показатели эффективности формирования экономического разреза (каркаса)
1 2
3 4
5 6
Копейский городской округ
4,146х10 0
3,715х10 0
1,837х10
-1 3,001 х10 0
9,907х10 2
2,0425х10 4
Показатели эффективности формирования социального разреза (каркаса)
Показатели эффективности формирования экологического разреза (каркаса)
Показатели
7 8
9 10 11 12 13
Копейский городской округ
7,089х10
-1 6,042х
10 3
8,134х
10
-1 1,340х10
-1 1,950х10 2
1,095х10
-3 2,753х10
-1
Показатели по оценке преодоления географического детерминизма
Это показатели, отражающие преодоление взаимозависимость между обществом, населением территории муниципального образования и географической средой.
117 1.Плотность заселения [чел. на га] = (Численность населения, человек) /
(Сведения о площади муниципального образования, площадь, га).
Таблица 12 – Плотность заселения на 2015 год
№ п/п
Наименование показателя
2015 1
Численность постоянного населения (на начало года), тыс.чел
147,5 2
Сведения о площади муниципального образования, площадь, га
35576,1 3
Плотность заселения, (чел. на га)
4,146х10 0
2.Доминирующий способ преодоления географического детерминизма
[безразмерная] = (Площадь земель населенного пункта, га) / (Площадь земель промышленности и сельскохозяйственного назначения, га).
Таблица 13 – Территория округа по видам функционального назначения
№ п/п
Показатели
Единица измерения
Современное состояние
1 2
3 4
Общая площадь земель городского округа га / %
35576,1
В том числе земли
- населенных пунктов, из них:
-"-
24273,0/68,2
- г. Копейск
-"-
23671,0/66,5
- СНП (сельских населенных пунктов) округа
-"-
602,0/1,7
- лесного фонда
-"-
1693,3/4,8
- водного фонда
-"-
1552,0 / 4,4
- особо охраняемых
-"-
-
- сельхоз-назначения
-"-
5818,0 / 16,3
- промышленности, энергетики, транспорта
-"-
715,7 / 2,0
- иного назначения
-"-
1524,1/ 4,3
118
Таблица 14 – Доминирующий способ преодоления географического детерминизма
№ п/п
Наименование показателя
2015 1
Площадь земель населенных пунктов, га
24273,0 2
Площадь земель промышленности, га).
715,7 3
Площадь земель сельскохозяйственного назначения, га).
5818,0 4
Доминирующий способ преодоления географического детерминизма (безразмерная)
3,715х10 0
Показатели эффективности формирования экономического разреза (каркаса)
3.Формирование экономического каркаса [безразмерная] = (Площадь земель промышленности и сельскохозяйственного назначения, га) / (Сведения о количестве и площадях муниципального образования, га).
Таблица 15 – Формирование экономического каркаса
№ п/п
Наименование показателя
2015 1
(Сведения о количестве и площадях МО) Площадь земель населенного пункта, га
35576,1 2
Площадь земель промышленности, га).
715,7 3
Площадь земель сельскохозяйственного назначения, га).
5818,0 4
Формирование экономического каркаса (безразмерная)
1,837х10
-1 4.
Производительность на основе финансовой обеспеченности [безразмерная]
= (Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), тыс. рублей) / (Фонд начисленной заработной платы, тыс. рублей в год).
119
Таблица 16 – Формирование экономического каркаса
№ п/п
Наименование показателя
2015 1
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без
НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), тыс. руб.
26 749 600,000 2
Фонд начисленной заработной платы, тыс. рублей
8 914 017,6000 3
Производительность на основе финансовой обеспеченности
(безразмерная)
3,0008 х10 0
5. Производительность на основе трудовой деятельности [тыс. руб. на чел.] =
(Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), тыс. рублей) / (средняя численность работников, человек за отчетный период. г).
Таблица 17 – Формирование экономического каркаса
№ п/п
Наименование показателя
2015 1
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг
(без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), тыс. рублей
26 749 600,000 2
Средняя численность работников человек за отчетный период, чел.
27 000,000 3
Производительность на основе трудовой деятельности, тыс. руб. на чел.
9,907х10 2
6.Обеспеченность бюджетных поступлений [руб. на чел.] = (Исполнено консолидированный бюджет муниципального образования и территориального государственного внебюджетного фонда, рублей) / (Численность населения на отчетный период).